Формирование адаптивной образовательной среды на уроках математики через призму здоровьесберегающих технологий
статья по математике (7, 8, 9 класс) на тему
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном пространстве, проявлять свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nefedova_v.i._statya_avgust_2016.docx | 100.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование адаптивной образовательной среды на уроках математики через призму здоровьесберегающих технологий. Нефедова Валентина Ивановна, Галченко Оксана Владимировна, Зубкова Валентина Васильевна |
Аннотация: |
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Ключевые слова: формирование особой, щадящей среды; квалифицированная педагогическая поддержка, сотрудничество и помощь.
познавательный интерес учащихся, информационно-
Цель уроков математики с использованием здоровьесберегающих технологий - это создание адаптивной обучающей среды, способствующей наиболее полному раскрытию коммуникативных навыков учащихся, обеспечивающей условия для развития интеллектуальных способностей. Возникает педагогическая задача - создать учебную среду, в которой нет места стрессу, боязни, страху - а, следовательно, не разрушается и здоровье детей. Для решения этой задачи используются:
Личностно-ориентированные технологии
- Проектная деятельность
- Дифференцированное обучение
- Обучение в сотрудничестве
- Проблемное обучение
Педагогические методы и приёмы обучения
- Комфортное начало и окончание урока;
- Проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, дыхательной гимнастики;
- Учёт ведущей модальности, темперамента;
- Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащихся;
- Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер;
- Опрос только тех учащихся, которые желают отвечать;
- Идти от реальных индивидуальных способностей ребёнка;
- Включать работу с телом, с душой и разумом детей и учителя;
- Включение в уроки заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.
- Личный пример учителя.
- Организация саморефлексии.
При подготовке и организации урока учитель должен обращать внимание на следующее:
- характеристику возрастных особенностей развития психики школьников;
- влияние половых различий школьников на способы и темп усвоения учебной информации;
- индивидуальные различия школьников.
В реализации здоровьесберегающего подхода в образовательном процессе одним из важных условий является моделирование положительного настроя учащихся на успешное изучение математики.
Каждый урок необходимо начинать с эмоционального настроя.
Исключение стрессовых ситуаций на уроках математики является важным условием успешной деятельности учащихся.
С этой целью были выбраны и освоены основные технологии, методы и приёмы, отвечающие требованиям здоровьесбережения:
- Технология дифференцированного обучения;
- Игровая технология;
- Информационные технологии;
- Проектная технология;
- Кейс-технологии.
Технология дифференцированного обучения
Одной из актуальных проблем методики преподавания является дифференцированный подход в обучении.
Основными принципами дифференцированного подхода в обучении считается учёт индивидуальной подготовленности и индивидуальных качеств каждого учащегося. Успешно осуществляется овладение данным материалом с помощью раздаточного материала с заданиями разной степени сложности; их можно использовать и для самостоятельной работы, и для домашнего задания.
Игровая технология на уроках математики способствует активизации деятельности учащихся, развивает навыки общения, способствует эффективной отработке материала, обеспечивает практическую направленность обучения. Игровая ситуация создается в процессе выполнения практических заданий. («Испорченный телефон», «Угадай», «Кто быстрее», «Найди ошибку», «Реши с завязанными глазами»).
Существует большое разнообразие игровых форм и приёмов, применяемых на уроках математики и способствующих соблюдению принципов здоровьесберегающих технологий:
- подвижные игры;
- игры – соревнования;
- игры с предметами;
- ролевые игры.
В математическом образовательном процессе можно применять обучающие, тренировочные, обобщающие, познавательные, развивающие, творческие игровые ситуации на всех этапах обучения. Нетрадиционные формы проведения уроков, таких, как конференции, «круглые столы», викторины в средней школе способствуют самоутверждению и ориентируют на активную деятельность учащихся.
Формированию стойкого положительного интереса к изучению предмета математики способствует внедрение в практику работы информационных технологий.
Использование ИКТ на уроках математики позволяет сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счет богатства мультимейдийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.
Использование кейс-технологий.
«Знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и поэтому не так долговечно, как продукт собственного мышления», - писал Сократ.
Для достижения новых результатов образования необходимо использовать новые эффективные методы, один из которых - кейс-метод.
Суть данного метода состоит в том, что учебный материал подается учащимся в виде ситуаций (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой исследовательской работы.
Применение кейс-технологии позволяет сформировать у учащихся высокую мотивацию к учебе; развить такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; сформировать основы деловой этики.
Использование кейс-метода позволяет учащимся самостоятельно изучать материал в случае болезни, использовать накопленные знания для повторения и подготовки к экзаменам, снизить стрессовую нагрузку и нервное напряжение, характерные для обычных уроков
Использование проектных технологий позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки. На уроках в 5-6 классах можно использовать информационные проекты в форме докладов, сообщений (старинные меры длины, магия чисел, сообщения о великих математиках), а также игровые проекты (составление кроссвордов). В 7-8 классах информационные (функция и функциональные зависимости в жизни; в литературе), исследовательские (взаимное расположение графиков линейных функций, теорема Виета, золотое сечение).
Метод педагогического воздействия «ситуация успеха» необходим для успешного образовательного процесса. Для создания «ситуации успеха» на уроке используются следующие формы работы: индивидуально–обособленная (при выполнении письменных заданий), фронтальная (способствует вовлечению в работу всех учащихся группы), групповая (способствует повышению ответственности, формирует интерес к работе одноклассников), коллективная (общее задание между членами микрогруппы даёт возможность каждому ребёнку чувствовать себя участником событий), парная (применяется чаще при работе над правилами).
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока являются физкультминутки. В своей работе авторы применяют различные физкультминутки: оздоровительно-гигиенические (гимнастика для глаз, гимнастика для пальцев, массаж). Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению эмоционального состояния учащихся, к изменению отношения к себе и своему здоровью.
Логическим завершением урока служит рефлексия. Она даёт возможность отслеживать уровень понимания материала учениками, их способность оценить свою работу, степень усталости и заинтересованности на уроке. Педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи этого этапа следующие: ассоциативный ряд; незаконченные предложения; «торт решений»; «разговор на бумаге»; «солнышко»; «барометр настроения»; «лист обратной связи»; интерпретация изображений на открытках и т.д.
Практика работы по здоровьесбережению показала, что внедрение в урок форм, методов и приёмов работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению.
Список литературы:
- Безруких М.М., В.Д.Сонькина. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения.- М.,2002
- Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. 3-е изд., перераб. и доп., - СПБ.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
- Лукичева Е.Ю. особенности обучения математики в контексте содержания ФГОС. - СПБ, 2013.
- Москаленко М. Н. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики. - М.,2003.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003.
6. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий, М. 2006
7. Федеральный государственный образовательный стандарт ООО, М. 2011.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (02.09.2015).
обходимый уровень формирования качества знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность
Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность...
Примеры применения на уроках математики и информатики здоровьесберегающих технологий.
Главным аспектом приведенных примеров является создание особого режима обучения, направленного на предупреждение негативных сдвигов состояния здоровья....
«Построение образовательной среды на уроках математики»
Образовательное пространство – это та самая развивающая среда, которая предоставляет ребенку всестороннее развитие, и она представлена многоступенчатой системой связей и отношений, направленных на осу...
Реализация системно-деятельностного подхода для развивающей образовательной среды на уроках математики.
laquo;Нужно, чтобы дети, по возможности, учились ...
«Эффективное использование цифровой образовательной среды на уроках математики»
Интернет все больше входит в нашу жизнь. В эпоху общества информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, ...
Использование инновационных технологий смешанного обучения «Ротация станций» и «Перевернутый класс» в условиях цифровой образовательной среды на уроках математики
Данная работа представляет собойметодическое пособие прежде всего для учителей математики, но будет полезна и преподавателям других предметных областей. Работа выполнена на основе опыта разработ...
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики через решение нестандартных задач
Презентация по математичской грамотности...