Проект урока по теме :" Объём прямоугольного параллелепипеда" , 5 класс, УМК И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович
план-конспект урока по геометрии (5 класс) по теме
Данный проект урока разработан в соответствии с ФГОС ООО в рамках курсовой подготовки по теме: «Групповая работа обучающихся на уроке как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_matematiki_5_klass.docx | 33.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Групповая работа обучающихся на уроке как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий»
Выполнил: Баган Сергей Васильевич
Проект урока по предмету
Предмет: МАТЕМАТИКА
Класс: 5
Тема: «ОБЪЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА»
Тип урока: ИЗУЧЕНИЕ И ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Форма проведения урока: урок изучения нового материала
Цель: обучение нахождению объёма прямоугольного параллелепипеда, решению задач практического содержания, формирование умения строить математические модели, совершенствование вычислительных навыков.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности; развитие навыков работы в коллективе; реализация принципа связи теории и практики.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
Основные понятия: ОБЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА, ОБЪЁМ КУБА
Межпредметные связи: природоведение, биология, геометрия, черчение, физика
Необходимое оборудование:
- модели прямоугольного параллелепипеда и куба;
- чертёжные принадлежности. Ресурсы:
- Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.-11-е из., стер.- М.: Мнемозина, 2011.
- Математика. 5-6 кл.; Методическое пособие для учителя / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, - 2-е изд.- М.: Мнемозина, 2005.
- http://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2625.
Этапы урока (в соответ ствии со структурой учебной деятель ности) |
Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся | Развиваемые (формируемые) учебные действия | |
предметные | универсальные | |||
Организационный. Цель: психологический настрой на продуктивную работу.(2 мин.) | Приветствует учащихся, просит их проверить свою готовность к уроку. | Слушают речь учителя. | Л: формирование положительной мотивации. Р: самоконтроль учебной деятельности | |
Актуализация знаний обучающихся Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений. (3 мин.) | К уроку вы дома выполнили творческую работу: изготовили из различных материалов прямоугольный параллелепипед и куб. | Работа в парах: обучающиеся задают друг другу вопросы по моделям куба и прямоугольного параллелепипеда: 1) Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда? 4) Какие измерения есть у параллелепипеда? 5)Сколько у фигуры граней, ребер, вершин? | Формирование умения строить математические модели, овладение понятийным аппаратом математики |
П: анализ и построение логических выводов К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Самостоятельная работа по карточкам. Цель: проверить уровень усвоения понятий. (5 мин.) | Для дальнейшей работы прошу распределиться по группам, в которых вы работали на прошлых уроках и выполнить следующее задание на имеющихся в каждой группе карточках, время выполнения задания 5 минут: Поставь знак «+» перед утверждением, с которым согласен, и знак «-» перед утверждением, с которым не согласен: 1. Любой куб является прямоугольным параллелепипедом. 2. Любой прямоугольный параллелепипед является кубом. 3. У куба все грани являются квадратами. 4. У параллелепипеда 8 ребер. 5. У куба все ребра равны. 6. У параллелепипеда все грани являются прямоугольниками. Время вышло, прошу спикеров предъявить результаты. Давайте обсудим полученные результаты и потом сверим их с образцом. | Учащиеся рассаживаются по группам распределяют обязанности в группах: (координатор; спикер; секретарь.) Работают по следующей схеме: - согласовывают представления о том, что нужно делать; - каждый выполняет свою часть работы; - обсуждают и корректируют общий результат; - готовят выступающего и выступление; - формулируют вопросы на понимание. Спикеры одновременно выходят к доске и записывают результаты работы своей группы 1.+2. -3. +4. –5. +6.+ Задают вопросы друг другу, приходят к выводу о правильности решения и сравнивают их с образцом. | Проверка математических утверждений с точки зрения их истинности и доказательство истинности или ложности утверждений | К: готовность к участию к совместной деятельности К:принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение отстаивать свою точку зрения П: контроль и оценка результата деятельности |
Постановка проблемы Цель: создать условия для познавательной активности учащихся. (4 мин.) | Классная комната или учебный кабинет являются основным местом проведения обучающихся в школе, где они проводят большую часть времени, поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования. Несоблюдение гигиенических требований к воздушному режиму ухудшает восприятие и усвоение учебного материала. Основные нормы отражены в Санитарных правилах, утвержденных СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 июня 2011 г. Минимальная кубатура воздуха, приходящаяся на одного школьника - достигает 4 куб. м. Соответствуют ли размеры нашего класса и наполняемость его нормам СанПиН? Что для этого необходимо знать? Обсудите в группах ответы на эти вопросы. Время для обсуждения 3 минуты. Время обсуждения закончилось, необходимо представить для обсуждения получившиеся результаты. | Работают в группах по следующей схеме: - согласовывают представления о том, что нужно делать; - каждый выполняет свою часть работы; - обсуждают и корректируют общий результат; - готовят выступающего и выступление; - формулируют вопросы на понимание. В результате обсуждения получили примерный список вопросов:
| Формирование умения строить математические модели | П: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Р: прогнозирование К: сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы |
Выдвижение гипотезы Цель: развитие условий для познавательной активности учащихся. (2 мин.) | На основании получившихся вопросов сформулируйте гипотезу. | В результате фронтальной работы делают вывод:
Если мы найдём формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда и научимся его вычислять, то узнаем соответствуют ли размеры нашего класса нормам СанПиН. | Формирование умения строить математические модели. | П: доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; поиск и выделение необходимой информации |
Целеполагание Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности. (3 мин.) | Итак, кто сформулирует тему урока? Какие должны быть цели урока? Проанализируйте текст на стр.243, выберите главное и ответьте на вопрос: Как можно вычислить объём прямоугольного параллелепипеда? | Обучающиеся формулируют тему урока «Объём прямоугольного параллелепипеда» и перечисляют цели урока. Предлагают ответ: надо перемножить все три его измерения V=аbс | Формирование умения работать с учебным текстом. | П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
Решение задачи Цель: применить знания в новой ситуации. (5 мин.) | Что нам нужно знать для ответа на стоящие перед нами вопросы? Группам выполнить необходимые измерения, решить задачу и ответить на поставленный вопрос. Подведём итог обсуждения | Измерения нашего кабинета. Работают по следующей схеме: - согласовывают представления о том, что нужно делать; - каждый выполняет свою часть работы; - обсуждают и корректируют общий результат; - готовят выступающего и выступление; - формулируют вопросы на понимание. Дано: а=5 м, b=6 м, с=35 дм. К=15-количество обучающихся V=аbс, V=50дм×60дм×35дм= 105000дм3 = 105м3 V1= 4 м3, V: К=105 м3:15 =7м3. Вывод: Размеры нашего класса и его наполняемость соответствуют нормам СанПиН. | Формирование умения применять теоретические знания на практике. | К: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта; умение отстаивать свою точку зрения Л: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Вопрос для обсуждения. (1 мин.) | А теперь кто скажет: как будет выглядеть формула для вычисления объёма куба. | Обучающиеся выводят и записывают в тетрадях формулу для вычисления объёма куба V=а·а·а=а3 | Формирование навыков составления математической модели. | Р: Выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий. |
Подведение итогов групповой работы. (2мин.) | У вас имеются листы самооценки итогов вашей работы в группе, прошу их заполнить. Спасибо, а теперь перейдём к самостоятельной работе. | Заполняют лист самооценки: -я оцениваю себя; -группа оценивает меня; -учитель оценивает меня. | Л: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом | |
Дифференцированная самостоятельная работа. (15 мин.) Цель: Проверить уровень усвоения изученного материала | Перед вами текст 3-х уровневой работы. Вы имеете право выбрать посильный для себя вариант. Верное решение любых 3-х задач--- «3»; 4-5 задач--- «4»; 6 задач и более--- «5». | Решают самостоятельную работу: 1 уровень 1.Найдите объём куба с ребром 7дм. 2.Найдите объём прямоугольного параллелепипеда, если длина 4см, ширина 2см, высота 3см. 3.Объём спортивного зала 320 м³, высота 4м, длина 10м. Найдите площадь стен. 2 уровень 1. Чему равно ребро куба, если объем равен 1000 кв.см.? 2. Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Сколько литров воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?
1. Объем бассейна равен 100 м3, а стороны основания 10 м и 5 м. Сколько квадратных метров кафельной плитки ушло на облицовку бассейна? 2. Из кирпичей, длина которых 30 см, ширина 10 см и высота 5 см, сложили куб, ребро которого равно 120 см. Сколько кирпичей на это было затрачено? 3. Как определить количество спичечных коробков в упаковке, не распаковывая его, если один из таких коробков имеется? | Формирование умения находить объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда | П: Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Р: оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы |
Домашнее задание (1 мин.) | Учитель комментирует домашнее задание , записанное на доске: П 52 (выучить формулы)-для всех 1уровень:№ 932 2 уровень :№ 934,935. | Ученики записывают задание в дневники и тетради | Закрепляют знания. | Л: установление связи между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. |
Рефлексия (1 мин.) | Прошу вас теперь подвести итоги урока и ответить на вопросы: НА УРОКЕ
| Фронтально отвечают на данные вопросы | П: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
| |
Завершение урока (1 мин.) | Учитель благодарит учащихся за плодотворную совместную работу на уроке: | Психологический настрой на подведение итогов урока | К: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме : "Объём прямоугольного параллелепипеда"
Предлагаю вашему вниманию проект урока математики, который я провела в 5 классе в своей школе используя современные образовательные технологии в условиях введения ФГОС....
Разработка урока в 5-ом классе по теме: "Объём прямоугольного параллелепипеда"
Урок - закрепление знаний по теме "Объём прямоугольного параллелепипеда". В данный урок включены задания на отработку навыка определения объёма прямоугольного параллелепипеда....
Урок по теме: "Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения объёма"
урок первичного предъявления новых знаний...
Урок ОНЗ по теме "Объём прямоугольного параллелепипеда". Наглядная геометрия (5 класс)
УМК А.Г.Мерзляк и др. Математика 5 класс. Урок открытия новых знаний (в рамках системно-деятельностного подхода) является примером применения данной технологии при отсутствии возможности использования...
Открытый урок по теме: "Объём прямоугольного параллелепипеда", 5 класс
Открытый урок по теме :"Объём прямоугольного параллелепипеда", 5 класс....
презентация к уроку алгебры в 5 классе по теме "Объём прямоугольного параллелепипеда"
презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Прямоугольный параллелепипед"...
Урок математики по теме "Объём прямоугольного параллелепипеда" 5 класс
Урок - практическая работа. Учащиеся самостоятельно работают в группах и исследуют разные методы измерения объёма тел....