Умножение дробей
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Разработка открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnozhenie_drobey._5_klass.docx984.27 КБ
Office presentation icon umnozhenie_drobey_5_kl.ppt1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение –

Султанянгиюртовская средняя общеобразовательная школа им. Ю.Акаева.

Урок

 по математике  

 в 5 классе

 по теме:  «Умножение дробей»

Учитель:  Шамхалова Макка Алхасовна

     

                     Предмет:  математика             Класс: 5                

      Учебник (УМК):»Сфера». Математика.Арифметика.Геометрия. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.   Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др. - М.: Просвещение, 2013.

Тема урока: Умножение дробей                                                                      

 Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Оборудование: интерактивная  доска; мультимедийная установка; задания для выполнения на уроке; тест, карточки самооценивания, задания для домашней работы.

Учащиеся владеют

• регулятивными УУД:

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  •  учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;

• коммуникативными УУД:

- взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте;

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

• личностные УУД:

  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Задачи урока: 

  1. настроить детей на рабочий лад;
  2. повторить правила сложения, вычитания дробей; сложения и вычитания смешанных чисел;
  3. проверить умение детей выполнять сложение и вычитание дробей;
  4. сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число; правило умножения обыкновенных дробей;
  5. отрабатывать навыки умножения дроби на натуральное число, дроби на дробь;
  6. проверить уровень усвоения материала.

По завершении урока учащийся должен:

  1. Знать: правило умножения дроби на натуральное число; дроби на дробь.
  2. Уметь: умножать дробь на натуральное число, дробь на дробь.

Методы организации учебной деятельности:   Коллективный способ обучение через приём учебного сотрудничества

                                  Ход урока

1. Организационный момент.

Задача: настроить детей на рабочий лад.  ( постановка цели, мотивация, инструктаж.)

Учитель напоминает учащимся их обязанности в группе, каждый учащийся получил задание на предыдущем уроке  выполнять   соответствующую роль в группе: ассистент, теоретик (каждый   готовил определённую порцию материала),  выполняющий карточки.

Учитель.

Эпиграф нашего урока

 «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому»

  1. Актуализация знаний.

 Устная работа.

-Как называются данные числа?

2/3,   4/9,  11/8,    12/5.

Как называются первые две дроби? Какие дроби называются правильными?

 Другие две дроби. Какие две дроби называются неправильными?

-Сократить дроби:

14/21,  10/30,  18/36,  5/10.

Вычислить:

а)1/6+ 2/6,    1/4 +2/4,    3/11-5/22,  7/8 + 3/5

Учитель. 

Какие правила вы применяли?

Как читается правило сложения, сравнения, вычитания дробей с разными знаменателями?

Как выполнить сложение смешанных чисел?

Как выполнить вычитание смешанных чисел?

Повторяем правила сложения, сравнения, вычитания дробей с разными знаменателями. Учащиеся отвечают правила.

3. Сообщение темы урока .

Задача: подвести детей к формулировке темы и цели урока.

Учитель. Какую тему мы изучаем? Какие действия вы умеете выполнять и знаете правило, как это сделать? Какие действия с обыкновенными дробями нам предстоит научиться выполнять?

 ( Действия с дробями,мы умеем сравнивать, складывать, вычитать дроби с разными знаменателями и эти же действия со смешанными числами.)

Учитель. Тема нашего урока зашифрована на доске. Расшифруйте её.

4.Подготовительный этап к усвоению нового материала.

На доске карточки с числами, на другой стороне буквы. Задания на  доске. Решив пример, находим получившееся число, поворачиваем карточку, открываем букву.

img3

Учитель. Сформулируйте тему урока. Чему вы должны научиться на уроке?

Ответы:

 img4

Умножение дробей. Сформулировать правило умножения дробей, научиться его применять.

5.Изучение нового материала (10 мин).

             Теоретики в группах( все кроме ассистента) помогают учащимся самим сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число и дроби на дробь ( учащиеся дома разбирали материал и готовили для рассказа свою порцию), если в группе возникли вопросы ассистент должен ответить на них и систематизировать полученные знания с помощью, приготовленного учителем для ассистента материала.

Как можно  иначе записать произведение   ·  3?     (Вспомните подсказку)

-Как сумму:    · 3 = ++== 1

(Записать в цепочку ответ)

Выполним умножение:     ?  

Как найти произведение?  Удобно через сумму ?

(находить произведение  через сумму сложно, неудобно).

Как можно иначе найти произведение?

Попробуйте сформулировать правило умножения дробей на натуральные числа.

- Чтобы умножить дробь на натуральное число, надо

1)   умножить числитель дроби на это натуральное  число

2)  знаменатель оставить прежним

3/7 *2/5=3*2/7*5=6/35

Попробуйте сформулировать правило умножения дробей на натуральные числа.

-Чтобы умножить дробь на  дробь нужно

 1.  перемножить числители и записать это произведение  в числитель

  2.  перемножить знаменатели и их произведение записать в знаменатель,  если возможно  сократить.

Умножение смешанных чисел.

Алгоритм.

  1. Записать число в виде неправильной дроби.
  2. Перемножь  дроби по правилу.
  3. Сократи полученную часть и выдели целую часть.

6.Выполни умножение  устно.

7.Закрепление темы урока: №593, №596 (работа у доски).

Вы, наверное, устали. Давайте отдохнем.

                                     

8.Физкультминутка

        Поднимает руки класс — это «раз».

Повернулась голова — это «два».

Руки вниз, вперед смотри — это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать - это «пять».

9   Самостоятельная работа с самопроверкой  в классе.

Результаты проверочной работы.

8. Домашнее задание .

§ 35, №592, 595,598(а,б)

9. Итог урока (2 мин).    Учитель. Какое открытие вы сделали для себя сегодня на уроке? Как умножить дробь на натуральное число? Как умножить дробь на дробь?

10  Рефлексия деятельности на уроке

 

Продолжите предложения:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел… 
  • я научился….
  • у меня получилось…..
  • я смог…..
  • я опробу…..
  • меня удивило …..
  • урок дал мне для жизни….
  • мне захотелось……                

Какие вопросы у вас есть?

Подведение итогов, пожелание удачи

Ассистенты выставляют оценки в заранее приготовленном журнале, в конце урока все тетради, журналы с оценками сдаются учителю. Он корректирует проверенное, выставляет окончательную оценку за урок каждому учащемуся  в том числе ассистенту.

Закончить наш урок хотелось бы цитатой:  «Всякая хорошо решённая математическая задача доставляет умственное наслаждение.»

 Г. Гессе                                      



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. А. Франц.

Слайд 3

Действия над обыкновенными дробями Сложение Вычитание ?

Слайд 4

-Как называются данные числа? 2/3, 4/9, 11/8, 12/5. -Как называются первые две дроби? Какие дроби называются правильными? -Другие две дроби. Какие две дроби называются неправильными? -Сократить дроби: 14/21, 10/30, 18/36, 5/10.

Слайд 5

Вычислить: 1/6+ 2/6, 1/4 +2/4, 3/11-5/22, 7/8 + 3/5

Слайд 9

Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому. Д.Пойа

Слайд 10

Чтобы умножить дробь на натуральное число, надо ее числитель умножить на это число, а знаменатель оставить тем же. а b · m = a · m b

Слайд 11

- Чтобы умножить дробь на дробь нужно 1. перемножить числители и записать это произведение в числитель 2. перемножить знаменатели и их произведение записать в знаменатель, если возможно сократить.

Слайд 12

Умножение смешанных чисел. Алгоритм. Записать число в виде неправильной дроби. Перемножь дроби по правилу. Сократи полученную часть и выдели целую часть.

Слайд 13

08.05.18 Открываем новое знание.

Слайд 14

Правильному применению методов можно научиться, только применяя их на разнообразных примерах. Г. Цейтен

Слайд 15

08.05.18 Применяем новое знание.

Слайд 16

1 8 3 4 . 2 5 3 2 . 4 7 5 6 . 11 12 8 9 . = = = = 3 32 3 5 10 21 22 27

Слайд 17

Работа экспертов! арифметическая ошибка! не сокращена дробь! неправильную дробь нужно переводить в смешанное число!

Слайд 18

Работа в парах

Слайд 19

Проверочная работа Вариант 1 Вариант 2 1) 2) 3) 4) 5) 1) 2) 3) 4) 5)

Слайд 20

Проверочная работа Вариант 1 Вариант 2 1) 2) 3) 4) 5) 1) 2) 3) 4) 5)

Слайд 21

Критерии оценки 5 заданий – «5» 4 задания – «4» 3 задания – «3»

Слайд 22

Учение о дробях всегда считалось трудным. У немцев сохранилась пословица: «ПОПАСТЬ В ДРОБИ» Как вы думаете, что она означает? Попасть в тяжёлое, трудное положение.

Слайд 23

08.05.18 1. Какое было задание? 2. Удалось выполнить задание? 3. Задание выполнено верно или с ошибками? 4. Кто из учеников помогал при выполнении задания? 5. Какую отметку получает группа?

Слайд 24

Рефлексия сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Слайд 25

Итоги урока. Домашнее задание. Вот закончился урок, Подведём сейчас итог, Мы много вспомнили, друзья, Без этого никак нельзя. Правила мы повторили, На практике их применили Задачи, находя решенье, Развивали мышленье, Память и внимание, Закрепляли знания. А теперь, внимание, Домашнее задание: Не вызовет оно проблем, Решенья ход известен всем. Урок закончен наш друзья, До скорого свидания.

Слайд 26

Домашнее задание § 35, №592, 595,598(а,б) Выучить правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число Дополнительно: исследовать правило умножения смешанных чисел

Слайд 27

« Всякая хорошо решённая математическая задача доставляет умственное наслаждение» Г. Гессе

Слайд 28

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножения дробей и умножение дроби на натуральное число

Цель урока: Закрепить правило умножения дробей и умножения дроби на натуральное число, изучить правило умножения смешанных чисел, научить применять его при решении задач.Ход урока. Расшифруй...

Умножение дробей.Нахождение дроби от числа.

Урок закрепления.Десятибалльная шкала оценивания....

Обобщающий урок экскурсия по теме "Умножение дробей. Нахождение дроби от числа"

Урок- презентация по математике в 6 классе.Последний урок перед контрольной работой по теме "Умножение дробей. Нахождение дроби от числа" Составлен в форме путешествиия в зоопарк. На этом уроке учащие...

Открытый урок по теме: "Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Леонард Эйлер."

Урок и  презентация по  теме:  " Умножение  дробей.  Нахождение  дроби  от  числа"  по  математике в  6  классе.  Урок  обобщения ...

Разработка урока по математике в 6 классе по теме "Умножение дробей" и "Нахождение дроби от числа".

Материал подобран для подготовки к контрольной работе как обобщение пройденного....

Урок в 5 классе по теме "Умножение дробей. Умножение смешанных чисел"

Урок в 5 классе по теме "Умножение дробей. Умножение смешанных чисел" по учебнику Дорофеева Г.В. и Петерсон Л.Г....

Методическая разработка по темам: "Умножение дробей", "Нахождение дроби от числа ".

Материал подобран  как обобщение пройденного. Задачи, представленные в презентации разного уровня сложности из учебников «Математика 6 класс» автор Виленкин Н.Я., «Математи...