Программа внеурочной деятельности 7 класс "Занимательная математика"
учебно-методический материал по математике (7 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности 7 класс "Занимательная математика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika_7_klass.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
г.о. Орехово-Зуево
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ №4
_____________________
/Чернышева Н.П./
«1» сентября 2018г.
Рабочая программа
по общеинтеллектуальному направлению
внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
7 Г класс
Составитель: Мурылева М.В. ,
учитель математики
высшей квалификационной категории
2018г.
Пояснительная записка.
Современный этап развития общества характеризуется кардинальными изменениями во всех сферах государственной и общественной жизни. Эти изменения существенно влияют на требования, предъявляемые к системе образования. Общее образование призвано обеспечивать условия успешной социализации учащихся, реализации школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это указывает на необходимость изменений в организации и управлении образовательным процессом.
Принятые в последние годы Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования задают направление таких изменений. Но они возможны только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Именно в школе закладываются основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье.
Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14 -15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 7 или 8 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение нестандартных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, учащиеся учатся думать.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на познавательном интересе учащихся, который следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Цель и задачи курса.
Цель: Создание эмоционально-психологического фона восприятия математики и развитие интереса к ней.
Задачи:
1.Выявить одаренных и талантливых детей, создать условия для развития творческого потенциала личности таких школьников.
2.Разработать научно-методическое обеспечение диагностики, обучения и развития одаренных детей
3.Дать учащимся конкретные представления о взаимосвязях математики, других наук и практики, являющихся движущими силами самой математики и позволяющими математике воздействовать на другие науки и практики.
4.Дать возможность учащимся воспринимать математику как важную часть системы наук, культуры и общественной практики, понимать суть математизации наук и практики.
5.Формировать мотивацию и познавательный интерес учащихся.
Место курса в учебном плане основной школы.
Данный курс направлен на:
- развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;
- последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;
- формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;
- формирование общеучебных умений и навыков;
- развитие общих геометрических представлений учащихся;
- развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях.
Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ № 4 городского округа Орехово - Зуево Московской области.
Рабочая программа рассчитана на изучение внеурочной деятельности в количестве 1 часа в неделю, 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика».
Изучение курса «Занимательная математика» в 7 классах направлено на достижение определённых результатов обучения.
К важнейшим результатам обучения относятся следующие:
- в личностном направлении:
- Развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- Воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
- Формирование качеств мышления;
- Развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
- Развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
- Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
- в метапредметном направлении:
- Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
- Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- Развитие умений работать с учебным математическим текстом;
- Формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
- Развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- Развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
- Формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
- в предметном направлении:
- Овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
- Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- Овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
- Освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
- Понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.
Ученик научится | Ученик получит возможность научится |
| 1.Самостоятельно мыслить. 2.Находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей. 3Умениюпрогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. 4.Умениюустанавливать причинно-следственные связи. |
Содержание.
1.Вводное занятие
Тема 1. Задачи на смекалку
Задачи на сообразительность, внимание, смекалку.
2.Логические задачи
Тема 1. Простейшие логические задачи
Решение логических задач, с достаточными условиями с помощью простых таблиц.
Тема 2. Задачи-таблицы
Решение логических задач с помощью двойных и комбинированных таблиц.
Тема 3. Задачи с частично ложными условиями
Решение логических задач, часть условий в которых ложна. Анализ возможных вариантов с выбором единственно верного.
Тема 4. Задачи с недостаточными или избыточными условиями
Решение логических задач, часть условий в которых лишняя или с недостаточным количеством данных. Анализ условия задачи.
3.Круги Эйлера
Тема 1. Круги Эйлера и теория множеств.
Понятие множества. Изображение множеств с помощью кругов Эйлера.
Тема 2. Круги Эйлера и алгебра множеств.
Простейшие операции над множествами: пересечение, объединение, разность множеств, дополнение одного множества до другого. Пустое и универсальное множества. Изображение операций над множествами с помощью кругов Эйлера.
4.Принцип Дирихле
Тема 1. Знакомство с принципом Дирихле.
Понятие о принципе Дирихле. Задача Гильберта.
Тема 2. Применение принципа Дирихле при решении задач
Запись решения задач с помощью таблиц. Применение принципа Дирихле при решении задач.
5. Решение олимпиадных задач
Тема 1. Решение олимпиадных задач прошлых лет.
Решение олимпиадных задач прошлых лет.
Тема 2. Решение олимпиадных задач прошлых лет.
Решение олимпиадных задач прошлых лет.
Тема 3. Решение олимпиадных задач прошлых лет.
Решение олимпиадных задач прошлых лет.
6.Задачи Гаусса
Тема 1. Задачи Гаусса
Разбор задач Гаусса. Анализ решений.
7. Деление без остатка и с остатком
Тема 1. Деление без остатка и с остатком
Делители и кратные. НОК и НОД. Остаток при делении. Элементы теории сравнений.
8.Задачи на разрезание и моделирование геометрических фигур
Тема 1. Задачи на разрезание и моделирование геометрических фигур.
«Танграмм». Китайские головоломки.
9.Построения с помощью циркуля и линейки
Тема 1. Построения с помощью циркуля и линейки
Решение основных задач на построения с помощью циркуля и линейки. «Уши Чебурашки».
10.Десятичная запись числа
Тема 1. Десятичная запись числа.
Системы исчисления у древних народов. Двоичная и шестидесятеричная системы исчисления. Десятичная система исчисления. Место цифры в десятичной записи числа. Разряды.
11.Графики функций, содержащих знак модуля
Тема 1.График функции у = /х/ .
Построение графика функции у = /х/. Построение графиков, содержащих функцию под знаком модуля.
Тема 2. Построение графиков функций, содержащих модуль
Построение графиков, содержащих переменную под знаком модуля.
12.Решение геометрических задач.
Тема 1. Задачи на нахождение объемов и площадей многогранников.
Объем многогранника, площадь многогранника.
Тема 2. Замечательные кривые.
Знакомство с разнообразием кривых.
Тема 3. Геометрические софизмы.
Знакомство с геометрическими софизмами, нахождение ошибок в логике рассуждений.
Тема 4. Некоторые геометрические задачи по теме «Перпендикулярные и параллельные прямые».
Решение геометрических задач по теме «Перпендикулярные и параллельные прямые»
Тема 5. Некоторые геометрические задачи по теме «Треугольник»
Решение геометрических задач по теме «Треугольник»
Тема 6. Решение практических задач.
Тема 7. Геометрические задачи повышенной сложности
Решение геометрических задач повышенной сложности.
Тема 8. Геометрическая викторина.
Конкурс на лучший результат в викторине.
13.Решение нестандартных задач
Тема 1. Задачи с недостающими условиями
Анализ условия задачи. Решение задач с недостающими условиями.
Тема 2. Задачи с «лишними» условиями
Анализ условия задачи. Решение задач с избыточными условиями.
Тема 3. Метод перебора
Решение задач перебором всех возможных вариантов. Анализ результата решения задачи.
14.Занимательные задачи
Тема 1. Расстановки, перекладывания
Решение задач на расстановки и перекладывания.
Тема 2. Переливания, дележи, переправы
Решение задач на переливания, дележи, переправы.
Тема 3. Задачи на взвешивания
Решение задач на взвешивания и сортировки.
15. Повторение
Тема 1. Повторение
Решение задач по всему курсу.
Тематическое планирование (34 ч).
№ урока | Название разделов, тем | Плановые сроки | Фактические сроки(и/или коррекция) |
1 | Вводное занятие. Задачи на смекалку | 06.09 | |
2 | Логические задачи. Простейшие логические задачи | 13.09 | |
3 | Логические задачи. Задачи-таблицы | 20.09 | |
4 | Логические задачи. Задачи с частично ложными условиями | 27.09 | |
5 | Логические задачи. Задачи с недостаточными или избыточными условиями | 04.10 | |
6 | Круги Эйлера. Круги Эйлера и теория множеств | 18.10 | |
7 | Круги Эйлера.. Круги Эйлера и алгебра множеств | 25.10 | |
8 | Принцип Дирихле. Знакомство с принципом Дирихле | 01.11 | |
9 | Принцип Дирихле. Применение принципа Дирихле при решении задач | 08.11 | |
10 | Решение олимпиадных задач. Решение олимпиадных задач прошлых лет. | 15.11 | |
11 | Решение олимпиадных задач. Решение олимпиадных задач прошлых лет. | 29.11 | |
12 | Решение олимпиадных задач. Решение олимпиадных задач прошлых лет. | 06.12 | |
13 | Задачи Гаусса. | 13.12 | |
14 | Деление без остатка и с остатком. | 20.12 | |
15 | Задачи на разрезание и моделирование геометрических фигур. | 27.12 | |
16 | Построения с помощью циркуля и линейки. | 10.01.2019 г. | |
17 | Десятичная запись числа. | 17.01 | |
18 | Графики функций, содержащих знак модуля. График функции у =/х/. | 24.01 | |
19 | Графики функций, содержащих знак модуля. Построение графиков функций, содержащих модуль. | 31.01 | |
20 | Геометрические задачи. Задачи на нахождение объемов и площадей многогранников. | 07.02 | |
21 | Геометрические задачи. Замечательные кривые. | 14.02 | |
22 | Геометрические задачи. Геометрические софизмы. | 28.02 | |
23 | Геометрические задачи. Геометрические задачи по теме «Перпендикулярные и параллельные прямые». | 07.03 | |
24 | Геометрические задачи. Геометрические задачипо теме «Треугольник». | 14.03 | |
25 | Геометрические задачи. Решение практических задач. | 21.03 | |
26 | Геометрические задачи. Геометрические задачи повышенной сложности. | 28.03 | |
27 | Геометрическая викторина. | 04.04 | |
28 | Нестандартные задачи. Задачи с недостающими условиями. | 18.04 | |
29 | Нестандартные задачи. Задачи с «лишними» условиями. | 25.04 | |
30 | Нестандартные задачи. Метод перебора. | 02.05 | |
31 | Занимательные задачи. Расстановки, перекладывания. | 09.05 | |
32 | Занимательные задачи. Переливания, дележи, переправы. | 16.05 | |
33 | Занимательные задачи. Задачи на взвешивания. | 23.05 | |
34 | Заключительное занятие. Решение задач по всему курсу. | 30.05 | |
Итого: 34 |
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО учителей математического цикла
Протокол № 1
«01» сентября 2018г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_________________
/Лаврова И.В./
«01» сентября 2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...
Программа внеурочной деятельности по математике в 5 классе "В мире математики"
Программа внеурочной деятельности для обучающихся по математике основной ступени образования. Название: "В мире математики". Предназначена для учащихся 5 класса. Программа рассчитана на 1 год об...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»
Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Рабочая программа ...
Программа.Внеурочная деятельность по математике «Математика в профессии"
Актуальность программы определяется тем, что создаются условия развития интеллектуальных способностей и формирования профессионального интереса. Очень важно сформировать у обучающихся интерес к тому и...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
Рабочая программа для 6 классов средних общеобразовательных школ....
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты и способы их пртоверки, содержание крса внеурочной деятельности, тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Актуальность программы ...