Курс по выбору 10-11 кл "Решение задач по геометрии"
рабочая программа по математике (11 класс) на тему
Аннотация к рабочей программе по курсу по выбору
«Решение задач по геометрии»
Название курса | Решение задач по геометрии |
Класс | 11В |
Количество часов | 34 |
Составитель | Мосенкова Л.А. |
Реализуемый УМК | Геометрия, 10-11: Учебник для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни /Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2009
|
Цель курса | Целью изучения данного курса является повышение теоретических знаний курса геометрии, усиление роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Это позволит учащимся при решении задач перейти с уровня формально-оперативных умений на более высокий уровень, позволяющий строить логические цепи рассуждений, делать выводы о выборе решения, анализировать и оценивать полученные результаты, что соответствует целям и задачам курса обучения геометрии.
|
Срок реализации программы | 1 год |
Место учебного предмета в учебном плане | Базовый уровень, 11 кл.,34 ч.(1час в неделю). |
Требования к выпускнику |
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; 3) в предметном направлении: выпускник научится: • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки; • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач. • распознавать виды математических утверждений (аксиомы, определения, теоремы и др.), прямые и обратные теоремы;
• применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера. выпускник получит возможность:
• овладеть геометрическим языком, умением использовать его для описания предметов окружающего мира, развитием пространственных представлений и изобразительных умений, приобретением навыков геометрических построений; • усвоить систему знаний о пространственных телах, умением применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач.
|
Структура курса |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_po_vyboru_po_geometrii_10-11_kl.docx | 33.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс по выбору
Решение задач по геометрии
(10-11 кл.)
Пояснительная записка
Программа курса по выбору по геометрии для учащихся 10-11х классов ориентирована на коррекцию уровня подготовки, дополнение и углубление базового и предметного образования. Математика является обязательным предметом для сдачи ЕГЭ и одну третью часть материала единого государственного экзамена составляют задачи по геометрии. Результаты ЕГЭ показывают пробелы изучения геометрии в школе. Самыми трудными заданиями по математике являются геометрические задачи. Можно выделить следующие недостатки в подготовке выпускников: формальное усвоение теоретического содержания курса геометрии, неумение использовать изученный материал в ситуации, которая отличается от стандартной. В связи с этим необходимо делать акцент не только на овладение теоретическими фактами, но и на развитие умений решать геометрические задачи разного уровня сложности и математически грамотно их записывать. Повторение геометрического материала по разделам позволяет реализовать широкие возможности для дифференцированного обучения учащихся. Задачи предлагаются в большом количестве: от самых простых, базовых, до достаточно трудных. В результате даже у менее подготовленных учащихся появляется чувство уверенности в том, что они могут применять базовые знания в более сложных ситуациях.
Количество часов рассчитано на два учебных года (10-11 класс). Всего 68 часов (34 часов в год); в неделю 1 час.
Целью изучения данного курса является повышение теоретических знаний курса геометрии, усиление роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Это позволит учащимся при решении задач перейти с уровня формально-оперативных умений на более высокий уровень, позволяющий строить логические цепи рассуждений, делать выводы о выборе решения, анализировать и оценивать полученные результаты, что соответствует целям и задачам курса обучения геометрии.
Курс содержит 13 разделов.
Тип элективного курса: предметный курс базового уровня.
Образовательная область: геометрия.
Изучение данного элективного курса позволит реализовать следующие задачи:
-сформировать целостное понятие геометрии;
-повысить мотивацию изучения геометрии;
-повысить качество знаний;
-повысить уровень образовательного процесса в целом
-подготовить учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ;
-научить решать сложные геометрические задачи;
- научить различным приемам решения задач, помогающим успешно справиться с заданиями тестирования; при подготовке к ЕГЭ;
Количество часов (2 часа в неделю), отведенных на изучение курса геометрии, не позволяет качественно подготовить учащихся для решения геометрических задач любой сложности. Следовательно, требуется серьезная дополнительная подготовка. Эту проблему можно решить в школе с помощью курсов по выбору по геометрии.
Особенности: большая часть курса, в отличие от имеющихся, состоит из материалов планиметрии, что соответствует изменениям содержания единого государственного экзамена по математике.
Образовательный продукт: справочный материал, решения задач различного типа, проекты, презентации, публикации, алгоритмы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
- в личностном направлении:
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- рассмотреть практическую значимость использования математических знаний в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности;
- создать положительную мотивацию обучения;
- воспитание аккуратности, последовательности в действиях, умение чётко выражать свои мысли;
- навыки коллективной и самостоятельной работы со справочной литературой и таблицами;
- эффективное использование дополнительной литературы и интернет - ресурсов для самообучения и самоконтроля;
- составление и использование алгоритмов решения типичных задач практической направленности.
- в метапредметном направлении:
- представления об идеях и о методах геометрии как универсальном языке, средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач.
3) в предметном направлении:
выпускник научится:
• распознавать виды математических утверждений (аксиомы, определения, теоремы и др.), прямые и обратные теоремы;
- измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур и тел;
• применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
выпускник получит возможность:
• овладеть геометрическим языком, умением использовать его для описания предметов окружающего мира, развитием пространственных представлений и изобразительных умений, приобретением навыков геометрических построений;
• усвоить систему знаний о пространственных телах, умением применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач.
Содержание учебного материала
Изучение учебного материала курса строится поэтапно:
1 этап: повторение основных теоретических знаний. Содержание данного этапа указано для каждого раздела.
2 этап: решение простейших задач. Контроль работы учащихся в группах и парах. Работа по дидактическому материалу.
3 этап: решение трудных и нестандартных задач. Введение таких задач необходимо, так как решение одной сложной задачи может заменить решение нескольких простейших задач. Контроль работы учащихся на данном этапе осуществляется учителем.
4 этап: предварительный контроль в форме самостоятельной работы учащихся.
5 этап: решение задач по материалам ЕГЭ, составление справочного материала.
Повторение необходимых теоретических знаний представлено по следующим разделам:
Первый раздел. «Треугольники и их элементы».
*виды треугольников (равносторонний, равнобедренный, прямоугольный);
* элементы треугольника и их свойства (медиана, биссектриса, высота, проекции катетов);
* теорема Пифагора;
* теорема косинусов;
* теорема синусов;
* средняя линия треугольника;
* подобие треугольников;
*теорема Менелая;
Для учащихся 10 классов этот материал не трудный, но он является очень важным в подготовке учащихся к решению планиметрических, а впоследствии стереометрических задач.
Второй раздел. «Четырехугольники и их элементы».
*виды четырехугольников (параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция);
* свойства четырехугольников;
*признаки параллелограмма, прямоугольника, равнобедренной трапеции;
*теорема о средней линии треугольника, трапеции;
*свойства равнобедренной трапеции;
*вписанные и описанные четырехугольники;
*теорема Птоломея;
* вписанные и описанные правильные многоугольники.
Третий раздел. «Площади многоугольников».
*формулы площади параллелограмма;
*формулы площади прямоугольника, квадрата;
*формулы площади ромба;
*формулы площади треугольников;
*формулы площади трапеции;
*формулы площади произвольных четырехугольников;
*формулы площади правильных многоугольников;
*отношение площадей подобных фигур.
*основные приемы нахождения площадей многоугольников;
*формула Пика.
Четвертый раздел. «Окружность и ее элементы»
*основные свойства окружности;
*замечательные свойства окружности (геометрические места точек);
*формулы площади круга и длины окружности, площади кругового сектора, длины дуги в несколько градусов;
*различные случай касания окружностей;
*теорема о расстоянии от вершины треугольника до точки касания вневписанной окружности;
Пятый раздел. «Хорды, секущие и касательные»
*теорема о пересекающихся хордах;
*теорема Менелая;
*теорема о длинах касательных, проведенных из одной точки к окружности;
*теорема о квадрате касательной;
*углы: между касательной и хордой; между двумя пересекающимися хордами; между двумя секущими; между касательной и секущей; между двумя касательными;
*углы, связанные с окружностью (центральные углы, вписанные углы);
*теоремы о вписанных и описанных окружностях: для правильных, прямоугольных, произвольных треугольников, правильных и других четырехугольников.
Шестой раздел. « Векторы и метод координат»
Особенностью этого раздела является одновременное повторение данной темы по планиметрии и стереометрии.
*векторы, метод координат на плоскости;
*векторы в пространстве.
Седьмой раздел. «Многогранники».
*призма;
*пирамида;
*правильные многогранники.
Восьмой раздел. «Тела вращения», «Комбинации круглых тел и многогранников»
*цилиндр;
*конус;
*шар;
*теоремы о центре и радиусе вписанных и описанных сферах в различных комбинациях
Девятый раздел. « Расстояние от точки до плоскости».
Повторение основных теоретических знаний и составление алгоритма построения расстояния от точки до плоскости;
*определение расстояния от точки до плоскости;
*определение и признак перпендикулярности прямой и плоскости;
* определение и признак перпендикулярности плоскостей;
*теорема о трех перпендикулярах;
*свойство перпендикулярных плоскостей;
*алгоритм построения расстояния от точки до плоскости.
Десятый раздел. «Угол между прямой и плоскостью».
Повторение основных теоретических знаний и составление алгоритма построения угла между прямой и плоскостью.
*определение угла между прямой и плоскостью;
*определения перпендикуляра, наклонной, проекции;
*определение и признак перпендикулярности прямой и плоскости;
* определение и признак перпендикулярности плоскостей;
*теорема о трех перпендикулярах;
*свойство перпендикулярных плоскостей;
*алгоритм построения угла между прямой и плоскостью.
Одиннадцатый раздел. «Расстояние между скрещивающимися прямыми».
Повторение основных теоретических знаний и отработка 4 способов построения расстояния между скрещивающимися прямыми;
*определение, признак и свойство скрещивающихся прямых;
*определение ортогональной проекции;
*построение плоскости, перпендикулярной данной прямой;
*метод площадей;
*4 способа построения расстояния между скрещивающимися прямыми:
- 1способ: применение определения общего перпендикуляра двух скрещивающихся прямых;
- 2способ: применение определения расстояния от точки на прямой, параллельной плоскости, до этой плоскости, т. е. от точки, принадлежащей одной скрещивающейся прямой до параллельной ей плоскости, где находится вторая скрещивающаяся прямая;
-3 способ: применение определения расстояния между параллельными плоскостями, на которых лежат данные скрещивающиеся прямые;
-4 способ: метод ортогонального проектирования.
Двенадцатый раздел. « Линейный угол двугранного угла»
Повторение основных теоретических знаний и составление алгоритма построения угла между плоскостями;
*определение двугранного угла и линейного угла двугранного угла;
*алгоритм построения линейного угла двугранного угла;
*нестандартный способ построения угла между плоскостями (как угла между прямыми, которые перпендикулярны граням двугранного угла).
Тринадцатый раздел. « Угол между прямыми»
Повторение основных теоретических знаний и составление алгоритма построения угла между прямыми;
*особенности построения угла между прямыми в пространстве;
Тематическое планирование
№ п/п | Названия разделов | Всего занятий | |
1 | 10 класс Треугольники и их элементы | 5 | |
2 | Четырехугольники и их элементы | 5 | |
3 | Площади многоугольников | 5 | |
4 | Окружность и ее элементы | 5 | |
5 | Хорды, секущие и касательные | 5 | |
6 | Векторы. Метод координат на плоскости | 5 | |
Резервные часы | 4 | ||
10 кл | 34ч | ||
7 | 11 класс Многогранники | 5 | |
8 | Тела вращения. Комбинации круглых тел и многогранников | 5 | |
9 | Расстояния от точки до плоскости | 4 | |
10 | Угол между плоскостями | 5 | |
11 | Угол между прямой и плоскостью | 5 | |
12 | Линейный угол двугранного угла | 4 | |
13 | Угол между прямыми | 5 | |
14 | Резервные часы | 1 | |
11 кл | 34ч | ||
Итого | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса по выбору "Создание занимательных задач на компьютере"
Курс по выбору в 7 классе Рассчитан на 17 часов.1735 ...
Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"
Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....
Программа курса по выбору для учащихся 9 класса по теме "Решение текстовых задач"
Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к р...
Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"
Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...
Программа курса по выбору "Учимся решать текстовые задачи"
Предметно-ориентированный курс для организации предпрофильной подготовки. Тема предлагаемого курса актуальна, так как учащиеся и основной, и средней школы не в полной мере владеют навыками решения тек...
Авторская программа элективного курса по выбору "Решение генетических задач-как основа выбора профессии"
Программа элективного курса «Решение генетических задач, как основа профессии» ориентирована на учеников 9 класса и рассчитана на 8 часов.Предлагаемая программа элективного курса поможет у...
Рабочая программа учебного курса по выбору учащихся по геометрии в 7 классе "Наглядная геометрия"
Актуальность программыкруса по выбору учащегося "Наглядная геометрияя" заключается в воспитании любознательного, активно и заинтересованно познающего мир школьника. Данная программа позволяе...