Игровая деятельность на уроках математики
статья по алгебре на тему
Применение игровых технологий как средство повышения интереса к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_urokah_matematiki.docx | 32.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на уроках математики
Автор: Насырова Светлана Павловна, учитель ГБОУ СОШ№262
Описание работы: В данной статье представлено краткое описание опыта применения игровой технологии на уроках математики. Материал содержит классификацию игр, виды игровых заданий. Статья будет полезна, как учителям математики, так и учителям других предметов.
Статья по теме «Игровая деятельность на уроках математики»
В своей педагогической деятельности я столкнулась с проблемой формирования положительной мотивации к обучению, активности детей в процессе обучения, обеспечения психологического комфорта (у многих детей наблюдался высокий уровень тревожности). С целью преодоления данных проблем я обратилась к игровой технологии.
Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. В широком смысле игра трактуется как любая деятельность, приносящая удовольствие. Несмотря на то, что игра не является ведущим видом деятельности на второй и третьей ступенях обучения, она может значительно повысить эффективность обучения.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову):
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата;
- творческий, очень активный характер этой деятельности;
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность и
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Игровые элементы использую на различных этапах урока:
- актуализации знаний;
- изучении нового материала;
- закреплении полученных знаний и умений;
- контроле знаний.
Также провожу уроки в игровой форме, использую деловые игры.
Систему учебно – деловых игр образуют три группы.
Первая группа включает в себя игры, ориентированные на рост мотивации учения, познавательного интереса, а также включение учащихся в самостоятельную деятельность. Учебно–деловые игры данной группы направлены не только на формирование знаний и умений по предмету, но и выявление и раскрытие личностного потенциала учащихся.
Вторая группа предполагает игры, требующие от учащихся не только проявления самостоятельности, оценку своих возможностей, но и независимости в процессе достижения целей, отстаивания своей позиции.
Третья группа включает в себя игры, ориентированные на развитие функции самореализации личности посредством включения ученика в ситуации креативности в деятельности.
Применение игры на уроках
На отдельных этапах уроков бывают полезны следующие игры, которые можно наполнять различным содержанием в зависимости от темы урока.
1. Математическая зарядка
Данная игра позволяет оперативно проверить знания большого количества учеников. Учащиеся либо встают, либо поднимают руки, если речь идет об объекте, за который они отвечают. Допустим, идет проверка навыков вычислений с дробями. Учитель читает задания или демонстрирует их на листе бумаги. Первый вариант отвечает за правильные дроби, второй – за неправильные. Если в результате получилась правильная дробь, то сигналит первый вариант, если неправильная – второй.
2. «Расшифруй»
Детям предлагается задание на вычисления. Ответам соответствуют определенные буквы. Нужно получить какое-нибудь слово или фразу.
Например: Выполните действия. Зачеркните в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать фамилию российского математика.
3,4 +1,12=
0,17 +1,2 =
2,13 – 1,9 =
16,3 – 14,25 =
21,673 - 13,25 =
2,05 | 23 | 1,37 | 4,62 | 1,3 | 4,52 | 2,5 | 20,5 | 0,23 | 84,23 | 137 | 3,6 | 8,423 | 2,3 |
С |
М |
Е |
А |
Г |
О |
Н |
И |
Р |
Ц |
К |
И |
Н |
Й |
3. «Математическая эстафета».
Учащиеся выполняют одно задание по очереди, передавая друг другу лист как эстафетную палочку.
4. Игра «Третий лишний»
Командам поочередно демонстрируются названия различных объектов. Два из них имеют какое-то общее свойство, а третий – нет. Например:
· гектар, сотка, метр;
· ярд, тонна, центнер;
· конус, квадрат, круг;
· треугольник, прямоугольник, квадрат;
· прямая, отрезок, угол;
· 0,7; 2,1; 0,6;
5. Игра «Аукцион»
На торги выносятся задания по какой- либо теме. Например: «Действия с десятичными дробями». В игре участвуют 4 – 5 команд. Им предлагаются задания. Команды покупают задания и если они выполнили его верно, то им начисляются потраченные баллы, а если – неверно, то снимаются.
Заключение. Если традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, отработкой репродуктивных умений, то в игре участник сам себе ставит цель, ищет способы ее достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы. Поэтому игра имеет еще и огромную воспитательную ценность.
Литература:
1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2008.
2. Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах на уроках математики, физики, информатики, химии, биологии, географии, экономики / Авт.-сост. В. М. Симонов. – Волгоград: Учитель, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: «Пути познания через игровую деятельность на уроке математики»
Проблема образования сводится не только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков по предмету, но и реализации возможностей каждого предмета в развитии личности ребенка, его индиви...
Игровые технологии на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Описание процесса использования игровых технологий на уроках математики в средней школе...
Игровая деятельность на уроках математики. Методическое пособие.
Методическое пособие содержит: схему организации и проведения игр любого типа в общем виде, приёмы, способствующие поддержанию игровой дисциплины, конструктор занятий с дидактическими...
Развитие познавательной деятельности на уроках математики через использование игровых форм обучения детей с ОВЗ
"Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности...» (В.А.Сухомлинский).Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими методами ...
Игровая деятельность на уроках математики.
В статье освещены основные понятия, связанные с игровой деятельностью. Приведены примеры игр для уроков математики....
Статья. Игровая деятельность на уроках математики.
Игровая деятельность на уроках математики....
Формирование метапредметных умений обучающихся малокомплектной школы посредством включения в игровую деятельность на уроках математики
В работе рассматривается актуальность формирования метапредметных умений, выявлены причины затруднения обучения в условиях ФГОС в сельских малокомплектных школах, представлены примеры игровых ситуаций...