Элементы статистики и теории вероятностей
рабочая программа по математике (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Малокамалинская основная общеобразовательная школа №5»
«СОГЛАСОВАНО» С зам. директора по УВР БеребераЕ.С.________________________ Рассмотрено на МС | «УТВЕРЖДАЮ» Директор Волокитина Е.И.. _______________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧИТЕЛЯ Математики
(предмет)
Курс по предпрофильной подготовке
««Элементы статистики и теории вероятностей»,»
_____Беребера Е.С.__
(Ф.И.О. учителя)
1. НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА, РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
1. Закон «Об образовании» //Вестник образования. – 2004. - № 12//
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по математике //Вестник образования России. – 2004. - № 12. – С. 107-119//
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 и 9 классов и реализуется на основе пособия для общеобразовательных учебных заведений «Вероятность и статистика 5-9 классы» ,допущено Министерством образования Российской Федерации // Е.А. Бунимович, В.А Булычеваю . Дрофа Москва 2002 г.
Продолжается в 9 классе и вводится в 8 классе преподавание спецкурса «Элементы статистики и теории вероятностей», необходимого для расширения знаний, получаемых учащимися в рамках предмета «Математика»(уч. Макарычев Ю.Н. под ред. Теляковского) по теме «» Вероятность и статистика».
Основной целью данного курса является – получение средств для решения вероятностных задач, понимание и интерпретация результатов статистических исследований, широко представленных в средствах массовой информации
Цель данного курса – помочь учащемуся в формировании вероятностного мышления , в освоении школьного курса «Вероятность и статистика»
Ребенок в своей жизни ежедневно сталкивается с вероятностными ситуациями, ведь игра и азарт составляют существенную часть его жизни. Круг вопросов ,связанных с осознанием соотношения понятий вероятности и достоверности, проблемой выбора наилучшего из нескольких вариантов решения, оценкой степени риска и шансов на успех, представлением о справедливости и несправедливости в играх и в реальных жизненных коллизиях- все это ,несомненно, находится в сфере реальных интересов становления и развития личности.
Подготовку человека к таким проблемам во всем мире осуществляет школьный курс математики. И этот данный курс предлагается в помощь для формирования вероятностного мышления учащихся.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
- Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- Математической речи;
- Сенсорной сферы; двигательной моторики;
- Внимания; памяти;
- Навыков само и взаимопроверки.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
- Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- Волевых качеств;
- Коммуникабельности;
- Ответственности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания элективного курса в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Календарно – тематическое планирование
Тема урока | Количество часов | Сроки изучения |
Случайные события | 2 | |
Что вероятней? (сравнение шансов) | 3 | |
Как сравнивать события? | 2 | |
Эксперименты со случаем (частота абсолютная и относительная) | 1 | |
частота абсолютная | 1 | |
частота относительная | 1 | |
Практическая работа | 1 | |
Куда стремятся частоты? (статистическое определение вероятности) | 3 | |
Всегда ли нужно бросать монету? (Классическое определение вероятности) | 2 | |
События элементарные и не очень | 3 | |
Практическая работа | 1 | |
Вероятность и комбинаторика (подсчет шансов в многоэтапных экспериментах) | 2 | |
Случайные числа и компьютер( моделирование случайных экспериментов) | 2 | |
Практическая работа | 1 | |
Точка тоже бывает случайной ( геометрическое определение вероятностей) | 2 | |
Вероятное пространство ( Аксиоматическое определение вероятности) | 3 | |
Статистическое оценивание и прогноз | 2 | |
Практическая работа | 1 | |
Итоговое повторение | 2 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать[1]
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Элементы логики, комбинаторики,
статистики и теории вероятностей
уметь
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
- вычислять средние значения результатов измерений;
- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
- находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- записи математических утверждений, доказательств;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
- решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
- сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
- понимания статистических утверждений.
[1] Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются и знания, необходимые для применения перечисленных ниже умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса- Элементы статистики и теории вероятностей 9 класс
Данная программа разработана для учащихся 9 класса. Программа на 17 часов ( 1 полугодие). Курс рассматривает основные вопросы статистики, задач комбинирования и теории вероятностей....
Элементы статистики и теории вероятностей.
Материал для подготовки к ГИА...
Элементы статистики и теории вероятностей в результатах ГИА по математике. Проект ученика.
Слайд 1. Элементы статистики в результатах ГИА по математикеВ своей исследовательской работе «Элементы статистики и теории вероятностей в результатах ГИА по математике» я...
Элементы статистики и теории вероятности
Элективный курс...
Рабочая программа по предмету "Элементы статистики и теории вероятности"
Наряду с основной задачей обучения математики – обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений. Данный курс предусматривает формирование устойчивого и...
Рабочая программа и КТП элективного курса 9 класс "Элементы статистики и теории вероятностей"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изучение элементы статистики и теории вероятностей на начальной ступени направлено на достижение следующих целей:·...
Методика преподавания элементов статистики и теории вероятностей в старших классах
Элективный курс создает условия для развития различных способностей и позволяет воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного решения задач, уважительного отн...