Программа математического кружка "Занимательная математика"
учебно-методический материал (5 класс) на тему
Программа математического кружка составлена для занятий с учащимися 5-9х классов, проявляющих повышенный интерес к математике. Программа рассчитана на 1 учебный год (1 час в неделю, всего 35 часов). Данная программа поможет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на определенном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данной науки. Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой и представляет собой расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Программа содержит пояснительную записку и учебно-тематическое планирование курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАССМОТРЕНО»
Руководитель ШМО
______ /____________/
Ф.И.О.
Протокол № _____ от
«___» ________ 20 12 г
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №11 ЗМР РТ»
_________/__________
Ф.И.О.
«___» ________ 2012 г
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ
«СОШ №11 ЗМР РТ»
_________ /Л.Н.Любавина/
Приказ № ______ от
«___» ________ 2012 г
ПРОГРАММА
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района
Республики Татарстан»
Петрова Ирина Владимировна, первая квалификационная категория
Ф.И.О. учителя, категория
математический кружок «Занимательная математика»
предмет, класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ________ от
« ____ » __________ 2012 г.
2012- 2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа математического кружка создана для занятий с учащимися 5-9х классов, проявляющих повышенный интерес к математике. Программа рассчитана на 1 учебный год (1 час в неделю, всего 35 часов).
Данная программа поможет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на определенном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данной науки.
Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой и представляет собой расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.
Программа реализуется в творческих работах учащихся, проектной деятельности и других инновационных технологиях, используемых в системе работы кружка, направленных на развитие у учащихся интереса к предмету, творческих способностей, навыков самостоятельной работы. Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Математические кружки являются основной формой внеклассной работы с учащимися любых классов и в то же время служат хорошим подспорьем при подготовке учащихся к олимпиадам и различным математическим конкурсам.
Цели и задачи программы
- Основная цель программы – развитие у учащихся интереса к предмету.
- Развитие творческих способностей ребенка.
- Развитие математического мышления, смекалки, эрудиции.
- Привитие навыков самостоятельной работы и тем самым повышение качества математической подготовки учащихся.
- Показать связь математики с жизнью.
- Ориентация на профессию, существенным образом связанную с математикой и в конечном итоге подготовка к обучению в вузе.
Достижение этих целей обеспечивается посредством решения следующих задач:
- оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера;
- воспитание высокой культуры математического мышления;
- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
- расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики;
- на занятиях кружка подробнее рассказывать о жизни и деятельности отечественных и зарубежных учёных математиков, и, таким образом воспитывать у учащихся чувство интернационализма, национальной гордости и патриотизма.
Реализация программы обеспечивается основными педагогическими принципами:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- доброжелательный психологический климат на занятиях кружка;
- личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
- оптимальное сочетание форм деятельности;
- доступность.
Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы для определенной группы учащихся, ее можно расширять, изменять с учетом конкретных педагогических задач и запросов детей.
При построении учебного процесса, основной формой проведения кружковых занятий является комбинированное тематическое занятие.
Примерная структура данного занятия
- Объяснение учителя или доклад учащегося по теме занятия.
- Самостоятельное решение задач по теме занятия, причем в числе этих задач должны быть задачи и повышенной трудности. После решения первой задачи всеми или большинством учащихся один из учащихся производит ее разбор. Учитель по ходу решения задач формулирует выводы, делает обобщения.
- Решение задач занимательного характера, задач на смекалку.
- Подведение итогов занятия (ответы на вопросы учащихся, обсуждение математической газеты, следующей встречи, сценки, домашнее задание).
При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников. На занятиях кружка можно использовать различные современные образовательные технологии и сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Для эффективной организации курса использовать различные формы проведения занятий: эвристическая беседа, практикум, интеллектуальная игра, дискуссия, творческая работа. Поурочные домашние задания в разумных пределах являются обязательными.
Формы контроля
Оценивание учебных достижений на занятиях кружка отличается от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:
- сообщения и доклады (мини);
- тестирование с использованием заданий математического конкурса
«Кенгуру»
- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
- различные упражнения в устной и письменной форме.
В конце занятия можно провести анкетирование о прошедшем занятии (проведение рефлексии самими учащимися)
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании обучения учащиеся должны знать:
- нестандартные методы решения различных математических задач;
- логические приемы, применяемые при решении задач;
- исторический путь развития науки.
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
- Анализировать задачи, составлять план решения, проводить доказатель-ные рассуждения, логически обосновывать выводы.
- Выполнять построения и проводить исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин.
- Выполнять и самостоятельно составлять алгоритмические предписания и инструкции на математическом материале, выполнять расчеты практического характера, использовать математические формулы и самостоятельно составлять формулы на основе обобщения частных случаев и эксперимента.
- Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
- Решать логические задачи.
- Работать в коллективе и самостоятельно, включать свои результаты в результаты работы группы, соотносить свое мнение с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
- Расширить свой математический кругозор.
- Пополнить свои математические знания.
- Научиться работать с дополнительной литературой.
Литература
- Алгебра. 8 класс: учеб. Для учащихся общеобразоват. учреждений. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов. – М.:Мнемозина, 2010.
- Справочник по элементарной математике./ М.Я.Выгодский. – М.: АСТ: Астрель, 2001.
- Нестандартные задачи по математике: задачи логического характера. Книга для учащихся 5–11 кл./Е.В. Галкин. – М.: Просвещение, 1996.
- Математическая мозаика. Занимательные задачи для учащихся 5–11 классов./А.Я. Кононов. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Занимательная алгебра. Занимательная геометрия./ Я.И. Перельман. – Ростов на Дону: ЗАО «Книга», 2005.
- Живая математика./ Я.И. Перельман. – М.: АСТ, 2007.
- Смыкалова Е.В. Сборник задач по математике./ Е.В.Смыкалова. – Спб:
СМИО Пресс, 2006.
- Математика. Задачи на смекалку./И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. – М.:Просвещение, 2006.
- Олимпиадные задания по математике./С.П. Ковалева. – Волгоград «Учитель», 2007.
- Предметные недели в школе. Математика. – Волгоград «Учитель», 2007.
- Математические кружки в школе 5-8 кл./А.В. Фарков.-М.:Айрис-пресс, 2007.
- Математическая мозаика. Занимательные задачи для учащихся 5–11 классов./А.Я. Кононов. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / [Глав. ред. М.Аксенова, метод. и отв. ред. В.Володин]. – М., Аванта+, 2004.
- Задания муниципального этапа олимпиады школьников по математике 2007-2011 г.г.
Учебно-тематическое планирование
Раздел программы | Кол-во часов | Номер урока | Тема урока | Форма проведения занятий | Элементы содержания | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||
Математика вокруг нас | 9 | 1 | История развития числа. | Эвристическая беседа | Систематизировать знания о возникновении счета, римской и арабской нумерациях. | ||
2 | Числа-великаны. Числа- малютки. | Мини-доклады Практическая работа | Расширить сведения о самом большом и самом маленьком числе и их аналогах в древности. | ||||
3 | Числа Фибоначчи. Фигурные числа. | Мини-доклады Практическая работа | Познакомить с числами Фибоначчи, показать геометрическую интерпретацию некоторых чисел в древности Пифагором. | ||||
4 | Числовые ребусы. Софизмы. | Практическая работа | Совершенствовать умения решать числовые ребусы; рассмотреть примеры софизмов, формировать навыки правильного мышления, развивать логическое мышление. | ||||
5 | Приемы быстрого счета. Задачи Карла Гаусса. | Мини-доклады Практическая работа | Рассмотреть приемы быстрого счета. Показать приемы решения задач Карлом Гауссом, прослушать доклады о его жизни. | ||||
6 | Решение логических задач. | Практическая работа | Развивать навыки решения логических задач о числах. | ||||
7 | Решение логических задач. | Практическая работа | Совершенствовать умения решать логические задачи олимпиадного уровня. | ||||
8 | Школьный тур математической олимпиады. | Выполнение олимпиадных заданий | Применить умения решать логические задачи. | ||||
9 | Решение олимпиадных задач. | Практическая работа | Проанализировать результаты олимпиады, рассмотреть решения задач. | ||||
Делимость чисел | 13 | 10 | Делимость чисел. Свойства делимости. | Эвристическая беседа | Систематизировать знания о делимости чисел, рассмотреть свойства делимости чисел. | ||
11 | Круги Эйлера. | Практическая работа | Познакомить с кругами Эйлера, показать, как их применение придает решению задач на множества истинных высказываний наглядность и простоту. | ||||
12 | Делимость суммы и произведения. | Эвристическая беседа | Рассмотреть правила делимости суммы и произведения. | ||||
13 | Делимость суммы и произведения. | Практическая работа | Закрепить умения применять правила делимости суммы и произведения. | ||||
14 | Деление с остатком. | Эвристическая беседа | Систематизировать знания о делении с остатком; рассмотреть теорему о делении с остатком; закрепить умения применять теорему в задачах на доказательство. | ||||
15 | Принцип Дирихле. | Мини-доклады Практическая работа | Познакомить с принципом Дирихле, показать его применение при решении задач на делимость. | ||||
16 | Признаки делимости. | Выступления в группах | Систематизировать знания об основных признаках делимости; рассмотреть признаки делимости на 7, 11,13,8, 25. | ||||
17 | Решение задач на применение признаков делимости. | Практическая работа | Закрепить умения применять признаки делимости при решении задач. | ||||
18 | Простые и составные числа. | Эвристическая беседа | Систематизировать знания о простых и составных числах, рассмотреть их примене-ние при решении задач на делимость. | ||||
19 | Решение задач на свойства четных и нечетных чисел. | Практическая работа | Систематизировать знания о четных и нечетных числах, рассмотреть их примене-ние при решении задач на делимость. | ||||
20 | НОК и НОД. Алгоритм Евклида. | Мини-доклады Практическая работа | Рассмотреть алгоритм Евклида как один из способов нахождения НОК и НОД; показать связь между НОК и НОД и числами, для которых их находят. | ||||
21 | Решение уравнений в целых числах. | Практическая работа | Показать применение признаков делимости и свойств четных/нечетных и простых/составных чисел при решении уравнений целых числах. | ||||
22 | Математический турнир по теме «Делимость чисел» | Выполнение конкурсных заданий | Развивать познавательный интерес; через игру показать применение изученного материала; проверить степень усвоения. | ||||
Приемы решения логических задач | 8 | 23 | Решение задач методом «с конца» | Практическая работа | Рассмотреть метод решения задач «с конца», показать графический способ решения. | ||
24 | Задачи на переливание. | Практическая работа | Рассмотреть алгоритм решения задач на переливание, закрепить на решении конкурсных задач. | ||||
25 | Задачи на взвешивание. | Практическая работа | Рассмотреть алгоритм решения задач на взвешивание, закрепить на решении конкурсных задач. | ||||
26 | Графы. Применение графов к решению задач. | Практическая работа | Рассмотреть способ представления данных задач в виде графов, показать преимущество использования графов при решении комбинаторных задач. | ||||
27 | Задачи на пропорциональные отношения. | Практическая работа | Рассмотреть прямую и обратную зависи-мость между величинами, их применение в решении нестандартных задач. | ||||
28 | Задачи на определение «Худшего случая». | Практическая работа | Научить анализировать условие задачи, распознавать «худший случай». | ||||
29 | Решение логических задач. | Практическая работа | Совершенствовать умения решать логические задачи. | ||||
30 | Викторина «Счастливый случай». | Выполнение конкурсных заданий | Развивать познавательный интерес; через игру показать применение изученного материала; проверить степень усвоения. | ||||
Геометрия вокруг нас | 5 | 31 | Симметрия в жизни и на плоскости. | Эвристическая беседа Мини-доклады | Рассмотреть основные виды симметрии на плоскости и их интерпретацию в окружающем мире (природе и архитектуре). | ||
32 | Решение задач на разрезание. | Практическая работа | Развивать пространственное воображение, познакомить с геометрической головоломкой «Танграм». | ||||
33 | Лист Мебиуса. | Практическая работа | Рассмотреть понятие поверхности с необычной стороны: показать , как получается из листа кольцо – лист Мебиуса. | ||||
34 | Задачи на неравенство треугольника и кратчайшие пути. | Практическая работа | Рассмотреть применение неравенства треугольника в задачах, научить определять кратчайшие расстояния на местности. | ||||
35 | Творческая работа по составлению кроссвордов (чайнвордов, ребусов, криптограмм). | Выполнение творческой работы | Развивать познавательный интерес; через игру показать применение изученного материала; развивать творческие способности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа математического кружка 8 класс "За страницами учебника математики"
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Математические кружки явля...

Рабочая программа математического кружка "Математика абитуриенту" в 11-ых классах .
Рабочая программа математического кружка" Математика абитуриенту "в 11-ых классах...

"Математический аукцион" на уроке в 9 классе по программе углубленного изучения математики автора Виленкин Н. Я.
Математический аукцион – это урок – соревнование, который заслуженно можно назвать азартной игрой. Его можно проводить как в форме личного состязания, так и в форме командного. На данном уроке у...

Программа математического кружка «За страницами учебника «Математика»
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике. Новизна программы кружка состоит в том, что она с...

Рабочая программа математического объединения «МАТЕМАТИКА И ЛОГИКА» для 5-6 классов
Данная программа, способствует развитию творческих мыслительных способностей и преодолению стереотипов и шаблонов мышления. Оптимальным условием выступает планомерное, целенаправленное предъявление их...

Программа математического кружка по математике "Занимательная математика"
Наряду с решением основной задачи занятия в математическом кружке предусматривают формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способност...
Программа математического кружка "Математика и ее историческое развитие"
Программа математического кружка для учащихся 9 классов содержит материал, который не только уже был изучен, но и новый для учащихся.Материал подкреплен историческими сведениями, приведены источ...