Программа математического кружка "Занимательная математика" (форма 6)
рабочая программа по математике
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бекринская муниципальная основная общеобразовательная школа
муниципального образования «Темкинский район» Смоленской области
«Рассмотрена» на заседании ШМО Протокол от «___» _________2020г. № _________ Председатель ШМО: _______________/Федулова Е.Ф./ | «Принята» на заседании педагогического совета Протокол от «____»___________2020 г. №________ | «Утверждена» приказом от «___»____________2020 г. № ______ Директор школы: ____________/Петрова Л. С./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
ДЛЯ 5 – 8 КЛАССОВ
Учитель: Фролова Нина Ивановна
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для проведения математического кружка: «Занимательная математика» с учащимися 5- 9 –го классов.
Рабочая программа состоит из пояснительной записки; краткого содержания курса, краткого и развёрнутого тематического планирования.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Наряду с решением основной задачи занятия в математическом кружке предусматривают формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.
Решить эти задачи позволяет программа математического кружка «Занимательная математика», рассчитанного на 35 часов (1 час в неделю)..
Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности.
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.
Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися в 5-9 классах.
Для занятий математического кружка «Занимательная математика» предлагаются несколько небольших фрагментов, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой – позволяют познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале и, главное, порешать интересные задачи.
Уровень сложности этих заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Как показывает опыт, они интересны и доступны обучающимся, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития.
Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.
Цели:
- расширение кругозора, развитие логического мышления, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
- развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- повышение математической культуры ученика;
- воспитание настойчивости, инициативы.
В основу составления программы математического кружка положены следующие педагогические принципы:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Обучающие задачи
- учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления;
- учить быть критичными слушателями;
- учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;
- учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;
- учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения.
- изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;
- демонстрировать высокий уровень надпредметных умений;
- достигать более высоких показателей в основной учебе;
- синтезировать знания.
Развивающие задачи
- повышать интерес к математике;
- развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;
- развивать эмоциональную отзывчивость
- развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.
Воспитательные задачи
- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
- воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;
- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;
развивать пространственное воображение;
- формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;
- воспитывать трудолюбие;
- формировать систему нравственных межличностных отношений;
- формировать доброе отношение друг к другу.
Ожидаемые результаты
В результате занятий кружка «Занимательная математика» учащиеся должны научиться:
- правильно употреблять математические термины;
- получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
- получить первоначальные навыки решения комбинаторных задач с помощью возможных вариантов;
- научиться анализировать готовые таблицы и диаграммы и делать соответствующие выводы;
- уметь применять приемы решения комбинаторных задач умножением;
- научиться оценивать вероятность случайного события на основе определения частоты события в ходе эксперимента.
В результате занятий кружка «Занимательная математика» учащиеся получат возможность научиться:
• нестандартные методы решения различных математических задач;
• логические приемы, применяемые при решении задач;
• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.
• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
• применять нестандартные методы при решении программных задач
- http://nsportal.ru/lozhkina-olga-ivanovna
Результат освоения курса
Планируемые результаты.
Личностные результаты
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления события, факта);
- способность характеризовать собственные знания, устанавливать какие из предложенных задач могут быть решены;
- критичность мышления.
Метапредметные результаты
- освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач;
- уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;
- успешно выступать на математических соревнованиях.
- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии.
- анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
- способность выявлять отношения между величинами в предметных ситуациях и в ситуациях, описанных в текстах; представлять выделенные отношения в виде различных моделей (знаковых, графических); решать задачи на различные отношения межу величинами;
- умение находить рациональные способы вычислений;
- умение выявлять и описывать закономерности в структурированных объектах (числовых последовательностях, геометрических узорах и т.п.);
- умение изображать точки на плоскости по их координатам и находить координаты точек на плоскости;
- умение строить описания геометрических объектов, и конструировать геометрические объекты по их описанию, выполнять простейшие построения циркулем и линейкой;
- умение измерять геометрические величины разными способами (прямое измерение, измерение с предварительным преобразованием фигуры, с использованием инструментов, вычисления по формулам);
- выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм;
решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц (графов) логические задачи
имеет возможность научиться: в метапредметном направлении:
- способность находить необходимую информацию и представлять ее в различных формах (моделях);
- способность планировать и контролировать свою учебную деятельность, прогнозировать результаты;
- способность работать в команде, умение публично предъявлять свои образовательные результаты.
Предметные результаты
- умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- научить узнавать вид чисел, сравнивать их, выполнять арифметические действия над ними, знать порядок арифметических действий;
- научить использовать и составлять алгоритмы для решения задач;
- научить исследовать задачи, видеть различные способы их решения.
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Универсальные учебные действия
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
- использовать критерии для обоснования своего суждения.
- опоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- онтролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Содержание учебного курса
Тема 1: Вводное занятие. Задачи на сообразительность,
внимание, смекалку.(1ч)
Создание и решение своих задач с использованием старинных мер. Решение задач без карандаша и бумаги.
Тема 2: Логические задачи. Быстрый счет.(2ч)
Актуализация вычислительных навыков.
Развитие навыков тождественных преобразований.
Тема 3: Задачи со спичками (спички и квадраты)(2ч)
Решение занимательных задач со спичками. Приёмы решения задач со спичками и квадратами.
Тема 4: Текстовые задачи Логические задачи. Переливания, дележи, переправы. (17 часов)
Текстовые задачи. Задачи, решаемые с конца. Геометрические задачи. Задачи на разрезание. Задачи на переливания, дележи, переправы. Задачи на взвешивания. Логические задачи. Составление задачника. Конкурс «Лучший решатель». Методы поиска выигрышных ситуаций.
Тема 5: Геометрические задачи (5 часов)
Основы геометрии на плоскости и в пространстве.
Решение геометрических задач.
Тема 6: Математические соревнования, ребусы (7 часов)
Математические игры. Математические ребусы. «Математическая карусель», «Устная олимпиада», «Умники и умницы», «Интеллектуальный марафон». КВН.
Организация, формы и методы работы:
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Использовать:
-групповые занятия;
-индивидуальные занятия
- групповые дискуссии,
- конкурсы,
- игры,
- творчество учащихся,
- практические работы,
- организация учебных встреч,
- решение задач,
- семинар,
- защита мини-проектов.
Литература
- Депман И.Я. Мир чисел
- Фарков А.В. Математические кружки в школе
- Клименченко Д.В. Из истории метрической системы мер
- Ванцян А.Г. Математика5
- Математический тренинг. Развитие комбинационной способности: книга для учащихся5-7кл./ М.И .Зайкин. М.:Гуманит из-во Центр ВЛАДОС,1996г.
- В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы 1979г.
- Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.
- Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс,2004г.
- Задачи на резанье./М.А.Евдокимов.М.:МЦНМО,2002Г.
- Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение,1989г.
- Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др. Поисковые задачи по математике (4-5 классы).- М.: «Просвещение», 1979г.
- Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002г.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2000г.
- Интернет-ресурсы:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов | Темы занятий: |
1 | Вводное занятие Задачи на сообразительность, внимание, смекалку. |
2 | Логические задачи. Быстрый счет. |
2 | Задачи со спичками (спички и квадраты) |
17 | Текстовые задачи. Логические задачи. Переливания, дележи, переправы. Методы поиска выигрышных ситуаций. |
5 | Геометрические задачи |
7 | Математические игры. Простейшие арифметические ребусы. Математические соревнования, ребусы |
1 | Заключительное занятие |
Всего: 35ч |
Поурочное планирование
№ уро- ка | Тема урока | Количество часов | Предполагаемая дата проведения урока | Дата проведения урока | |||||
1 | Вводное занятие. Задачи на сообразительность, внимание, смекалку. | 1 | 02.09.20г. | ||||||
2 | Логические задачи. Быстрый счет. | 1 | 09.09.20г. | ||||||
3 | Логические задачи. Быстрый счет. | 1 | 16.09.20г. | ||||||
4 | Задачи со спичками (спички и квадраты). | 1 | 23.09.20г. | ||||||
5 | Задачи со спичками (спички и квадраты). | 1 | 30.10.20г. | ||||||
6 | Текстовые задачи. | 1 | 07.10.20г. | ||||||
7 | Текстовые задачи. | 1 | 14.10.20г. | ||||||
8 | Текстовые задачи. | 1 | 21.10.20г. | ||||||
9 | Текстовые задачи. | 1 | 28.10.20г. | ||||||
10 | Текстовые задачи. | 1 | 11.11..20г. | ||||||
11 | Текстовые задачи. Творческая работа. | 1 | 18.11.20г. | ||||||
12 | Текстовые задачи. Задачи-шутки. | 1 | 25.11.20г. | ||||||
13 | Текстовые задачи. | 1 | 02.12.20г. | ||||||
14 | Текстовые задачи. Решить задачу – что это значит? | 1 | 09.12.20г. | ||||||
15 | Логические задачи. | 1 | 16.12.20г. | ||||||
16 | Логические задачи. | 1 | 23.12.20г. | ||||||
17 | Переливания, дележи, переправы. | 1 | 13.01.21г. | ||||||
18 | Переливания, дележи, переправы. | 1 | 20.01.21г. | ||||||
19 | Методы поиска выигрышных ситуаций. | 1 | 27.01.21г. | ||||||
20 | Методы поиска выигрышных ситуаций. | 1 | 03.02.21г. | ||||||
21 | Методы поиска выигрышных ситуаций. | 1 | 10.02.21г. | ||||||
22 | Старинные задачи. | 1 | 17.02.21г. | ||||||
23 | Геометрические задачи. | 1 | 24.02.21г. | ||||||
24 | Геометрические задачи. | 1 | 03.03.21г. | ||||||
25 | Геометрические задачи. | 1 | 10.03.21г. | ||||||
26 | Геометрические задачи. | 1 | 17.03.21г. | ||||||
27 | Геометрические задачи | 1 | 31.03.21г. | ||||||
28 | Математические игры. | 1 | 07.04.21г. | ||||||
29 | Простейшие арифметические ребусы. | 1 | 14.04.21г. | ||||||
30 | Простейшие арифметические ребусы. | 1 | 21.04.21г. | ||||||
31 | Математические соревнования, ребусы. | 1 | 28.04.21г. | ||||||
32 | Математические соревнования, ребусы. | 1 | 05.05.21г. | ||||||
33 | Математические соревнования, ребусы. | 1 | 12.05.21г. | ||||||
34 | Математические соревнования, ребусы | 1 | 19.05.21г. | ||||||
35 | Математические соревнования, ребусы. Заключительное занятие: «Мини-проекты» | 1 | 26.05.21г. |
СПИСОК УЧАЩИХСЯ, ПОСЕЩАЮЩИХ КРУЖОК ПО МАТЕМАТИКЕ В
2020- 2021 УЧЕБНОМ ГОДУ.
1.. Алексеев Матвей
2. Барабанова Диана
3. Замковой Дмитрий
4. Иванова Дарья
5. Каменева Александра
6. Лаврентьева Виолетта
7.Перцев Сергей
8.Сарксян Кристина
9. Теперина Виктория
/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа математического кружка 8 класс "За страницами учебника математики"
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Математические кружки явля...
Рабочая программа математического кружка для учащихся 5-6 классов.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и т...
Рабочая программа математического кружка по подготовке к ЕГЭ
Данный кружок посвящен подготовке к сдаче единого государственного экзамена и дальнейшему поступлению школьника в ВУЗ.В кружке рассматриваются все темы, которые утверждены Минис...
Рабочая программа математического кружка "Математические страницы"
Данный материал полезен для кружковой работы по математике...
Рабочая программа математического кружка "Математические этюды" 5 класс
Программа внеурочной деятельности «Математические этюды» разработана с целью расширения курса «Математика» в 5 классе.Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за пределы объем...
Конспект урока математики. Форма
Конспект урока для 1 класса по математике...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Неделя математики».(форма 16)
внеклассная работа по математике...