Программа математического кружка "Занимательная математика»
методическая разработка по теме
Программа математического кружка "Занимательная математика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа математического кружка "Занимательная математика»
1 Пояснительная записка
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Программа рассчитана на один год обучения. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся – 2 часа в неделю.
Оптимальная численность группы – 12 человек.
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Для обучения по программе принимаются все желающие учащиеся 7-9 классов.
Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии, изучения интересных фактов из истории математики.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
- привитие интереса учащимся к математике;
- углубление и расширение знаний учащихся по математике;
- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
- воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Частично данные задачи реализуются и на уроке, но окончательная и полная реализация их переносится на внеклассные занятия.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
- подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
- оптимальное сочетание форм деятельности;
- преемственность, каждая новая тема логически связана с предыдущей;
- доступность.
Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
Ожидаемые результаты
По окончании обучения учащиеся должны знать:
- нестандартные методы решения различных математических задач;
- логические приемы, применяемые при решении задач;
- историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
- систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
- применять нестандартные методы при решении программных задач
II- Учебно-тематический план занятий (2 часа в неделю, всего 72 часа)
№ | Тема занятия | Общее кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Как возникло слово “математика” | 2 |
2 | Рассказы о числах-великанах и числах-карликах. | 2 |
3 | Запись цифр и чисел у других народов | 2 |
4 | Задачи, решаемые с конца | 2 |
5 | Математические ребусы | 2 |
6 | Инварианты | 4 |
7 | Принцип Дирихле. | 4 |
8 | В стране рыцарей и лжецов | 4 |
9 | Графы и их применение в решении задач | 4 |
10 | Логические задачи, решаемые с использованием таблиц | 4 |
11 | Приемы устного счета | 4 |
12 | Скорость, расстояние, время и таинственные соотношения между ними | 4 |
13 | Задачи с дробями и процентами | 2 |
14 | Задачи на движение с дробями и процентами | 4 |
15 | Пропорции. Пропорциональное деление чисел и величин | 2 |
16 | Задачи на совместную работу | 4 |
17 | Число | 4 |
18 | Возникновение отрицательных чисел | 2 |
19 | Решение линейных уравнений, содержащих модули | 4 |
20 | Решение задач с помощью уравнений | 4 |
21 | Задачи на сложные проценты | 4 |
22 | Графики и диаграммы | 2 |
23 | Итоговое занятие | 2 |
Итого: | 72 |
III- Содержание занятий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа математического кружка 8 класс "За страницами учебника математики"
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Математические кружки явля...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/17/picture-181765-1358436678.jpg)
Рабочая программа математического кружка "Математика абитуриенту" в 11-ых классах .
Рабочая программа математического кружка" Математика абитуриенту "в 11-ых классах...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/06/picture-217739-1378494985.jpg)
Программа математического кружка "Занимательная математика"
Программа математического кружка составлена для занятий с учащимися 5-9х классов, проявляющих повышенный интерес к математике. Программа рассчитана на 1 учебный год (1 час в неделю, ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/07/picture-278857-1375881072.jpg)
"Математический аукцион" на уроке в 9 классе по программе углубленного изучения математики автора Виленкин Н. Я.
Математический аукцион – это урок – соревнование, который заслуженно можно назвать азартной игрой. Его можно проводить как в форме личного состязания, так и в форме командного. На данном уроке у...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/03/picture-360291-1386092610.jpg)
Программа математического кружка «За страницами учебника «Математика»
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике. Новизна программы кружка состоит в том, что она с...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/09/picture-446269-1399649795.jpg)
Рабочая программа математического объединения «МАТЕМАТИКА И ЛОГИКА» для 5-6 классов
Данная программа, способствует развитию творческих мыслительных способностей и преодолению стереотипов и шаблонов мышления. Оптимальным условием выступает планомерное, целенаправленное предъявление их...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-127566-1350650779.png)
Программа математического кружка по математике "Занимательная математика"
Наряду с решением основной задачи занятия в математическом кружке предусматривают формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способност...