Обобщаюший урок по теме: "Сумма многочленов", алгебра 7 класс, учебник А.Г. Мордкович
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме

Семина Ольга Николаевна

Автор:

Семина Ольга Николаевна

учитель математики

филиал МБОУ лицей с. Долгоруково в д. Екатериновка

Липецкая область Долгоруковский район д. Екатериновка

7 КЛАСС.

УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ ВМЕСТЕ С МНОГОЧЛЕНАМИ

ТЕМА УРОКА:

«СУММА МНОГОЧЛЕНОВ»

 Цели урока:

 обучающая - повторить и закрепить  правила действий со степенями,  умножение и деление одночленов, возведение одночленов в степень, стандартный вид многочлена и одночлена, сложение и вычитание многочленов, графики функции image;

воспитательная- формирование навыков общения  в группе, патриотическое, экологическое воспитание,  воспитание справедливости;

развивающая- развитие практических навыков, логического мышления, умения ориентироваться в незнакомой ситуации. формирование абстрактного мышления.

Тип урока- урок повторения и закрепления знаний.

Форма урока: урок- путешествие.

Оборудование урока: презентация к уроку, карта путешествия, карточки   для самостоятельной работы на станции «Озеро» с изображением рыбок, карточки по методике ММ, набор жетонов для контроля за ответами учащихся в конвертах на каждой парте,  карточки с надписью: «Приглашение в путешествие по миру многочленов», проект  по теме: «Что? Где? Когда?»

Структура  урока

  1. Приобретение билетов: устная работа по формулировке правил  действий со степенями, устный счёт и несколько письменных упражнений.(8 мин.)
  2.  Учитель объявляет отправление поезда со станции с. Долгоруково. Учитель отмечает, что улицы с. Долгоруково носят имена героев. Названия  улиц учащиеся записывают в тетрадь после решения заданий. Задания на экране(жетон) (2мин.)
  3. Остановка «Банк». Решаем задачу на банковские проценты
    (возможен жетон). Практическая задача.(3 мин.)
  4. Следующая станция «Историческая». Проект на тему: «Что? Где? Когда?». (5мин)
  5. Наш поезд прибывает на станцию «Отдыхай-ка».
    Гимнастика для глаз  (1 мин.)
  6.  Усаживаемся поудобнее, и мы с вами на станции «Озеро».
    Решение задачи про лилии.
    Фоторыбалка. Самостоятельная работа. Информация по экологии
    ( жетон за каждое задание). Взаимопроверка с использованием презентации (8 мин.)
  7. Остановка «Мурманская». Формирование практической компетентности, умения быстро находить нужного человека и умения объяснить ему теорию. Проверка теоретического материала. Мурманская методика. (6 мин.)
  8.  Станция «Творческая». Обдумывание вопроса: «Что больше, число или его квадрат?» Доказать аналитически и графически. (4 мин.)
  9.  Станция «Фокусная». Составляем таблицу для фокуса по отгадыванию числа. (2 мин.)
  10. Конец путешествия. Подведение итогов, выставление оценок путем подсчета жетонов. (1мин.)
  11.  Попробуйте составить такую таблицу дома и поиграть с друзьями. Повторите правила.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор:

Семина Ольга Николаевна

учитель математики

филиал МБОУ лицей с. Долгоруково в д. Екатериновка

Липецкая область Долгоруковский район д. Екатериновка

7 КЛАСС.

УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ ВМЕСТЕ С МНОГОЧЛЕНАМИ

ТЕМА УРОКА:

«СУММА МНОГОЧЛЕНОВ»

 Цели урока:

 обучающая - повторить и закрепить  правила действий со степенями,  умножение и деление одночленов, возведение одночленов в степень, стандартный вид многочлена и одночлена, сложение и вычитание многочленов, графики функции ;

воспитательная- формирование навыков общения  в группе, патриотическое, экологическое воспитание,  воспитание справедливости;

развивающая- развитие практических навыков, логического мышления, умения ориентироваться в незнакомой ситуации. формирование абстрактного мышления.

Тип урока- урок повторения и закрепления знаний.

Форма урока: урок- путешествие.

Оборудование урока: презентация к уроку, карта путешествия, карточки   для самостоятельной работы на станции «Озеро» с изображением рыбок, карточки по методике ММ, набор жетонов для контроля за ответами учащихся в конвертах на каждой парте,  карточки с надписью: «Приглашение в путешествие по миру многочленов», проект  по теме: «Что? Где? Когда?»

Структура  урока

  1. Приобретение билетов: устная работа по формулировке правил  действий со степенями, устный счёт и несколько письменных упражнений.(8 мин.)
  2.  Учитель объявляет отправление поезда со станции с. Долгоруково. Учитель отмечает, что улицы с. Долгоруково носят имена героев. Названия  улиц учащиеся записывают в тетрадь после решения заданий. Задания на экране(жетон) (2мин.)
  3. Остановка «Банк». Решаем задачу на банковские проценты
    (возможен жетон). Практическая задача.(3 мин.)
  4. Следующая станция «Историческая». Проект на тему: «Что? Где? Когда?». (5мин)
  5. Наш поезд прибывает на станцию «Отдыхай-ка».
    Гимнастика для глаз  (1 мин.)
  6.  Усаживаемся поудобнее, и мы с вами на станции «Озеро».
    Решение задачи про лилии.
    Фоторыбалка. Самостоятельная работа. Информация по экологии
    ( жетон за каждое задание). Взаимопроверка с использованием презентации (8 мин.)
  7. Остановка «Мурманская». Формирование практической компетентности, умения быстро находить нужного человека и умения объяснить ему теорию. Проверка теоретического материала. Мурманская методика. (6 мин.)
  8.  Станция «Творческая». Обдумывание вопроса: «Что больше, число или его квадрат?» Доказать аналитически и графически. (4 мин.)
  9.  Станция «Фокусная». Составляем таблицу для фокуса по отгадыванию числа. (2 мин.)
  10. Конец путешествия. Подведение итогов, выставление оценок путем подсчета жетонов. (1мин.)
  11.  Попробуйте составить такую таблицу дома и поиграть с друзьями. Повторите правила.

Ход урока.

  1. Постановка цели урока (0,5 мин.)

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Николаевна.

Я приглашаю вас в путешествие в мир многочленов. Путешествовать будем на символичном поезде знаний.

В путешествие вас приглашаю,

Интерес вам обещаю.

Будем повторять степени,

 Одночлены, изучать многочлены,

Чтоб к экзамену не забыть

И чтоб в жизни применить.

Устная работа по выполнению действий со степенями

(Покупка билетов) (8 мин.)

Для путешествия  нам предстоит выкупить билеты.

На партах у вас пригласительные билеты, кому достался билет с заданием, работает у доски.

Задания на пригласительных билетах:

 За правильный ответ  берем из конверта жетон.

Если ошиблись, то жетон не берем. Если ошибка, поднимаем руку.

Устно

Составьте правило:

  • При умножении степеней с одинаковыми основаниями
  • При делении степеней с одинаковыми основаниями
  • При возведении степени в степень…
  • Чтобы возвести в степень произведение достаточно
  • Одночленом называют
  • Многочленом называют
  • Одночленом стандартного вида  называется
  • Многочлен называют многочленом стандартного вида
    Ответы учащихся:
  • Основание оставляют, а показатели складывают.
  • Основание оставляют, а показатели вычитают.
  • Основание оставляют, а показатели перемножают.
  • Возвести в эту степень каждый множитель.
  • Произведение числового множителя, стоящего на первом месте, и степеней различных переменных.
  • Сумму одночленов.
  • Произведение чисел и их степеней.
  • Если каждый одночлен представлен в стандартном виде и не содержит подобных одночленов.

Продолжите формулу

Упростить:


Как раскрыть скобки, перед которыми стоят знаки «+» и «-»? ( стр119-122)

Письменно с комментированием (1 чел. у доски)

 №588 1 вариант (а,в); 2 вариант (б,г).

  1. Учитель. Билеты приобретены. Наш поезд отправляется  со станции с. Долгоруково. (Гудок паровоза). Жители с. Долгоруково чтят память об исторических событиях нашей родины, подтверждением того являются памятник князю Юрию Долгорукову, обелиск Славы. Многие улицы носят названия героев войны и труда. Одну из них мы вспомним, если выполним задание. Первый ответ –первая буква. Запишите имя героя в тетрадь. (2мин.)

Вставьте многочлен, чтобы его сумма с многочленом из первого столбца была равна многочлену, записанному в третьем столбце, в тетрадь  выпишите буквы

5х+6

9х+7

0

е

т

л

с

в

е

0

4x+1

-6m

0

Лестев -  наш земляк, уроженец с.Долгуша, герой Советского Союза, генерал-лейтенант, дивизионный комиссар, погиб при обороне Москвы.
5 декабря 2009 о нём писали в газете «Сельские зори».


4. Остановка «Банк». Решаем задачу на банковские проценты

( возможен жетон). Практическая задача. (3 мин.)

На этой станции нам необходимо решить задачу, которую, может, вам придётся решать, когда вы станете взрослыми.

В банк положили Р рублей под 3 % годовых и не снимали её в течение 3 лет. Какая сумма, спустя три года, стала в банке на счету у клиента банка?

Решение:

Положили-10000 руб

% банка     -3%

Число лет-  3г

Стало-         ?

100+3=103%=1,03 часть числа

 

5. Остановка «Историческая» 5мин. Проект на тему: «Что? Где? Когда?»

6.  Наш поезд прибывает на станцию «Отдыхай-ка»
Гимнастика для глаз, физкультминутка (1 мин.)
Посчитай, сколько треугольников, четырёхугольников, пятиугольников?.

Что можно сказать про эти числа?

Квадрат большего числа равен сумме квадратов двух других.

Эти числа называют пифагоровой тройкой.

7. Усаживаемся поудобнее, и мы с вами на станции «Озеро». (7 мин.)
Решите задачу. На озере выросли лилии на площади 2 м
2  ,  количество лилий каждый день удваивалось. На какой площади вырастут лилии через 5 дней?

Озеро располагает, чтобы заняться рыбалкой. Но у нас – «фоторыбалка», так как мы видим рыбок, занесенных в Красную книгу Липецкой области. Учащиеся выполняют самостоятельную работу.( жетон за каждое задание)
Взаимопроверка в парах с использованием презентации.

Ответы на задания самостоятельной работы:

  1.  Остановка «Мурманская» (8 мин.)

Закрепление  теоретического материала. За каждый правильный ответ –жетон.

Мурманская методика

Вы выбираете карточку и смотрите на маршрутный лист, ваша строка совпадает с цветом карточки. Отвечаете тому ученику, у которого карточка цвета, следующей вашей. Вы  тренируете его по своей карточке, он вас по своей. Запишите свою фамилию в листе учёта напротив номера карточки и отмечайте точкой отработанную карточку.

Затем меняетесь карточками и  ищете партнера, у которого вторая карточка цветом, следующей вашей. И т.д., пока не вернётся к вам первая карточка.

Листок  учёта отработанных карточек.

Номер карточки

ФИО

Маршрутный лист

1

2

3

4

1

1 2 3 4 1

2

2 1 4 3 2

3

3 4 1 2 3

4

4 3 2 1 4

Маршрутный лист

1      

2

3

4

1

2

1     

4

3

2

3

4

1   

2

3

4

3

2

1    

4



 Одночлены. Многочлены .   7 класс.    

Карточка №1

Ответь партнёру:

Что называют одночленом (многочленом)?

  • Одночленом называют произведение чисел и их степеней.
  • Многочленом называют сумму одночленов.

__________________________________________________________

Какое из выражений является одночленом, какое многочленом:

2ху, 2х+у

Литература: алгебра 7 класс, Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б.


Одночлены.  Многочлены 7 класс.    

Карточка №2

Ответь партнёру:

Какой одночлен (многочлен) называют одночленом (многочленом) стандартного вида?

  • Одночленом стандартного вида  называется произведение числового множителя, стоящего на первом месте, и степеней различных переменных.
  • Многочлен называют многочленом стандартного вида, если каждый одночлен представлен в стандартном виде и не содержит подобных одночленов.

Приведи к стандартному виду: 2хух, 2х+3х+4у

Литература: алгебра 7 класс, Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б.


 Одночлены. Многочлены.  7 класс.    

Карточка №3

Ответь партнёру:

Что называется степенью одночлена (многочлена) стандартного вида?

  • Степенью одночлена называется сумма  степеней входящих переменных. Если одночлен не содержит переменных, то его степень равна 0.
  • Степенью многочлена стандартного вида называется наибольшая из степеней входящих в него одночленов.
    _____________________________________________

Определи степень: ,

Литература: алгебра 7 класс, Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б.


Степень. Одночлены.   7 класс.    

Карточка №4

Ответь партнёру: Как сложить и вычесть многочлены?

  • Если перед скобками стоит знак «плюс», то члены, которые заключены в скобки, записывают с теми же знаками.
  • Если перед скобками стоит знак «минус», то члены, которые заключены в скобки, записывают с противоположными знаками.

Раскрой скобки: (3х-4)- (6х+6)+(х-3)

Литература: алгебра 7 класс, Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б.

Алгоритм работы по ММ

  1. Получите карточку и цветовой сигнал.
  2. Выучите наизусть (самостоятельно или с партнером наизусть данные в первой части определения, формулировки законов, правила. (Если вам трудно запомнить, используйте схему вопросов.)
  3. Выполните самостоятельно (устно) задания второй части карточки, если таковое имеется. Если оговорено в задании коллективное его обсуждение, то подготовьте свою точку зрения.
  4. Отыщи по цветовому сигналу своего партнера и потренируй его по первой части своей карточки.
  5. Затем ваш партнер тренирует вас по первой части своей карточки.
  6. Обменяйтесь карточками.
  7. Обсудите результаты своей работы с партнером. Сделайте необходимые пометки в листке учета.
  8. Поблагодарите друг друга и ищите нового партнера по цветовому сигналу.
  9. Работайте с новым партнером по алгоритму, начиная с пункта 2.

 Станция «Творческая» (4мин.)
Обдумывают вопрос: «Что больше, число или его квадрат?» ( 4мин.)


Учащиеся предлагают решение. Обратить внимание учащихся на графический способ и решить задание графическим способом.

10.Учитель. Продолжаем путешествие. Поезд подходит к станции «Фокусная».

На этой станции один из вас  попробует свои силы в роли фокусника.

(Приглашаю к доске ученика. Даю ключ - отгадку. Прошу  ученика

отвернутся).

Выбирайте числа. Называйте, в каких столбцах находится число.
(Фокусник отгадывает число).

Кто может разгадать в чём суть фокуса?

Отгадка. Каждое число можно представить в виде суммы степеней числа 2.

Числа находятся в столбцах, указывающих показатель степени. Фокуснику только надо сложить соответствующие степени числа 2.

15

8

4

2

1

16

9

5

3

3

17

10

6

6

5

18

11

7

7

7

19

12

12

10

9

20

13

13

11

11

21

14

14

14

13

22

15

15

15

15

23

24

20

18

17

24

25

21

19

19

25

26

22

22

21

26

27

23

23

23

27

29

29

26

25

29

30

30

27

27

30

30

29

16

8

4

2

1

  1. Возвращение домой. Путешествие подошло к концу. В ходе путешествия мы повторили правила упрощения одночленов и многочленов,  применение степеней.

Спасибо за урок. Оценки поставьте себе сами. Подсчитайте жетоны. 8-«5», 6-7-«4», 4-5-«3».(1мин.)

На дом. Попробуйте составить такую таблицу дома и поиграть с друзьями. Повторите правила  на страницах 119-122.

Выполните упражнения  №589, 605(а,б)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование уроков алгебры в 7 классе,учебник А.Г.Мордкович

Предмет- алгебра.Класс-7.Количество часов на год:Всего-136, в неделю-4 часов.Плановых контрольных работ-7.Планирование составлено на основе:1.Программы для общеобразовательных школ, гимназий, ли...

Тематическое планирование по алгебре и началам анализа в 10 классе (учебник А.Г.Мордковича)

Данный материал содержит подробное тематическое планирование, соответствующие учебнику А.Г.Мордковича (базовый уровень). Планирование рассчитано на 3 часа в неделю, всего 102 часа в год....

календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа в 10 классе (учебник А..Г. Мордкович)

подробное календарно-тематическое планирование с указанием формируемых общеучебных и специальных предметных навыков...

рабочая программа по алгебре,9 класс.учебник А.Г.Мордкович

Рабочая программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование по алгебре 9 класса по учебнику "Алгебра-9" А.Г. Мордковича при з-х часах в неделю....

Рабочая программа по алгебре 11 класс учебник А. Г. Мордкович

Программа соответствует учебнику 1) А. Г. Мордкович. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл. Часть 1. Учебник. Г.Мордкович, М.: Мнемозина, 2010.  2) А. Г. Мордкович и др. Алгебра и начала анали...

Разработки уроков алгебры к учебнику А. Г. Мордковича, 7-9 классы

Поурочные разработки по учебнику А. Г. Мордковича (синий). Устные упражнения, задания на карточках, самостоятельные работы....