Элементы статистики и теории вероятностей
рабочая программа по математике (9 класс) на тему

Беребера Елена Сергеевна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Малокамалинская основная общеобразовательная школа №5»

«СОГЛАСОВАНО»

С зам. директора по УВР

БеребераЕ.С.________________________

Рассмотрено   на  МС

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

Волокитина Е.И.. _______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧИТЕЛЯ   Математики

(предмет)

Курс по предпрофильной подготовке

««Элементы статистики и теории вероятностей»,»

_____Беребера Е.С.__

(Ф.И.О. учителя)

1. НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА, РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

1. Закон «Об образовании» //Вестник образования. – 2004. - № 12//

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по математике //Вестник образования России. – 2004. - № 12. – С. 107-119//

Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 и 9 классов и реализуется на основе пособия для общеобразовательных учебных заведений «Вероятность и статистика 5-9 классы» ,допущено Министерством образования  Российской Федерации // Е.А. Бунимович, В.А Булычеваю . Дрофа  Москва 2002 г.

Продолжается в 9 классе и вводится в 8 классе преподавание спецкурса «Элементы статистики и теории вероятностей», необходимого для расширения знаний, получаемых учащимися в рамках предмета «Математика»(уч. Макарычев Ю.Н. под ред. Теляковского) по теме «» Вероятность и статистика».

Основной целью данного курса является – получение средств для решения вероятностных задач, понимание и интерпретация результатов статистических исследований, широко представленных в средствах массовой информации

Цель данного курса – помочь учащемуся в формировании вероятностного мышления , в освоении школьного курса «Вероятность и статистика»

Ребенок в своей жизни ежедневно сталкивается  с вероятностными ситуациями, ведь игра и азарт составляют существенную часть его жизни. Круг вопросов ,связанных с осознанием соотношения понятий вероятности и достоверности, проблемой выбора наилучшего из нескольких вариантов решения, оценкой степени риска и шансов на успех, представлением о справедливости и несправедливости в играх и в реальных жизненных коллизиях- все это ,несомненно, находится в сфере реальных интересов становления и развития личности.

Подготовку человека к таким проблемам во всем мире осуществляет школьный курс математики. И этот данный курс предлагается в помощь для  формирования вероятностного мышления  учащихся.

Основные развивающие и воспитательные цели

 Развитие:

  •       Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  •       Математической речи;
  •       Сенсорной сферы; двигательной моторики;
  •       Внимания; памяти;
  •       Навыков само и взаимопроверки.

Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

 Воспитание:

  •       Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  •       Волевых качеств;
  •       Коммуникабельности;
  •       Ответственности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В ходе преподавания элективного курса в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Календарно – тематическое планирование

Тема урока

Количество

часов

Сроки

изучения

Случайные события

2

Что вероятней? (сравнение шансов)

3

Как сравнивать события?

2

Эксперименты со случаем (частота абсолютная и  относительная)

1

частота  абсолютная

1

частота  относительная

1

Практическая работа

1

Куда стремятся частоты?  (статистическое определение вероятности)

3

Всегда ли нужно бросать монету? (Классическое определение вероятности)

2

События элементарные и не очень

3

Практическая работа

1

Вероятность и комбинаторика (подсчет шансов в многоэтапных экспериментах)

2

Случайные числа и компьютер( моделирование случайных экспериментов)

2

Практическая работа

1

Точка тоже бывает случайной

( геометрическое определение вероятностей)

2

Вероятное пространство

( Аксиоматическое определение вероятности)

3

Статистическое оценивание и прогноз

2

Практическая работа

1

Итоговое повторение

2

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
 

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать[1] 

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

Элементы логики, комбинаторики,
статистики и теории вероятностей

уметь

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
  • вычислять средние значения результатов измерений;
  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждений, доказательств;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
  • сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
  • понимания статистических утверждений.


[1] Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются и знания, необходимые для применения перечисленных ниже умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса- Элементы статистики и теории вероятностей 9 класс

Данная программа разработана для учащихся 9 класса.  Программа на 17 часов ( 1 полугодие). Курс рассматривает основные вопросы статистики,  задач  комбинирования и теории вероятностей....

Элементы статистики и теории вероятностей.

Материал для подготовки к ГИА...

Элементы статистики и теории вероятностей в результатах ГИА по математике. Проект ученика.

Слайд 1. Элементы статистики в  результатах  ГИА по математикеВ своей исследовательской работе «Элементы статистики и теории вероятностей в  результатах  ГИА по математике» я...

Рабочая программа по предмету "Элементы статистики и теории вероятности"

Наряду с основной задачей обучения математики – обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений. Данный курс предусматривает формирование устойчивого и...

Рабочая программа и КТП элективного курса 9 класс "Элементы статистики и теории вероятностей"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА       Изучение элементы статистики и теории вероятностей на начальной ступени направлено на достижение следующих целей:·...

Методика преподавания элементов статистики и теории вероятностей в старших классах

       Элективный курс создает условия для развития различных способностей и позволяет воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного решения задач, уважительного отн...