Методическая разработка урока по теме "Перпендикуляр и наклонная"
план-конспект урока по математике на тему

Гончарова Евгения Николаевна

Методическая разработка урока по теме "Перпендикуляр и наклонная"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_byvaltsevoy.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока математики

преподавателя

ГБПОУ КК АТОиИТ

г. Армавир

Гончаровой Евгении Николаевны

 Тема: «Перпендикуляр и наклонная»

Цели:

       - формирование знаний о понятиях перпендикуляра и наклонной и умений применять их в простейших случаях;

        - развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;      

        - воспитание ответственного отношения к учебному труду.

Оборудование: презентация,  доска.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

  1. Постановка цели урока.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Подготовка  к изучению нового материала.
  4. Ознакомление с новым материалом.

     5.  Первичное осмысление и применение изученного.

     6.  Постановка домашнего задания

     7.  Подведение итогов урока.

Ход урока.

1.Постановка цели урока

   Проверяется подготовленность классного помещения и готовность учащихся к уроку.

   Отмечается, что продолжается изучение перпендикулярности прямых и плоскостей, на предыдущих уроках были рассмотрены перпендикулярность прямых в пространстве, признак перпендикулярности прямой и плоскости. Сегодня же будет рассматриваться вопрос о перпендикуляре и наклонной. Записывается тема урока: «Перпендикуляр и наклонная».

2. Проверка домашнего задания.

Задача:  В тетраэдре ABCD  BCAD. Докажите, что ADMN, если M и N середины сторон AB и BC

К доске вызывается учащийся и объясняет решение задачи.

3. Подготовка  к изучению нового материала.

    Во время подготовки домашней задачи, проводится фронтальный опрос учащихся:

   а) Какие две прямые называются перпендикулярными в пространстве?

       (две прямые называются перпендикулярными в пространстве, если угол между ними равен 900 )

   б) Какая прямая называется перпендикулярной к плоскости?

       (прямая называется перпендикулярной к плоскости, если она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости).

   Работа с чертежами: сформулируйте с помощью рисунков теоремы

1)

если  b┴с  и а||b, то ... (b┴c).

Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к третьей прямой, то и другая прямая перпендикулярна к этой прямой

2)

если а||b и a, то ...(b)

 Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к плоскости, то и другая прямая перпендикулярна к этой плоскости.

3)

   

   

если bи a, то ... (а||b)

Если две прямые перпендикулярны к плоскости, то они параллельны

4)

если аb и c( аb), то ...(c)

Если,  прямая  перпендикулярна  к  двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то она  перпендикулярна к этой плоскости

     Внимание учащихся акцентируется на этих понятиях, потому как эти сведения будут непосредственно использованы при изучении понятий перпендикуляра и наклонной.

   

4.Ознакомление с новым материалом

                                          Рассмотрим плоскость  и точку А, не лежащую в этой           плоскости. Проведем через точку А прямую перпендикулярную к плоскости  и обозначим H точку пересечения этой прямой с плоскостью . Отрезок АН называется перпендикуляром, проведенным из точки А к плоскости , а точка Н-основанием перпендикуляра.

        Отметим в плоскости  точку М. отличную от Н и проведем отрезок АМ. Он называется наклонной, проведенной из точки А к плоскости , а точка М-основание наклонной. Отрезок НМ называется проекцией наклонной на плоскость .

У доски  учащийся отвечает опережающее задание по теме: «Прямоугольный треугольник»

     Внимание учащихся акцентируется на чертеже:

Какую фигуру образуют перпендикуляр, наклонная и проекция?

Что вы можете сказать о соотношении перпендикуляра и наклонной?

Записываем полученные выводы:

Свойства наклонных, выходящих из одной точки

1. Перпендикуляр всегда короче наклонной, если они проведены из одной точки.

2. Если наклонные равны, то равны и их проекции, и наоборот.

3. Большей наклонной соответствует большая проекция и наоборот.

5. Первичное осмысление и применение изученного

           На доске учитель записывает задачу:

Наклонная АМ, проведенная из точки А к данной плоскости, равна d. чему равна проэкция этой наклонной на плоскость, если АМН равен

а)300, б)600, в) 450.

    Учитель решает у доски с подробным объяснением пункт а).

     Пункт б) решает учащийся по желанию.

     Пункт в) решает  вызванный учащийся.  

Ответ: , ,

Пока группа работает с доской более сильные учащиеся получают индивидуальные задания :

«4» Отрезок АD  перпендикулярен к плоскости равнобедренного треугольника АВС. Известно, что АВ=АС=5см, АД=12см. найдите длину наклонных.

       

 

           

 Ответ: 11 см.

«5» Через вершину В квадрата АВСD проведена прямая BF, перпендикулярная к его плоскости. Найдите расстояние от точки F до верин квадрата, если BF=8дм, АВ=4дм

          Ответ:  дм

6 .  Постановка домашнего задания

     На дом задается прочитать объяснительный материал Учащиеся предупреждаются, что на следующем уроке будет проверяться знание каждым учеником правил и понимание и умение применять в простейших случаях. Учащимся предоставляется возможность ознакомиться с содержанием домашнего задания и получить необходимые пояснения.

Задача:  Прямая ВD перпендикулярна к плоскости треугольника АВС. Известно, что BD=9см, ВС=ВА=13см. Найдите длину наклонных.

7. Подведение итогов урока

 Фронтальным опросом вместе с учащимися подводятся итоги урока:

 С учетом работы в течении всего урока комментируются и оцениваются      ответы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...

Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.

Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...