Открытый урок в 5 классе по теме: "Задачи на части"
презентация к уроку по математике (5 класс) на тему

Кадырова Зарема Казимовна

МАТЕМАТИКА 5 класс коррекционной школы                                                                                                   

Урок № 35                                       Тема: «Задачи «на части»

Цель: развивать и закреплять навыки решения задач «на части»; развивать познавательную активность, творческие способности, смекалку и сообразительность у учащихся.

Планируемые результаты

Предметные: Формировать умения решать задачи на части; анализировать и осмысливать текст задачи; извлекать необходимую информацию; планировать ход решения задачи арифметическим способом и оценивать полученный ответ.

Метапредметные: способствовать развитию способности определять цели и отстаивать свое мнение; определять цель выполнения заданий на уроке.

Познавательные: анализируют условие задачи, проводят коллективное исследование, фиксируют графическую модель решения задачи, опираясь на известный способ.

Коммуникативные: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий, воспринимают мнение участников группы

Регулятивные: исследуют условия задачи, обсуждают способы её решения, вносят необходимые коррективы, принимают и сохраняют учебную цель

Личностные: развитие активности при выполнении заданий, умение делать выводы.

Оборудование: учебник, компьютерная презентация, фото Магницкого и А. Эйнштейна, рассказ Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома.

 

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Как бы машина хорошо ни работала, она может решать все требуемые от нее задачи, но она никогда не придумает ни одной.                                                                    А. Эйнштейн (слайд 1)

  1. Проверка д/з. (решение задач высвечивается на слайде 2)
  2. Актуализация знаний

Устный счет (задания по группам) (слайд 3)

Найдите в таблице верный ответ и запишите соответствующую букву.

 

1 вариант

  1. 24∙2=
  2. 93:3=
  3. 21∙4=
  4. 26∙10=
  5. 48:2=
  6. 50∙2=
  7. 81:9=
  8. 15∙3=
  9. 36:3=

2 вариант

  1. 15∙2=
  2. 63:3=
  3. 17∙3=
  4. 12∙4=
  5. 44:2=
  6. 18∙10=
  7. 39:3=
  8. 72:8=
  9. 25∙2=

 

 

260

31

24

48

45

84

100

9

12

180

48

13

30

50

21

9

51

22

Н

А

И

М

И

Г

Ц

К

Й

Ц

Н

К

М

Й

А

И

Г

И

 

Если вы правильно решили все примеры, то вы узнали фамилию автора первого русского учебника математики.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА (слайд 4)

Магницкий Леонтий Филиппович (1669—1739), математик, педагог.

Родился 19 июня 1669 г. в Осташковской слободе Тверской губернии. Происходил из крестьян. В конце XVII в. жил в Москве, давая частные уроки детям и занимаясь самообразованием. Согласно некоторым сведениям, учился в Славяно-греко-латинской академии. Легенда гласит, что Магницким прозвал его Пётр I: «…в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».

Перу Магницкого принадлежит первый русский учебник по математике «Арифметика, сиречь наука числительная», изданный в 1703 г. тиражом 2400 экземпляров. Книга до середины XVIII в. была основным пособием по математике в России. Один из экземпляров этого учебника хранится в нашей Симферопольской библиотеке им. Франко.

  1. Совместное решение задач.

Учебник, стр.50, № 221 (а), №225,

Задача 221 (а): Для компота купили 1800г сухофруктов. Яблоки составляют 4 части, груши – 3 части, а сливы – 2 части общего веса сухофруктов. Сколько граммов яблок, груш и слив было в отдельности? (один учащийся решает у доски обсуждая с классом алгоритм решения)

Задача 225: Купили 60 тетрадей, причём в тетрадей в клетку было в 2 раза больше, чем тетрадей в линейку. Сколько купили тетрадей в линейку? Сколько – в клетку? (проговариваем решение по схеме в учебнике и на слайде 5, затем решаем самостоятельно)

  1. ФИЗМИНУТКА. (слайд 6)

 

  1. Самостоятельное решение задачи

Учащимся предлагается решить задачу и рассказа Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома» Задача: Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Всего они сорвали 120 штук. Девочка сорвала в два раза меньше мальчика. Сколько орехов было у мальчика и девочки в отдельности? (слайд 7)

При затруднении учащихся в решении задачи, им в помощь зачитываю отрывок из рассказа или показываю фрагмент кинофильма.

С отчаяния я нарисовал в тетрадке ореховое дерево, а под деревом мальчика и девочку, а на дереве 120 орехов. И вот я рисовал эти орехи, рисовал, а сам все думал и думал. Только мысли мои куда-то не туда шли, куда надо. Сначала я думал, почему мальчик нарвал вдвое больше, а потом догадался, что мальчик, наверно, на дерево влез, а девочка снизу рвала, вот у нее и получилось меньше. Потом я стал рвать орехи, то есть просто стирал их резинкой с дерева и отдавал мальчику и девочке, то есть пририсовывал орехи у них над головой. Потом я стал думать, что они складывали орехи в карманы. Мальчик был в курточке, я нарисовал ему по бокам два кармана, а девочка была в передничке. Я на этом передничке нарисовал один карман. Тогда я стал думать, что, может быть, девочка нарвала орехов меньше потому, что у нее был только один карман. И вот я сидел и смотрел на них: у мальчика два кармана, у девочки один карман, и у меня в голове стали появляться какие-то проблески. Я стер орехи у них над головами и нарисовал им карманы, оттопыренные, будто в них лежали орехи. Все 120 орехов теперь лежали у них в трех карманах: в двух карманах у мальчика и в одном кармане у девочки, а всего, значит, в трех. И вдруг у меня в голове, будто молния, блеснула мысль: «Все 120 орехов надо делить на три части! Девочка возьмет себе одну часть, а две части останутся мальчику, вот и будет у него вдвое больше!»

  1. Рефлексия. Итог урока.

(слайд 8)

Мы учились решать задачи на части;

Познакомились с математиками Леонидом Магницким и физиком Альбертом Эйнштейном;

Узнали о рассказе Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома»;

Задание на развитие логики: Какое число нужно вставить вместо знака вопроса?

 

  1. Домашнее задание: с. 50, №221(б), №226 (а) (слайд 9)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как бы машина хорошо ни работала, она может решать все требуемые от нее задачи, но она никогда не придумает ни одной. А. Эйнштейн

Слайд 2

Проверяем домашнее задание № 218 (б) М. – 2ч. - ?кг С. – 3ч. – 4кг 500г 4500:3=1500 (г) 1 часть 1500∙2=3000 (г) 3000г=3кг Ответ: 3 кг малины № 219 (б) Св. – 2ч. на 360г Ол. – 5ч. больше 1) 5-2=3(ч.) больше 2) 360:3=120 (г) 1 часть 3) 120∙2=240 (г) свинца 4) 120∙5=600 (г) олова Ответ: 240г и 600г

Слайд 3

Устный счёт 1 вариант 24∙2= 93:3= 21∙4= 26∙10= 48:2= 50∙2= 81:9= 15∙3= 36:3= 2 вариант 15∙2= 63:3= 17∙3= 12∙4= 42:2= 18∙10= 39:3= 72:8= 25∙2=

Слайд 4

Магницкий Леонтий Филиппович (1669—1739), математик, педагог.

Слайд 5

Решить задачу вам поможет схема ПОДУМАЙ В линейку Всего 60 тетрадей В клетку Работаем вместе с. 50 № 225 Задача 225 В клетку – ? т., в 2 раза б. В линейку - ? т. 60 т.

Слайд 6

ФИЗМИНУТКА

Слайд 7

Самостоятельная работа Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Всего они сорвали 120 штук. Девочка сорвала в два раза меньше мальчика. Сколько орехов было у мальчика и девочки в отдельности?

Слайд 8

Рефлексия Мы учились решать задачи на части Познакомились с математиками Леонидом Магницким и физиком Альбертом Эйнштейном. Узнали о рассказе Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома»

Слайд 9

Домашнее задание. с. 50, №221(б), № 226 (а)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок презентация в 5 классе по теме: "Задачи на нахождение части от числа и числа по его части".

В презентацию включены задачи на нахождение части от числа и числа по его части. Задачи даются парами, чтобы дети могли научиться отпределять к какому типу отнети задачу. Представлены различные способ...

Проект урока математики в 5 классе по теме "Задачи на части" (УМК Дорофеева Г.В.)

Предмет: математикаКласс: 5Тема урока: Задачи на части№ урока по теме: урок №1 в теме «Задачи на части» .Дата :15.11Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: учить решать задачи данного в...

Конспект урока математики в 5 классе на тему: "Задачи на части".

Использование на уроке рабочего листа. Решение практических задач, наглядные схемы, для облегчения понимания решения задач на части....

Разработка урока математики в 5 классе по теме "Задачи на части"

Разработка урока математики в 5 классе по теме "Задачи на части". Урок предназначен для введения нового материала. Также хорошо подходит для повторения и закрепления навыков решения задач на части....

Проверочная работа по математике для 5 класса по теме «Задачи на дроби. Нахождение части целого и целого по части»

Работа предназначена для проведения тематического контроля индивидуальных достижений учащихся по математике по теме «Задачи на дроби. Нахождение части целого и целого по части».Основной це...

Презентация к открытому уроку для 5 класса по теме "Задачи на части"

Презентация к открытому уроку для 5 класса по теме "Задачи на части"...