Рабочая программа по геометрии 7 класс
рабочая программа по математике (7 класс) на тему

Иванова Марина Владимировна

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету математика для 7-ого класса создана на основе следующих документов:

  1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Закон «Об образовании в РТ» № 68- ЗРТ от 22.07.2013 года;
  3. Приказ Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
  4. Основная образовательная программа основного общего образования на 2015-2020 годы МБОУ «Бураковская средняя общеобразовательная школа Спасского муниципального района Республики Татарстан»;
  5. Учебный план МБОУ «Бураковская средняя общеобразовательная школа Спасского муниципального района Республики Татарстан»  на 2018-2019 учебный год;
  6. Положение о рабочей программе педагога МБОУ «Бураковская средняя общеобразовательная школа Спасского муниципального района Республики Татарстан»

7.Примерной        программы по математике 5-9 классы разработанной А.А.Кузнецовым, М.В. Рыжаковым, А.М.Кондаковым.

Уровень программы – базовый.

Цели учебного курса:

- формирование представлений о математике как о универсальном языке;

- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;

- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;

- воспитание средствами математики культуры личности;

- понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

- отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей еѐ развития.

Задачи учебного курса:

- сохранить теоретические и методологические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе и 5,6 классах;

- предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;

- обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;

- обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;

- сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;

- выявить и развить математические и творческие способности;

- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

-пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

- решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

- решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки.

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 7 классе отводится не менее 70 часов из расчета 2 ч в неделю.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально- групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, тест, зачѐт, работа по карточке, составление презентаций.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы.

Планируемые результаты.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса

Личностные:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий , осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

-умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.

Метапредметные:

-умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

-умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

-умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

-умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

-умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

-умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

-умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Предметные:

-овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

-умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики. Проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

-овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

-умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Содержание курса:

Геометрические фигуры

Фигуры в геометрии и в окружающем мире

Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура».

Точка, линия, отрезок, прямая, луч, ломаная, плоскость, угол, биссектриса угла и еѐ свойства,

виды углов, многоугольники, круг.

Многоугольники

Треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренный

треугольник, его свойства и признаки. Равносторонний треугольник. Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники. Внешние углы треугольника. Неравенство

треугольника.

Отношения

Равенство фигур

Свойства равных треугольников. Признаки равенства треугольников.

Параллельность прямых

Признаки и свойства параллельных прямых. Аксиома параллельности Евклида.

Перпендикулярные прямые

Прямой угол. Перпендикуляр к прямой. Наклонная, проекция. Серединный перпендикуляр к

отрезку. Свойства и признаки перпендикулярности.

Измерения и вычисления

Величины

Понятие величины. Длина. Измерение длины. Единицы измерения длины. Величина угла.

Градусная мера угла.

Измерения и вычисления

Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов, длин (расстояний),

площадей.

Расстояния

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между фигурами.

Геометрические построения

Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур.

Инструменты для построений: циркуль, линейка, угольник. Простейшие построения циркулем и

линейкой: построение биссектрисы угла, перпендикуляра к прямой, угла, равного данному

Построение треугольников по трѐм сторонам, двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам.

Деление отрезка в данном отношении.

История математики

От земледелия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес, Архимед. Платон и Аристотель.

Построение правильных многоугольников. Триссекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба.

«Начала» Евклида. Л Эйлер, Н.И.Лобачевский. История пятого постулата.

Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира.

Астрономия и геометрия. Что и как узнали Анаксагор, Эратосфен и Аристарх о размерах Луны,

Земли и Солнца. Расстояния от Земли до Луны и Солнца. Измерение расстояния от Земли до Марса.

Учебно-тематическое планирование.

п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная

нагрузка

учащихся

Из них

Теоретическое

обучение

Контрольная

работа

Самостоятельная работа, тест

1

Начальные геометрические сведения

11

8

1

8

2

Треугольники

18

15

1

10

3

Параллельные прямые

13

10

1

7

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника

20

15

2

5

5

Повторение

8

6

1

1

Тематическое планирование.

№ п/п

Дата

Тема

 Виды учебной деятельности

по плану

факт.

1

От землемерия к геометрии. Пифагор и его школа. Геометрическая фигура. Формирование

представлений о

метапредметном понятии

«фигура. Точка, линия,

прямая, плоскость, отрезок, ломанная.

Объяснять, что такое отрезок, луч,

угол.

Как сравниваются и измеряются

отрезки и углы, что такое градус,

градусная мера угла.

Какой угол

называется острым, тупым, прямым и

развернутым, что такое середина

отрезка и биссектриса угла, какие углы

называются смежными и какие

вертикальными, какие прямые

называются перпендикулярными,

изображать и распознавать указанные

простейшие фигуры на чертежах;

решать задачи, связанные с этими

простейшими фигурами.

Описывать содержание совершаемых

действий с целью ориентировки

предметно-практической или иной

деятельности; составлять план и

последовательность действий;

оценивать работу, исправлять ошибки.

Осмыслить значение изученного

материала.

Уметь анализировать и осмысливать

текст задачи, строить логическую

цепочку.

2

Луч, угол, виды углов.

Прямой угол. Геометрия и искусство

3

Понятие величины. Длина. Сравнение отрезков и углов

4

Измерение длины. Единицы измерения длины. Построение отрезка заданной длины.

5

Длина отрезка, длина

ломаной, периметр

многоугольника.

Инструменты для измерения и построения; длин (расстояний), площадей.

6

Виды углов. Величина угла. Градусная мера угла.

Инструменты для измерения и построения; измерение и вычисление углов.

7

Смежные и вертикальные

углы. Биссектриса угла и ее свойства.

8

Перпендикулярные и

пересекающиеся прямые.

9

Перпендикулярные прямые. Изображение

геометрических фигур.

10

Контрольная работа 1.

Начальные геометрические

сведения

Научиться применять приобретенные

знания, умения, навыки на практике.

оценивать достигнутый результат;

выбирать наиболее эффективные

способы решения задач,

формирование навыков организации

анализа своей деятельности.

11

Работа над ошибками

12

Многоугольники.

Треугольники. Виды

треугольников

Объяснять, какая фигура называется

треугольником. Что такое вершины,

стороны, углы и периметр

треугольника, какой треугольник

называется равнобедренным и какой

равносторонним, какие треугольники

называются равными; изображать

распознавать на чертежах треугольники

и их элементы; формулировать и

доказывать теоремы о признаках

равенства треугольников; объяснять,

что называется перпендикуляром;

объяснять, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой

треугольника, объяснять, что такое

центр, радиус, хорда и диаметр окружности, решать

простейшие задачи на построение;

применять полученные знания при

решении задач.

приводить примеры аналогов равных

треугольников в окружающем мире,

сравнивать предметы, используя их

графическое изображение,

анализировать возможные случаи.

Формировать культуру работы с

графической информацией;

формирование целостного

мировоззрения, соответствующего

современному уровню развития науки и

общественной практики.

13

Первый признак равенства

треугольников

14

Решение задач на

применение первого

признака равенства

треугольников

15

Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника

16

Равнобедренный

треугольник, его свойства

Равносторонний

треугольник.

17

Признаки равнобедренного

треугольника

18

Второй признак равенства

треугольников

19

Решение задач на

применение второго

признака равенства

треугольников

20

Третий признак равенства

треугольников

21

Решение задач на

применение признаков

равенства треугольников

22

Окружность и круг.

Геометрические построения для иллюстрации свойств

геометрических фигур.

Инструменты для

построений: циркуль,

линейка, угольник.

23

Примеры задач на

построение. Деление отрезка пополам. Деление отрезка в данном отношении. Простейшие построения циркулем и линейкой: построение угла равного данному.

24

Решение задач на

построение. Простейшие

построения циркулем и

линейкой: построение

биссектрисы угла,

перпендикуляра к прямой

25

Решение задач на

применение признаков равенства треугольников

26

Признаки равенства

треугольников

27

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

28

Контрольная работа 2.

Треугольники

Научиться применять приобретенные

знания, умения, навыки на практике.

оценивать достигнутый результат;

выбирать наиболее эффективные

способы решения задач,

формирование навыков организации

анализа своей деятельности

29

Работа над ошибками

30

Взаимное расположение

прямых. Параллельные и

перпендикулярные прямые. Теоремы о параллельности и

перпендикулярности

прямых.

Формулировать определение

параллельных прямых; объяснять с

помощью рисунка какие углы

называются накрест лежащими, какие

односторонними и какие

соответственными, формулировать и

доказывать теоремы, выражающие

признак параллельности прямых, что

такое аксиомы геометрии,

формулировать доказывать теоремы о

свойствах параллельных прямых; какая

теорема называется обратной; решать

задачи на вычисление, доказательство и

построение, связанные с

параллельными прямыми.

Формировать умения самостоятельно

планировать альтернативные пути

достижения целей. Осознанно выбирать

наиболее эффективные способы

решения учебных и познавательных

задач.

Формирование коммуникативной

компетентности в общении и

сотрудничестве со сверстниками,

старшими младшими в

образовательной, общественно

полезной, учебно-исследовательской,

творческой и других видах

деятельности.

31

Признаки параллельных

прямых.

32

Практические способы

построения параллельных

прямых

33

Решение задач по теме

«Признаки параллельности

прямых».

34

Аксиома параллельности

Евклида. «Начала

«Евклида», Л.Эйлер,

Н.И.Лобачевский. История

пятого постулата.

35

Свойства параллельных

прямых

36

Применение свойств

параллельных прямых в

задачах

37

Решение задач по теме

«Параллельные прямые»

38

Задачи на параллельные

прямые

39

Свойства и признаки перпендикулярности

40

Подготовка к контрольной

работе

41

Контрольная работа 3.

Параллельные прямые.

Научиться применять приобретенные

знания, умения, навыки на практике.

оценивать достигнутый результат;

выбирать наиболее эффективные

способы решения задач,

формирование навыков организации

анализа своей деятельности

42

Работа над ошибками

43

Сумма углов треугольника

Формулировать и доказывать теорему о

сумме углов треугольника и ее следствие о внешнем угле треугольника; проводить

классификацию треугольников по

углам; формулировать и доказывать

теорему о соотношениях между

сторонами и углами треугольника и

следствия из нее, теорему о неравенстве

треугольника. Умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки ,чертежи, схемы и др.) для иллюстрации. Интерпретации,

аргументации. Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.

44

Решение задач по сумме

углов треугольника.

Внешние углы треугольника

45

Соотношения между

сторонами и углами

Треугольника.

46

Решение задач на

соотношения между

сторонами и углами

треугольника.

47

Неравенство треугольника

48

Решение задач. Подготовка к

контрольной работе

49

Контрольная работа №4.

Соотношения между

сторонами и углами

треугольника.

Научиться применять приобретенные

знания, умения, навыки на практике.

оценивать достигнутый результат;

выбирать наиболее эффективные

способы решения задач,

формирование навыков организации

анализа своей деятельности

50

Работа над ошибками.

51

Прямоугольные,

остроугольный,

тупоугольный треугольники.

и некоторые его свойства

Формулировать и доказывать теоремы о

свойствах прямоугольных

треугольников; доказывать теоремы о

признаках равенства прямоугольных

треугольников; формулировать

определение расстояния от точки до

прямой и расстояние между

параллельными прямыми; решать

задачи на построение.

Умение видеть математическую задачу

в контексте проблемной ситуации в

других дисциплинах, в окружающей

жизни.

Способность к эмоциональному

восприятию математических объектов,

52

Решение задач на

применение свойств

прямоугольного

треугольника

53

Признаки равенства

прямоугольных

треугольников

54

Решение задач на прямоугольные

треугольники.

55

Расстояние от точки до

прямой. Расстояние между

параллельными прямыми.

Астрономия и геометрия.

Что и как узнали Анаксагор, Эратосфен и Аристарх о размерах Луны, Земли и Солнца. Расстояния от Земли до Луны и Солнца. Измерение расстояния от

Земли до Марса.

56

Построение треугольника по трѐм сторонам.

57

Построение треугольника по двум сторонам углу между ними, стороне и двум углам прилежащим к ней углам.

58

Практические задания на

построение треугольника по трѐм элементам. Свойство биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.

59

Решение задач на

построение. Геометрическое

место точек, серединный

перпендикуляр. Расстояние

между фигурами.

60

Решение задач. Подготовка к

контрольной работе.

61

Контрольная работа №5.

Прямоугольные

треугольники.

Научиться применять приобретенные

знания, умения, навыки на практике.

оценивать достигнутый результат;

выбирать наиболее эффективные

способы решения задач,

формирование навыков организации

анализа своей деятельности

62

Работа над ошибками

63

Повторение. Начальные

геометрические сведения.

Фалес, Архимед

Научиться применять на практике весь

теоретический материал, изученный в

курсе геометрии 7 класса.

Аргументировать свою точку зрения;

развивать умения интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; осуществлять сравнение и

классификацию по заданным критериям.

Формирование устойчивой мотивации к

обучению на основе алгоритма

выполнения задачи.

64

Повторение. Признаки равенства треугольников.

65

Повторение. Параллельные

прямые.

66

Повторение. Соотношения

между сторонами и углами треугольника.

67

Задачи на построение.

Построение правильных

многоугольников. Платон и Аристотель. Геометрические

закономерности

окружающего мира.

68

Итоговая контрольная работа

№6.

Научиться применять приобретенные

знания, умения, навыки на практике.

Оценивать достигнутый результат;

выбирать наиболее эффективные

способы решения задач.

Формирование навыков самоанализа и

самоконтроля.

69

Итоговый контрольный тест

70

Итоговый урок по

геометрии.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

Учебники:

1. Л.С. Атанасян и др. «Геометрия 7-9» - изд. М.: «Просвещение», 2013 г..

Дополнительная литература:

1. КИМы «Геометрия 7 класс»- изд. М.: «Вако», 2012 г.

2. Поурочные разработки по математике / Н.Ф. Гаврилова- изд. М.: «Вако», 2013 г.

3. «Математика 7» / Л. П. Ершова, В. В. Голобородбко - изд. М.: «Илекса», 2009 г.

Интернет ресурсы:

1. http://www.edu.ru/ - "Российское образование" Федеральный портал.

2. http://www.school.edu.ru/default.asp- "Российский общеобразовательный портал".

3.http://www.school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных

ресурсов

4.http://www.mathvaz.ru/ – Досье школьного учителя математики.

5. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей.

6. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".

8. http://www.problems.ru./ - Задачи.

9. http://www.methmath.chat.ru/ - Методика преподавания математики.

10.http://interneturok.ru/ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....