Повышение учебной мотивации учащихся через геометрию
статья по математике (10 класс) на тему
Геометрия в современном мире приобретает особое значение для понимания построения современной модели обучения учащихся практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_uchebnoy_motivatsii_uchashchihsya_cherez_geometriyu.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение учебной мотивации учащихся через геометрию.
Геометрия в современном мире приобретает особое значение для понимания построения современной модели обучения учащихся практической деятельности.
В образовательной практике существуют программы, реализующие идею «динамической геометрии». Они ориентированы на использование преимущественно визуальной информации, содержащей подсказки, которые позволяют показать как полное решение задачи, так и различные дополни тельные построения, выполнение геометрических построений средствами компьютерных инструментов, моделирование эксперимента и др. Но в силу того, что данные программы стоят достаточно дорого и поставляются в школы (но не в розничную сеть) в основном в рамках различных государственных проектов, использование их в учебном процессе весьма затруднительно. Аналогичные им, но более доступные программы ориентированы на учеников, заинтересованных предметом и имеющих высокий уровень математической подготовки, так как процесс построения чертежа на компьютере требует от ученика полного понимания алгоритма построения и точности его исполнения. Для других учеников, которые испытывают трудности при изучении геометрии, работа с подобными программами, по мнению автора, будет не столь результативной, в силу нежелания школьника разбираться с теоретическим материалом и проводить на его основе какие-либо эксперименты, построения. К тому же работа с различными программами в условиях их многообразия может создать трудности в обеспечении преемственности образовательного процесса .
Тогда как, отмечают специалисты, увеличение информационной нагрузки разумно и уместно лишь тогда, когда учащийся сам осознает необходимость ее получения, когда он усваивает преподаваемый материал и связывает полученную информацию с практическим действием. В этом случае информация превращается в знание – особую познавательную единицу, выражающую форму отношения человека к действительности и существую-щую наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью – практическим отношением. Поэтому сейчас функции учителя заключаются не только в трансляции знаний, но и в проектировании процесса индивидуального интеллектуального развития каждого конкретного ученика.
Данные требования были учтены автором при создании тетради с печатной основой по геометрии и ее компьютерного мультимедийного сопровождения, которые могут быть использованы как средства визуализации знаний при закреплении и систематизации учебного материала по теме «Аксиомы стереометрии».
Необходимость и актуальность этого учебного пособия обусловлены рядом причин. В перву очередь это важное педагогическое значение первых уроков стереометрии, когда вводятся неопределяемые понятия, аксиомы и следствия из них.
И как отмечает Г. Д. Глейзер: «От того, насколько глубоко и неформально будет усвоен материал первой темы, зависит успешное усвоение всего курса стереометрии» .
Другая причина заключается в том, что при создании нового поколения учебной литературы тетрадь с печатной основой входит в новые учебно-методические комплексы как элемент, обеспечивающий не только вариативность образовательных программ, но и повышение качества, эффективности образования. Тетрадь представляет собой пособие с печатной основой для работы непосредственно на содержащихся в нем заготовках; применяется преимущественно на первоначальных этапах изучения темы с целью увеличения объема практической деятельности и разнообразия содержания, форм работы, а также видов деятельности учащихся .
Считается, что рабочая тетрадь должна обеспечить понимание теоретического материала, его осмысление и дальнейшее целенаправленное применение на практике . Ее задания должны быть связаны с проблемным материалом, способствовать решению главных образовательных, воспитательных и развивающих целей, предусмотренных программой. В данной тетради это реализуется за счет использования письменной дискуссии с пропусками, а также рисунков, чертежей, мультимедийных приложений, выступающих в роли технической поддержки . Все это призвано помочь ученику овладеть новыми для него понятиями. Вначале формулировки задач приводятся полностью, в качестве визуальных подсказок даются примеры оформления записей; полученные ранее данные помогают в работе с чертежами, а размещенные на полях формулировки аксиом стереометрии могут быть полезны при записи доказательств. Дальнейшее усложнение материала реализуется в виде дискуссии с пропусками , когда формулировка задания, начальные сведения по решению задачи даются не полностью и ученику необходимо восстановить запись, поместив в соответствующие окошки недостающие в формулировке сведения.
Подобная работа учит внимательно читать и анализировать текст задачи, а визуальные ориентиры помогают справиться не только с записью, но и с оформлением решения, показать последовательность и логику рассуждений. Поэтому нет четкого предписания того, как учитель должен организовать работу с данной тетрадью: дать часть заданий как домашнюю работу или провести как самостоятельную на уроке. Работая с заданиями дома, школьники имеют возможность пользоваться учебником, справочной литературой, таблицами, все это способствует развитию навыков самостоятельнос ти, подготовки учащихся к самообразованию .
Как отмечает, А. Н. Щиряков, эффективная работа на уроках стереометрии во многом зависит и от уровня развития пространственного воображения учащихся. Оно, как и все психические процессы, совершенствуется в результате деятельности, которая должна чем-то стимулироваться и направляться, например системой зданий . «Геометрия, – писал А. Д. Александров, – требует воображать геометрические образы в их идеальной точности и логической определенности, а изложение любого элемента курса – будь то аксиома, определение, теорема, задача – должно начинаться с наглядной картины, которую учащиеся и должны усвоить в первую очередь» .
Данная тетрадь состоит из нескольких блоков заданий. Визуальная схема решения каждой из предложенных задач включает в себя: визуальные ориентиры, визуальные подсказки, визуальный контроль.
Обучение школьников умению правильно ви-деть и понимать содержание геометрических образов является актуальной проблемой методики обучения. Как отмечают психологи (Л. Л. Гурова, С. Л. Рубинштейн, К. А. Славская, И. С. Якиманская и др.), у школьников имеются индивидуальные различия не только при восприятии графических изображений, но и «в легкости, свободе создания по ним пространственных образов, оперирования ими».
Одни ученики легко формируют образы, созданные на основе восприятия изображения, и могут оперировать ими без обращения к наглядной опоре (такие умения, по мнению В. А. Крутецкого, определяются склонностью к данному предмету иявляются высоким показателем успеваемости учащихся по математике).
У других учеников по ряду причин этот процесс вызывает трудности. Одной из них является неспособность ученика долго удерживать в памяти созданный образ, а необходимость дальнейшей работы предполагает постоянное обращение к наглядной опоре с целью его воссоздания.
Есть и такие школьники, которые без труда создают образ, но не могут его мысленно видоизменить. Для них обращение к первоначальному изображению не дает должного положительного результата, так как фиксирует ранее полученную информацию, тогда как дальнейшая работа по преобразованию должна идти в отвлеченной от исходных посылок форме.
С точки зрения автора последней тенденцией в изучении геометрии является применение широкого спектра инновационных образовательных продуктов. В частности, платформ дистанционного обучения, средств мультимеди, интерактивных ментальных карт.
Одним из параметров, реализующим эти принципы, выступает использование мультимедийного сопровождения, которое позволяет в динамичной форме показать ученику весь процесс решения задачи. Это способствуют развитию наглядных представлений и пространственного мышления . Общая идея этого подхода может быть охарактеризована следующим высказыванием : «Полезно было бы давать не итоговый чертеж, а нечто вроде мультфильма, показывающего, как изменяется чертеж в процессе решения задачи».
Работая с данным приложением, школьник имеет возможность не только рассматривать пошаговое решение задачи, имея перед собой видоизменяющуюся зрительную опору, но и работать в удобном для себя режиме. Это реализуется за счет того,что решение задачи представлено как цепочка основных построений, приводящих к цели, где переход от одного логического звена к другому осуществляется учеником самостоятельно. В случае необходимости школьник всегда может вернуться на несколько шагов назад или «пролистнуть» понятные ему моменты. Это помогает индивидуализировать процесс обучения, обеспечивает положительную мотивацию при овладении геометрией ,так как ученики могут не только самостоятельно справиться с решением задачи, получив ответ, но и полностью разобраться в тех процессах, явлениях, которые происходят в жизни. При решении математических задач человек приобретает математические знания, повышает свое математическое образование.
Список используемой литературы:
1Дубровский В. Геометрия в динамике // Математика (еженедельное приложение к газете «1 сентября»). 2008. № 15. С. 14.
2. Современная учебная книга: подготовка и издание. М.: МГУП, 2004. 224 с.
3. Повышение эффективности обучения математике в школе. М.: Просвещение, 1989. 240 с.
4.Методика и технология обучения математике. М.: Дрофа, 2005. 416 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время
О развитии познавательных мотивов учащихся при изучении английского языка на примере организации работы драматического кружка "Английский театр" ....
Обобщение опыта «Повышение уровня мотивации учащихся через использование электронного учебного пособия»
В данном разделе представлено обобщение опыта по теме «Повышение уровня мотивации учащихся через использование электронного учебного пособия».Новизна педагогического опыта заключается в разработ...
Статья по теме: "Работа учителя по повышению учебной мотивации учащихся на уроках английского языка".
Повышение мотивации учащихся на уроках английского языка....
Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время
Одним из путей повышения мотивации является включение обучающихся в учебно- исследовательскую и проектную деятельность, что позволяет сделать учебный процесс более интересным и эффективным....
Игра как средство повышения учебной мотивации учащихся.
как повысить мотивацию учащихся? какими способами вызвать интерес к предмету? Здесь на помощь учителю приходит использование игровых технологий!...
Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время
Мотивация - это, прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.Особую роль в формировани...
Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время
данная стать поможет учителю организовать проектную и учебно - исследовательскую деятельность учащихся и повысить интерес к предмету...