Урок ОНЗ по теме "Объём прямоугольного параллелепипеда". Наглядная геометрия (5 класс)
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
УМК А.Г.Мерзляк и др. Математика 5 класс. Урок открытия новых знаний (в рамках системно-деятельностного подхода) является примером применения данной технологии при отсутствии возможности использования проектора. Используется работа в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obyom_pryamougolnogo_parallelepipeda._matematika_5_klass._pavlyuki.v.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
- Автор урока Павлюк Ирина Владиславовна, учитель математики, место работы: мбоу гимназия №19, г. Липецк Липецкой области.
- УМК математика для 5-6 классов образовательных учреждений / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир.- М. Вентана-Граф, 2017 г.
- Тема урока: «Объём прямоугольного параллелепипеда.»
- Тип урока: урок открытия новых знаний.
- Оборудование: модели единичных кубов в достаточном количестве (для сборки прямоугольных параллелепипедов).
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности. | Выражение «это необходимо, как воздух» можно услышать, когда говорят о чём-то важном для человека. Жить и дышать – это практически одно и то же. А достаточно ли нам воздуха для дыхания? Возьмём в качестве ориентира минимальный объём жизненного пространства 6 метров в кубе для дыхания человека в течение 6-ти часов. Мы проводим уроки в кабинете, длина которого 12 м, ширина 5 м и высота 3 м. Какой объём приходится на каждого из нас? Достаточно ли этого объёма? Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? | Подтверждают заинтересованность в решении данной задачи. Формулируют вопросы, на которые нужно ответить, чтобы иметь возможность решить поставленную задачу.
| Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. | Попробуем ответить на поставленные вопросы. | Отвечают на вопросы.
| Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: выполнение пробного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего; учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения. | |
Выявление места и причины затруднений. | Почему вы не можете найти объем прямоугольного параллелепипеда? | Осознают необходимость знания специальной формулы для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда. | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | |
Построение проекта выхода из затруднений. | Сформулируйте тему и цели урока. ( Записать в тетради тему урока.) Составьте план работы. | Формулируют тему урока: «Объём прямоугольного параллелепипеда», цели урока: составить формулу объёма прямоугольного параллелепипеда и научиться её использовать. Составляют проект выхода из затруднений: Повести эксперимент (найти объёмы нескольких прямоугольных параллелепипедов опытным путем); Сделать вывод на основе этого эксперимента (предложить проект формулы); проверить проект формулы, проведя ещё 2-3 аналогичных эксперимента. | Познавательные: формулирование познавательной цели, моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, осознавать и интерпретировать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; составлять (в группе) план решения проблемы. Коммуникативные: в дискуссии уметь выдвинуть аргументы. | |
Реализация построенного проекта. | Разделитесь на группы.
| Работа в группах.
Аналогичным образом проведите ещё одну проверку формулы на примере прямоугольного параллелепипеда с измерениями 3, 3, 4. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; понимание сущности алгоритма, умение действовать по готовому алгоритму. Коммуникативные: понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы). | |
Первичное закрепление внешней речи. |
| Работа в группе: проверка формулы объёма прямоугольного параллелепипеда на других примерах.
| Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки; прогнозирование. Коммуникативные: понимая позицию другого, различать в его речи : мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории). | |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Полученная формула даёт нам возможность решить поставленную в начале урока задачу. Достаточно ли воздуха в кабинете? | Работа в группе. Решают задачу, используя новую формулу. Обсуждают полученный результат, готовят выступление, выбирают выступающего. Выступление группы. Делают вывод о том, что объём воздуха в кабинете достаточен для дыхания 30-ти человек в течение 6-ти часов. Замечают, что часто в кабинете пребывают более 30-ти человек, делают вывод о насущной необходимости покидать кабинет на перемене и проветривать его. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.). | |
Включение в систему знаний и повторение. | Проверим ваши знания. Запишите номера правильных утверждений. №619, №624 Поверим ответы. №619 Ответ. 320 дм2 №624 Ответ. 1620 см2 Какие ещё задачи позволяет решать эта формула? | Выполняют самостоятельную работу. Исправляют и объясняют, где допущены ошибки в каждой группе. Отвечают на вопрос. (Нахождение объёма прямоугольного параллелепипеда и объёма куба - частного случая прямоугольного параллелепипеда) | Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); понимание сущности алгоритма, умение действовать по готовому алгоритму; Коммуникативные: понимая позицию другого, различать в его речи : мнение точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории). | |
Рефлексия учебной деятельности | Домашнее задание. Самостоятельно вывести формулу для объёма куба. Что надо знать для выполнения первой части домашнего задания? №620, №621, №625 Заполните анкету и оцените свою работу на уроке. Подчеркните нужное в правом столбике. | Отвечают на вопрос (формулу для объёма прямоугольного параллелепипеда и определение куба). Делают самооценку, заполняя анкету. | Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по теме :" Объём прямоугольного параллелепипеда" , 5 класс, УМК И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович
Данный проект урока разработан в соответствии с ФГОС ООО в рамках курсовой подготовки по теме: «Групповая работа обучающихся на уроке как средство развития коммуникативных универсальных учебных д...
Разработка урока по математике "Прямоугольный параллелепипед" для учащихся 5 класса
Разработка урока составлена по сингапурской методике обучения. Дети сидят в группах по четыре человека. На уроке применяются структуры РЕЛЛИ РОБИН, КОНЕРС, КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД и т.д.Урок изучения но...
Презентация к уроку по теме "Объем прямоугольного параллелепипеда"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ...
Презентация к уроку математики 5 кл. "Прямоугольный параллелепипед"
Презентация к уроку изучения новых знаний....
Урок по теме: "Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения объёма"
урок первичного предъявления новых знаний...
Открытый урок по теме: "Объём прямоугольного параллелепипеда", 5 класс
Открытый урок по теме :"Объём прямоугольного параллелепипеда", 5 класс....
Конспект урока "Прямоугольный параллелепипед и куб" 5 класс
Второй урок по теме прямоугольный параллелепипед, закрепляются основные понятия и решаются задачи на нахождение площади поверхности...