Урок математики 7 класс адаптивной школы "Симметрия"
план-конспект урока по математике (7 класс) на тему
Разработка современного урока математики в адаптивной школе по теме Симметрия", 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_simmetriya.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шмырёва Т.В.,
учитель математики
КОУ ОО «Полтавская специальная
(коррекционная)
Общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
Тема Симметрия
Цели
Формировать у учащихся понятие «симметрии» и его основные свойства.
Задачи
Обучающие:
- дать представление о симметрии и оси симметрии
- научить находить ось симметрии у геометрических фигур
Коррекционно-развивающие:
- развивать речь, внимание, память, исследовательские навыки (метод проб мыслительного и практического характера)
- развивать мелкую моторику и навыки работы с бумажным материалом, линейкой, ножницами.
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус, умение видеть красоту симметричных фигур.
По окончании урока учащиеся должны:
иметь представление:
- что такое симметрия?
- что такое ось симметрии?
- о методах обнаружения симметрии геометрических фигур.
знать:
- слово симметрия, словосочетание ось симметрии, симметричные фигуры (смысл, звучание, правописание)
- виды симметричных фигур
уметь:
- определять симметричность плоской фигуры методом “сгибания” восстанавливать фигуру по её симметричной части (путем совмещения оси симметрии со сгибом материала)
- уметь применять ось симметрии для изготовления поделок (из бумаги)
использовать:
- представление о симметрии для изготовления поделок.
видеть, чувствовать:
- красоту симметричных объектов реального мира.
Оборудование:
для учителя:
- набор геометрических фигур
- таблички с новыми понятиями (симметрия, ось симметрии)
- рисунки симметричных и несимметричных фигур)
- образец поделки “Сердце”
для учащихся:
- наборы симметричных и несимметричных геометрических фигур с нанесенными на них осями симметрии
- шаблоны сердца
- ножницы, лист красной бумаги, простой карандаш.
ХОД УРОКА
(слайд)
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Здравствуйте ребята! Сегодня урок математики я бы хотела начать с высказывания великого британского учёного Бертрана Рассела:
(слайд)
- Математика владеет не только истиной, но и красотой.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о красоте в математике и в жизни)
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
(слайд)
- На партах карандаши, линейки и геометрические фигуры, значит, какой у нас урок? (геометрия)
- Что изображено на слайде? (геом. фигуры)
- Значит, какую работу мы выполняем на уроке?(Работаем с геометрическими фигурами, изучаем их свойства, выполняем построения)
- Посмотрите на парты, чего у вас не хватает? (нет тетрадей)
(слайд)
- Сегодня на уроке мы проведём небольшое исследование, все задания будем выполнять в Листах исследования, обозначать баллами результаты работы, в конце урока переведём их (слайд) в оценки по данным критериям.
Работать будем коллективно, парами или группами и самостоятельно.
(слайд)
3.Рефлексия на начало урока
Эмоциональный настрой на работу
- Все ли фигуры являются геометрическими? (сердце лишнее)
- Как вы думаете, почему оно среди наших фигур? (скоро праздник, День св. Валентина, день всех влюблённых, вы будете дарить друг другу частичку своего сердца. Сегодня я тоже хочу подарить вам частичку своего сердца, хочу, чтобы наши сердца услышали друг друга и всё на уроке у нас получилось)
II. Введение в тему
- Организация внимания.
И так, сегодня мы будем говорить о красоте. Ведь красота бывает внешняя и внутренняя. И человек больше красив, когда у него доброе сердце, тогда всё вокруг ему кажется красивым: и люди, и природа, и все окружающие его предметы. Но на самом деле это ему не только кажется, окружающий нас мир на самом деле очень красив и это благодаря одному свойству.
(слайд)
- Я вам подарила сегодня сердечки. Посмотрите внимательно на и на моё сердце на слайде. Что у него необычно? (есть линия)
- Возьмите свои фигуры, посмотрите, на них тоже есть линия.
- Как вы думаете, для чего она? Что можно сделать? (согнуть по этой линии)
- Согните. Что интересного заметили?( части фигур совпадают)
- Согните ещё раз. (теперь части не совпадают)
- А сколько теперь линий получилось? (две)
- Можно ещё раз его согнуть? (согнуть можно, линия ещё одна получится, но части уже не совпадут)
- Какой можно сделать вывод?
- При сгибании фигуры получается линия, при которой обе части фигуры могут полностью совместиться.
III. Изучение нового
(слайд)
- Обратите внимания на картинки, что необычного заметили?
- А сейчас? (появляется линия) Как построены все предметы, здания? (левая и правая части одинаковые, как бы отражают друг друга)
- Многие предметы и явления природы обладают одним свойством, это красота в построении или в строении. Другими словами, если при сгибании фигуры левая и правая части полностью совместятся, то эта фигура будет обладать одним понятием. Давайте разгадаем ребус и определим тему нашего исследования.
(слайд)
Эту красоту другими словами можно назвать «Соразмерность, одинаковость в расположении частей», а в жизни и в науке обозначают греческим термином «симметрия».
- Записать тему исследования.
(слайд)
- Давайте определим цель и основные задачи нашего исследования.
(слайд)
(слайд)
- И проблемные вопросы исследования обозначим в Плане исследования,
по которому в конце урока мы проведём небольшую защиту.
- Что такое симметрия? (здесь мы вспомним понятия и основные свойства некоторых геом. фигур)
- Как фигуры называются симметричными?
- Где в жизни мы сталкиваемся с этими понятиями?
- Как на практике можно использовать это свойство?
IV. Закрепление материала.
Задание 1
Составим правильное определение этому понятию.
Проверка - ключ
(слайд)
Задание 2
- А как вы думаете, будет называться эта линия? (Выбрать правильный ответ) (линия по-другому называется ось = Ось симметрии)
- Как вы думаете, наша линия сгиба будет являться осью симметрии? (да, потому что части совместились полностью)
(слайд)
- Как будут называться фигуры, у которых есть ось симметрии? Составить определение(симметричные)
Проверка - ключ
Задание 3
(слайд)
Все ли фигуры будут симметричными? (предположения)
1 ряд - работа с прямоугольником
2 ряд - работа с квадратом
Вывод. У прямоугольника - 2 оси, у квадрата - 4
Задание 4
Работа с учебником.
Посчитать количество осей у круга.
Самостоятельно определить количество осей (у кого больше)
(слайд)
Задание 5
- Какие треугольники изображены на слайде и в след. задании ЛИ?
равнобедренный треугольник
равносторонний треугольник
разносторонний треугольник
Начертить оси симметрии, сравнить с учебником.
Физминутка
- для глаз
- релаксация
Задание 6
Определить количество осей симметрии, записать в таблицу.
Практическая работа
- Рассмотреть шаблон сердца, почему половинка? (чтобы вырезать сердце правильной формы удобнее нарисовать только половинку фигуры, согнуть лист и вырезать фигуру)
Выполнение поделки по плану:
- Возьми лист красной бумаги.
- Сложи его пополам.
- Нарисуйте одну часть сердца (первая группа)
- Приложите шаблон линией симметрии к сгибу, обведите (вторая группа)
- Вырежьте.
- Разверните. Получилось сердце.
- Это вам пригодится при подготовке к праздникам. Скоро, 14 февраля, люди отметят День Святого Валентина. Это день любви. Праздник всех влюбленных. Возьмите это сердце, частичку вашей души и подарите ее дорогим, близким вам людям.
Защита исследования
По презентации – ответы на основные вопросы исследования
Слайд(ученик 1)
Вопрос 1
Что такое симметрия?
Если правая и левая части фигур про сгибании совпадают, то говорят, что фигура обладает свойством симметрии
Вопрос 2
Линия, при сгибании которой части фигур совпадают, называется
Линия сгиба
Ось симметрии
Линия симметрии
Вопрос 3
Все ли фигуры имеют ось симметрии?
- Рассмотреть фигуры и определить, все ли они имеют ось симметрии.
Линия симметрии делит фигуру на две одинаковые части. Но не все фигуры можно разделить симметрично. Посмотрите на эти рисунки и решите, является ли пунктирная линия линией симметрии этих фигур?
Итак, симметрия есть в окружающих нас предметах. Картинки на слайде тому подтверждение.
( бабочка, стрекоза, морская звезда, снежинка, жук, здание Московского государственного университета им. Ломоносова, кастрюля, стакан, орнамент, буквы русского алфавита.)
У.: Симметрия наблюдается не только у геометрических фигур. Она есть у многих творений природы: листья, бабочки, стрекозы, морские звезды, снежинки, жуки.
(учитель)
Во все времена люди стремились сделать свое жилье, одежду, посуду красивыми. Для украшения использовали различные орнаменты. В основе которых тоже симметрия.
Вопрос 3
Сколько осей симметрии могут иметь фигуры?
таблица
Вопрос 4
Где в жизни сталкиваемся с понятием «Симметрия»
Слайд – рисунки
Люди каких профессий используют понятие симметрии в своей работе?
V. Подведение итога урока.
- По какой теме мы провели исследование?
- Определить симметричные фигуры в классе.
Внимательно посмотреть друг на друга. Мы уже сказали, что человек тоже обладает этим свойством. Попрошу встать Самомбетовых Веру и Надю. Посмотрите на наших девочек. Что необычного? Про таких людей говорят, что они как две капли воды похожи, как будто в зеркале отражает другую. Это тоже вид симметрии, о нём и о других видах симметрии мы узнаем на следующих уроках.
Выставление оценок
- А сейчас проверим, услышали ли наши сердца друг друга.
Слайд Критерии
- самооценка и взаимооценивание с комментарием учителя
- перевод баллов в оценки
Рефлексия
- Положить сердца в те ладони, которые соответствуют вашему внутреннему состоянию.
1- моё сердце билось ровно, потому что мне было всё понятно и интересно
на уроке
2- моё сердце волновалось, потому что мне было не всё понятно на уроке
3- моё сердце расстроено, потому что мне было непонятно и скучно на уроке
Домашнее задание
Инд. карточки дорисовать предметы.
Доп.
В слове симметрия пять симметричных букв. Найдите их.
Литература
1. Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов
специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 224 с.
2. «Математика», учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Т.В. Алышевой, Москва «Просвещение», 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовой проект по теме"Адаптивная система обучения на уроках математики средствами ИКТ".
Презентация курсового проекта по теме "Адаптивная система обучения на уроках математики средствами ИКТ"....
Учебно-методическое пособие "Создание адаптивного развивающего образовательного пространства на уроках математики"
Данное пособие направлено на помощь подросткам и старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в будущее… Наиболее эффекти...
Формирование адаптивной образовательной среды на уроках математики через призму здоровьесберегающих технологий
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном пространстве, проявлять свои творческие способности, а учителю э...
Интегрированный урок математики : класс
Интегрированный урок математики и экологии...
Урок математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей с разными знаменателями", 7 класс адаптивной школы
Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей с разными знаменателями", 7 класс адаптивной школы....
Урок математики по теме "Нахождение десятичной дроби от числа", 7 класс адаптивной школы
Конспект урока математики по теме "Нахождение десятичной дроби от числа", 7 класс адаптивной школы....
Мониторинг предметных результатов по математике в 5-6 классах (адаптивная школа)
Мониторинг предметных результатов имеет важное значение при обучении математике. Текущий анализ позволяет учителю выделять пробелы и оказывать необходимую помощь обучающимся по тем или иным тема...