Обобщение опыта «Повышение уровня мотивации учащихся через использование электронного учебного пособия»
опыты и эксперименты (5 класс) на тему

Быкова Алла Валерьевна

В данном разделе представлено обобщение опыта по теме «Повышение уровня мотивации  учащихся через использование электронного учебного пособия».

Новизна педагогического опыта заключается в разработке системы упражнений  по определенной теме и алгоритма проведения уроков, используя электронное пособие. Использование данных пособий сокращает время для изучения данной темы, подобранные  специальные упражнения автоматизируют грамматический и лексический навыки. Красочность презентаций способствует привлечению внимания к данной теме. При использовании электронных учебных пособий происходит не только репродуктивная деятельность школьников, но и абстрактно-логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению учебного материала. 

Опыт был обобщен на уровне образовательного учреждения.

Данный опыт будет полезен учителям-предметникам, родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10 г. Коврова

Обобщение педагогического опыта

на тему:

«Повышение уровня мотивации учащихся через использование электронного учебного пособия»

учителя английского языка Быковой А.В.

2014



Предварительный просмотр:

Быкова Алла Валерьевна

Содержание

  1. Тема опыта………………………………………………………...4
  2. Сведения об авторе…………………………………………………..4
  3. ИПМ 1. Условия возникновения и становления опыта…………...4

     ИПМ 2.  Актуальность и перспективность опыта…………………5

     ИПМ 3. Ведущая педагогическая идея…………………………….6

     ИПМ 4. Теоретическая база опыта…………………………………7

     ИПМ 5. Новизна педагогического опыта………………………….10

     ИПМ 6. Технология опыта………………………………………….11

     ИПМ 7. Результативность опыта……………………………………13

     ИПМ 8. Адресность опыта…………………………………………..13

  1. Список использованной литературы…………………………….14
  2. Приложения………………………………………………………..15-23

         Приложение 1……………………………………………………….15

         Приложение 2……………………………………………………...16        

         Приложение 3………………………………………………………..17

         Приложение 4………………………………………………………...18

         Приложение 5…………………………………………………………..19

         Приложение 6………………………………………………………....20

         Приложение 7………………………………………………………….21

         Приложение 8………………………………………………………….22

        Приложение 9…………………………………………………………..23

Тема опыта: «Повышение уровня мотивации  учащихся через использование электронного учебного пособия»

Сведения об авторе:

Образование: Высшее
Название (полное) учебного заведения, год его окончания: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Шуйский государственный педагогический университет», 2010 г.
Специальность по диплому: «Иностранный язык (английский)» с дополнительной специальностью «Иностранный язык (немецкий)»
Место работы:  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Коврова
Должность: учитель английского языка
Педагогический стаж: 3 года
Стаж работы в занимаемой должности: 3 года
Квалификация: Учитель иностранного языка (английского и немецкого)
ИПМ 1. Условия возникновения и становления опыта

В настоящее время наблюдается спад мотивации изучения иностранного языка среди школьников среднего звена. Игра являлась важным элементом построения урока для младших школьников. На среднем этапе ключевой вид деятельности меняется, и у учащихся пропадает интерес к изучению предмета, а, следовательно, падает качество обучения.

 Внедрение информационных коммуникационных технологий способствует достижению основной цели образования - повышению качества обучения, через повышение мотивации изучения иностранного языка.

Приоритетным направлением деятельности нашей школы  также является улучшение качества образования путем повышения  мотивации учащихся при изучении иностранного языка.

В связи с этим стала складываться система работы по повышению мотивации учащихся через использование электронных учебных  пособий.

На базе экспериментальной площадки средней общеобразовательной школы № 17 мной было разработано электронное учебное пособие по теме «Степени сравнения прилагательных», направленное на повышение качества изучения данной темы у учащихся 5 классов. Учебное пособие направлено на обобщение и систематизацию грамматического навыка.

ИПМ 2.  Актуальность и перспективность опыта

  Традиционные методы и приемы обучения иностранному языку постепенно уступают место широкому использованию новых информационных технологий, позволяющих поддержать устойчивый интерес учащихся к изучению иностранного языка, развивающих информационную компетентность обучающихся и для поддержания их активной мотивации к изучению английского языка в условиях отсутствия среды языкового общения. Это позволит воспитать более грамотных и конкурентоспособных граждан, которые в дальнейшем смогут самостоятельно получать знания и реализовывать свой творческий потенциал.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс влечет за собой изменение роли педагога, который превращается из простого «вещателя» в консультанта и организатора деятельности обучающихся по приобретению новых знаний, умений и навыков. Это также и поиск новых, более эффективных методик, методов и приемов преподавания иноязычной культуры для поддержания устойчивого интереса учащихся к изучению иностранного языка, развитие информационной компетентности обучающихся для создания и поддержания их активной мотивации к изучению английского языка в условиях отсутствия среды языкового общения.

  При изучении английского языка хорошие результаты дает применение мультимедийных обучающих программ, тестов, электронных учебников и учебников с электронным приложением. Использование подобных обучающих программ делает сам процесс обучения более увлекательным, разнообразным и нескучным. Наиболее эффективным является применение мультимедийных учебников на уроках английского языка. Использование данных пособий позволяет при минимальных затратах времени повысить наглядность и увлекательность урока, визуализировать урок с помощью мультимедийных элементов.

ИПМ 3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей педагогической идеей является использование электронных пособий для повышения мотивации изучения иностранного языка. Использование данных пособий способствует повышению качества усвоения материала по определенным темам.

Упражнения в электронных учебных пособиях подходят для самостоятельной работы учащихся, так как в виде помощи им придаются грамматические таблицы и лексические структуры. Упражнения дополняются акустическими и анимационными трюками, что делает их более наглядными и привлекательными.

Компьютер помогает учащимся исправлять ошибки так, что они не боятся их допускать, что является очень важным моментом в обучении школьников иностранному языку. Ученики могут работать в подходящем для них режиме: компьютер их не подгоняет, а терпеливо ждёт, пока они сами справятся с упражнениями. Компьютер проводит дифференцированный анализ ошибок и объективно оценивает сделанные упражнения. [Крюкова 2005]

ИПМ 4. Теоретическая база опыта

Электронные учебники начинают занимать все большее место в нашей жизни. На сегодняшний день идет активный процесс по созданию электронных учебников в гипертекстовой форме и их внедрения в учебный процесс.

По определению Л. Х. Зайнутдиновой: «Электронный учебник – это обучающая программа комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую функцию, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии интерактивной обратной связи». [Зайнутдинова Л. Х.,1999]

Электронный учебник можно, например, определить как совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в компьютерной сети.

Основные формы электронного учебника

По словам Алешкиной О.В.: «при подготовке электронного учебника решающим для успеха является талант и мастерство авторов». Тем не менее, существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник.

Тест. Внешне, это простейшая форма электронного учебника. Основную сложность составляет подбор и формулировка вопросов, а также интерпретация ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в определенной предметной области.

Энциклопедия. Это базовая форма электронного учебника. На содержательном уровне термин энциклопедия означает, что информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования.

Задачник. Задачник в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения. Учащийся получает учебную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи. Главная проблема – подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал.

Креативная среда. Современные электронные учебники должны обеспечивать творческую работу учащегося с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Именно творческая работа, лучше в рамках проекта, сформулированного преподавателем, способствует формированию и закреплению комплекса навыков и умений у учащегося. Креативная среда позволяет организовать коллективную работу учащихся над проектом.

Авторская среда. Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу. То есть позволять учитывать особенности конкретного ОУ, конкретной специальности, конкретного студента. Для этого необходима соответствующая авторская среда. Такая среда, например, обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается сам электронный учебник.

Невербальная среда. Традиционно электронные учебники вербальны по своей природе. Они излагают теорию в текстовой или графической форме. Это является наследием полиграфических изданий. Но в электронном учебнике возможно реализовать методический прием "делай как я". Такая среда наделяет электронный учебник чертами живого учителя.

Основные этапы разработки электронного учебника

  • Выбор источников
  • Разработка оглавления и перечня понятий
  • Переработка текстов в модули по разделам
  • Реализация гипертекста в электронной форме
  • Разработка компьютерной поддержки
  • Отбор материала для мультимедийного воплощения
  • Реализация звукового сопровождения
  • Визуализация материала [Алешкина О.В., 2012]

  Основная цель применения электронных учебных пособий - повышение эффективности обучения - достигается различными методами, направленными на усиление мотивации обучающегося и активизацию его познавательной деятельности, как на уровне сознания, так и подсознания через интерактивность, структуризацию и визуализацию информации. 
 В учебном процессе предлагается использовать следующие виды электронных учебных продуктов: лекционные демонстрации; видео лекции и видео уроки; видеофильмы; электронные учебники. 
  Электронные учебные пособия строятся по модульному принципу и включают в себя текстовую (аудио) часть, графику (статические схемы, чертежи, таблицы и рисунки), анимацию, натурные видеозаписи, а также интерактивный блок.
[Захарова И.И., 1999 г.]
 
Богатый и красочный иллюстративный материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую информацию во всем ее многообразии и комплексности. При использовании электронных учебных пособий происходит не только репродуктивная деятельность школьников, но и абстрактно-логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению учебного материала. [Зайнутдинова Л.Х, 2003 г.]
  В электронных учебниках важную роль играет интерактивная часть. Интерактивные материалы собраны в отдельный модуль, обращение к ним возможно из любой части курса.
 

 Цель: повышение эффективности обучения посредством самоконтроля знаний на различных этапах изучения курса; введения игрового элемента; тренингов и тестов. Самоконтроль осуществляется на двух уровнях: входной контроль в начале каждой темы, позволяющий оценить готовность обучающегося к усвоению материала; итоговый рейтинговый контроль по завершению работы над отдельными темами. Реализация самоконтроля осуществляется через вопросники типа: выбрать вариант ответа на вопрос из нескольких предложенных; дать утвердительный или отрицательный ответ на поставленный вопрос. 
   Игровая часть
 может включать в себя тематические кроссворды, игры, в том числе и графического характера. Тренинги и тесты носят психолого-педагогический характер и направлены на стимуляцию когнитивной деятельности обучающегося. Форма организации материала предоставляет возможность пользователю самостоятельно выбирать последовательность освоения курса; отдельно просмотреть всю библиотеку иллюстраций, анимационных и видео сюжетов. Пространственное распределение и колористическое оформление элементов информационной среды основываются на психолого-физиологических принципах эргономичности зрительного восприятия. Использование принципа персонификации - вводное слово автора данного раздела учебника (видеофрагмент) помогает пользователю активнее войти в обучающую среду, создает соответствующий эмоциональный настрой. Электронные учебные пособия могут использоваться как в контексте лекции, так и в качестве материалов для самостоятельной работы. [Алешкина 2012]

ИПМ 5. Новизна педагогического опыта

Новизна педагогического опыта заключается в разработке системы упражнений  по определенной теме и алгоритма проведения уроков, используя электронное пособие. Использование данных пособий сокращает время для изучения данной темы, подобранные  специальные упражнения автоматизируют грамматический и лексический навыки. Красочность презентаций способствует привлечению внимания к данной теме. При использовании электронных учебных пособий происходит не только репродуктивная деятельность школьников, но и абстрактно-логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению учебного материала.

ИПМ 6. Технология опыта

На базе экспериментальной площадки средней общеобразовательной школы № 17 мной было разработано электронное учебное пособие по теме «Степени сравнения прилагательных», направленное на повышение мотивации изучения английского языка, а следовательно, и повышения % качества обученности учащихся 5 классов. Учебное пособие направлено на обобщение и систематизацию грамматического навыка.

Тематика учебного пособия выбрана не случайно. У учащихся 5 класса актуализируются знания по данной теме. На данном этапе легче увидеть пробелы в знаниях и устранить их. Данное учебное пособие помогает систематизировать информацию, изученную ранее, закрепить и устранить пробелы.

Пособие состоит из аннотации к учебному курсу, 4 уроков, в которых представлена презентация и упражнения на закрепление изученного материала, тренажера, итогового теста и словаря.

Каждое задание направлено на совершенствование грамматического навыка. Работа над учебником предполагает 5 занятий. В идеале занятия должны проходить в компьютерном классе. Каждый ученик сидит за отдельным компьютером и выполняет упражнения в индивидуальном порядке. Задания разработаны так, что после каждого выполненного учеником упражнения, он может проверить свои знания и посмотреть, в каких заданиях допущены ошибки. Учитель контролирует процесс выполнения заданий.

Алгоритм работы по данному учебному пособию:

      Урок 1.

  1. Учитель внимательно изучает  предложенную информацию.
  2. На первом уроке учитель  представляет учащимся презентацию по данному курсу. Учащиеся ведут конспекты.
  3. Учащиеся выполняют в группах упражнения, представленные в уроке.
  4. В конце урока учащиеся проходят тест № 1.

(Учащиеся выполняют тест, получают результат в виде баллов, оценку и выписывают предложения, в которых были допущены ошибки)

  1. Дома учащиеся выполняют работу над ошибками.

    Урок 2.

  1. Учитель проверяет теоретические знания учащихся по данной теме.
  2. Учащиеся выполняют самостоятельно упражнение. Проверка осуществляется на доске одним из учащихся.
  3. Продолжение объяснения материала.

(Учащиеся знакомятся с односложными прилагательными, учитель разъясняет непонятные места в правиле, учащиеся ведут конспекты)

  1. Выполняют упражнение в группах.
  2. Дома учащиеся выполняют работу над ошибками. Повторяют правило.

      Урок 3.

  1. Учитель проверяет теоретические знания учащихся по данной теме.
  2. Учащиеся выполняют самостоятельно упражнение. Проверка осуществляется в группе.
  3. Учащиеся знакомятся с многосложными прилагательными, учитель разъясняет непонятные места в правиле, учащиеся ведут конспекты)
  4. Выполняют упражнение в группах.
  5. В конце урока учащиеся проходят тест № 2
  6. Учащиеся выполняют тест, получают результат в виде баллов и выписывают предложения, в которых были допущены ошибки)
  7. Дома учащиеся выполняют работу над ошибками. Повторяют правило.

    Урок 4.

1.        Учитель проверяет теоретические знания учащихся по данной теме.

2.        Учащиеся выполняют самостоятельно упражнение. Проверка осуществляется в парах.

3.        Продолжение объяснения материала.

(Учащиеся знакомятся с исключениями из общих правил образования степеней сравнения, изучают конструкции "... than...", "as...as", "not so... as"., учитель разъясняет непонятные места в правиле, учащиеся ведут конспекты)

4.        Выполняют упражнение в группах.

5.        В конце урока учащиеся проходят тест № 3

6.        Учащиеся выполняют тест, получают результат в виде баллов и выписывают предложения, в которых были допущены ошибки)

7.        Дома учащиеся выполняют работу над ошибками. Повторяют правило.

     Урок 5. Контроль сформированности грамматического навыка.

Контроль производится в виде  2-х заданий: тест с выбором ответа и упражнение на перевод  предложений с русского на английский язык.

ИПМ 7. Результативность опыта

Апробация учебного пособия проводилась на 5 классах в течение 2-х лет. В ходе работы с данным электронным пособием были выявлены следующие результаты. Мотивация к изучению английского языка среди пятиклассников в начале учебного года снизилась из-за перемены основного вида деятельности. В начальном звене уделялось больше внимания игровой деятельности, в среднем звене роль игры на уроке отошла на второй план.

Учащиеся систематизировали свои знания по теме «Степени сравнения прилагательных» с помощью данного электронного пособия. Изучение этой темы проходило продуктивнее с помощью данного пособия, чем изучение этой же темы по учебнику. В первый год работы с пособием в качестве эксперимента взяли два 5-х класса. 5 «А» класс изучал тему с помощью учебника и дополнительных грамматических карточек с заданиями. 5 «Б» класс изучал тему по данному электронному пособию. Заинтересованность учащихся 5 «Б» класса наблюдалась выше, чем в 5 «А» классе. Для сравнения знаний учащихся в данной области была предложена одинаковая самостоятельная работа. % качества знаний учащихся в 5 «Б» классе был выше, чем в 5 «А» классе.

ИПМ 8. Адресность опытаДанный опыт будет полезен учителям-предметникам, родителям.

Список использованной литературы.

  1.  Алешкина О. В. Применение электронных учебников в образовательном процессе [Текст] / О. В. Алешкина // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 389-391. 
  2. Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика [Текст]: учебное пособие / М.А. Бовтенко. - М.: Флинта издательство, 2005.
  3. Зайнутдинова Л.Х.. Создание и применение электронных учебников. Астрахань, ООО "ЦНТЭП", 1999 г., с. 364.
  4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании.- [Текст] / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2003.
  5. Зимина О.В., Кириллов А.И. Печатные и электронные учебники в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. М.: Изд-во МЭИ, 2003.
  6. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. – М.: ООО «Дом педагогики», 2006. – 231 с.



Предварительный просмотр:

Приложение 7.

Приложение 8.

        

Приложение 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование электронных учебных пособий, тренажеров, тестов для контроля учебной деятельности на уроках английского языка" / из опыта работы

Перед Вами первый выпуск Интерактивного журнала с методическими находками учителя "The First Step to Succes". Тема выпуска №1 "Использование электронных учебных пособий,тренажёров, тестов для контроля...

Обобщение опыта работы по теме «Вариативность использования средств ИКТ в учебном процессе»

главная задача, которую решают ЦОРы в образовательном процессе, - это повышение эффективности урока. Основная цель ЦОРов – это формирование устойчивой мотивации через активное участие учеников и препо...

Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».

Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году  - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....

Использование инструментальных систем для создания электронных учебных пособий

В данной статье дается общая характеристика программных средств для создания электронных учебных пособий. Приводятся ссылки на полезные ресурсы по программе eAuthor CBT....

Электронные учебные пособия как средство активизации учебной деятельности обучающихся

В рамках данной работы было создано электронное учебное пособие «Компьютерная графика», включающее в себя теоретический материал, в котором имеются наглядные иллюстрации, ссылки на видеоматериал по ...

Разработка и использование интерактивного электронного учебного пособия по технологии

по разделу «Деревообработка» для оптимизации урочной и внеурочной деятельности в рамках выполнения проектов на уроках технологии. Это способствует таким факторам как: Систематизация учебно...