Рабочая программа по геометрии 7 класс
рабочая программа по математике (7 класс) на тему
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по геометрии 7 класс. | 45.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету математика для 7-ого класса создана на основе следующих документов:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон «Об образовании в РТ» № 68- ЗРТ от 22.07.2013 года;
- Приказ Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Основная образовательная программа основного общего образования на 2015-2020 годы МБОУ «Бураковская средняя общеобразовательная школа Спасского муниципального района Республики Татарстан»;
- Учебный план МБОУ «Бураковская средняя общеобразовательная школа Спасского муниципального района Республики Татарстан» на 2018-2019 учебный год;
- Положение о рабочей программе педагога МБОУ «Бураковская средняя общеобразовательная школа Спасского муниципального района Республики Татарстан»
7.Примерной программы по математике 5-9 классы разработанной А.А.Кузнецовым, М.В. Рыжаковым, А.М.Кондаковым.
Уровень программы – базовый.
Цели учебного курса:
- формирование представлений о математике как о универсальном языке;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;
- воспитание средствами математики культуры личности;
- понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей еѐ развития.
Задачи учебного курса:
- сохранить теоретические и методологические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе и 5,6 классах;
- предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
- обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
- обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
- сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
- выявить и развить математические и творческие способности;
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
-пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
- решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
- решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки.
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 7 классе отводится не менее 70 часов из расчета 2 ч в неделю.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально- групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, тест, зачѐт, работа по карточке, составление презентаций.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы.
Планируемые результаты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Личностные:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий , осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
-умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Метапредметные:
-умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
-умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
-умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
-умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
-умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
-умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
-умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные:
-овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
-умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики. Проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
-овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
-умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание курса:
Геометрические фигуры
Фигуры в геометрии и в окружающем мире
Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура».
Точка, линия, отрезок, прямая, луч, ломаная, плоскость, угол, биссектриса угла и еѐ свойства,
виды углов, многоугольники, круг.
Многоугольники
Треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренный
треугольник, его свойства и признаки. Равносторонний треугольник. Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники. Внешние углы треугольника. Неравенство
треугольника.
Отношения
Равенство фигур
Свойства равных треугольников. Признаки равенства треугольников.
Параллельность прямых
Признаки и свойства параллельных прямых. Аксиома параллельности Евклида.
Перпендикулярные прямые
Прямой угол. Перпендикуляр к прямой. Наклонная, проекция. Серединный перпендикуляр к
отрезку. Свойства и признаки перпендикулярности.
Измерения и вычисления
Величины
Понятие величины. Длина. Измерение длины. Единицы измерения длины. Величина угла.
Градусная мера угла.
Измерения и вычисления
Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов, длин (расстояний),
площадей.
Расстояния
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между фигурами.
Геометрические построения
Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур.
Инструменты для построений: циркуль, линейка, угольник. Простейшие построения циркулем и
линейкой: построение биссектрисы угла, перпендикуляра к прямой, угла, равного данному
Построение треугольников по трѐм сторонам, двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам.
Деление отрезка в данном отношении.
История математики
От земледелия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес, Архимед. Платон и Аристотель.
Построение правильных многоугольников. Триссекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба.
«Начала» Евклида. Л Эйлер, Н.И.Лобачевский. История пятого постулата.
Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира.
Астрономия и геометрия. Что и как узнали Анаксагор, Эратосфен и Аристарх о размерах Луны,
Земли и Солнца. Расстояния от Земли до Луны и Солнца. Измерение расстояния от Земли до Марса.
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащихся | Из них | ||
Теоретическое обучение | Контрольная работа | Самостоятельная работа, тест | |||
1 | Начальные геометрические сведения | 11 | 8 | 1 | 8 |
2 | Треугольники | 18 | 15 | 1 | 10 |
3 | Параллельные прямые | 13 | 10 | 1 | 7 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20 | 15 | 2 | 5 |
5 | Повторение | 8 | 6 | 1 | 1 |
Тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Тема | Виды учебной деятельности | |
по плану | факт. | |||
1 | От землемерия к геометрии. Пифагор и его школа. Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура. Точка, линия, прямая, плоскость, отрезок, ломанная. | Объяснять, что такое отрезок, луч, угол. Как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое градус, градусная мера угла. Какой угол называется острым, тупым, прямым и развернутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежными и какие вертикальными, какие прямые называются перпендикулярными, изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами. Описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности; составлять план и последовательность действий; оценивать работу, исправлять ошибки. Осмыслить значение изученного материала. Уметь анализировать и осмысливать текст задачи, строить логическую цепочку. | ||
2 | Луч, угол, виды углов. Прямой угол. Геометрия и искусство | |||
3 | Понятие величины. Длина. Сравнение отрезков и углов | |||
4 | Измерение длины. Единицы измерения длины. Построение отрезка заданной длины. | |||
5 | Длина отрезка, длина ломаной, периметр многоугольника. Инструменты для измерения и построения; длин (расстояний), площадей. | |||
6 | Виды углов. Величина угла. Градусная мера угла. Инструменты для измерения и построения; измерение и вычисление углов. | |||
7 | Смежные и вертикальные углы. Биссектриса угла и ее свойства. | |||
8 | Перпендикулярные и пересекающиеся прямые. | |||
9 | Перпендикулярные прямые. Изображение геометрических фигур. | |||
10 | Контрольная работа 1. Начальные геометрические сведения | Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки на практике. оценивать достигнутый результат; выбирать наиболее эффективные способы решения задач, формирование навыков организации анализа своей деятельности. | ||
11 | Работа над ошибками | |||
12 | Многоугольники. Треугольники. Виды треугольников | Объяснять, какая фигура называется треугольником. Что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника, какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним, какие треугольники называются равными; изображать распознавать на чертежах треугольники и их элементы; формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников; объяснять, что называется перпендикуляром; объяснять, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника, объяснять, что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности, решать простейшие задачи на построение; применять полученные знания при решении задач. приводить примеры аналогов равных треугольников в окружающем мире, сравнивать предметы, используя их графическое изображение, анализировать возможные случаи. Формировать культуру работы с графической информацией; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | ||
13 | Первый признак равенства треугольников | |||
14 | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников | |||
15 | Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника | |||
16 | Равнобедренный треугольник, его свойства Равносторонний треугольник. | |||
17 | Признаки равнобедренного треугольника | |||
18 | Второй признак равенства треугольников | |||
19 | Решение задач на применение второго признака равенства треугольников | |||
20 | Третий признак равенства треугольников | |||
21 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | |||
22 | Окружность и круг. Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур. Инструменты для построений: циркуль, линейка, угольник. | |||
23 | Примеры задач на построение. Деление отрезка пополам. Деление отрезка в данном отношении. Простейшие построения циркулем и линейкой: построение угла равного данному. | |||
24 | Решение задач на построение. Простейшие построения циркулем и линейкой: построение биссектрисы угла, перпендикуляра к прямой | |||
25 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | |||
26 | Признаки равенства треугольников | |||
27 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | |||
28 | Контрольная работа 2. Треугольники | Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки на практике. оценивать достигнутый результат; выбирать наиболее эффективные способы решения задач, формирование навыков организации анализа своей деятельности | ||
29 | Работа над ошибками | |||
30 | Взаимное расположение прямых. Параллельные и перпендикулярные прямые. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. | Формулировать определение параллельных прямых; объяснять с помощью рисунка какие углы называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными, формулировать и доказывать теоремы, выражающие признак параллельности прямых, что такое аксиомы геометрии, формулировать доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых; какая теорема называется обратной; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми. Формировать умения самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. | ||
31 | Признаки параллельных прямых. | |||
32 | Практические способы построения параллельных прямых | |||
33 | Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых». | |||
34 | Аксиома параллельности Евклида. «Начала «Евклида», Л.Эйлер, Н.И.Лобачевский. История пятого постулата. | |||
35 | Свойства параллельных прямых | |||
36 | Применение свойств параллельных прямых в задачах | |||
37 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | |||
38 | Задачи на параллельные прямые | |||
39 | Свойства и признаки перпендикулярности | |||
40 | Подготовка к контрольной работе | |||
41 | Контрольная работа 3. Параллельные прямые. | Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки на практике. оценивать достигнутый результат; выбирать наиболее эффективные способы решения задач, формирование навыков организации анализа своей деятельности | ||
42 | Работа над ошибками | |||
43 | Сумма углов треугольника | Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и ее следствие о внешнем угле треугольника; проводить классификацию треугольников по углам; формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из нее, теорему о неравенстве треугольника. Умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки ,чертежи, схемы и др.) для иллюстрации. Интерпретации, аргументации. Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры. | ||
44 | Решение задач по сумме углов треугольника. Внешние углы треугольника | |||
45 | Соотношения между сторонами и углами Треугольника. | |||
46 | Решение задач на соотношения между сторонами и углами треугольника. | |||
47 | Неравенство треугольника | |||
48 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | |||
49 | Контрольная работа №4. Соотношения между сторонами и углами треугольника. | Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки на практике. оценивать достигнутый результат; выбирать наиболее эффективные способы решения задач, формирование навыков организации анализа своей деятельности | ||
50 | Работа над ошибками. | |||
51 | Прямоугольные, остроугольный, тупоугольный треугольники. и некоторые его свойства | Формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников; доказывать теоремы о признаках равенства прямоугольных треугольников; формулировать определение расстояния от точки до прямой и расстояние между параллельными прямыми; решать задачи на построение. Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни. Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, | ||
52 | Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника | |||
53 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | |||
54 | Решение задач на прямоугольные треугольники. | |||
55 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Астрономия и геометрия. Что и как узнали Анаксагор, Эратосфен и Аристарх о размерах Луны, Земли и Солнца. Расстояния от Земли до Луны и Солнца. Измерение расстояния от Земли до Марса. | |||
56 | Построение треугольника по трѐм сторонам. | |||
57 | Построение треугольника по двум сторонам углу между ними, стороне и двум углам прилежащим к ней углам. | |||
58 | Практические задания на построение треугольника по трѐм элементам. Свойство биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. | |||
59 | Решение задач на построение. Геометрическое место точек, серединный перпендикуляр. Расстояние между фигурами. | |||
60 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | |||
61 | Контрольная работа №5. Прямоугольные треугольники. | Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки на практике. оценивать достигнутый результат; выбирать наиболее эффективные способы решения задач, формирование навыков организации анализа своей деятельности | ||
62 | Работа над ошибками | |||
63 | Повторение. Начальные геометрические сведения. Фалес, Архимед | Научиться применять на практике весь теоретический материал, изученный в курсе геометрии 7 класса. Аргументировать свою точку зрения; развивать умения интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | ||
64 | Повторение. Признаки равенства треугольников. | |||
65 | Повторение. Параллельные прямые. | |||
66 | Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника. | |||
67 | Задачи на построение. Построение правильных многоугольников. Платон и Аристотель. Геометрические закономерности окружающего мира. | |||
68 | Итоговая контрольная работа №6. | Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки на практике. Оценивать достигнутый результат; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | ||
69 | Итоговый контрольный тест | |||
70 | Итоговый урок по геометрии. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Учебники:
1. Л.С. Атанасян и др. «Геометрия 7-9» - изд. М.: «Просвещение», 2013 г..
Дополнительная литература:
1. КИМы «Геометрия 7 класс»- изд. М.: «Вако», 2012 г.
2. Поурочные разработки по математике / Н.Ф. Гаврилова- изд. М.: «Вако», 2013 г.
3. «Математика 7» / Л. П. Ершова, В. В. Голобородбко - изд. М.: «Илекса», 2009 г.
Интернет ресурсы:
1. http://www.edu.ru/ - "Российское образование" Федеральный портал.
2. http://www.school.edu.ru/default.asp- "Российский общеобразовательный портал".
3.http://www.school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов
4.http://www.mathvaz.ru/ – Досье школьного учителя математики.
5. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей.
6. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".
8. http://www.problems.ru./ - Задачи.
9. http://www.methmath.chat.ru/ - Методика преподавания математики.
10.http://interneturok.ru/ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....