Технологическая карта
план-конспект по математике на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель Очирова Т.Н.
Предмет: Математика
Класс: 5
УМК: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.
Тема урока: «Уравнение» (Урок из раздела «Действия с натуральными числами», второй в изучаемой теме)
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: Формирование способности к построению и использованию алгоритма решения усложнённых уравнений.
Задачи урока: образовательные: продолжить работу по формированию у учащихся умения решать уравнения, выбирать способ решения уравнения в зависимости от условия; ознакомить с двумя способами решения усложненных уравнений;
развивающие: создать условия для развития учебно-познавательной деятельности; вести работу по развитию математической речи, логического мышления, умения анализировать, делать выводы;
воспитательные: содействовать формированию положительного отношения к урокам, понимания необходимости знаний; показать практическую значимость математики при решении уравнений из повседневной жизни; воспитывать культуру поведения учащихся во время работы
планируемые результаты: предметные – учащиеся совершенствуют навыки решения уравнений;
личностные – проявляют устойчивый и широкий интерес к теме и к изучению предмета;
метапредметные:
регулятивные – обнаруживают проблему «недостатка» знаний для выполнения действия;
познавательные - учатся осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач;
коммуникативные – учатся слушать других, критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Формы организации образовательного пространства на уроке: Фронтальная и индивидуальная работы; работа в парах, с учебником.
Средства обучения: Учебник, письменные принадлежности, презентация, экран, листы самоконтроля
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Используемые методы, приемы, формы | Планируемые результаты | |
Универсальные учебные действия | предметные | ||||
1.Орг. момент | Приветствует учащихся; проверяет готовность кабинета и учащихся к уроку, организация внимания детей | Приветствуют учителя, подготавливаются к уроку, включаются в деловой ритм урока. | коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения | ||
2. Актуализация знаний, умений и навыков. | На доске сделаны записи: 234 + х, у – 10, 63 + а = 90, в – 53. Учитель дает задание выбрать из записей лишнее и объяснить почему. Вспоминаем как называется это равенство. Какая сегодня будет тема урока? | Сравнивают записи. Вспоминают как называется «лишнее» равенство. Выполняют задание. Обьясняют свой выбор. Уравнение. | анализ | коммуникативные: умение слушать, оформлять свои мысли в устной форме, анализировать, строить высказывания, формулировать тему и цель урока. | Уметь выделять неизвестный компонент арифметических действий (сложения и вычитания) и находить его значение |
3. Формирование новых знаний и способов действий. | Всякое ли равенство можно назвать уравнением? Давайте попытаемся дать определение. Работаем с учебником с.69-71 и отвечаем на вопросы: (с.71)Что называется уравнением? Корнем уравнения? Что значить решить уравнение? Как найти неизвестное слагаемое? Вычитаемое? Уменьшаемое? (приложение2) | Нет. Пытаются сформулировать определение уравнения. Работают с учебником и отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная беседа, работа с книгой | Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Личностные: осознать ответственность за общее дело | Знать определение уравнения, корня уравнения, что значить решить уравнение; правила сложения и вычитания. Уметь выделять неизвестный компонент арифметических действий и находить его значение |
4. физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Давайте немного отдохнём. (приложение 1) | Учащиеся поднимаются с мест и повторяют действия за учителем. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу | |||
5. Формирование умений и навыков. | Прочитайте уравнение 386 + х = 957. Какой компонент неизвестен? Назовите первое слагаемое. Назовите сумму. Найдите корень уравнений: х +165 = 754 х – 3506 = 365 5607 – х = 207 А теперь поработаем в парах. Решаем № 269 (ответы заносим в лист контроля) При решении задач в математике бывает удобнее использовать алгебраический способ решения задачи, т.е. с помощью уравнения. В этом случае, как правило, буквой обозначается то, что надо найти в задаче. Работаем с задачей № 273 (1). Теперь самостоятельно решите № 273 (2). | Учащиеся отвечают на вопрос учителя и решают данные уравнения. Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках | Выполнение заданий на усвоение понятия уравнение Работа в парах, комментированное решение уравнений. | Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке | Уметь решать уравнения |
6. Подведение итогов урока. | -Подведем итог работы на уроке. - Какую цель мы ставили? Достигли ли цели? Назовите тему урока. - Расскажите, чему вы научились. - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зеленый, красный, желтый. Домашнее задание: п.10, вопросы 1-5, №268,270,278 | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали. Осуществляют самооценку | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: понимать причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности |
Приложение № 1
Физкультминутка:
Поднимает руки класс — это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперёд смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к рукам прижать –это «пять».
Всем ребятам надо сесть –это «шесть».
Приложение № 2
- Уравнением называется:
А) буквенное выражение;
Б) равенство, содержащее букву, значение которой надо найти;
В) числовое равенство.
- Решить уравнение - значит:
А) найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня);
Б) заменить букву в уравнении любым числом;
В) записать ответ.
- Корнем уравнения называется:
А) любое число;
Б) любое значение буквы;
В) значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство.
- Сделать проверку уравнения – значит:
А) решить его ещё раз;
Б) найденное значение подставить в уравнение вместо буквы и проверить верность равенства;
В) вместо буквы подставить любое число.
5. Неизвестное слагаемое находится:
А) сложением; Б) умножением; В) вычитанием.
6. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо:
А) сложить вычитаемое и разность;
Б) из разности вычесть вычитаемое;
В) из вычитаемого вычесть разность.
7. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо:
А) из уменьшаемого вычесть разность;
Б) к уменьшаемому прибавить разность;
В) из разности вычесть уменьшаемое.
При выполнении заданий используются листы самоконтроля, куда учащиеся вписывают выбранные ответы.
Приложение № 3
Лист самоконтроля
Вид задания | Ответ, способ решения | Шкала баллов | Суммарный балл за задание | ||
Тест | 7 | ||||
Решение уравнений 1-3 | 3 | ||||
Открытие новых знаний и способов | 2 | ||||
Решение уравнений на доски №375 | 2 | ||||
Работа в парах №376 е | 2 | ||||
Составление уравнения по задаче № 377 б | 1 | ||||
Самостоятельное решение задачи №373 г | 1 | ||||
Решение комбинаторной задачи № 386 а | 2 | ||||
Суммарный балл за работу | 20 |
Критерии оценок: 18-20б-«5»; 13-17б- «4»; 10-12б – «3»; меньше 10б- «2»
Приложение № 4
Алгоритм решения составных уравнений
1) Найти последнее действие;
2) Определить неизвестный компонент по последнему действию;
3) Выбрать и применить правило нахождения неизвестного;
4) Упростить правую часть;
5) Найти корень уравнения или сделать вывод, что уравнение не имеет корня;
6) Сделать проверку (при необходимости);
7) Записать ответ.
Приложение № 4
Гимнастика для глаз
Упражнения выполняются на счёт 1-2-3-4 стоя, руки на поясе, плечи развернуты. Каждое упражнение повторяются 2-3 раза.
С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминутки: влево – вправо, вверх – вниз, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по восьмерке.
Приложение № 5
Всё отлично! Было трудно, Старался, Было скучно…
но я разобрался. но многое не понятно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...