Урок путешествие: Страна "Математика"
план-конспект урока по математике (10 класс) на тему
Тип урока:. повторительно- обобщающий.
Вид урока: урок- игра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_puteshestvie_strana.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Саратовской области
начального профессионального образования
«Профессиональное училище №77»
Предмет: МАТЕМАТИКА
УРОК ПУТЕШЕСТВИЕ: СТРАНА «МАТЕМАТИКА»
Преподаватель Т.А. Дадатченко.
п. Степное
УРОК ПУТЕШЕСТВИЕ: СТРАНА «МАТЕМАТИКА»
ВВЕДЕНИЕ
Я люблю свой предмет, и мне не требуется никаких дополнительных стимулов, чтобы просидеть несколько часов, решая трудную задачу или разбирая готовое решение, восхищаться его оригинальностью и изяществом. Поэтому больно
режет слух высказывания, которые можно услышать от будущих бухгалтеров, поваров или сварщиков : «Математика мне не нужна», «Получу оценку в диплом и
забуду ее». Сразу хочется переубедить таких учеников, найти слова, которые «развернули бы их лицом» к моему предмету. Но со временем приходит убеждение, что заинтересовывать нужно не отдельным предметом, а познанием в целом. Ведь интересен не предмет сам по себе, а исследование окружающего мира посредством предмета. Увлекает не просто процесс познания законов математики, физики, географии или языков, а ситуация когда эти законы рассказывают о явлениях природы и культуры. Конечно, это идеальный процесс, который едва ли осуществим в рамках стандартной программы. Но к нему можно приблизиться, расширяя формат традиционного обучения, привлекая жизненный опыт учеников.
И кроме того, чтобы научить подростка что-то делать, надо дать ему возможность это сделать. Так возникла идея проведения данного урока, на котором я попыталась показать, как можно применять математические знания и логическое мышление в различных жизненных ситуациях.
Данный урок не входит в программу по предмету, однако, я считаю, что он необходим, для того чтобы показать применение математики в реальной жизни, ее связь с другими предметами.
Урок проводился в группе поваров, поэтому структура урока и задачи были подобраны с учетом специфики данной профессии, форме игры, потому что именно в в ней моделируются реальные ситуации, решение которых приводит к получению новых знаний или способов действий
Цели урока:
- Сформировать у учащихся представление о практическом применении математики, ее роли в нашей жизни;
- Показать, что понятия, изучаемые на математике и на других предметах не изолированы друг от друга, а представляют определенную систему знаний, все звенья которой находятся во взаимосвязи.
- Развивать познавательную активность, творческие способности, смекалку и сообразительность учащихся.
Тип урока:. повторительно- обобщающий.
Вид урока: урок- игра
Методы обучения: репродуктивный метод (решение познавательных задач; логический тренинг; решение кроссворда; решение логических задач), создание проблемной ситуации.
КМО : план путешествия, карточки- задания, кроссворд, лист Мёбиуса, ножницы, маркер, таблица, цветные мелки, высказывания математиков.
Межпредметные связи: кулинария, литература.
Уровень усвоения: II- III.
Материал для повторения:1) повторить свойства процентов;
2) отыскать загадки, в которых есть числительные;
3) лист Мёбиуса – что это такое?
Структура урока:
I.Организационный момент ( 1мин)
II. Сообщение целей урока, формы его проведения ( 1мин).
III. Работа по теме урока (35 мин).
1. Вступительное слово преподавателя:
а) о применении математических знаний в нашей жизни ( 4 мин);
2. Решение задач на развитие логики, смекалки, сообразительности ( кафе «Эврика») (27 мин).
3. Математические чудеса ( 4мин).
IV. Подведение итогов урока ( 2 мин).
V. Домашнее задание ( 1мин).
ХОД УРОКА
Учебная группа разбивается на три команды-участницы. Победит та команда, которая наберет большее количество очков за время путешествия. Для проведения данного урока и помощи преподавателю привлекаются учащиеся из других групп, или учащиеся, посещающие математический кружок.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово преподавателя.
Дорогие ребята, я надеюсь, что наше сегодняшнее путешествие будет приятным для вас и для меня и что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех присутствующих.
Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением: математика – интересный и очень нужный предмет.
Урок проведем в форме путешествия по стране «Математика». План путешествия перед вами. Результаты будут отмечаться в таблице. Для того, чтобы победить вы должны быть волевыми, настойчивыми, целеустремленными, поэтому эпиграфом сегодняшнего урока будут слова: «Усердие все превозмогает».
Я вижу, все готовы к началу путешествия. Итак, добро пожаловать в страну «Математика».
Ш.
1. Первым этапом путешествия у нас будет Край применения математических знаний.
Во всех группах первого курса учащиеся задают вопрос: «Зачем нам нужна математика?». С математикой мы сталкиваемся везде: в магазине, в бухгалтерии, на транспорте и даже в вашей профессии может возникнуть вопрос: «Как имея 70% и 3% раствор уксусной кислоты приготовить 9% раствор?» Решив эту задачу ( то есть уравнение 0,03х + 0,7у = 0,09(х+у)), вы не только обогатите свое внутренне содержание, но и приобретете уважение окружающих.
( Ответ: х = 10у; х г -3%-й раствор, у г – 70%-й раствор.)
Каждый из нас может попасть еще и в такую ситуацию, как оказались герои вот таких задач.
- Восьмилитровый бидон заполнен доверху молоком. Как разделить молоко поровну, если у вас имеется два пустых бидона вместимостью 5 л. и 3 л?
- Как из трех спичек сделать одиннадцать?
( Ответ: XI.)
Занимаясь математикой, вы учитесь думать, критически осмысливать и оценивать происходящее, отстаивать свои мысли и идеи, будете развивать свое логическое мышление. «Логика есть искусство, которое упорядочивает и связывает мысли. Люди ошибаются именно потому, что им недостает логики», - так говорил немецкий математик Готфрид Лейбниц ( 1646 – 1710). Теперь, я думаю, вам понятна роль такого предмета, как математика.
2. А теперь на нашем пути Математическое кафе «Эврика», где я предлагаю вам пообедать и немного отдохнуть, но отдых у нас будет активным.
Итак, познакомимся с меню.
МЕНЮ Салаты 1. Винегрет из анаграмм. 2.Салат «Ромашка» из загадок с числительными. Первые блюда 1. Борщ с математическими обгонялками. 2. Суп из математических смекалок. Вторые блюда 1.Кроссворд «И в шутку и всерьез». 2.Рагу из натуральных чисел Сладкие блюда 1. Мороженое из логических задач. 2. Пирожное ( не едал никто) Шеф-повар Дадатченко Татьяна Анатольевна. |
Итак, приступим к праздничному обеду. И начнем с легкой закуски – салатов.
Задание 1 .Логический тренинг ( мобилизирует учащихся, настраивает их на работу)
Решите анаграмму. Переставьте буквы так, чтобы получился математический термин.
Команда1: РИГФАК, АВИНУРЕНЕ, КОЧТА, ВАРТАДК.(График, уравнение, точка, квадрат.)
Команда 2: МАПРЯЯ, ЧУЛ, РЕЗОТОК, РИПЕТРЕМ.(Прямая, луч, отрезок, периметр.)
Команда 3. РОЕМЕТА, КАСОМИА, НИЛАД, РЕТЧЕЖ. (Теорема, аксиома, длина, чертеж.)
Задание 2. Отгадайте по три загадки с числительными.
Загадки, каждая на отдельном листочке, выложены на столе в виде ромашки. Выходят по одному представителю от команды, берут по очереди загадки, зачитывают их, команда после обсуждения отвечает . Считаю, что данное задание расширяет кругозор учащихся, показывает связь математики и литературы.
1. Какое животное имеет два носа?
( Носорог: один – на теле, второй - в названии.)
2. Два брата купаются, а третий насмехается.
( Два ведра и коромысло. )
3.Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят.
(Двенадцать месяцев.)
4.Есть семь братьев: годами равные, именами разные.
(Дни недели.)
5.Лежит брус на всю Русь. На том брусу 12 гнезд. И во всяком гнезде по четыре птицы.
(Год.)
6.Шесть ног, а бежит не быстрее чем на четырех.
( Всадник на лошади.)
7.Два раза родится , а один раз умирает.
(Птица.)
8.Сто один брат и все в один ряд вместе связаны стоят. Что это?
(Изгородь)
9.Четыре ноги, а не зверь. Есть перья, а не птица.
(Кровать, постель.)
10.Что имеет два конца, но не имеет начала.
(Ножницы.)
11.Только одно дерево без ветра шумит. Какое?
(Осина.)
12.Считает наш век, а не человек.
(Часы.)
Задание 3. А теперь пока не остыл борщ, займемся математическими обгонялками. (Балл получит та команда, которая первой ответит на вопрос.)
Считаю, что данное задание способствует развитию внимания и логического мышления.
1. Что больше: произведение или сумма всех чисел от 5 до -5? (Они равны 0.)
2.Какой знак надо поставить между двумя двойками, чтобы получить число больше двух, но меньше трех? (Запятую.)
3.Разделите сто напополам. (Двести.)
4. Что тяжелее: 1 кг ваты или 1 кг железа? (Они равны.)
5.Назовите автора учебника по геометрии 10-11 класс по которому мы занимаемся. (Алимов.)
6.Вычислите 82 – 72 (15)
Задание 4. Математические смекалки (1 балл за каждую правильно решенную задачу. Каждой команде по три одинаковых задачи (на 3 мин.)).
1.Спутники имеющие одну орбиту, делают оборот вокруг Земли один за 1 ч. 40 мин., а другой за 100 мин. Как это объяснить?
(Один и тот же промежуток времени.)
2. На улице в 11 часов вечера идет дождь. Можно ли утверждать, что через 72 часа будет солнечная погода?
(Нет, так как будет ночь.)
3. Подставьте следующее число: 1, 3, 7. 15,….. (31.)
Задание 5. Решите кроссворд «И в шутку и всерьез»
4 | |||||
| 2 | 3 | |||
1 | 5 | 6 | |||
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:1. Название нашего кафе.
ПО ВЕРТИКАЛИ:2. Самая нелюбимая оценка ученика. 3.Независимая переменная функции.
4. «Вымирающая» разновидность учеников. 5. Проверка учеников на выживание.
6. Утверждение, не требующее доказательства.
Ответы: По горизонтали: 1. Эврика.
По вертикали: 2.Два.
3. Аргумент.
4. Отличник.
5. Контрольная.
6. Аксиома.
Задание 6. Всем командам одинаковые задания с натуральными числами (4 мин.)
Задание способствует развитию вычислительных навыков, логики и математического мышления.
1. Найдите разность: 83 - 82 - 8 = ? ( 440 )
2. Одно число больше другого в четыре раза, сумма этих чисел равна 20. Найдите эти числа.
( 4 и 16)
3. С помощью четырех цифр 2 и знаков действия составьте число 5.
( 2+2 +(2:2) =5)
А теперь переходим к сладким блюдам.
Задание 7 . Итак, мороженое из логических задач. (Каждая команда получает свою задачу).
1 команде. Три брата – Ваня, Саша, Коля – учились в разных классах. Ваня был не старше Коли, а Саша – не старше Вани. Назовите имена старшего, среднего и младшего из братьев.
( Коля, Ваня, Саша.)
2-й команде. Три девушки - Валя, Галя и Катя пришли на занятия в кофтах разного цвета: Одна в серой, другая в белой, третья в черной. Катя не в черной кофте, Валя была не в черной и не в серой. В какой кофте была каждая девушка?
(Катя в серой, Валя в белой, Галя в черной)
3-й команде. В одном классе учится Иван, Петр, Сергей. Их фамилии Петров, Иванов, Сергеев. Установите фамилию каждого из ребят, если известно, что Иван по фамилии не Иванов, Петр – не Петров, Сергей не Сергеев и что Сергей живет в одном доме с Петровым.
(Иван Петров, Петр Сергеев, Сергей Иванов)
Задание 8. Пирожное ( не едал никто)
Считаю, что такие задания способствуют повышению интереса к предмету, развивают любознательность.
Найти : 1 +2 +3 + ……….+ 98 + 99 +100.
После выполнения задания рассказать историю решения этой задачи: эту задачу решил в XVIII веке мальчик Карл Гаусс, которого в последствии стали называть Королем математики. Он заметил, что в записи 1+2 +3 + ….+98 +99 +100 сумма каждой пары слагаемых, которые одинаково отстоят от концов записанного выражения, равна 101. А таких пар в два раза меньше, чем слагаемых, т.е. 50. Выходит, вся сумма равна 101· 50 = 5050.
Наш отдых закончен, а теперь представьте себе: мы находимся на Поле математических чудес.
Лист Мебиуса.Кто слышал об этом чуде? (Выслушать ответы)
Рассказ преподавателя:Лист Мебиуса был открыт в 1858г. Лейпцигским профессором Августом Фердинандом Мебиусом, Учеником знаменитого Гаусса. Получить его очень просто: склеиваем из бумажной полоски кольцо, только перед склеиванием повернем один конец полоски на 1800. Что же неожиданного увидел Мебиус у этого кольца? А то что у листа Мёбиуса только одна сторона. Сейчас я вам это докажу.( Пригласить кого –то из учащихся) Фломастером, не отрывая его от листа, можно провести линию с обеих сторон полосы, начиная с любого места. Изучением таких фигур, с одной поверхностью, занимается наука топология.
Что произойдет, если я сейчас разрежу по этой линии лист Мёбиуса? Он превратится в одно кольцо, перекрученное, которое будет уже двухсторонним.
Свойство односторонности Мёбиуса используют в технике: если в ременной передаче ремень сделать в виде листа Мёбиуса, то его поверхность будет изнашиваться вдвое медленнее, чем у обычного кольца. Это дает ощутимую экономию.
IV. Математическая таможня. Подведение итогов.
№ | анаграмма | загадки | обгонялки | смекалки | кроссворд | натуральные числа | Логич. задача1 | Логич. задача2 | итог |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 |
Задание на дом
Составить математический кроссворд не менее 15 слов.
Вот и подходит к концу наше путешествие. Понравилось оно вам?
В заключение урока хочу вам прочитать стихотворение великого математика XIX века Софьи Ковалевской ( 1950 – 1891). Пусть это стихотворение заставит вас задуматься. Постарайтесь понять ее напутствие.
ЕСЛИ ТЫ В ЖИЗНИ ХОТЯ НА МГНОВЕНЬЕ
ИСТИНУ В СЕРДЦЕ СВОЕМ ОЩУТИЛ,
ЕСЛИ ЛУЧ СВЕТА СКВОЗЬ МРАК И СОМНЕНЬЕ
ЯРКИМ СИЯНЬЕМ ТВОЙ ПУТЬ ОЗАРИЛ:
ЧТОБЫ В РЕШЕНЬИ СВОЕМ НЕИЗМЕННОМ
РОК НЕ НАЗНАЧИЛ ТЕБЕ ВПЕРЕДИ,
ПАМЯТЬ ОБ ЭТОМ МГНОВЕНЬЕ СВЯЩЕННОМ
ВЕЧНО ХРАНИ, КАК СВЯТЫНЮ В ГРУДИ.
ТУЧИ СБЕГУТСЯ ГРОМАДОЙ НЕСТРОЙНОЙ,
НЕБО ПОКРОЕТСЯ ЧЕРНОЮ МГЛОЙ,
С ЯСНОЙ РЕШИМОСТЬЮ, С ВЕРОЙ СПОКОЙНОЙ,
БУРЮ ТЫ ВСТРЕТЬ И ПОМЕРЬСЯ С ГРОЗОЙ.
Спасибо за урок.
Литература:
1. Газета «Математика» 2003 г. № 19; 2005 г. №45.
2.Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. «Забавная арифметика» М. 1991 г.
3. Загадки русского народа. Составитель Д. Садовников – М. 1996 г.
4. Перельман Я.И. «Занимательная алгебра» - М. 1994 г.
5.Труднев В.П. «Считай, смекай, отгадывай» - М. 1980 г.
6. Газета «Математика» издательский дом «Первое сентября» http://mat.1sepember.ru
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».
Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...
Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"
Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....
Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"
Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...
"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе
Урок-путешествие в 6 классе при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...
Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"
Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...
Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"
Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...