Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (5 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_zanimatelnaya_matematika_5_klass._bazanova_e.p.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»
Прокопьевский муниципальный район
Рассмотрено на заседании МО
протокол №_____ от _______ г.
Согласованно МС
протокол №____от ________г.
Программа рекомендована
к работе педагогическим советом
протокол №______от___________
Утверждено приказом директора
№_________от_____г.
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике в 5 классе
«Занимательная математика»
2016-2017 учебный год
годы освоения программы
Составитель:
Базанова Е.П.,
учитель математики,
первой квалификационной категории
п. Трудармейский, 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Деятельность обучающихся осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС):
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Цель:
-развитие математического образа мышления обучающихся
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики
- содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умение отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа с периодичностью 1 раза в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- построению жизненных планов во временной перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- основам саморегуляции эмоциональных состояний;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- основам коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
- проявлять ответственное отношение к учебным поручениям и учебной работе, а также уважительное отношение к знаниям и людям, добывающим новые знания;
- проявлять готовность учиться самостоятельно;
- уметь давать позитивную и адекватную самооценку, а также осознавать себя как успешного ученика по отношению к изучению математики;
- иметь доброжелательное и уважительное отношение к другому человеку, развивать умение работать в режиме диалога, адекватно воспринимать другое мнение.
- Уметь отстаивать свою точку зрения;
- Критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Задачи на разрезание | 6 | 2 | 4 |
2. | Логические задачи | 12 | 3 | 9 |
3. | Дележи в затруднительных обстоятельствах | 2 | 1 | 1 |
4. | Занимательные задачи на дроби | 2 | 1 | 1 |
5. | Олимпиадные задачи | 12 | 2 | 10 |
Всего: | 34 | 9 | 25 |
Содержание программы:
1.Задачи на разрезание (6ч).
Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Разрезание квадрата, состоящего из 16 клеток, на две равные части. Разрезание прямоугольника 3х4 на две равные части. Разрезание различных фигур, изображенных на клетчатой бумаге, на две равные части. Пентамимо. Фигуры домино, тримино, тетрамино (игру с такими фигурками называют тетрис), пентамимо составляют из двух, трех, четырех, пяти квадратов так, чтобы квадрат имел общую сторону хотя бы с одним квадратом.
Основная цель – развивать комбинаторные навыки (рассмотреть различные способы построения линии разреза фигур, правила, позволяющие при построении этой линии не терять решения), развивать представления о симметрии.
2. Логические задачи (12ч). Высказывания. Истинные и ложные высказывания.
Отрицание высказываний. Составление отрицаний высказываний. Двойное отрицание. Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Задачи, решаемые с конца. Задачи на переливания, и взвешивание.
Основная цель – развивать логическое мышление, умение составлять таблицы, познакомить с некоторыми законами логики, научить использовать их при решении задач. Составление таблиц на переливание и схем на взвещивание.
3.Дележи в затруднительных обстоятельствах (2ч). Задачи на переливания, задачи на взвешивание и на деление между двумя и тремя.
Основная цель – развивать умение составлять “цепочку рассуждений”, логически мыслить, составлять таблицы для решения задачи.
4.Занимательные задачи на дроби (2ч).
Старинные задачи на дроби. Задачи на совместную работу.
5.Олимпиадные задачи (12ч). Решение нестандартных задач. Задачи на доказательство. Школьная олимпиада.
Основная цель – подготовить учащихся к участию в олимпиадах и конкуре “Кенгуру”.
Календарно-тематический план
Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | УУД | Формы организации занятий | Формы контроля | |
Задачи на разрезание (6 часов) | ||||||
1 | 1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | 1 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном | наблюдение | викторина |
2 | 2. Задачи на разрезание на клетчатой бумаге | 1 | 0 | Познавательные УУД: Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков | исследование | конкурс на лучшую презентацию |
3 | 3. Пентамимо | 1 | 0 | Личностные: Умение самостоятельно делать свой выбор и отвечать за этот выбор | лабораторная работа | математический диктант |
4 | 4. Фигуры домино | 1 | 1 | Регулятивные ууд Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально | лабораторная работа. | тестирование |
5 | 5.Фигуры тримино | 1 | 1 | Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов | лабораторная работа | тестирование |
6 | 6. Фигуры тетрамино | 1 | 1 | Коммуникативные УУД: Умения взаимодействовать с людьми | исследование | конкурс на лучший математический ребус |
Логические задачи (12часов) | ||||||
7 | 1.Высказывания. Истинные и ложные. | 1 | 0 | Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата. | аукцион идей | |
8 | 2.Отрицание высказываний | 1 | 0 | Познавательные УУД: Умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире | игра | |
9 | 3.Двойное отрицание. | 1 | 0 | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи | состязание | |
10 | 4. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 1 | 0 | Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель УД | состязание | |
11 | 5. Загадки- смекалки. | 1 | 0 | Познавательные УУД: логические – синтез как составление целого из частей | проект | |
12 | 6 .Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. | 1 | 0 | Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других | презентация | |
13 | 7. Решение логических задач с помощью отрицания высказываний . | 1 | 0 | Личностные УУД: воля и настойчивость в достижении цели | тренинг | |
14 | 8.Задачи,решаемые с конца. | 1 | 0 | Регулятивные УУД: составлять план решения проблем | исследование | |
15 | 9.Задачи, решаемые с конца. | 1 | 0 | Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления | инсценирование задач | |
16 | 10. «Газета любознательных». | 2 | 1 | Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности | газета | |
17 | 11. Задачи со спичками. | 1 | 0 | Познавательные УУД: обобщение и использование полученной информации | проектная деятельность | |
18 | 12.Задачи со спичками. | 1 | 1 | Коммуникативные УУД: приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками | эксперимент | |
Делёжи, в затруднительных обстоятельствах(2 часа) | ||||||
19 | 1.Задачи на переливание | 1 | 0 | Познавательные УУД: обобщение и использование полученной информации. | исследование | |
20 | 2.Задачи на взвешивание | 1 | 0 | Коммуникативные УУД: умение общаться | исследование | |
Занимательные задачи на дроби (2 часа) | ||||||
21 | 1.Старинные задачи на дроби. | 1 | 0 | Регулятивные УУД: Работая по плану, сверять свои действия с целью и необходимость исправлять ошибки самостоятельно | проект | |
22 | 2.Задачи на совместную работу. | 1 | 0 | Коммуникативные УУД: в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы | игра | |
Олимпиадные задачи (12 часов) | ||||||
23 | 1. Решение олимпиадных задач | 1 | 0 | Познавательные УУД: обобщение и использование полученной информации | практикум | |
24 | 2.Решение задач из Всероссийского «Молодежного математического чемпионата» | 1 | 0 | Познавательные УУД: обобщение и использование полученной информации. | презентация | |
25 | 3. Решение задач из Всероссийского «Молодежного математического чемпионата» | 1 | 0 | Познавательные УУД: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | творческая работа | |
26 | 4.Школьная олимпиада | 1 | 0 | Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков | практикум | |
27 | 5. Школьная олимпиада | 1 | 1 | Коммуникативные УУД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) | практикум | |
28 | 6.Игра « Работа над ошибками» | 1 | 0 | Регулятивные ууд Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки | игра | |
29 | 7.Математические горки. | 1 | 1 | Коммуникативные УУД – учитывать разные мнения и Стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | состязание | |
30 | 8.Решение нестандартных задач. | 1 | 0 | Регулятивные УУД: Осознавать границы собственных знаний и умений | практикум | |
9. Знакомьтесь: Пифагор! | 1 | 1 | Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета | игра | ||
31 | 10.Числовые выражения | 1 | 0 | Коммуникативные УУД: осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами | КВН | |
32 | 11. Задачи на доказательство | 1 | 0 | Коммуникативные УУД: понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории). | игра | |
33 | 12. Задачи на доказательство | 1 | Познавательные ууд Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне | практикум | ||
34 | Защита проекта | 1 | Коммуникативные УУД: понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории). | Творческая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Волшебный мир математики"
Программа кружка «Волшебный мир математики» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).А...
Рабочая программа внеурочной деятельности (кружок по математике) "В мире чисел и задач" 6 класс
Программа кружка «В мире чисел и задач» соответствует целям ФГОС. Кружок «В мире чисел и задач» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное разви...
Рабочая программа внеурочной деятельности (кружок по математике) "Юный математик" 7 класс
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением к...
Рабочая программа внеурочной деятельности "История развития математики", 6 класс
Программа рассчитана на 34 ч . Учащиеся познакомятся с основными этапами и ключевыми событиями истории математики....
Рабочая программа внеурочной деятельности (общекультурное направление) «Математика в искусстве, искусство в математике» для 7 класса
Программа составлена на основе: программы общеобразовательных учреждений Алгебра. 7-9 классы, 3-е изд., составитель: Т.А. БурмистроваМ.: «Просвещение», 2015 Программы общеобразовательных учреждений. ...
Рабочая программа внеурочной деятельности 8 класс математика
Рабочая программа внеурочной деятельности 8 класс математика...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир математики"
Программа «Волшебный мир математики» для 5 класса разработана на основе:Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образован...