Урок по теме: "Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения объёма"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
урок первичного предъявления новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obyom_pryamougolnogo_parallelepipeda._edinitsy_obyoma.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 49» Ново – Савиновского района г. Казани Крупчатникова Оксана Николаевна.
Тема урока: «ОБЪЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА. ЕДИНИЦЫ ОБЪЁМА ».
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Цель: создать условия для формирования у обучающихся правила нахождения объёма прямоугольного параллелепипеда, решения задач практического содержания, умения строить математические модели, совершенствования вычислительных навыков.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности; реализация принципа связи теории и практики;
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, самооценка.
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
Основные понятия: ОБЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА. ЕДИНИЦЫ ОБЪЁМА. ЕДИНИЧНЫЙ КУБ.
Межпредметные связи: природоведение, биология, геометрия, черчение, физика
Необходимое техническое оборудование:
- интерактивная доска,
- мультимедиа проектор,
- презентация,
- чертёжные принадлежности.
Организация пространства: температурный режим; проветривание кабинета; чередование видов деятельности.
Ресурсы:
- Никольский С. М. и др. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / М.: Просвещение , 2015.
- Потапов М. К., Шевкин А. В. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Никольский С. М. и др. «Математика: 5 класс», 2009.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Содержание педагогического взаимодействия | Комментарий, примечание | Время этапа | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Мотивационный этап Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность | Читает стих: Ну-ка проверь дружок | Слушают речь учителя, психологический настрой на продуктивную работу. | Учитель проверяет готовность класса к уроку | 1 мин |
Актуализация опорных знаний и умений Цель этапа: активизация знаний учащихся о прямоугольном параллелепипеде, его элементах фиксирование индивидуальных затруднений | К уроку вы дома выполнили творческую работу: изготовили из различных материалов прямоугольный параллелепипед и куб.
Поставь знак «+» перед утверждением, с которым согласен, и знак «-» перед утверждением, с которым не согласен: 1. Любой куб является прямоугольным параллелепипедом. 2. Любой прямоугольный параллелепипед является кубом. 3. У куба все грани являются квадратами. 4. У параллелепипеда 8 ребер. 5. У куба все ребра равны. 6. У параллелепипеда все грани являются прямоугольниками. | Обучающиеся задают друг другу вопросы по моделям куба и прямоугольного параллелепипеда: 1) Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда? 4) Какие измерения есть у параллелепипеда? 5)Сколько у фигуры граней, ребер, вершин? Обучающиеся напротив вопросов ставят + или – + - + - + + | Взаимопроверка Самопроверка знаний | 4 мин |
Постановка учебной проблемы Цель этапа: Обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия | Классная комната или учебный кабинет являются основным местом проведения обучающихся в школе, где они проводят большую часть времени, поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования. Несоблюдение гигиенических требований к воздушному режиму ухудшает восприятие и усвоение учебного материала. Основные нормы отражены в Санитарных правилах, утвержденных СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 июня 2011 года. Комфортные, т. е. физически хорошо воспринимаемые условия для обучающихся в классах следующие: 18-20 градусов C°, атмосферное давление в среднем 760 мм ртутного столба, содержание 21% кислорода, 0,04% углекислого газа. В классной комнате во время урока возрастает концентрация углекислоты и падает содержание кислорода. Минимальная кубатура воздуха, приходящаяся на одного школьника - достигает 4 куб. м. Соответствуют ли размеры нашего класса и наполняемость его нормам СанПиН? Что для этого необходимо знать? | Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы:
| Проблемный вопрос обучающиеся записывают в тетрадь | 3 мин |
Формулирование проблемы, планирование деятельности Цель этапа: создание условий для формулировки целей урока, обсуждение необходимости введения нового знания | Если мы найдём формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда и научимся его вычислять, то узнаем соответствуют ли размеры нашего класса нормам СанПиН. | Обучающиеся выдвигают её сами | 1 мин | |
Открытие нового знания Цель этапа: Знакомство и фиксирование определений | Итак, кто сформулирует тему урока? Какие должны быть цели урока? Введение понятия вместимости фигуры. Введение понятия единичного куба. Как можно вычислить объём прямоугольного параллелепипеда? | Обучающиеся формулируют тему урока «Объём прямоугольного параллелепипеда» и перечисляют цели урока. Обучающиеся перечисляют различные единицы измерения объемов. Надо перемножить все три его измерения V=аbс | Глядя на рисунок обучающиеся сами выводят формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда | 2 мин |
Первичная проверка понимания Цель этапа: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов ,неверных представлений и их коррекция. | На стр 112-113 рис. 109,110,111 вычислить объёмы фигур Выполнение проверочной работы с последующей самопроверкой | Обучающиеся выполняют необходимые измерения и вычисляют объём параллелепипеда и куба и записывают ответы в тетрадь | Работа с учебником по готовым чертежам | 5 мин |
Физкультминутка | Рисуй глазами треугольник. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончилась. Ты – молодец! | Проводит учитель | 1 мин | |
Применение новых знаний Цель этапа: обеспечение усвоения формулы вычисления объема параллелепипеда | Проблемка: а теперь кто скажет: как будет выглядеть формула для вычисления объёма куба. | Дано: а=9 м, b=6 м, с=3 м. К=27-количество обучающихся V=аbс, V=9×6×3= 162м3 V1= 4 м3 V: К=162 м3: 27=6 м3. Вывод: размеры нашего класса и его наполняемость соответствуют нормам СанПиН. Обучающиеся выводят и записывают в тетрадях формулу для вычисления объёма куба V=а·а·а=а3 | Один обучающийся решает задачу у доски, остальные в тетрадях , делают вывод (разрешают проблему). | 5 мин |
Практическое применение новых знаний Цель этапа: обеспечение усвоения объёма куба | Выполните необходимые измерения и вычислите объёмы кубов, которые вы сделали к уроку. | Обучающиеся выполняют необходимые измерения и вычисляют объём куба, затем обмениваются фигурами с соседом по парте и проверяют друг друга | Работа в парах, взаимопроверка) | 5 мин |
Домашнее задание | Учитель комментирует домашнее задание, записанное на слайде
П 2.11 – изучить, выучить определения; выполнить № 509 (устно), 512 (в, г);
| Обучающиеся записывают задание в дневники и тетради | Каждый обучающийся выбирает сам уровень задания | 1 мин |
Рефлексия Цель этапа: обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. | Прошу вас теперь подвести итоги урока НА УРОКЕ
и оставить смайлики соответствующие записям | В оценочном листе учащиеся подсчитывают суммарное количество баллов и выставляют оценку по критериям. - Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно. - Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно. - У меня не было желания работать. Сегодня не мой день. | Выставление и комментирование оценок за урок | 2 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме «Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда»
Урок преднзначен для учащихся 5 класса.Цель урока: создать условия для обобщения знаний и умений учащихся по нахождению площади и объема прямоугольного параллелепипеда....
Конспект урока "Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения" Н.Я. Виленкин, 5 класс, составленный по ФГОС.
Конспект составлен по ФГОС, выделены этапы урока....
Проект урока по теме :" Объём прямоугольного параллелепипеда" , 5 класс, УМК И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович
Данный проект урока разработан в соответствии с ФГОС ООО в рамках курсовой подготовки по теме: «Групповая работа обучающихся на уроке как средство развития коммуникативных универсальных учебных д...
Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения объема.
Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения объема. Урок по математике для 5 класса в технологии критического мышления....
Открытый урок по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда"
материал содержит конспект урока по данной теме, презентация, самоанализ урока и физкультминутка....
Конспект урока математики в 5 классе "Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы объёма"
Урок изучается в 5 классе в теме: "Площади и объёмы"...
Открытый урок по теме: "Объём прямоугольного параллелепипеда", 5 класс
Открытый урок по теме :"Объём прямоугольного параллелепипеда", 5 класс....