Формирование адаптивной образовательной среды на уроках математики через призму здоровьесберегающих технологий
статья по математике (7, 8, 9 класс) на тему

Использование здоровьесберегающих технологий  в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном пространстве, проявлять свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nefedova_v.i._statya_avgust_2016.docx100.9 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование адаптивной образовательной среды на уроках математики через призму здоровьесберегающих технологий.

      Нефедова Валентина Ивановна,

Галченко Оксана Владимировна,

Зубкова Валентина Васильевна

Аннотация:

       Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно  адаптироваться в образовательном и социальном  пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Ключевые слова: формирование особой, щадящей среды; квалифицированная педагогическая поддержка, сотрудничество и помощь.

познавательный интерес учащихся, информационно-

Цель уроков математики с использованием здоровьесберегающих технологий  - это создание адаптивной обучающей среды, способствующей наиболее полному раскрытию коммуникативных навыков учащихся, обеспечивающей условия для развития интеллектуальных способностей. Возникает педагогическая задача - создать учебную среду, в которой нет места стрессу, боязни, страху - а, следовательно, не разрушается и здоровье детей.  Для решения этой задачи  используются:

Личностно-ориентированные технологии

  • Проектная деятельность
  • Дифференцированное обучение
  • Обучение в сотрудничестве
  • Проблемное обучение

Педагогические методы и приёмы обучения

  •  Комфортное начало и окончание урока;
  • Проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, дыхательной гимнастики;
  •  Учёт ведущей модальности, темперамента;
  • Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащихся;
  •  Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер;
  • Опрос только тех учащихся, которые желают отвечать;
  •  Идти от реальных индивидуальных способностей ребёнка;
  •  Включать работу с телом, с душой и разумом детей и учителя;
  •  Включение в уроки заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.
  •  Личный пример учителя.
  •  Организация саморефлексии.

При подготовке и организации урока учитель должен обращать внимание на следующее:

  • характеристику возрастных особенностей развития  психики школьников;
  • влияние половых различий школьников на способы и темп усвоения учебной информации;
  • индивидуальные различия школьников.

В реализации здоровьесберегающего подхода в  образовательном процессе одним из важных условий является моделирование положительного настроя учащихся на успешное изучение  математики.

Каждый урок необходимо начинать с эмоционального настроя.

   Исключение стрессовых ситуаций на уроках математики является важным условием успешной деятельности учащихся.

    С этой целью  были выбраны и освоены основные технологии, методы и приёмы, отвечающие требованиям здоровьесбережения:

  • Технология  дифференцированного обучения;
  • Игровая технология;
  • Информационные технологии;
  • Проектная технология;
  • Кейс-технологии.

Технология дифференцированного обучения

Одной из актуальных проблем методики преподавания  является дифференцированный подход в обучении.

     Основными принципами дифференцированного подхода в обучении  считается учёт индивидуальной подготовленности и индивидуальных качеств каждого учащегося. Успешно осуществляется овладение данным материалом с помощью раздаточного материала с заданиями разной степени сложности;  их можно использовать и для самостоятельной работы, и для домашнего задания.

       Игровая технология на уроках математики способствует активизации  деятельности учащихся, развивает навыки общения, способствует эффективной отработке  материала, обеспечивает практическую направленность обучения. Игровая ситуация создается в процессе выполнения практических заданий. («Испорченный телефон», «Угадай», «Кто быстрее», «Найди ошибку», «Реши с завязанными глазами»).

   Существует большое разнообразие игровых форм и приёмов, применяемых на уроках математики и способствующих соблюдению принципов здоровьесберегающих технологий:

  • подвижные игры;
  • игры – соревнования;
  • игры с предметами;
  • ролевые игры.

В математическом образовательном процессе можно применять обучающие, тренировочные, обобщающие, познавательные, развивающие, творческие игровые ситуации на всех этапах обучения. Нетрадиционные формы проведения уроков, таких, как конференции, «круглые столы», викторины в средней школе способствуют самоутверждению и ориентируют на активную деятельность учащихся.

        Формированию стойкого положительного интереса к изучению предмета математики способствует внедрение в практику работы информационных технологий.

 Использование  ИКТ на уроках математики позволяет сделать процесс обучения более  интересным, ярким, увлекательным за счет богатства мультимейдийных возможностей; эффективно  решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.

Использование кейс-технологий.

«Знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и поэтому не так долговечно, как продукт собственного мышления», - писал  Сократ.

Для достижения новых результатов образования необходимо использовать новые эффективные методы, один из которых - кейс-метод.

Суть данного метода состоит в том, что учебный материал подается учащимся в виде ситуаций (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой исследовательской работы.

Применение кейс-технологии позволяет сформировать у учащихся высокую мотивацию к учебе; развить такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; сформировать основы деловой этики.

   Использование кейс-метода позволяет учащимся самостоятельно изучать материал в случае болезни, использовать накопленные знания для повторения и подготовки к экзаменам,  снизить стрессовую нагрузку и нервное напряжение, характерные для обычных уроков

 Использование проектных технологий   позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки. На уроках в 5-6 классах  можно использовать информационные проекты в форме докладов,  сообщений (старинные меры длины,  магия  чисел, сообщения о великих математиках), а также игровые проекты (составление кроссвордов). В 7-8 классах информационные (функция  и функциональные зависимости в жизни; в литературе), исследовательские (взаимное расположение графиков линейных функций, теорема Виета, золотое сечение).

      Метод педагогического воздействия  «ситуация успеха» необходим для успешного образовательного процесса. Для создания «ситуации успеха» на уроке используются следующие формы работы: индивидуально–обособленная (при выполнении письменных заданий), фронтальная (способствует вовлечению в работу всех учащихся группы), групповая (способствует повышению ответственности, формирует интерес к работе одноклассников), коллективная (общее задание  между членами микрогруппы даёт возможность каждому ребёнку чувствовать себя участником событий), парная (применяется  чаще при работе над  правилами).

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока являются физкультминутки. В своей работе авторы применяют различные физкультминутки: оздоровительно-гигиенические (гимнастика для глаз, гимнастика для пальцев, массаж). Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению эмоционального состояния учащихся, к изменению отношения к себе и своему здоровью.

Логическим завершением урока служит рефлексия. Она даёт возможность отслеживать уровень понимания материала учениками, их способность оценить свою работу, степень усталости и заинтересованности на уроке.                                                         Педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи этого этапа следующие: ассоциативный ряд; незаконченные предложения; «торт решений»; «разговор на бумаге»; «солнышко»;  «барометр настроения»; «лист обратной связи»; интерпретация изображений на открытках и т.д.

 Практика работы по здоровьесбережению показала, что внедрение в урок форм, методов и приёмов работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению.

Список литературы:                                                             

  1. Безруких М.М., В.Д.Сонькина. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения.- М.,2002
  2. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. 3-е изд., перераб. и доп., - СПБ.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
  3. Лукичева Е.Ю. особенности обучения математики в контексте содержания ФГОС. - СПБ, 2013.
  4. Москаленко М. Н. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики. - М.,2003.
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003.

 6. Селевко Г. К.  Энциклопедия образовательных технологий, М. 2006

 7. Федеральный государственный образовательный  стандарт ООО, М.   2011.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (02.09.2015).

обходимый уровень формирования качества знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность

Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность...

Примеры применения на уроках математики и информатики здоровьесберегающих технологий.

Главным аспектом приведенных примеров является создание особого режима обучения, направленного на предупреждение негативных сдвигов состояния здоровья....

«Построение образовательной среды на уроках математики»

Образовательное пространство – это та самая развивающая среда, которая предоставляет ребенку всестороннее развитие, и она представлена многоступенчатой системой связей и отношений, направленных на осу...

«Эффективное использование цифровой образовательной среды на уроках математики»

Интернет все больше входит в нашу жизнь. В эпоху общества информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, ...

Использование инновационных технологий смешанного обучения «Ротация станций» и «Перевернутый класс» в условиях цифровой образовательной среды на уроках математики

Данная работа представляет собойметодическое пособие прежде всего  для учителей математики, но будет полезна и преподавателям других предметных областей. Работа выполнена на основе опыта разработ...