Технология проведения
| Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие, развивающие и диагностирующие задания каждого этапа
| Формирование универсальных учебных действий каждого этапа
|
I этап. Организационный момент. Цель – активизация учащихся. | Формулируют правила поведения на уроке. | Проводит инструктаж, настраивает детей на работу. | - Здравствуйте, ребята! Невероятно, но сегодня у нас на уроке присутствуют учителя математики всего Новоалександровского района. Давайте договоримся, все, что у вас лежит на столе, пока не трогаем. Нам все это пригодится в течение урока.
| Личностные УУД Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правила поведения на уроке. |
II этап . Актуализация знаний. Цель: выйти на формулирование темы урока | Разыгрывание сценки двумя учениками. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организует фронтальную работу, учит школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.
| Попрошу выйти к доске двух юношей. Предлагаю вам разыграть небольшую сценку.
Самоопределение к учебной деятельности. Ребята, услышали ли вы необычные для вас слова, термины в этой сценке? Какие? -«Вероятно» -«Более вероятно» -«Менее вероятно». Все эти понятия связаны как не странно с математикой. И тема сегодняшнего урока, как вы думаете какая? «Первое знакомство с понятием «вероятность». Запишите в тетради тему урока. Предлагаю вам вспомнить встречались ли вы уже в повседневной жизни с этими терминами? Придумайте словосочетания или предложения с ними. Итак, одна минута на обсуждение. Пример: « Завтра, вероятно, будет дождь»….. «Вероятно в выборах победит кандидат Иванов И.И.»….. «Вероятно, что в ближайшее время курс доллара будет стабилен….» Когда мы упоминаем эти термины, мы связываем их с каким-либо событием. Согласны? А, попробуйте дать определение понятию «вероятность». Сложно? Действительно, сложно, но, думаю, что совсем скоро вы сможете это сделать сами. | Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Познавательные УУД: развитие умений делать логические умозаключения; умений обобщать и классифицировать.
|
III этап. Проблемная ситуация, определение темы и цели урока Цель: мотивировать школьников на самостоятельное формулирование определения понятия «Вероятности» | Работают с информацией, представленной на слайде. Участвуют в обсуждении представленного задания. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организует работу по определению темы урока, постановке цели урока.
| С понятием вероятность связаны такие словосочетания: -«стопроцентная вероятность» -«нулевая вероятность» -«маловероятно» -«достаточно вероятно». Предлагаю поработать с этими терминами. Внимание на экран.
Диктант 1. (Приложение). (Проверка по слайду). Молодцы. А теперь, ближе к математике. Оцените с помощью тех же понятий вероятность следующих событий.
Диктант 2. (с числами). (Приложение) А теперь, поработайте в парах.
Оцените с помощью тех же понятий вероятность следующих событий. Минуту вам на размышление. Диктант 3. (Приложение)(с числами) Проверка. Молодцы!
| Коммуникативные УУД Умение слушать и извлекать нужную информацию. Познавательные УУД: Умение на основе анализа делать выводы. Регулятивные УУД Умение определять цель деятельности на уроке.
|
IV этап. Изучение нового материала.
Цель: самостоятельно открыть свойства морей. воспринимать наглядно-образное изображение водного пространства.
| Анализируют полученную информацию и применяют знания при выполнении письменных заданий (фронтально, в парах).
Применяют полученные знания при выполнении письменных заданий и работе в парах.
|
Включает учащихся в работу по самостоятельному выполнению заданий.
Контролирует выполнение письменных заданий, организует работу в парах.
Организует отдых детей, настраивает на дальнейшую работу.
| А теперь задание из вашего учебника: № 1098, №1099 –выполним их устно. Проверка. №1098 | №1099 | а) достаточно вероятно | а) достаточно вероятно | б) маловероятно | б) достаточно вероятно | в) стопроцентная вероятность | в) нулевая вероятность | г) нулевая вероятность | г) стопроцентная вероятность |
Молодцы! Итак, мы с вами достаточно поработали устно. Оцените свою работу устно: если вы были активны - поставьте себе «5», если могли бы работать лучше – «4», если не довольны своей работой, считаете, что работали не в полную силу- ставим «3», думаю, что «2» не поставит себе никто! Откроем сборники заданий. Работаем в парах. Выполните задания № 482, № 484. В тетрадях запишите №, который вы выполняете и задания а), б), в), г), а рядом только ответы используя термины: -«стопроцентная вероятность» -«нулевая вероятность» -«маловероятно» -«достаточно вероятно». Проверка. №482 | №484 | а) нулевая вероятность | а) маловероятно | б) нулевая вероятность | б)стопроцентная вероятность | в) стопроцентная вероятность | в) нулевая вероятность | г) нулевая вероятность | г) достаточно вероятно |
Молодцы! Оцените свою работу: поставьте +, если задание выполнено правильно и -, если нет. Если у вас все +, поставьте «5», если один, два - «4», три – «3», более трех – ничего не ставьте. Предлагаю немного отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА
| Коммуникативные УУД Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей Личностные:осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. Познавательные УУД Умение применять полученные знания при выполнении самостоятельной работы
Регулятивные УУД Уметь работать в парах. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
|
V этап. Включение в систему знаний Цель — самостоятельное формулирование определений понятия «вероятность», «событий возможных и случайных» Формировать умение делать выводы.
| Участвуют в обсуждении , анализируют, делают предположения, аргументируют свою точку зрения.
| Включает учащихся в групповую работу по введению новых понятий.
Организует комфортные условия во время выступления учащихся, оказывает индивидуальную помощь.
| Продолжим. Скажите, а теперь вы сможете дать определение понятию «вероятность» - это…… Тогда продолжим. Ребята, скажите, всегда ли мы говорим, что так: Стопроцентно, что за субботой наступит воскресенье? Как можно сказать по-другому. Достоверно, после субботы наступит воскресенье. Определение. Событие, которое при данных условиях обязательно наступит, называется достоверным. Как бы мы в речи заменили словосочетание «нулевая вероятность»? Определение. Событие, которое при данных условиях никогда не наступит, называется невозможным. Определение. Событие, которое при данных условиях может наступить, а может не наступить, называется случайным.
| Коммуникативные УУД Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей. Познавательные УУД: Умение на основе анализа делать выводы Регулятивные УУД Уметь работать по коллективно.
|
VI этап Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель: систематизировать полученные знания.
| Самостоятельно выполняют задание, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
| Организует самостоятельную работу.
Организует комфортные условия во время самостоятельной работы учащихся, оказывает индивидуальную помощь
| Итак, сейчас проверим, как вы сможете применить эти термины на практике. 1. Какие из следующих событий являются невозможными, какие достоверными, какие случайными? А: Футбольный матч команд «Спартак» и «Динамо» закончится вничью. (С) Б: Вы выиграете, участвуя в беспроигрышной лотерее. (Д) В: На день рождения вам подарят говорящую лошадь. (Н) Г: 1 сентября будет контрольная работа по математике. (Н) Д: 30 февраля будет вьюга. (Н) Е: Когда вы вырастите, вас выберут президентом России. (С) Ответ: невозможные события — В, Г, Д; достоверное — Б; случайные — А, Е.
Я воспользуюсь вашим учебником литературы. Знаю, что несколько уроков назад вы познакомились с мифами Древней Греции. -1) Геракл (в древнегреческой мифологии), сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены совершил 12 знаменитых подвигов. (Достоверно). Согласно мифам древней Греции - да, не больше, не меньше, 12 подвигов. -2) Геракл – был царем. И правил Грецией более века. (Невозможное событие) Став взрослым, Геракл поселился в городе Тиринфе и стал слугой слабого, трусливого царя Эврисфея. И, конечно, никогда не правил страной и более века не жил. -3) Именно Геракл учредил Олимпийские игры, которые проводились каждые 4 года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом оливами, посвященными богине Афине-Палладе. (Достоверно). -4) Самым трудным подвигом Геракла был его последний 12-й подвиг: он должен был отправиться к великому титану Атласу, который держит на плечах небесный свод, и достать из его садов, за которыми смотрели дочери Атласа Геспериды, три золотых яблока. (Достоверно). Молодцы. А теперь я проверю, как вы работаете самостоятельно. У вас на столах задания для самостоятельной работы по вариантам. Сами задания не писать около заданий поставьте только начальные буквы слов «достоверно»- д, «невозможно»- н, «случайно»- с. (Приложение)
| Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в письменной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Познавательные УУД: Умение на основе анализа делать выводы
|
VII.Экспериментальное исследование. Цель — с помощью эксперимента установить вероятность события, проведя самостоятельные опыты. Формировать умение делать выводы из увиденного.
| Участвуют в обсуждении опыта, анализируют, делают предположения, аргументируют свою точку зрения.
| Включает учащихся в групповую работу по определению степени вероятности события.
| Ребята, скажите если событие невозможное, чему равна вероятность наступления этого события? - Нулю! А если событие достоверное, то чему равна вероятность наступления этого события? Математики приняли это число за 1. А вот если событие случайное очень хочется узнать, чему равна вероятность наступления этого события? Поговорим о случайных событиях.
Бутерброд. Итак, в 1 варианте была задача с бутербродом, поговорка утверждает, что бутерброд всегда падает маслом вниз. А вот английские школьники не поверили этому факту и решили устроить эксперимент. Я познакомлю вас с результатами его. «Бутерброд упал маслом вниз» и «Бутерброд упал маслом вверх». (с) Предлагаю самим побыть в роли экспериментаторов. Итак, открываем экспериментальную лабораторию. Вы проводите эксперимент. В тестах ЕГЭ есть задачи по теории вероятности. Предлагаю одну из них. Там много задач на подбрасывание монетки, их мы научимся решать уже очень скоро. А пока предлагаю решить такую простую задачу, без формул, путем эксперимента. Задача. Какова вероятность того, что при подбрасывании монетки выпадет «решка». Найдите эту вероятность. У вас на столах протоколы эксперимента. (Приложение) Вот простейший опыт – подбрасывают монету. Выпадение орла или решки, конечно, чисто случайное явление. Но при многократном подбрасывании обычной монеты можно заметить, что появление «решки» происходит примерно в половине случаев. Кто и когда впервые проделал опыт с монетой, неизвестно. Французский естествоиспытатель Ж.Л.Л.Бюффон (1707 – 1788) в 18 столетии 4040 раз подбрасывал монету – «решка» выпала 2048 раз. Математик К.Пирсон в начале двадцатого столетия подбрасывал ее 24 000 раз – решка выпала 12 012 раз. Лет 40 назад американские экспериментаторы повторили опыт. При 10 000 подбрасываний решка выпала 4 979 раз. Значит, результаты бросаний монеты, хотя каждое из них и является случайным событием, при неоднократном повторении подвластны объективному закону. И на следующем уроке мы с вами выведем формулу, по которой можно вычислять вероятность того или иного события. Но это тема нашего следующего урока. И, думаю, нам по силам будет решить задачу Даламбера: Ребята, вообще теория вероятностей очень интересна. Я приведу вам буквально несколько исторических фактов. (Приложение)
|
|
VII. Итог урока. Рефлексия Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. | Формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организует рефлексию, включает детей в анализ собственной деятельности | С какими новыми понятиями, математическими терминами вы сегодня познакомились? Может, они и не совсем для вас новые. «Вероятность», -«стопроцентная вероятность» -«нулевая вероятность» -«маловероятно» -«достаточно вероятно» - «достоверное событие», -«случайное событие», « невозможное событие».
- Дополните предложения: Я узнал … Я научился … На уроке мне было …
Домашнее задание. П.38. 1.№1101, 1102 2.Подготовить одноклассникам тест (из 5 предложений на случайные, достоверные и невозможные события) 3.Для желающих. 1. Задача. Все вы знаете игральную кость. Так вот в тестах ЕГЭ есть такая задача. Какова вероятность того, что выпадет «тройка»? У кого дома есть такой кубик, принесите. Будем проводить эксперименты, а потом проверим их с помощью новой формулы. 2.Подготовить сообщения о математиках, внесших вклад в развитие теории вероятностей.
- Спасибо за урок!
| Личностные УУД Формирование способности к самооценке Регулятивные УУД Умение оценивать учебные действия. Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
|