Элементы статистики и теории вероятности
элективный курс (алгебра, 10 класс) на тему
Элективный курс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs._elementy_statistiki_i_teorii_veroyatnostey.docx | 35.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Кемеровской области
ГБУ ОШИ «Губернаторская женская гимназия-интернат»
«СОГЛАСОВАНО»
Методист кафедры
естественнонаучных и
математических дисциплин
КРИПКиПРО
____________________
Т.П. Трушкина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«Элементы статистики и теории вероятностей»
Для воспитанниц 9 классов
ГБУ ОШИ «Губернаторская женская гимназия-интернат»
Составитель:
С.А.Семесько, учитель математики
ГБУ ОШИ «Губернаторская женская гимназия-интернат»
Программа рассмотрена и утверждена
на заседании педагогического совета
ГБУ ОШИ «Губернаторская женская гимназия-интернат»
«___» _____________ 2011г.
Кемерово, 2011
Программа элективного курса
«Элементы статистики и теории вероятностей»
Пояснительная записка.
Курс "Элементы статистики и теории вероятностей" предназначен для изучения и подготовки к экзамену в 9 классе. Программа включает материал о понятиях случайности и статистики, которые относятся к числу основных принципов, присущих современной естественнонаучной картине мира. Вероятностные законы в той или иной степени определяют ход почти всех природных процессов и лежат в основе многих явлений, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни. Вероятностное поведение характерно для молекулярно-кинетических явлений в физике, с вероятностью тесно связаны законы генетики и т.д. Случайность играет значительную роль не только в природных, но и общественных, социальных и экономических процессах. В школьном курсе математики разделы теории вероятности и статистики только начинают появляться, поэтому актуальность разработки курса, посвященного вопросам случайности несомненна.
Задачи курса:
- расширить кругозор учащихся;
- дать представление о комбинаторных задачах;
- показать возможность использования математических методов и технологии статистической обработки в различных исследованиях.
Обязательный минимум содержания образования для базового уровня изучения по теме «Элементы статистики и теории вероятностей»
1. Размещения и сочетания. Формулы размещений и сочетаний .
2. Поле событий. Классическая модель вероятности.
3. Случайная величина.
4. Требования к уровню подготовки выпускников по теме.
Изучение темы «Элементы статистики и теории вероятностей» должно предоставить учащимся возможность:
- усвоить основные формулы комбинаторики;
- развить представления о классической модели вероятностей и ее применении;
- получить представления о случайных величинах и их характеристиках, о законах распределения случайных величин.
1. Таблицы и диаграммы (3ч).
Чтение таблиц с двумя входами. Использование в таблицах специальных символов и обозначений. Обратить внимание к заданиям исследовательского характера. Учащиеся совместно собирают и обрабатывают данные, заносят их в таблицу или изображают на диаграмме, обсуждают полученные результаты.
2. Комбинаторика. Основные понятия (3 ч).
Основные понятия комбинаторики; термины и символы; историю развития комбинаторики;
решать простейшие комбинаторные задачи.
3. Основные методы решения комбинаторных задач (4ч).
Правило умножения; правило сложения; дерево вариантов; табличный метод решения задач, метод графа. Развить умения решать комбинаторные задачи методом полного перебора вариантов, познакомить с приемом решения комбинаторных задач умножением
Сформировать на интуитивном уровне начальные вероятностные представления, освоить словарь.
4. Основные формулы комбинаторики (5ч).
Ознакомить с основными формулами комбинаторики, выработать умение решать простейшие задачи с применением формул.
Знать понятия: факториала; перестановки без повторений; перестановки с повторениями; размещение без повторений; размещение с повторениями; сочетания без повторений. сочетания с повторениями.
Уметь: правильно употреблять термины и формулы;
Выработать умение решать задачи на определение классической вероятности с использованием основных формул комбинаторики.
5. Случайные события и вероятность (6 ч).
Ознакомить с понятием вероятности и его интерпретациями; с основными понятиями теории вероятностей; выработать умение решать простейшие задачи с применением формул комбинаторики. Дать определение частоты и вероятности случайного события, познакомить с формулой вероятности события. Научить понимать вероятностный характер случайного события. Развивать умения решать задачи. Способствовать удовлетворению потребностей и запросов учащихся, проявляющих интерес и способности к изучению математики. Выработать умение решать задачи на определение частоты, статистической вероятности (с использованием основных формул комбинаторики). Дать геометрическое определение вероятности случайного события, познакомить с формулой вероятности события.
6. Основные понятия математической статистики (13ч).
Дать начальное представление о трех этапах любого статистического исследования: сборе, систематизации и анализе статистических данных.
п/п | Раздел, название урока в поурочном планировании | Дидактические единицы образовательного процесса | Практическая часть работы | Коли- чество часов | Дата |
I полугодие 15 | |||||
Таблицы и диаграммы. | Основная цель: решить задачи с использованием таблицы и диаграммы, обрабатывать данные на компьютере. | 3 | |||
1 | Чтение и составление таблицы и диаграммы | Чтение таблиц с двумя входами. Использование в таблицах специальных символов и обозначений. Обратить внимание к заданиям исследовательского характера. Работа с программой Excel. Учащиеся сами обрабатывают данные, заносят их в таблицу или изображают на диаграмме, обсуждают полученные результаты. | Практическая работа. Работа на компьютере. | 3 | |
Комбинаторика. Основные понятия. | Основная цель: ознакомить с основными понятиями комбинаторики. | 3 | |||
2 | Введение в комбинаторику. Основные понятия комбинаторики. | Знать: основные понятия комбинаторики; термины и символы; историю развития комбинаторики; Уметь: - решать простейшие комбинаторные задачи. | 1 | ||
3 | Решение задач | Практикум по решению задач. | 2 | ||
Основные методы решения комбинаторных задач. | Основная цель: ознакомить с основными методами решения комбинаторных задач, научить решать простейшие задачи методом графов, табличным методом. | 4 | |||
4 5 | Некоторые приемы, используемые при решении комбинаторных задач. Перебор вариантов (дерево вариантов). Табличный метод решения задач. | Знать: правило умножения; правило сложения; дерево вариантов; табличный метод решения задач. метод графа Уметь: - правильно употреблять термины и формулы; - решать задачи подсчётом вариантов, правилом произведения, сложения. | Практикум по решению задач. | 2 | |
6 | Правило умножения. | Урок усвоения новых ЗУН. | 2 | ||
Основные формулы комбинаторики. | Основная цель: ознакомить с основными формулами комбинаторики, выработать умение решать простейшие задачи с применением формул. | 5 | |||
7 | Факториал. | Знать понятия: факториала; перестановки без повторений; перестановки с повторениями; размещение без повторений; размещение с повторениями; сочетания без повторений. сочетания с повторениями; Уметь: - правильно употреблять термины и формулы; - применять формулы перестановки, размещения и сочетания. | Изучение нового материала в процессе выполнения заданий. Групповая работа. | 2 | |
8 | Перестановки с повторениями и без повторения. Размещения без повторений и с повторениями. Сочетания без повторений и с повторениями. | 3 |
II полугодие 19 | |||||||
Случайные события и вероятность. | Основная цель: ознакомить с понятием вероятности и его интерпретациями; с основными понятиями теории вероятностей; выработать умение решать простейшие задачи с применением формул комбинаторики. | 6 | |||||
9 10 | Предмет теории вероятностей. Основные понятия теории вероятностей. | Знать и понимать: понятия случайного опыта, случайного события, элементарного исхода, типы и примеры случайных событий, элементарные; вероятность и статистическая частота наступления события; равновозможные события и подсчет их вероятности; вероятностные методы решения практических задач. представление о геометрической вероятности; Уметь: - правильно употреблять термины и формулы; - решать задачи с применением вероятностных методов. | Исторический обзор. Практическая работа. | 2 | |||
11 | Геометрическое определение вероятности. | 1 | |||||
12 | Типы случайных событий и действия над ними. | 1 | |||||
13 | Вероятность равновозможных событий. | ||||||
14 15 | Классическое определение вероятности. Комбинаторные методы решения задач. | Тест. Практикум по решению задач. | 3 | ||||
Основные понятия математической статистики. | Основная цель: дать начальное представление о трех этапах любого статистического исследования: сборе, систематизации и анализе статистических данных. | 13 | |||||
16 | Предмет статистики. Основная задача и основной метод статистики. | Знать и понимать: статистические данные; представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков; средние результаты измерений; понятие о статистическом выводе на основе выборки; числовые характеристики рядов данных; Уметь: разбираться в структуре таблицы и находить в ней нужную информацию; структурировать информацию и представлять ее в виде таблицы; составлять на основе данной таблицы новые (сводные); использовать таблицы для подсчета результатов опыта; читать готовые диаграммы; строить диаграммы по имающимся статистическим данным. | Тест.
| 1 | |||
17 | Статистические характеристики. | Практикумы по решению задач. ИК. Работа на компьютере. Самоконтроль. | 3 | ||||
18 19 | Статистические исследования. Сбор и анализ статистических данных. Таблицы. | 2 | |||||
20 21 | Сбор и анализ статистических данных. Диаграммы. Электронные таблицы. Графики. | 2 | |||||
22 | Обобщение и систематизация изученного материала. | Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс комбинаторики, элементы теории вероятностей и основы статистики). | Практикум. Комбинированное занятие. | 1 | |||
23 | Материалы ЕГЭ | 3 | |||||
Литература
- Мордкович, А.Г. События. Вероятности. Статистическая обработка данных: Учебное пособие 7 – 9 кл. / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов.- М.: Мнемозина,2006.
- Макарычев, Ю.Н. Алгебра: Элементы статистики и теории вероятностей: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. - М.: Просвещение, 2005.
- Мордкович, А.Г. События. Вероятности. Дополнительные параграфы по курсу 7-9 классов. / А.Г. Мордкович, П.В. Семёнов. - М.: Мнемозина, 2008.
- Ткачёва, M.B. Элементы статистики и вероятность. / М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова. – М.: Просвещение, 2005.
- Материалы ЕГЭ 2010, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса- Элементы статистики и теории вероятностей 9 класс
Данная программа разработана для учащихся 9 класса. Программа на 17 часов ( 1 полугодие). Курс рассматривает основные вопросы статистики, задач комбинирования и теории вероятностей....
Элементы статистики и теории вероятностей.
Материал для подготовки к ГИА...
Элементы статистики и теории вероятностей в результатах ГИА по математике. Проект ученика.
Слайд 1. Элементы статистики в результатах ГИА по математикеВ своей исследовательской работе «Элементы статистики и теории вероятностей в результатах ГИА по математике» я...
Рабочая программа по предмету "Элементы статистики и теории вероятности"
Наряду с основной задачей обучения математики – обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений. Данный курс предусматривает формирование устойчивого и...
Рабочая программа и КТП элективного курса 9 класс "Элементы статистики и теории вероятностей"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изучение элементы статистики и теории вероятностей на начальной ступени направлено на достижение следующих целей:·...
Методика преподавания элементов статистики и теории вероятностей в старших классах
Элективный курс создает условия для развития различных способностей и позволяет воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного решения задач, уважительного отн...
«Методика преподавания элементов статистики и теории вероятностей в старших классах»
Актуальные проблемы преподавания математики в современной школе заключаются в пересмотре огромного опыта, связанного с активизацией обучения школьников. Проблема воспитания творческой акти...