Математика Тема Число и цифра 7. Знакомство
план-конспект урока по математике на тему

Шмидт Татьяна Иосифовна

Цель: Познакомить с числом и цифрой 7

Задачи:

-Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7. Умение обозначать количество из семи предметов цифрой 7,  знание состава числа 7

-Закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей.  Повторить порядковый счет.

-Развивать математические представления детей.  Формировать навыки счета в пределах 7.

- Развивать речь, мышление на основе анализа веселых задач.

-Воспитывать желание узнавать новый материал, прививать интерес к учебному предмету.

Коммуникативные УД: работа в группах, высказывание своего мнения, выслушивание чужого, развитие монологической и диалогической речи;

Регулятивные УД: интерес к учебному предмету (игры, сюрприз), планирование и оценивание своей деятельности;

ПознавательныеУД: анализировать, выделять главное, классифицировать, рассуждать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_chislo_i_tsifra_7.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

Математика Тема Число и цифра 7. Знакомство.

Цель: Познакомить с числом и цифрой 7

Задачи:

-Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7. Умение обозначать количество из семи предметов цифрой 7,  знание состава числа 7

-Закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей.  Повторить порядковый счет.

-Развивать математические представления детей.  Формировать навыки счета в пределах 7.

- Развивать речь, мышление на основе анализа веселых задач.

-Воспитывать желание узнавать новый материал, прививать интерес к учебному предмету.

Коммуникативные УД: работа в группах, высказывание своего мнения, выслушивание чужого, развитие монологической и диалогической речи;

Регулятивные УД: интерес к учебному предмету (игры, сюрприз), планирование и оценивание своей деятельности;

ПознавательныеУД: анализировать, выделять главное, классифицировать, рассуждать.

Оборудование: ИКТ, рисунок  состава числа 7, математический веер, домик, счетный материал, рабочие листы,  линейки.

«Весёлые задачи»

В  задании повторяется состав числа 6. Учитель читает стихи, а дети на основе предметных действий самостоятельно отвечают на поставленные вопросы.

а) Я нашёл в дупле у белки пять лесных орешков мелких.

    Вот ещё один лежит, мхом заботливо укрыт.

    Ну и белка! Вот хозяйка! Все орешки сосчитай-ка!

Один ребёнок выкладывает на магнитной доске  орешки, проговаривая свои действия вслух. Остальные - у себя на столах выкладывают кружки разного цвета:   О О О О О +  О           5 + 1 = 6

б) Два кубика у Саши, четыре - у Паши.

    Вы кубики все эти скорей сосчитайте, дети.

На демонстрационной лесенке один ребёнок выставляет кубики разного цвета, комментируя свои действия. Остальные дети выкладывают кубики LEGO двух цветов (или квадраты) у себя на столе:   2 + 4 = 6

в)  Три больших, три маленьких, маленьких, удаленьких -

      Целая семья опят. Сколько их на пне сидят?

У детей - разноцветные кружки, на демонстрационной доске - картинки с большими и маленькими грибами:  3 + 3 = 6

Обобщение: Как можно получить число 6? (5 + 1 или 1 + 5, 2 + 4 или 4 + 2, 3 + 3.)    

Пальчиковая гимнастика  «В гости»    «Паучок»

В гости к пальчику большому

(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя! (Сжать пальцы в кулак и разжать их.)

Ход урока

1.  Организационный момент.

  - Сегодня  на  уроке  у  нас  гости,  давайте  улыбнемся  друг  другу,  нашим  гостям  и

покажем, как мы умеем работать на уроке.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок

Наши ушки на макушке

Глазки широко открыты

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

В жизни много интересного,

Но пока нам неизвестного.

Будем думать и считать

И о многом узнавать.

Все улыбнулись, тем самым пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Я тоже желаю вам  работать дружно, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Во время урока мы побываем в гостях у изученных чисел и познакомимся еще с одним из них. А с каким числом, вы узнаете чуть позже. Улыбнулись, в путь!

2.Актуализация знаний

Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.
Сегодня новые задачи будем решать.
Кто хочет получить отметку «пять»?
Тогда устный счет пора начинать.

Работа с числовым рядом. (у каждого набор- выложить)

Перед вами числа, которые заблудились. Поставьте их в правильной последовательности. (3,2, 1, 4, 6,5). Назовите хором последовательность чисел в прямом и обратном направлении. (1, 2, 3, 4, 5, 6).

Работа с числовыми веерами.

Покажите число:

«Какое число спряталось»

Стоящее перед 3     (2)

Стоящее слева от 5  (4)

Стоящее справа от числа 2 (3)

Между 4 и 6   (5)

Следующее за 5    (6)

Игра «Засели домик числа».

Вы показали число 6. Давайте  зайдем в гости к нему и посмотрим, какие числа с ним живут под одной крышей. Постучим кулачком в окошко 6 раз. (Стучим 6 раз по столу). А вот и домик. Какие числа поселились с числом 6? (6- это 1 да5; 2 да 4; 3да 3.)

3.Работа по теме. Знакомство с новой темой (новыми знаниями)

Образование числа 7

Мы побывали в домике числа 6. А домик какого числа следует за ним ? (7)

Чтобы тему урока узнать,
Надо  загадку отгадать:(я вам подскажу, но для этого решите задачу- ниже )                          слайд 1 

Есть пословица у нас 
И она известна всем - 
Отрезаешь только раз, 
А отмерить надо ... (Семь)

Сколько в радуге цветов,
Дней в неделе у китов.
Гномиков у Белоснежки,
Братьев-близнецов у пешки,
Нот, что знают даже дети,
И всего чудес на свете,
Разобраться с этим всем
Нам поможет цифра… (семь)

Правильно, число 7.

(слайд 2) Сегодня мы с вами и отправимся в гости к новому числу- 7.

Как вы думаете, что мы будем с вами делать? (считать, писать, играть, изучать состав числа)

А давайте с ним поближе познакомимся. Как же его получить если есть число 6? ( к 6+1). Так число 7 по- отношению к числу 6 является следующим или предыдущим? (Следующим) .Учитель выставляет карточку с числом 7 в числовой ряд.

Ёж спросил ежа-соседа:                      Собираю их в лесу:

 -Ты откуда, непоседа?                          Шесть принёс, одно несу.        

 -Запасаюсь я к зиме.                             Призадумался сосед:

 Видишь, яблоки на мне?                      Это сколько будет всех?

Один ребёнок выкладывает картинки на магнитной доске, а остальные работают с геометрическим материалом.

-Дети, давайте поможем ежам сосчитать все яблоки. Кто помнит, сколько яблок ёж уже принёс? (6 яблок.) Положите у себя на столах столько же красных кружков.

-Сколько яблок он ещё несёт? (Одно.)

-Что мы должны сделать? (Прибавить ещё одно яблоко.)

  О О О О О О + О           6 + 1

  - Сколько яблок получилось, когда к 6 яблокам прибавили ещё 1 яблоко?  (Получилось 7 яблок.)

- Как получили 7 яблок? (Было 6 яблок. Ёж принёс ещё 1 яблоко. К 6    яблокам прибавили одно яблоко - получили 7 яблок.)                                  домик

Еще одна загадка, подумайте и решите:

Пять цыплят  стоят,

На скорлупки глядят,

Два яйца  в гнезде

У наседки лежат.

Сосчитай поверней,

Отвечай поскорей:

Сколько будет цыплят

У наседки моей?

-Сколько цыплят было сначала? (5)

-Сколько яиц еще лежит? (2)

Сколько будет у наседки цыплят? (7)

Как найдем? (5+2=7)

Еще одна загадка:

Много зверей у Саши  живет:
четыре  собаки и трое  котят.
Кто потрудился зверей сосчитать,
Прошу вас ответ немедленно дать!

Сколько собак живет у Саши? (4)

Сколько котят? (3)

Сколько всего зверей живет у Саши?(7)

Как получили 7?(4+3)

Как можем получить 7?  (6+1,  5+2,  4+3)                    домик –на доске (слайд 3)

Знакомство с цифрой 7. 

А число 7 обозначают знаком- цифрой 7.(Учитель показывает новый значок для обозначения числа 7).

Давайте подумаем, а что может обозначать цифра 7?  

Кто со сцены нам поёт, знает:

Семь в октаве нот.

Сам я подтвердить готов:

Семь у радуги цветов.

Дней в неделе тоже семь.

Ну, уж это ясно всем!

7 нот нотного стана, 7 цветов радуги, 7 дней в недели.

Что сказать о цифре 7?

Ты ведь знаешь дни недели.

Посчитай - ка их живей!

Если в счёте не собьёшься-

Ровно семь получишь дней.

Дети называют дни недели в правильной последовательности. Учитель выкладывает 7 полосок цветной бумаги - по количеству цветов радуги: понедельник - красная, вторник - оранжевая и т. д. – и получится радуга.

- Какой седьмой день недели?

Есть также с цифрой 7 пословица «Семь раз отмерь- один раз отрежь», также встречается в названии сказок  «Белоснежка и 7 номов», «Волк и 7 козлят».

- А теперь посмотрите на цифру 7 и скажите, на что она похожа цифра 7? (слайд 4-5)

Вот семёрка-кочерга,

У неё одна нога.            

  (С. Маршак)                                                                                        

Семь - точно острая коса,

Коси, коса, пока, остра.    

(Г. Виеру)  

Очень похожи,

Семёрки на клюшки

Для хоккеиста

И для старушки.

2) Работа с числовым рядом.

Посмотрите на новый дом с новым хозяином. Назовите хозяина этого домика.(7)

Какие числа у него живут?

Посмотрите на ленту чисел.

После какого числа при счете идет число 7?

Какое число стоит перед 7?

После какого числа стоит 7?

Кто соседи числа?

Какое число стоит  справа числа 6?

Сосчитайте, сколько учеников в классе?

Посчитайте от 1 до 7.

Посчитайте от 7 до 1.

Знакомство с написанием цифры 7.

Мы познакомились с числом 7. Давайте теперь познакомимся с его написанием. Отправляемся к нему в гости. Но прежде чем отправится в гости к числу 7- сходят в гости друг другу наши пальчики:

Пальчиковая музыкальная гимнастика  «Паучок»

Идем в гости к 7, стучим в дверь, ведь мы гости и должны знать, что придя в гости мы должны сначала постучать. (стучат по цифре от верха до низа- у каждого на столе образец написания и по нему стучат)

Из каких элементов состоит цифра 7? Цифра 7 состоит из волнистой линии, большой и маленькой палочек.  А вот и сама цифра 7

Чтоб семёрку написать,
Уголок рисуй опять.
Сверху вниз от уголка
Линию ведёт рука.
До конца её тяни,
Посредине прочеркни.
Эту цифру - цифру семь,
Написать легко совсем!

Работа в тетради

Показ написания цифры 7 с помощью видео- презентации 

Цифра 7 состоит из волнистой линии, большой и маленькой палочек. Начинают писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводят её до верхнего правого угла клетки. Написание первого элемента цифры 7 совпадает с написанием последнего элемента цифры два (движение ручки вверх, вниз, вверх) с той разницей, что у двойки этот элемент расположен на нижней линии клетки, а у семёрки – под верхней линией клетки. Из верхнего правого угла проводят наклонную палочку к середине нижней стороны клетки как у цифры 1. Маленькая горизонтальная палочка должна перечёркивать длинную палочку примерно посередине.

А теперь попробуем вместе: с начала воздухе,  повторяем все вместе: повернули ручку обратной стороной и пишем в воздухе.

А теперь напишем цифру 7 на тарелочке (манка).

А теперь работаем самостоятельно: учащиеся работают в тетради- рабочий лист

Двое два образца обводят, потом  самостоятельно, остальные обведут по шаблону- две строчки

4. Физминутка для глаз «Радуга»

Тут тучка набежала и пошел дождик, а потом выглянуло солнышко, на небе появилась радуга- дуга. Вытянем ручку вперед с указательным пальчиком и проведем по радуге. Наблюдаем за кончиком пальчика, меняем пальчики.

А сколько цветов у радуги? (Тоже 7). Назовем их.

Я слышала, что если найти, где заканчивается радуга, в этом месте найдешь клад. Давайте и мы с вами пойдем по радуге дальше и, решив следующее задание, тоже, может быть, найдем клад.

5. Работа по теме (Закрепление)

Игра «Найди цифру»

Карточка «Найди цифру»- ищут цифру на рабочем листе и обводят. Сколько цифр 7 нашли и обвели в красный кружок? (7)- посчитайте

6. Физминутка

Раз –подняться, подтянуться,

Два - нагнуться-разогнуться,  

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,  

На четыре- руки шире,  

Пять - руками помахать,

Шесть – за парту тихо стать,

Семь - за парту - тихо сесть.

7. Работа по теме (Первичное закрепление)

 Игра «Найди пару»

Соотнеси картинки с цифрой. Поставь цифру к тем предметам, количество которых мы можем обозначить цифрой

 (дополнительно) Сложить цифру – картинка разрезана

Пазл- какой цифрой обозначим, найдите и положите рядом с картинкой

Работа у доски

Игра «Найди пропавшую цифру»

Работа с числовым рядом, доставляют нужную цифру. (у доски) или отгадывают

«Цветик -семицветик»

На улице весна. Дождик закончился, солнышко пригрело землю и тут появился…. (цветочек). А как он называется, вы сейчас узнаете, но для этого давайте выполним задание  и поможем цветочку распустить лепесточки. (Дети выполняют задания  и вокруг серединки расставляют лепестки).Мы выполнили задание, что общего у них? (У всех ответ 7).

(Цифра семь- дописать элемент, двое учеников- соседи числа, примеры)

Как же называется этот цветочек? (Цветик- семицветик). А где с ним мы с вами встречались?  (В сказке В. Катаева «Цветик - семицветик»)Сколько у него лепестков? (7).

Самостоятельная работа

Карточка с уровнем сложности (выбор,  или сам учитель)

1. Дописать цифру до конца в числовом ряду

2. Числовой ряд- пропущены цифры- есть в низу для соединения

3.Числовой ряд- дописать нужное число

Проверка с доской и проговаривание

8. Итог урока. Релаксация.

- А с каким числом и цифрой мы познакомились на уроке?

- Как можно получить число 7?

-Какую оценку за урок вы поставите себе?

-Что понравилось делать на уроке?

-Что было трудно?

- Что интересного вы узнали на уроке?

Если тебе понравилось работать на уроке, то прикрепи луч к солнышку, если трудно, и неинтересно- капельку дождя.

- Знания, которые вы получили на этом уроке – это настоящий клад, который останется с вами на всю жизнь.

Наступила пора расставания,

С миром чисел, чудес и побед.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

С радостью вам говорю:

Все ученики здесь молодцы!

Слайд 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ В 1КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЧИСЛО И ЦИФРА 0»

Урок изучения нового материала по математике в 1 классе коррекционной школе...

Урок математики по теме "Число и цифра 10. Решение примеров и задач"

Урок математики в 1дополнительном классе учащихся с нарушением слуха...

Технологическая карта занятия по математике для дошкольников по теме "Число и цифра 8"

Занятие для детей 6-7 лет. В основе лежит учебно-методический комплект Л.Г. Петерсон, Н.П.Холина "Раз- ступенька, два- ступенька..."...

Конспект урока по математике на тему: «Число и цифра 3».

Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...

Конспект урока по математике на тему: "Число и цифра 2. Чтение и запись цифры 2".

Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...

Конспект урока по математике на тему: "Число и цифра 2. Чтение и запись цифры 2".

Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...

Конспект урока по предмету "Математика" по теме "Число и цифра 2", 1 класс

Конспект урока по математике "Число и цифра 2", 1 класс...