Формирование регулятивных УУД на основе контроля и коррекции
статья по истории (5 класс) на тему
В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед современными учителями ставятся такие задачи:
• формирование уровня знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами,
• формирование универсальных учебных действий
• формирование компетенций, позволяющих учащимся действовать в новой обстановке на высококачественном уровне.
Концептуальной основой сегодняшних образовательных стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, обеспечивающий:
• формирование готовности личности к саморазвитию и постоянному образованию;
• конструирование социальной среды развития учащихся в системе образования;
• активную учебно-познавательную деятельность учащихся;
• построение образовательного процесса с учётом личностных, возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Данилова Людмила Николаевна
Учитель истории
МБОУСОШ № 139
Е – mail- ludmiladan@bk.ru
Формирование регулятивных УУД
на основе способов контроля и коррекции
Стратегической целью современного российского образования и одной из задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка развития высоконравственного, ответственного за свои действия, творчески ориентированного, инициативного, гражданина России, компетентного в разных аспектах современной жизни и культуры. В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед современными учителями ставятся такие задачи:
• формирование уровня знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами,
• формирование универсальных учебных действий
• формирование компетенций, позволяющих учащимся действовать в новой обстановке на высококачественном уровне.
Концептуальной основой сегодняшних образовательных стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, обеспечивающий:
• формирование готовности личности к саморазвитию и постоянному образованию;
• конструирование социальной среды развития учащихся в системе образования;
• активную учебно-познавательную деятельность учащихся;
• построение образовательного процесса с учётом личностных, возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.
Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность учащихся. В процессе образовательной деятельности учащийся осваивает УУД, формируется как личность.
Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы максимально включить детей в учебный процесс.
Мы знаем, что образовательная система имеет свои корни, свой психолого-педагогический фундамент, свою научную школу. Системно-деятельностный подход ссылается на отечественную советско-российскую психолого-педагогическую науку и уходит корнями в культурно-историческую теорию известного отечественного психолога Л. С. Выготского. Его ученики и последователи – А.Н.Леонтьев, , Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А. Г.Асмолов,П.Я. Гальперин и другие известные ученые– все они в течение полувека смогли разработать эту базу знаний, на которой основана современная российская школа.
Системно-деятельностный подход предполагает:
• воспитание и развитие личностных качеств, отвечающих требованиям геонезависимого информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
• переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития учащихся;
• ориентацию на результаты образования как системный компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения лкружающего мира составляет цель и основной результат образования;
• признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей социального и познавательного развития учащихся;
• учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост для творческого развития, познавательных мотиваций, обогащение форм учебного взаимодействия.
Термин УУД обозначает умение учиться, то есть способность человека к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного получения нового социального опыта.
В составе УУД выделяют 4 вида:
- личностные;
- регулятивные;
- познавательные;
- коммуникативные.
Мне хотелось бы поделиться собственным опытом формирования регулятивных УУД на уроках истории Древнего мира(5 класс), а также Средних веков и истории России в 6 классе.
Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
При формировании УУД на уроках истории в 5 – 6 классах я использую ресурсные тетради, которые разработаны в НОУ НЦНО города Нижнего Новгорода в рамках образовательного проекта «Развитие универсальных учебных действий учащихся на основе целостного педагогического подхода».
На уроках истории Древнего мира, раздел «Древний Восток» мною применяются следующие задания для формирования регулятивных учебных действий:
1. Прочитайте древний текст. Определите, о ком говорится в нем. Каково авторское отношение к тому, кому посвящен текст? Свой вывод обоснуйте. Выпишите слова и словосочетания, на основании которых вы его сделали.
Но они оставили свое наследство в писаниях,
В поучениях сделанных ими.
Их пирамиды – книги поучений,
Их дитя – тростниковое перо,
Их супруга – поверхность камня.
Книга лучше расписного надгробья
И прочной стены …
…Книга нужнее построенного дома,
Лучше гробницы на западе,
Лучше роскошного дворца,
Лучше памятника в храме.
Они ушли, имена их исчезли вместе с ними,
Но писания заставляют вспомнить их.
(перевод А.Ахматовой)
2. Найдите ошибки (контроль в виде сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном для фиксации отклонений и отличий от эталона).
Ученик написал рассказ о Древнем Египте. К сожалению, он допустил не менее 5 фактических ошибок. Найдите и подчеркните их.
1.Одна из самых древних в мире цивилизаций – древнеегипетская возникла в долине реки Нил.2.Открытие древнего Египта связано с именем французского ученого Франсуа Шампольона.3.Жизнь Египта во многом зависела от разливов реки – Нил.4.Ил, приносимый во время разлива, делал плодородной «красную землю».5.Около 3000 тысяч лет до н.э. царь Верхнего Египта Эхнатон подчинил себе Нижний Египет и был объявлен «Владыкой обеих земель».6.Устройство древнеегипетского общества представляло собой пирамиду.7. На вершине пирамиды находится основное население Египта – ремесленники и крестьяне.8.Геродот называл Египет – «Землёй богов», поскольку у египтян их насчитывалось до 2000 тысяч. 9. Храмы – жилища богов всегда были полны людей. 10. В Древнем Египте были накоплены обширные знания по математике, астрономии, медицине.
Поработайте над ошибками. Внесите необходимые исправления. Выполняется следующее действие: требуется найти исторические неточности в тексте, объяснить данные ошибки.
На уроках истории Средних веков в 6 классе регулятивные учебные действия формируются через задания такого типа:
1. - Не заглядывая в учебник, дайте определение понятия «средние века».
Средние века – это ________________________________________________
- Сравните свое определение с тем, что дано в учебнике и оцените, как вы выполнили задание:
- Абсолютно правильно
- В целом правильно
- Неправильно
2. Вспомните определения понятия «барщина» и «оброк», которые вы рассмотрели на уроках истории.
Барщина – это _____________________________________________________
Оброк – это _______________________________________________________
Крестьянская повинность – это _______________________________________
Прочитайте текст и на его основании конкретизируйте данные понятия.
В описании владений одного монастыря X века сказано, что крестьянин Видрад имеет полный надел земли. Он платит за него одну свинью. Фунт льна, трёх кур, 18 яиц; ежегодно возит по полтелеги винограда в мае и октябре; доставляет 5 телег навоза со своего хозяйства; 12 раз привозит по охапке дров; печёт хлеб и варит пиво. Согласно обычаю в течении недели пасет в лесу свиней. В течение трех дней еженедельно в течение всего года обрабатывает участок господского поля. В жатву убирает на нем урожай, а во время сенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе. А его жена должна ткать холщевую одежду. Вместо военного сбора он отрабатывает с телегой и быками с мая по август.
Барщина | Оброк |
Таким образом, формирование и развитие регулятивных УУД на основе способов контроля и коррекции делают детей осознанными участниками учебного процесса, заинтересованных в образовательных результатах (Глубокое, личностно окрашенное овладение УУД возможно лишь на основе вовлечения школьника в учебный процесс в роли не пассивного слушателя, но активного его участника. Умение учиться - значит уметь научить себя, не только быть обучаемым, но и стать собственным учителем.
Литература
1. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Просвещение, 2011- (серия «Стандарты второго поколения»). Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под ред.А.Г. Асмолова, Москва, Просвещение, 2011- (серия «Стандарты второго поколения»).
2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов / Практика образования.-2008.- №2.
3. АлексашкинаЛ.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе « История и обществознание в школе» 2005г. № 9, с 14-20.
4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. Москва, Просвещение, 2003, с 265
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/30/picture-53488.jpg)
Обобщение опыта по теме "Организация внеурочной исследовательской деятельности обучающихся 8-9-х классов как средство формирования регулятивных учебных действий"
Одна из приоритетных целей современного образования – развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои ус...
формирование регулятивных УУД на уроках физкультуры в начальных классах
Актуальность.Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-145894-1353265582.jpg)
Формирование регулятивных УУД на уроках домашнего чтения по книге П.Трэвис Мэри Поппинс
Фрагменты уроков домашнего чтения. Задания по формированию универсальных учебных действий контроля, планирования, прогнозирования, а также начинать и заканчивать действия в определённый момент....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/05/picture-889685-1486308294.jpg)
Формирование регулятивных УУД на уроках английского языка и задания, позволяющие сформировать регулятивные УУД у учащихся
Определение регулятивных УУД. Виды регулятивных УУД. Задания для формирования регулятивных УУД на уроках английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/07/picture-1019166-1520435696.jpg)
Адаптивный контроль знаний как средство формирования регулятивных УУД обучающихся
Необходимость формирования регулятивных УУД как требование ФГОС через целеполагание, планирование, контроль, коррекцию и оценку с помощью адаптированного педагогического контроля на всех этапах урока....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/23/picture-775717-1548220730.jpg)
Характеристика педагогического опыта учителя технологии "Развитие регулятивных учебных действий - основа осознанного професионального самоопределения школьников"
Презентация педагогического опыта учителя технологии...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/28/picture-698944-1553756985.jpg)
Собственная методическая разработка " Формирование регулятивных УУД на учебных занятиях по русскому языку и литературе на этапе контроля в форме « общественного зачета» "
В работе описывается поэтапное проведение " общественного зачета "...