Формирование регулятивных УУД на основе контроля и коррекции
статья по истории (5 класс) на тему

Данилова Людмила Николаевна

 

 В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед современными учителями ставятся такие задачи:

•        формирование уровня знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами,

•        формирование универсальных учебных действий

•        формирование компетенций, позволяющих учащимся действовать в новой обстановке на высококачественном уровне.

Концептуальной основой сегодняшних образовательных стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, обеспечивающий:

•        формирование готовности личности к саморазвитию и постоянному образованию;

•        конструирование социальной среды развития учащихся в системе образования;

•        активную учебно-познавательную деятельность  учащихся;

•        построение образовательного процесса с учётом личностных, возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_regulyativnykh_uud.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Данилова Людмила Николаевна

                                                                           Учитель истории

                                                                                МБОУСОШ № 139

                                                                                             Е – mail-  ludmiladan@bk.ru

Формирование регулятивных УУД

на основе способов контроля и коррекции

                      Стратегической  целью современного российского образования и одной из задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка  развития высоконравственного, ответственного за свои действия, творчески ориентированного, инициативного, гражданина России, компетентного в разных аспектах современной жизни и культуры. В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед современными учителями ставятся такие задачи:

•        формирование уровня знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами,

•        формирование универсальных учебных действий

•        формирование компетенций, позволяющих учащимся действовать в новой обстановке на высококачественном уровне.

Концептуальной основой сегодняшних образовательных стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, обеспечивающий:

•        формирование готовности личности к саморазвитию и постоянному образованию;

•        конструирование социальной среды развития учащихся в системе образования;

•        активную учебно-познавательную деятельность  учащихся;

•        построение образовательного процесса с учётом личностных, возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.  

Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность учащихся.  В процессе образовательной деятельности учащийся осваивает УУД, формируется как личность.

Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы максимально включить детей в учебный процесс.

Мы знаем, что образовательная система имеет свои корни, свой психолого-педагогический фундамент, свою научную школу. Системно-деятельностный подход ссылается на отечественную советско-российскую психолого-педагогическую науку и уходит корнями в культурно-историческую теорию известного отечественного психолога Л. С. Выготского. Его ученики и последователи – А.Н.Леонтьев, , Д.Б. Эльконин, В.В.  Давыдов, А. Г.Асмолов,П.Я. Гальперин и другие известные ученые– все они в течение полувека смогли разработать эту базу знаний, на которой  основана современная российская школа.

Системно-деятельностный подход предполагает:

•        воспитание и развитие личностных качеств, отвечающих требованиям геонезависимого информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога  культур     и    уважения    многонационального,     поликультурного    и  поликонфессионального состава российского общества;

•        переход к стратегии социального проектирования и конструирования в  системе образования на основе разработки содержания и технологий  образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого  уровня  личностного и познавательного развития учащихся;

•        ориентацию     на   результаты  образования  как   системный  компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения  универсальных учебных действий, познания и освоения лкружающего мира составляет цель и  основной результат образования;

•        признание решающей роли содержания образования и способов  организации  образовательной деятельности и учебного сотрудничества в  достижении целей социального и познавательного развития учащихся;

•        учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических  особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм  общения для определения целей образования и воспитания и путей их  достижения;

•        обеспечение     преемственности   дошкольного,    начального   общего,  основного и среднего общего образования;  

•        разнообразие     индивидуальных   образовательных    траекторий   и  индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и  детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост  для творческого развития, познавательных мотиваций, обогащение форм учебного взаимодействия.                          

   Термин УУД обозначает умение учиться, то есть способность человека к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного получения нового социального опыта.

 В составе УУД выделяют 4 вида:

    - личностные;

    - регулятивные;

    - познавательные;

    - коммуникативные.

       Мне хотелось бы поделиться собственным опытом формирования регулятивных УУД на уроках истории Древнего мира(5 класс), а также Средних веков и истории России в 6 классе.

    Регулятивные УУД  обеспечивают  возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

  При формировании УУД на уроках истории в 5 – 6 классах  я использую ресурсные тетради, которые разработаны в НОУ НЦНО города Нижнего Новгорода в рамках образовательного проекта «Развитие универсальных учебных действий учащихся на основе целостного педагогического подхода».

 На уроках истории Древнего мира, раздел «Древний Восток» мною применяются следующие задания для формирования регулятивных учебных действий:

1. Прочитайте древний текст. Определите, о ком говорится в нем. Каково авторское отношение к тому, кому посвящен текст? Свой вывод обоснуйте. Выпишите слова и словосочетания, на основании которых вы его сделали.

   Но они оставили свое наследство в писаниях,

   В поучениях сделанных ими.

   Их пирамиды – книги поучений,

   Их дитя – тростниковое перо,

   Их супруга – поверхность камня.

   Книга лучше расписного надгробья

   И прочной стены …

   …Книга нужнее построенного дома,

    Лучше гробницы на западе,

    Лучше роскошного дворца,

    Лучше памятника в храме.

    Они ушли, имена их исчезли вместе с ними,

    Но писания заставляют вспомнить их.

      (перевод А.Ахматовой)

 2. Найдите ошибки (контроль в виде сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном для фиксации отклонений и отличий от эталона).

 Ученик написал рассказ о Древнем Египте. К сожалению, он допустил не менее 5 фактических ошибок. Найдите и подчеркните их.

1.Одна из самых древних в мире цивилизаций – древнеегипетская возникла в долине реки Нил.2.Открытие древнего Египта связано с именем французского ученого Франсуа Шампольона.3.Жизнь Египта во многом зависела от разливов реки – Нил.4.Ил, приносимый во время разлива, делал плодородной «красную землю».5.Около 3000 тысяч лет до н.э. царь Верхнего Египта Эхнатон подчинил себе Нижний Египет и был объявлен «Владыкой обеих земель».6.Устройство древнеегипетского общества представляло собой пирамиду.7. На вершине пирамиды находится основное население Египта – ремесленники и крестьяне.8.Геродот называл Египет – «Землёй богов», поскольку у египтян их насчитывалось до 2000 тысяч. 9. Храмы – жилища богов всегда были полны людей. 10. В Древнем Египте были накоплены обширные знания по математике, астрономии, медицине.

 

  Поработайте над  ошибками. Внесите необходимые исправления.        Выполняется следующее действие: требуется найти исторические неточности в тексте, объяснить данные ошибки.

   На уроках истории Средних веков в 6 классе регулятивные учебные действия формируются через задания такого типа:

    1.    - Не заглядывая в учебник, дайте определение понятия «средние века».

 Средние века – это ________________________________________________

        - Сравните свое определение с тем, что дано в учебнике и оцените, как вы выполнили задание:

      - Абсолютно правильно

      - В целом правильно

      - Неправильно

 2. Вспомните определения понятия «барщина» и «оброк», которые вы рассмотрели на уроках истории.

Барщина – это _____________________________________________________

Оброк – это _______________________________________________________

Крестьянская повинность – это _______________________________________

 Прочитайте текст и на его основании конкретизируйте данные понятия.

       В описании владений одного монастыря X века сказано, что крестьянин Видрад имеет полный надел земли. Он платит за него одну свинью. Фунт льна, трёх кур, 18 яиц; ежегодно возит по полтелеги винограда  в мае и октябре; доставляет 5 телег навоза со своего хозяйства; 12 раз привозит по охапке дров; печёт хлеб и варит пиво. Согласно обычаю в течении недели пасет в лесу свиней. В течение  трех дней еженедельно в течение всего года обрабатывает участок господского поля. В жатву убирает на нем урожай, а во время сенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе. А его жена должна ткать холщевую одежду. Вместо военного сбора он отрабатывает с телегой и быками с мая по август.

                         

            Барщина

            Оброк

     

    Таким образом, формирование и развитие регулятивных УУД на основе способов контроля и коррекции  делают детей осознанными участниками учебного процесса, заинтересованных в образовательных результатах (Глубокое, личностно окрашенное овладение УУД возможно лишь  на основе вовлечения школьника в учебный процесс в роли не пассивного слушателя, но активного его участника. Умение учиться - значит уметь научить себя, не только быть обучаемым, но и стать  собственным учителем.

                                           

Литература

1. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Просвещение, 2011- (серия «Стандарты второго поколения»).  Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под ред.А.Г. Асмолова, Москва, Просвещение, 2011- (серия «Стандарты второго поколения»).

2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов / Практика образования.-2008.- №2.

3. АлексашкинаЛ.Н. Деятельностный подход в изучении истории в     школе « История и обществознание в школе» 2005г. № 9, с 14-20.

4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. Москва, Просвещение, 2003, с 265


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Организация внеурочной исследовательской деятельности обучающихся 8-9-х классов как средство формирования регулятивных учебных действий"

Одна из приоритетных целей современного образования – развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои ус...

формирование регулятивных УУД на уроках физкультуры в начальных классах

Актуальность.Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим...

Формирование регулятивных УУД на уроках домашнего чтения по книге П.Трэвис Мэри Поппинс

Фрагменты уроков домашнего чтения. Задания по формированию универсальных учебных действий контроля, планирования, прогнозирования, а также начинать и заканчивать действия в определённый момент....

Формирование регулятивных УУД на уроках английского языка и задания, позволяющие сформировать регулятивные УУД у учащихся

Определение регулятивных УУД. Виды регулятивных УУД. Задания для формирования регулятивных УУД на уроках английского языка...

Адаптивный контроль знаний как средство формирования регулятивных УУД обучающихся

Необходимость формирования регулятивных УУД как требование ФГОС через целеполагание, планирование, контроль, коррекцию и оценку с помощью адаптированного педагогического контроля на всех этапах урока....