Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (5 класс) на тему
Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты и способы их пртоверки, содержание крса внеурочной деятельности, тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_5_klass.doc | 185.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
внеурочной деятельности в 5 классе
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
(общеинтеллектуальное направление)
I. Пояснительная записка
Программа кружка «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный теоретический материал, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Деятельность обучающихся осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС):
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Цель:
-развитие математического образа мышления обучающихся
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики
- содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умение отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа с периодичностью 1 раз в неделю.
Принципы программы:
1.Актуальность-
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность-
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность-
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность-
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации-
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность -
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
Курс ориентационный.
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, связь с учебными предметами: информатикой, технологией, русским языком, биологией.
Формы и режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:
1 занятие в неделю по 40 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные занятия; внеурочной деятельности
- творческие мастерские;
- тематические праздники, конкурсы, выставки;
- семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
II. Планируемые результаты и способы их проверки
Учащиеся научатся:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
Учащиеся получат возможность научиться:
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется:
- простое наблюдение,
- проведение математических игр,
- опросники,
- анкетирование,
- психолого-диагностические методики.
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
- участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
- результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
- активность,
- аккуратность,
- творческий подход к знаниям,
- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы контроля:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
III. Содержание курса внеурочной деятельности.
IV.Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Количество часов | Тема занятия | Формы проведения занятия | Планируемые результаты | |
теория | практика | |||||
Задачи на разрезание (6 часов) | ||||||
1. | 1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | наблюдение | Учащиеся научатся: - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве Учащиеся получат возможность научиться: - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | ||
2. | 1 | Задачи на разрезание на клетчатой бумаге | исследование | Учащиеся научатся: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;- выделять существенные признаки предметов; Учащиеся получат возможность научиться: - определять последовательность событий; | ||
3. | 1 | Пентамимо | лабораторная работа | Учащиеся научатся: - сравнивать между собой предметы, явления;- обобщать, делать несложные выводы;- классифицировать явления, предметы; Учащиеся получат возможность научиться: - судить о противоположных явлениях;- давать определения тем или иным понятиям; | ||
4. | 1 | Фигуры домино | лабораторная работа. | Учащиеся научатся: - выделять существенные признаки предметов;- сравнивать между собой предметы, явления;- обобщать, делать несложные выводы;- классифицировать явления, предметы; Учащиеся получат возможность научиться: - судить о противоположных явлениях;- давать определения тем или иным понятиям; | ||
5. | 1 | Фигуры тримино | лабораторная работа | Учащиеся научатся: - выделять существенные признаки предметов;- сравнивать между собой предметы, явления;- обобщать, делать несложные выводы;- классифицировать явления, предметы; Учащиеся получат возможность научиться: - судить о противоположных явлениях;- давать определения тем или иным понятиям; | ||
6. | 1 | Фигуры тетрамино | исследование | Учащиеся научатся: - выделять существенные признаки предметов;- классифицировать явления, предметы; Учащиеся получат возможность научиться: - определять последовательность событий; | ||
Логические задачи (12часов) | ||||||
1. | 1 | Высказывания. Истинные и ложные. | аукцион идей | Учащиеся научатся: - выделять существенные признаки предметов;- сравнивать между собой предметы, явления;- обобщать, делать несложные выводы; Учащиеся получат возможность научиться: - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. - давать определения тем или иным понятиям; | ||
2. | 1 | Отрицание высказываний | игра | Учащиеся научатся: - выделять существенные признаки предметов; Учащиеся получат возможность научиться: - определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; | ||
3. | 1 | Двойное отрицание | состязание | Учащиеся научатся: - выделять существенные признаки предметов;- сравнивать между собой предметы, явления;- обобщать, делать несложные выводы; Учащиеся получат возможность научиться: - определять последовательность событий;- выявлять функциональные отношения между понятиями;- выявлять закономерности и проводить аналогии. | ||
4. | 1 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данным | состязание | Учащиеся научатся: - обобщать, делать несложные выводы;- классифицировать явления, предметы; Учащиеся получат возможность научиться: - выявлять функциональные отношения между понятиями;- выявлять закономерности и проводить аналогии. - создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. | ||
5. | 1 | Загадки- смекалки. | проект | Учащиеся научатся: - обобщать, делать несложные выводы; Учащиеся получат возможность научиться: - определять последовательность событий;- выявлять закономерности и проводить аналогии. | ||
6. | 1 | Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. | презентация | Учащиеся научатся: - обобщать, делать несложные выводы;- классифицировать явления, предметы; Учащиеся получат возможность научиться: - судить о противоположных явлениях;- выявлять закономерности и проводить аналогии. | ||
7. | 1 | Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. | тренинг | Учащиеся научатся: - обобщать, делать несложные выводы;- выявлять закономерности и проводить аналогии. Учащиеся получат возможность научиться: - судить о противоположных явлениях;- выявлять закономерности и проводить аналогии. | ||
8. | 1 | Задачи, решаемые с конца | исследование | Учащиеся научатся: - выделять существенные признаки предметов;- сравнивать между собой предметы, явления;- обобщать, делать несложные выводы; Учащиеся получат возможность научиться: - определять последовательность событий;- судить о противоположных явлениях;- давать определения тем или иным понятиям;- выявлять закономерности и проводить аналогии. - создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. | ||
9. | 1 | Задачи, решаемые с конца. | инсценирование задач | Учащиеся научатся: - выделять существенные признаки предметов;- сравнивать между собой предметы, явления;- обобщать, делать несложные выводы; Учащиеся получат возможность научиться: - давать определения тем или иным понятиям;- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. | ||
10. | 1 | «Газета любознательных». | газета | Учащиеся научатся: -находить нужную информацию в сети «Интернет» Учащиеся получат возможность научиться: - создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. | ||
11. | 1 | Задачи со спичками. | проектная деятельность | Учащиеся научатся: - выделять существенные признаки предметов;- сравнивать между собой предметы, явления;- обобщать, делать несложные выводы;- классифицировать явления, предметы; Учащиеся получат возможность научиться: - определять последовательность событий; | ||
12. | 1 | Задачи со спичками. | эксперимент | Учащиеся научатся: - выделять существенные признаки предметов;- сравнивать между собой предметы, явления;- обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; Учащиеся получат возможность научиться: - определять последовательность событий; | ||
Дележи, в затруднительных обстоятельствах (2 часа) | ||||||
1. | 1 | Задачи на переливание | исследование | Учащиеся научатся: - сравнивать между собой предметы, явления;- обобщать, делать несложные выводы; Учащиеся получат возможность научиться: - выявлять закономерности и проводить аналогии. | ||
2. | 1 | Задачи на взвешивание | исследование | Учащиеся научатся: - сравнивать между собой предметы, явления;- обобщать, делать несложные выводы; Учащиеся получат возможность научиться: - выявлять закономерности и проводить аналогии. | ||
Занимательные задачи на дроби (2 часа) | ||||||
1. | Старинные задачи на дроби. | проект | Учащиеся научатся: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;- выделять существенные признаки предметов;- обобщать, делать несложные выводы; Учащиеся получат возможность научиться: - определять последовательность событий;- давать определения тем или иным понятиям; | |||
2. | Задачи на совместную работу. | игра | Учащиеся научатся: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;- выделять существенные признаки предметов;- обобщать, делать несложные выводы; Учащиеся получат возможность научиться: - определять последовательность событий;- судить о противоположных явлениях;- давать определения тем или иным понятиям; | |||
Олимпиадные задачи (11 часов) | ||||||
1. | 1 | Решение олимпиадных задач | практикум | Учащиеся научатся: - выделять существенные признаки предметов;- сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; Учащиеся получат возможность научиться: - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.- определять последовательность событий;- судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям;- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;- выявлять закономерности и проводить аналогии. | ||
2. | 1 | Решение задач из Всероссийского «Молодежного математического чемпионата» | презентация | Учащиеся научатся: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;- выделять существенные признаки предметов;- сравнивать между собой предметы, явления;- обобщать, делать несложные выводы;- классифицировать явления, предметы; Учащиеся получат возможность научиться: - определять последовательность событий;- судить о противоположных явлениях;- давать определения тем или иным понятиям;- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;- выявлять функциональные отношения между понятиями;- выявлять закономерности и проводить аналогии. | ||
3. | 1 | Решение задач из Всероссийского «Молодежного математического чемпионата» | творческая работа | Учащиеся научатся: - выделять существенные признаки предметов;- сравнивать между собой предметы, явления;- обобщать, делать несложные выводы;- классифицировать явления, предметы; Учащиеся получат возможность научиться: - выявлять функциональные отношения между понятиями;- выявлять закономерности и проводить аналогии. | ||
4. | 1 | Школьная олимпиада | практикум | Учащиеся научатся: - выделять существенные признаки предметов;- сравнивать между собой предметы, явления;- обобщать, делать несложные выводы; Учащиеся получат возможность научиться: - давать определения тем или иным понятиям;- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;- выявлять функциональные отношения между понятиями;- выявлять закономерности и проводить аналогии. | ||
5. | 1 | Школьная олимпиада | практикум | Учащиеся научатся: - выделять существенные признаки предметов;- сравнивать между собой предметы, явления;- обобщать, делать несложные выводы; Учащиеся получат возможность научиться: - давать определения тем или иным понятиям;- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;- выявлять функциональные отношения между понятиями;- выявлять закономерности и проводить аналогии. | ||
6. | 1 | Игра « Работа над ошибками» | игра | Учащиеся научатся: - сравнивать между собой предметы, явления;- обобщать, делать несложные выводы; Учащиеся получат возможность научиться: - определять последовательность событий;- давать определения тем или иным понятиям; | ||
7. | 1 | Математические горки | состязание | Учащиеся научатся: - выделять существенные признаки предметов;- сравнивать между собой предметы, явления;- обобщать, делать несложные выводы; Учащиеся получат возможность научиться: - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.- определять последовательность событий; | ||
8. | 1 | Решение нестандартных задач. | практикум | Учащиеся научатся: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;- выделять существенные признаки предметов;- сравнивать между собой предметы, явления;- обобщать, делать несложные выводы;- классифицировать явления, предметы; Учащиеся получат возможность научиться: - определять последовательность событий;- судить о противоположных явлениях; | ||
9. | 1 | Знакомьтесь: Пифагор! | игра | Учащиеся научатся: - выделять существенные признаки предметов;- сравнивать между собой предметы, явления;- обобщать, делать несложные выводы; Учащиеся получат возможность научиться: - определять последовательность событий;- судить о противоположных явлениях;- давать определения тем или иным понятиям;- выявлять функциональные отношения между понятиями;- выявлять закономерности и проводить аналогии. | ||
10-11. | 1 | 1 | Математический КВН | КВН | Учащиеся научатся: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;- классифицировать явления, предметы; Учащиеся получат возможность научиться: - выявлять функциональные отношения между понятиями;- выявлять закономерности и проводить аналогии. | |
Заключительное занятие-игра (1 час) | ||||||
12. | 1 | Круглый стол «Подведем итоги» | игра | Учащиеся научатся: - обобщать, делать несложные выводы; Учащиеся получат возможность научиться: - выявлять закономерности и проводить аналогии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Волшебный мир математики"
Программа кружка «Волшебный мир математики» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).А...
Рабочая программа внеурочной деятельности (кружок по математике) "В мире чисел и задач" 6 класс
Программа кружка «В мире чисел и задач» соответствует целям ФГОС. Кружок «В мире чисел и задач» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное разви...
Рабочая программа внеурочной деятельности (кружок по математике) "Юный математик" 7 класс
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением к...
Рабочая программа внеурочной деятельности "История развития математики", 6 класс
Программа рассчитана на 34 ч . Учащиеся познакомятся с основными этапами и ключевыми событиями истории математики....
Рабочая программа внеурочной деятельности (общекультурное направление) «Математика в искусстве, искусство в математике» для 7 класса
Программа составлена на основе: программы общеобразовательных учреждений Алгебра. 7-9 классы, 3-е изд., составитель: Т.А. БурмистроваМ.: «Просвещение», 2015 Программы общеобразовательных учреждений. ...
Рабочая программа внеурочной деятельности 8 класс математика
Рабочая программа внеурочной деятельности 8 класс математика...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир математики"
Программа «Волшебный мир математики» для 5 класса разработана на основе:Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образован...