Игровая деятельность на уроках математики.
статья по математике на тему
В статье освещены основные понятия, связанные с игровой деятельностью. Приведены примеры игр для уроков математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_deyatelnost.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека.
Сущность феномена игры заключается в следующих положениях(С.А. Шмаков):
- Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и способом организации его жизни и неигровой деятельности;
- Игра означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит активным средством воспитания и самовоспитания;
- Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей;
- Игра, обладая синтетическим свойством, вбирает в себя многие стороны иных видов деятельности, выступает в жизни ребенка многогранным явлением;
- Игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребенка. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому что играют;
- Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего, будущего;
В педагогике существует множество определений игры. «Игра… то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для этого служащие (В.Даль «Толковый словарь живого русского языка). «Игра – занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения или забавы, а также применение на практике некоторых искусств (« Большая энциклопедия). «Игрой мы называем серию следующих друг за другом дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом… но обладающих скрытой мотивацией; короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох (Э.Берн).
Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил (О.С.Газман).
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную ;
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
В том и состоит феномен игры, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока или его части;
- как технологии внеклассной работы .
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело построена учебная работа. Немаловажная роль здесь отводится игровым технологиям, представляющим собой систему применения различных дидактических игр в обучении, формирующим умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов. Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении.
В процессе игровой технологии ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает интерес учащихся к предмету.
Дидактическая игра – это одна или несколько математических задач, предлагаемых в занимательной форме и, как правило, с элементами соревнования. Она не только позволяет проверить умения учащихся выполнять математические действия, анализировать, сравнивать, подмечать закономерности, но и значительно повысить интерес к математике, снять усталость, а также способствует развитию внимания, сообразительности, активизирует чувство соревнования, взаимопомощи
Организация игровой формы урока
При организации игровой формы урока необходимо придерживаться следующих положений:
1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала - доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.
4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль над её результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учёт результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым.
5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к игре.
6. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.
7. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.
Хочу предложить Вашему вниманию применение игровых моментов на уроках математики и уроках решения нестандартных задач.
«Расшифруй слово»
При изучении темы «Координатная прямая» находим на прямой точки с указанными координатами и из букв получаем слово. Дети любят составлять такие задания и самостоятельно, поэтому на следующий урок можно дать это задание в качестве домашнего.
Игра «Конкурс художников»
Для отработки навыков построения точек на координатной плоскости по их координатам использую «Конкурс художников». На доске или на слайдах записываются координаты точек. Если на координатной плоскости точки соединить последовательно, то получится определённый рисунок.
Ласточка
(-5; 4), (-7; 4), (-9; 6), (-11; 6), (-12; 5), (-14; 5), (-12; 4), (-14; 3), (-12; 3), (-11; 2), (-10; 2),
(-9; 1), (-9; 0), (-8; -2), (0; -3), (3; -2), (19; -2), (4; 0), (19; 4), (4; 2), (2; 3), (6; 9), (10; 11), (3; 11), (1; 10), (-5; 4), глаз (-10,5; 4,5).
Утка
(3; 0), (1; 2), (-1; 2), (3; 5), (1; 8), (-3; 7), (-5; 8), (-3; 4), (-6; 3), (-3; 3), (-5; 2),(-5; -2), (-2; -3), (-4; -4),
(1; -4), (3; -3), (6; 1), (3; 0) и (-1; 5).
Слоник 1
(-1; 4), (-2; 1), (-3; 2), (-4; 2), (-4; 3), (-6; 4), (-6; 6), (-8; 9), (-7; 10), (-6; 10), (-6; 11), (-5; 10), (-4; 10), (-3; 9), (-1; 9,5), (1; 9), (3; 10), (4; 11), (4; 16), (3; 18), (5; 17), (6; 17), (5; 16), (6; 12), (6; 9), (4; 7), (1; 6),
(2; 5), (5; 4), (5; 3), (4; 4), (1; 2), (1; 0), (3; -4), (4; -5), (1;-7), (1; -6), (0; -4), (-2; -7), (-1,5; -8), (-5; -7), (-4; -6), (-5; -4), (-7;-5), (-7; -7), (-6,5; -8), (-10,5; -8), (-10; -7), (-10; -6), (-11; -7),
(-11; -8), (-14; -6), (-13; -5), (-12; -3), (-13; -2), (-14; -3), (-12; 1), (-10; 3), (-8; 3), (-6; 4), глаз (-1; 7).
Верблюд
(-10; -2), (-11; -3), (-10,5; -5), (-11; -7), (-12; -10), (-11; -13), (-13; -13), (-13,5; -7,5), (-13; -7), (-12,5; -5), (-13; -3), (-14; -1), (-14; 4), (-15; -6), (-15; -3), (-14; 2), (-11; 4), (-10; 8), (-8; 9),
(-6; 8), (-5; 5), (-3;8),(-1;9), (0;8), (0,5;6), (0,5;4), (3;2,5), (4;3), (5;4), (6;6), (8;7), (9,5;7), (10;6), (11,5;5,5), (12;5), (12;4,5), (11;5), (12;4), (11;4), (10;3,5), (10,5;1,5), (10;0), (6;-3),
(2;-5), (1,5;-7), (1,5;-11), (2,5;-13), (1;-13), (0;-5), (-0,5;-11), (0;-13), (-1,5;-13), (-1,5;-7),
(-2;-5), (-3;-4), (-5;-4,5), (-7;4,5), (-9;-5), (-10;-6), (-9;-12), (-8,5;-13), (-10,5;-13), (-10;-9,5), (-11;-7), глаз (8,5;5,5)
Медведь 1
(4;-4), (4;-6), (8,5;-7,5), (9;-7), (9;-6), (9,5;-5), (9,5;-3,5), (10;-3), (9,5;-2,5), (4;5), (3;6), (2;6), (0;5),(-3;5), (-7;3), (-9;-1), (-8;-5), (-8;-7), (-4,5;-8), (-4,5;-7), (-5;-6,5), (-5;-6), (-4,5;-5), (-4;-5), (-4;-7), (-1;-7),(-1;-6), (-2;-6), (-1;-4), (1;-8), (3;-8), (3;-7), (2;-7), (2;-6), (3;-5), (3;-6), (5;-7),
(7;-7), ухо (6;-4), (6;-3), (7;-2,5), (7,5;-3), глаз (8;-6)
Учащиеся могут и любят самостоятельно составлять подобные задания.
Создание заданий можно использовать и в качестве творческой домашней работы.
Игра « Магический квадрат»
В клетки квадрата запишите такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали, горизонтали и диагонали была бы равна.
Игра «Убери/добавь/переставь спичку»
В предложенной комбинации нужно как правило убрать или переставить спичку, чтобы получилось заданное слово, число.
Эти задания можно использовать на уроках, где проходят различные системы счисления, например, римскую.
Игра «Эстафета»
Учащиеся делятся на 3 команды. Каждая колонка-это команда.
Желательно, чтобы на каждой колонке было занято одинаковое количество парт.
Каждой команде выдается лист с заданиями по количеству парт. Первая парта первое задание, после решения пара передает лист второй парте- им второе задание и т.д. Побеждает команда которая первая и верно выполнила наибольшее количество заданий.
Игра полезна тем, что кроме команды работа идет в парах. Плюс учитель может для каждой пары записать задание соответствующей сложности, т.е.диференцированное.
Заранее должны быть готовы ответы для быстрой проверки результатов.
Эту игру можно использовать для отработки вычислений, вместо физминутки, для закрепления любого материала.
На уроках можно использовать игровые моменты в качестве решения занимательных задач, задач-головоломок, задач на смекалку.
Игра «Кто хочет стать миллионером?»
Эту игру можно использовать на этапе актуализации знаний или при подведении итогов урока при изучении любой темы в любом классе. Правила такие же как и в телепередаче: требуется выбрать один правильный вариант ответа на каждый из поставленных вопросов. Для этой игры можно использовать соответствующий раздел из сборников для подготовки к ОГЭ
Игра «Сильное звено»
Ребята делятся на две команды. Каждая команда получает вопросы, задача команд за определенное время дать как можно больше правильных ответов.Эту игру можно использовать в том числе и при повторении теории по геометрии, для расширения математического кругозора.
Список использованной литературы
- Ремчукова И.Б. Игровые технологии на уроках, математика. - Волгоград, 2008.
- Ляшова М.Н., Кумскова Е.Н. и др. Математика, открытые уроки. - Волгоград, 2005.
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М., 1990.
- Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. — М., 1992.
- Минкин Е. М. От игры к знаниям. — М., 1983.
- Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:
www.openclass.ru, www.infourok.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: «Пути познания через игровую деятельность на уроке математики»
Проблема образования сводится не только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков по предмету, но и реализации возможностей каждого предмета в развитии личности ребенка, его индиви...
Игровые технологии на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Описание процесса использования игровых технологий на уроках математики в средней школе...
Игровая деятельность на уроках математики
Применение игровых технологий как средство повышения интереса к предмету....
Игровая деятельность на уроках математики. Методическое пособие.
Методическое пособие содержит: схему организации и проведения игр любого типа в общем виде, приёмы, способствующие поддержанию игровой дисциплины, конструктор занятий с дидактическими...
Развитие познавательной деятельности на уроках математики через использование игровых форм обучения детей с ОВЗ
"Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности...» (В.А.Сухомлинский).Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими методами ...
Статья. Игровая деятельность на уроках математики.
Игровая деятельность на уроках математики....
Формирование метапредметных умений обучающихся малокомплектной школы посредством включения в игровую деятельность на уроках математики
В работе рассматривается актуальность формирования метапредметных умений, выявлены причины затруднения обучения в условиях ФГОС в сельских малокомплектных школах, представлены примеры игровых ситуаций...