Адаптивный контроль знаний как средство формирования регулятивных УУД обучающихся
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Софронова Екатерина Александровна

Необходимость формирования регулятивных УУД как требование ФГОС через целеполагание, планирование, контроль, коррекцию и оценку с помощью адаптированного педагогического контроля на всех этапах урока. Описана методика организации познавательной деятельности учащихся, формирующей их саморегуляцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_opyt_-_kopiya.doc60.5 КБ
Office presentation icon adaptivnyy_kontrol.ppt2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Е.А.Софронова учитель математики МКОУ СОШ с.Корляки Санчурского района Кировской области

Адаптивный контроль знаний

как средство формирования регулятивных УУД  обучающихся

В соответствии с новыми ФГОС предъявляются предметные, метапредметные и личностные требования к результатам обучения. К метапредметным относятся регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия.

 Регулятивные УУД формируются через целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку.

Я подробнее  остановлюсь на организации контроля.Организую его таким образом, чтобы  сами дети на каждом этапе урока могли отследить свои результаты, скорректировать свою деятельность и получить понятную оценку своей работы.

  Вопросы контроля знаний учащихся изучали: П.Я. Гальперин;

Ю.К.Бабанский, Р.Г.Хазанкин, В.Ф.Шаталов, А.А.Леонтьев, В.К.Дьяченко, С.Н.Лысенкова и др. Особенно актуальной и эффективной в этом  оказалась, на мой взгляд, разработанная учёным с практическим опытом, А.С.Границкой адаптивная система обучения (АСО).

Поэтому я активно использую на уроках элементы адаптивной системы обучения, в частности адаптивный контроль.  

Я отказалась от линейной структуры урока.

Применяя адаптивный контроль на этапе изучения нового материала, использую следующий приём: десять  минут я обучаю всех, затем спрашиваю, «Кто считает, что готов работать самостоятельно? Поднимите руку», к доске этих учащихся  вызывать не буду, они будут выполнять последующие  задания в режиме пошаговой самостоятельной работы. Выполнив каждое задание, они проверяют правильность его выполнения «у Мудрой совы» (на задней парте рядом с аппликацией Мудрой совы выложены карточки с ответами тех заданий, которые решает остальная часть класса учащихся фронтально у доски под руководством учителя) и получают красный жетон, если получен верный ответ; если допущена ошибка, то решают задание повторно  или могут присоединиться к работе с учителем. Этот приём стимулирует ребёнка к самостоятельному выбору способа действия и корректировке своей деятельности.

На этапе закрепления я применяю многоуровневые задания с адаптацией:

I уровень – задания на   узнавание, распознавание понятия, различие и установление подобия, воспроизведение на уровне памяти;

II уровень –    задания на   воспроизведение на уровне понимания,  применение в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с четко обозначенными правилами;

III уровень – применение знаний (умений) в незнакомой ситуации творческий перенос знаний, умений  (видение проблемы и способов её решения)

 Каждый ученик начинает работать с 1-го уровня и  продвигается от уровня к уровню со своей скоростью.

Задания стараюсь предлагать в цвете (1уровень-зелёный цвет, 2ой-жёлтый, 3-красный).

       За верное решение каждого задания ученик получает жетон соответствующего цвета. По окончании самостоятельной работы наглядно виден результат работы каждого ученика.

На уроках обобщения и систематизации материала контроль организую по другому: обучающимся предлагаю выбрать по желанию  разноуровневые задания с адаптацией для самостоятельной работы, продвигаясь по зелёной (1 уровень сложности), жёлтой(2 уровень) или красной дорожке(3 уровень), важно, чтобы они видели сразу все задания, в любой момент времени они могут перейти с одной дорожки на другую, повысив или понизив этим уровень сложности решаемых задач. Отслеживаю количество верно выполненных заданий с помощью жетонов соответствующих цветов.    

 Адаптивный контроль  позволяет регулировать трудность и число предъявляемых заданий каждому ученику в зависимости от его ответа на текущее задание: в случае правильного ответа следующее задание он получит труднее, в случае неправильного - легче текущего.

Работа завершается по сигналу учителя до звонка, чтобы учащиеся успели выставить себе отметки за достигнутый уровень и качество выполнения заданий. Здесь важно учителю чётко задать критерии оценки.

Для организации контроля использую готовые электронные ресурсы, нравятся видеоуроки Игоря Жаборовского есть по всем темам курса математики с 5-11 класс, постоянно на уроках использую его разноуровневые интерактивные тесты  во всех классах (5-9 кл) по всем темам курса математики, в них включены  не только задания с выбором ответа, но и те, в которых ответ  надо получить самому. Считаю, что они эффективно формируют регулятивные УУД, т.к ученик после выполнения теста видит результат его выполнения в процентах, и может просмотреть свои ответы и увидеть ошибочные (выделены красным цветом), сам выбирает уровень сложности теста на основе своей рефлексии.

Также использую интерактивные тесты, которые  научилась создавать в программе MY Test.

 В школе мы чаще решаем закрытые задачи (из пункта А в пункт В...), а жизнь ставит перед человеком открытые задачи, у которых часто неоднозначное условие и несколько вариантов правильных решений.  

А. А. Гин сказал «…Вся жизнь – открытая задача. И от того, насколько успешно ты ее решаешь, зависит твоё  настоящее и будущее».

Поэтому я считаю, что задачи открытого типа позволяют развивать компетенции находить разные варианты решенияна дом в качестве домашнего задания можно на разных уроках, а также на внеурочных занятиях предлагать открытые или частично  открытые  задачи, а затем проводить коллективное обсуждение их решений.

Опыт использованию  открытых задач на уроках и внеклассных занятиях по математике обобщён Рычковой Ольгой Валерьевной,
учитель математики п. Кобра Нагорского района Кировской области.

Приведу ещё несколько открытых задач:

1. Изобрази все цвета радуги, причём у тебя в руках только один цветной карандаш.

2. Однажды смотритель за змеями в зоопарке рассказал нам, что яд бывает только у взрослой особи. Возраст змеи можно узнать, измерив её длину. Помогите смотрителю придумать такой способ измерения длины змеи, чтобы не подвергать себя лишней опасности. 

3. Как только в скворечнике на дереве запищали птенцы, тут как тут объявился кот – ходит, облизывается, поживу чует. Мальчик, смастеривший домик для скворцов, захотел помочь птицам и придумал способ, как закрыть котам доступ к скворечнику напрочь. Как же?

4. Нарисуй такие часы, которыми удобно было  пользоваться даже человеку, который не знает цифр и не умеет считать. (« 45 креативных развивающих задачек Совёнка» В.В. Утёмов, П.М. Горев, Киров, 2016)

              В перспективе возможен  полный переход к адаптивному пошаговому контролю с использованием сетевого плана и графика оперативного самоконтроля. Сетевой план  может быть составлен на определённый период (месяц, четверть), в него с помощью условных обозначений заносятся все задания самостоятельной работы учащихся на уроке, и дома. Факт выполнения этих заданий заносится в график самоучёта разным цветом в зависимости от полученной оценки. (см.

Как оценить, насколько удалось учителю сформировать регулятивные УУД обучающихся?   

Критерием  их сформированности могут стать следующие способности:

  1. выбирать средства для своего поведения;
  2. планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
  3. планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки;
  4. начинать и заканчивать свои действия в нужный момент.

Апробируя на уроках элементы АСО, я пришла к выводу, что именно адаптивный контроль позволяет эффективно развивать эти способности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптивный контроль знаний как средство формирования регулятивных УУД обучащихся. Учитель математики МКОУ СОШ с.Корляки Софронова Екатерина Александровна «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи

Слайд 2

Требования к результатам обучения по ФГОС

Слайд 3

Регулятивные УУД контроль коррекция оценка

Слайд 4

Вопросы контроля знаний учащихся изучали: А.А.Леонтьев; И.М.Суслов; В.К.Дьяченко; С.Н.Лысенкова; П.Я. Гальперин; Ю.К.Бабанский; Р.Г.Хазанкин; В.Ф.Шаталов; А.С.Границкая Адаптивная система обучения (АСО)

Слайд 5

Структурные элементы урока 1) изучение нового материала; 2) закрепление пройденного; 3) контроль и оценка знаний учащегося; 4) домашнее задание; 5) обобщение и систематизация знаний.

Слайд 6

Приём организации адаптивного контроля «Мудрая сова»

Слайд 7

Структурные элементы урока 1) изучение нового материала; 2) закрепление пройденного; 3) контроль и оценка знаний учащегося; 4) домашнее задание; 5) обобщение и систематизация знаний.

Слайд 8

Задания с адаптацией: I уровень – узнавание, распознавание понятия, различие и установление подобия , воспроизведение на уровне памяти (3 балла) II уровень – в оспроизведение на уровне понимания, применение в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с четко обозначенными правилами (4 балла) III уровень – применение знаний (умений) в незнакомой ситуации творческий перенос знаний, умений (видение проблемы и способов её решения) (5 баллов)

Слайд 9

Задания с адаптацией по теме «Линейное уравнение с одной переменной» (7 класс) 1. Найдите корень уравнения: 10х+7 = 8х-9. 2. Решите уравнение: 0,8-(1,5х-2) = -0,8+4,5х. 3. Найдите все целые значения n , при которых корень уравнения nx = -5 является натуральным числом.

Слайд 10

Приём организации адаптивного контроля «Яблонька»

Слайд 11

Структурные элементы урока 1) изучение нового материала; 2) закрепление пройденного; 3) контроль и оценка знаний учащегося; 4) домашнее задание; 5) обобщение и систематизация знаний.

Слайд 12

1 уровень 2 уровень 3 уровень Найдите значение выражения: а) 10 18 :10 14 б) 0,5 3 :0,5 2 2. Упростите выражение: а) –х*(-х) 2 б) а 2 *(-а) 3 в) (-а 4 ) 7 *(-а 2 ) 6 3. Найдите в данных примерах ошибки: а) а 4 а 3 =а 12 б) аа=2а в) (а 3 ) 2 =а 6 старт старт старт Задания по теме «Свойства степеней с натуральным показателем» 7 класс 1. Представьте в виде степени выражение: а) 2 4 +2 4 б) 3 5 +3 5 +3 5 2. Запишите в виде степени с показателем 2 выражение: а) а 2 b 6 б) 4 m 12 n 16 3. Вычислите: а) 100 5 :1000 2 б) Сравните значения выражений: а) 2 300 и 3 200 б) 3 10 *5 8 и 15 9 2. Докажите, что значение выражения 4 40 -1 делится нацело на 5.

Слайд 13

Адаптивный контроль позволяет регулировать трудность и число предъявляемых заданий каждому ученику в зависимости от его ответа на текущее задание: в случае правильного ответа следующее задание он получит труднее, в случае неправильного - легче текущего.

Слайд 14

1 уровень 2 уровень 3 уровень Найдите значение выражения: а) 10 18 :10 14 б) 0,5 3 :0,5 2 2. Упростите выражение: а) –х*(-х) 2 б) а 2 *(-а) 3 в) (-а 4 ) 7 *(-а 2 ) 6 3. Найдите в данных примерах ошибки: а) а 4 а 3 =а 12 б) аа=2а в) (а 3 ) 2 =а 6 старт старт старт Задания по теме «Свойства степеней с натуральным показателем» 7 класс 1. Представьте в виде степени выражение: а) 2 4 +2 4 б) 3 5 +3 5 +3 5 2. Запишите в виде степени с показателем 2 выражение: а) а 2 b 6 б) 4 m 12 n 16 3. Вычислите: а) 100 5 :1000 2 б) Сравните значения выражений: а) 2 300 и 3 200 б) 3 10 *5 8 и 15 9 2. Докажите, что значение выражения 4 40 -1 делится нацело на 5.

Слайд 15

Сайт Игоря Жабровского. Видеоуроки. https://videouroki.net/blog/

Слайд 16

Адаптивный контроль на уроках математики

Слайд 17

Проект «Наглядная геометрия»

Слайд 18

Структурные элементы урока 1) изучение нового материала; 2) закрепление пройденного; 3) контроль и оценка знаний учащегося; 4) домашнее задание; 5) обобщение и систематизация знаний.

Слайд 19

Условие Решение Ответ Условие Решение Ответ «Нет такой области человеческой деятельности, в которой не было бы открытых задач. В технике, в науке, в быту, в искусстве, в отношениях людей…» А. А. Гин

Слайд 20

1. Изобрази все цвета радуги, причём у тебя в руках только один простой карандаш. 2. Однажды смотритель за змеями в зоопарке рассказал нам, что яд бывает только у взрослой особи. Возраст змеи можно узнать, измерив её длину. Помогите смотрителю придумать такой способ измерения длины змеи, чтобы не подвергать себя лишней опасности. 3. Как только в скворечнике на дереве запищали птенцы, тут как тут объявился кот – ходит, облизывается, поживу чует. Мальчик, смастеривший домик для скворцов, захотел помочь птицам и придумал способ, как закрыть котам доступ к скворечнику напрочь. Как же? 4. Нарисуй такие часы, которыми удобно было бы пользоваться даже человеку, который не знает цифр и не умеет считать. (Горев П.М., Утёмов В.В. 45 креативных развивающих задачек Совёнка. – Киров, 2016. https://matvyat.mcito.ru Примеры открытых задач

Слайд 21

Перспективы использования адаптивного контроля: переход к непрерывному адаптивному управлению при помощи сетевого плана и графика самоучёта.

Слайд 22

К- контроль учителя; СК - самоконтроль; ВК - взаимоконтроль; СП - самоподготовка Вариант сетевого плана

Слайд 23

№ ФИ 1 2 3 4 5 1 Иванов А. К1 СП1 2 Круглова С. СК1 ВК1 СП1 График самоконтроля УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ХОРОШО ОТЛИЧНО

Слайд 24

выбирать средства для своего поведения; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки; начинать и заканчивать свои действия в нужный момент. Критерии сформированности регулятивных действий: «Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». А. Киренский

Слайд 25

«Активизация учебной деятельности достигается различными формами контроля и их правильным сочетанием» Ю.К.Бабанский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Организация внеурочной исследовательской деятельности обучающихся 8-9-х классов как средство формирования регулятивных учебных действий"

Одна из приоритетных целей современного образования – развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои ус...

Формирование регулятивных УУД на основе контроля и коррекции

В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед современными учителями ставятся такие задачи:•        формирование уровня зна...

Пути формирования регулятивных УУД средствами учебного предмета «Английский язык» в начальной школе.

На уроках англ. яз. в начальных классах важно научить детей учиться, осваивать новый учебный предмет, требующий большей самостоятельности. В этом поможет работа над формированием регулятивных УУД....

ОСВОЕНИЕ ШКОЛЬНИКАМИ РАЗДЕЛА «ОСНОВЫ ЗНАНИЙ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Актуальность исследования. Современные теоретические положения развития образования предполагают формирование у школьников единства мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов физиче...

Программа «Школа правовых знаний как средство формирования социально-правовой компетенции личности»

Цель: формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности...

«Смешанное обучение как средство формирования регулятивных УУД на уроках изобразительного искусства»

Современная система образования   вооружила ребенка универсальными способами действий, которые помогают ему развиваться и совершенствоваться. В связи с этим необходимо научить школьни...