Игра как средство повышения учебной мотивации учащихся.
статья по истории на тему

 Ефременкова Наталья Петровна

как повысить мотивацию учащихся? какими способами вызвать интерес к предмету? Здесь на помощь учителю приходит использование игровых технологий!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство повышения учебной мотивации учащихся.

Повышение активности ребенка в процессе обучения является одной из важнейших задач современного образования. Это качество характеризуется высоким уровнем мотивации в усвоении знаний и умений, что в наше время встречается очень  редко.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От  того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в учебной деятельности. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Современные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Одним из способов формирования устойчивой мотивации  является применение игровых технологий.

Понятие «игровых технологии» включает достаточно большую группу методов и приемов организации учебного процесса. Уроки с использованием игровых технологий, необычные по замыслу и организации,  больше нравятся учащимся, чем традиционные занятия. Именно игра способна активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и развивать мотивацию к изучению предмета.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Говоря о характеристиках игровых технологий, необходимо отметить их особенности: ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», учитель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.

-учебная деятельность подчиняется правилам игры.

-учебный материал используется в качестве ее средства.

-в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.

Проблема снижения мотивации появляется, как правило, в основной  школе, когда ученик сталкивается с преодолением трудностей: объем и сложность изучаемого материала возрастает, ученику необходимо прикладывать усилия для его усвоения. На данном этапе у многих учащихся внутренняя мотивация еще недостаточно сформирована, поэтому задача учителя — помочь ученику сохранить и развить интерес к изучению предмета.

Кроме того, необходимо отметить, что высокая степень мотивации к изучению предмета может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей ученика. Психологические исследования показывают, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося.

Принцип мотивации к учению заключается в том, что ученик должен добровольно включаться в учебную деятельность; что задания были интересны ученику; чтобы задания были творческими, проблемными, но соответствовали возможностям учащихся; инструкции учителя должны быть продуманы и понятны. 

Игра эмоциональна по своей природе и опыту способна даже самую сложную  информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого учащегося в активную работу. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Учитель истории и обществознания

МБОУ Мушковичской ОШ  Н.П.Ефременкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ»

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогиче...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Использование информационных технологий по...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Использование информационных техноло...

Индивидуальные и групповые формы работы с текстом как средство развития учебной мотивации учащихся и повышения их качества знаний.

Формирование функциональной грамотности учащихся достигается прежде всего на основе работы с текстами различных типов, стилей речи, разнообразия их тематики и проблематики. В связи с этим я...

Мастер-класс «Историческая реконструкция как средство развития познавательных способностей и повышения учебной мотивации учащихся»

Мастер-класс «Историческая реконструкция как средство развития познавательных способностей и повышения учебной мотивации учащихся» в рамках встречи делегации педагогов и руководителей обра...

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

I зональная республиканская конференция  «Исследовательская деятельность в современной школе: содержание и практика»                  ...