Сценарий урока математики в 5 классе по теме: «Уравнения».
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий урока математики в 5 классе по теме: «Уравнения».
Разработчик:
Кузнецова Н. А. учитель математики и физики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Болхова Орловской области
Педагогические цели: организовать учебную деятельность учащихся, направленную на освоение учащимися определения и значения понятия «уравнение», его отличительных признаков, на освоение учащимися определения и значения понятия «корень уравнения», его отличительных признаков, алгоритмов решения уравнения, а также на формирование умений находить уравнение среди других математических объектов, подводить решение конкретного уравнения под алгоритм решения уравнения, на формирование умений находить участников алгоритма среди других, умения решать задачи с помощью уранения.
Развивающий эффект: способствовать формированию опыта постановки учебных целей под руководством учителя на конкретном примере темы «Уравнение».
Воспитательный эффект: способствовать развитию самостоятельности учащихся в осуществлении свой учебной деятельности, в освоении опыта постановки учебных целей под руководством учителя.
Учебные цели: освоить определение и значение понятия «уравнение», его отличительных признаков от других функций, определение и значение понятия «корень уравнения», его отличительных признаков, алгоритма решения уравнения , сформировать умение находить уравнение среди других математических объектов, подводить решение конкретного уравнения под алгоритм решения уравнений , умение находить участников алгоритма при рещении конкретного уравнения, приобрести умение решать задачи с помощью уравнения.
Средства контроля.
Поставленные цели можно считать достигнутыми, если ученик сможет правильно ответить на вопросы:
- Что называется уравнением?
- Какие признаки отличают его от других?
- Что такое корень уравнения?
- Назови все шаги алгоритма решения уравнения.
И выполнить правильно задания:
- Выбери среди данных математических объектов те, которые являются уравнениями.
- Составь сам уравнение.
- Реши уравнение, используя алгоритм.
1.Организационный момент.
Готовность к уроку.
Отчет консультантов.(проверка наличия и правильности выполнения домашнего задания).
Собрать и раздать тетради.(на перемене)
- Сценарий занятия (постановка учебной цели)
Действия учителя | Действия ученика |
На доске вы видите изображения знака равно и растение. Как вы думаете, зачем я обратила ваше внимание на это? | Мы изучаем уравнения и корни уравнения. |
Правильно, молодцы. Итак, тема нашего урока? | Уравнение. Записывают число, классная работа, тема |
А вы знаете, что такое уравнение? | Да, дают определение |
А кто сам может составить уравнение? | Составляют |
Можете ли вы дать точное определение корня уравнения? | Да, дают определение |
А можете ли вы решать уравнения? | Да, можем. |
Какие правила для этого нужно знать? | Чтобы найти неизвестное слагаемое…, уменьшаемое…., вычитаемое…. хором |
Мы все знаем, а как вы думаете, что мы будем изучать сегодня? | Решать более сложные уравнения и решать задачи
|
Правильно, молодцы. Чтобы решать уравнения и задачи надо что? | Знать алгоритм решения уравнений и задач |
Какое новое знание нужно освоить на этом уроке? | Знание алгоритма решения уравнений и задач |
А если вы освоите эти знания, то какие умения вы сможете приобрести на основе этих знаний? | Умение решать уравнения и задачи.
|
Попробуйте сформулировать цели вашей учебной деятельности на сегодняшнем уроке, пользуясь категориями «знания» и «умения». | Целями моей учебной деятельности будут: Используя правила и алгоритм, научиться решать уравнения и задачи |
В каком случае мы будем считать, что цели, поставленные нами, достигнуты? Как мы сможем это проверить? | Если я смогу решить более сложное уравнение и задачу с помощью уравнения |
- Актуализация опорных знаний
Решить тест, используя полученные на прошлом занятия знания и умения
На листках отметить и обвести кружком букву – правильный ответ в каждом из предложеннных заданий
Подписать фамилию и обменяйтесь и проверьте друг друга, укажите число правильных ответов с вашей точки зрения карандашом работаем, подпись проверявшего, сдать листы
Внимание правильный ответ: 1.б,в,д 2.а 3.б 4.б
У кого все правильные ответы, поднимите две руки вверх, у кого 3 правильных, поднимите 1 руку, у кого 2 правильных, встаньте, у кого 1 правильный, встаньте, у кого нет правильных, встаньте.
Я увидела картину Спасибо.
- Объяснение нового материала
Запишем уравнение 248-(у+123)=24
1 способ. Здесь три подчеркнутых объекта. Как вы думаете, о каком действии пойдет речь (вычитание), назовите героев вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность) уменьшаемое 248, вычитаемое у+123, разность 24.
В каком из героев есть неизвестное ( в вычитаемом). У нас сегодня красивый мишка, он будет играть различные роли. Сейчас у него роль вычитаемое. Как найти неизвестное вычитаемое (необходимо из уменьшаемого вычесть разность хором)
у+123=248-24
у+123=224
А сейчас какое действие (сложенпие) Что неизвестно?(слагаемое)Такие уравнения мы умеем решать и мишка пускай отдохнет.
Как найти неизвестное слагаемое? (хором)
у=224-123
у=101
Ответ: у=101
2способ. 248-(у+123)=24
На прошлых уроках мы изучали свойства сложения и вычитания.
Что мы делали с выражениями (упрощали) Какое свойство здесь применить? (свойство вычитания из числа суммы) Сформулировать.
(248-123)-у=24
125-у=24
Что неизвестно? (вычитаемое)
У=125-24
У=101
Ответ: у=101
№375 стр 61
Проверим, насколько вам понятен материал.
а)(х+98)+14=169
х+98=169-14
х+98=155
х=155-98
х=57
Ответ:х=57
2способ х+(98+14)=169
х+112=169
х=169-112
х=57
Ответ:х=57
б)(35+у)-15=31
35+у=31+15
35+у=46
у=46-35
у=11
Ответ:у=11 или
(35-15)+у=31
20+у=31
у=31-20
у=11
Ответ:у=11
Ребята, кто сможет описать последовательность действий решения уравнения 1 способом
Если затруднения раздать карточки алгоритм.
- Закрепление материала.
№376(а;б;в) стр 61 самостоятельно любым способом, какой выберите. У доски три ученика
а)(х+15)-8=17
х=10
б)(24+х)-21=10
х=7
в)(45-у)+18=58
у=5
Проверяем, при необходимости выставляем отметки.
Отдохнем и послушаем историю про то, кто впервые ввел термин уравнение. (ученик)
А где еще можно использовать уравнения ( при решении задач)
Сейчас вы - начальники спортивного лагеря, ваша задача- составить уравнение и решить его
№373 г) стр 61
Пусть х человек ушли в поход, тогда в лагере осталось 322-х человек, что составляет 275.
322-х=275
х=47
Ответ: 47 человек ушли в поход.
- Домашнее задание
П10 №396(понять обязательно всем) №№397(в) (понять обязательно всем, кто понимает материал) №389 (попробуйте решить)
- Пподведение итогов возвращаем учащихся к поставленным целям
Действия учителя | Действия ученика |
Вспомним, ребята, какие цели вы ставили, удалось ли вам их достичь? Давайте проверим. | Ученики отвечают на поставленные вопросы. |
Ответьте на вопросы: | |
Как решать более сложные уравнения?(алгоритм) | |
Как решать задачи с помощью уравнений? | |
Объясни, почему шаги алгоритма выполняется в такой последовательности, почему их нельзя менять? | |
Выполните задания: | |
Начать решать уравнение №376(г;д;е), описать последовательность действий. | |
Решить задачу, составив уравнение: У кота 17 рыбок, 15 из них он съел.Сколько осталось? | |
Составь сам задачу и реши ее с помощью уравнения (если останется время) |
Рефлексия.
Урок подошел к концу. Дети, кто все понял и разобрался, урок понравился, встаньте и похлопайте в ладоши. Кто разобрался не совсем хорошо, встаньте и покачайте руками. Кто ничего не понял, встаньте и покачайте головой и руками.
Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока математики в 5-м классе по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
в данной работе изложен материал,который может быть полезен при проведении открытого урока....
конспект урока математики для 5 класса по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
Разработка урока по учебнику Виленкина с использованием разноуровневых карточек с заданиями...
урок математики , 5 класс на тему "Уравнения"
Цели урока:повторить основные компоненты действий, ввести понятие уравнения, формировать умение решать уравнения;Совершенствовать вычислительные навыки учащихся; Воспитывать ответственное отношен...
Урок математики в 5 классе по теме "Уравнение и его корни. Решение уравнений"
Методическая разработа к уроку математики в 5 классе....
Конспект урока по математике в 5 классе по теме «Уравнения. Решение задач с помощью уравнений.»
Цели урока: создание условий для систематизации знаний по теме «Решение уравнений»:образовательная - закрепить практические умения учащихся составлять уравнения к задачам и решать их с помощью правил ...
Конспект урока математика 5 класс по теме "Уравнения"
Конспект урока урока математика 5 класс по теме "Уравнения"...
Конспект урока математики 6 класс по теме:"Уравнения"
Первый урок по теме "Уравнения" по учебнику Мерзляк А.Г., ПолонскийВ.П., Якир М.С....