Методическая разработка обобщающего урока по теме "Десятичные дроби"
методическая разработка по математике (8, 10, 11 класс) по теме
Урок - игра по теме "Десятичные дроби"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 292 КБ |
![]() | 24.81 КБ |
![]() | 206 КБ |
![]() | 41.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «Десятичные дроби» в 5 классе.
Разработала и провела Титова В.Ю. учитель математики МБОУ «ЛСОШ»
Цель: проверить умение выполнять действия с десятичными дробями;
Задачи: закрепить и проверить умение решать уравнения и задачи на десятичные дроби;
развивать смекалку и внимательность, интерес к математике;
воспитывать чувство взаимоуважения и сопереживания друг к другу.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Постановка цели урока (деятельность учителя и учащихся).
Распределение учащихся по группам-командам. Выбор учащимися командира и название команды. Учитель объясняет правила работы.
2.Работа в группах.
1.Разминка. Каждой команде выдается карточка с примерами. Время выполнения 3мин.
Проверяются умения устного и письменного выполнения действий с десятичными дробями. Каждое задание оценивается от 1 до 3 баллов. За быстрое и правильное решение начисляются дополнительно 1-2 балла. За верное решение всех заданий – 10 баллов.
А) 0,2 * 53 – 7,2: 2 (1б)
Б) 3,05: 5 + 2,9 * 10 – 28,8 (2б)
В) ((9,74 – 5,4): 0,2 + 9,1) * 0,1 (3б)
Г) (21 – 18,3) * 6,6 + 3 : 0,6 (4б)
2. Кто быстрее. На слайде открывается таблица. Время выполнения всех заданий 5 мин. Команды слушают вопросы учителя. За каждый правильный ответ команде начисляется 1балл. Проверяются быстрота мысли и внимательность; умение правильно читать десятичные дроби и расположить числа на координатном луче.
Найдите в таблице число, удовлетворяющее данному условию:
-- дробь, большую 2,3, но меньшую 3
-- самую маленькую дробь на промежутке от 2 до 4;
-- самую большую дробь; самую маленькую дробь;
-- самое маленькое число в верхней строчке;
-- самое большое число в первом ряду.
3. Кто точнее. Каждой команде выдается карточка с уравнениями. Каждое уравнение – это мишень, корень уравнения – центр мишени. Время выполнения 6 мин. Учитывается не только скорость, но и точность решения (попадания в центр мишени). За быстроту решения команды получают дополнительно от 1 до 3 баллов. За правильное выполнение заданий -11баллов. Проверяются умения решать уравнения разных видов, от простого к сложному.
Х – 6,786 =8,5 (1б)
8,1: Х – 0,5 = 0,5 (2б)
(Х + 1,7)* 4 =15,2 (2б)
7 Х + 4 Х + 4,1 = 6,3 (3б)
(Х – 6,12): 23 = 4,7 (3б)
4.Кто выше. Каждый пример – это высота, которую нужно взять, т.е решить. Для того, чтобы прыгнуть как можно выше, нужно решить все примеры на смекалку. Если все примеры решены правильно, то высота считается взятой и команда получает 9 баллов. За быстроту выполнения добавляется 1-2 балла. Время выполнения заданий 8 минут.
Задание: расставьте запятые таким образом, чтобы равенства стали верными.
Проверяется смекалка и сообразительность, внимание; знание правил сложения, вычитания и умножения десятичных дробей.
305 + 137 = 31,87 | 231 + 58 = 28,9 | 174 + 244 = 26,14 |
13 * 7 = 9,1 | 105 * 6 = 6,3 | 102 * 4 = 40,8 |
419 – 2,5 = 169 | 375 – 1,34 = 3616 | 12 – 0,01 =119 |
5. Кто сильнее. Командам выдаются карточки с задачами разного уровня. Сильнее будет тот, кто решит задачу более высокой сложности. Сначала выдаются самые сложные задачи, если команда не знает решения, то выдаются задачи более простого решения и т.д. Время выполнения до 10 минут.
(5б) №1.Решили Винни-Пух, Кролик и Пятачок купить горшочек мёда стоимостью 24 рубля. У Винни- Пуха с Кроликом было 20,6 р, у Винни-Пуха с Пятачком 12,9 р, а у Кролика с Пятачком 18,5 р. Купят ли они горшочек мёда, если сложат все свои деньги? Сколько денег имел каждый?
(4б) №2. В первый выходной вскопали 48% огорода, а во второй выходной – остальные 176,8 кв.м. Найдите площадь участка, который вскопали в первый день.
(3б) №3.В магазине купили 1,4 кг конфет по цене 98 рублей за 1 кг и 0,8 кг печенья по цене 34,5 рублей за 1 кг. Хватит ли 180 рублей, чтобы расплатится?
(2б) №4.В санатории за лето отдохнуло 120 детей, в том числе в июне – 25%, в июле – 35% от общего количества детей. Сколько детей отдохнуло в санатории в августе?
(1б) №5. А) В магазин завезли 760 кг картофеля. В первый день продали 25% всего картофеля. Сколько кг картофеля продали в первый день?
(1б) Б) Машина проехала 42% всего пути, что составило 84 км. Какой длины весь путь?
6. Кто больше. Учащимся предлагается за 2 минуты составить как можно больше слов из слова МАТЕМАТИКА.
3. Подведение итогов. Рефлексия.
4. Домашнее задание: Р.Т № 42.4;46.3
Оценочный лист ( для каждой команды).
Количество баллов за решенные задания. | Дополнительные баллы за быстроту . | Дополнительные баллы за трудные задания. | Всего баллов. | |
Разминка | ||||
Кто быстрее | ||||
Кто точнее | ||||
Кто выше | ||||
Кто сильнее | ||||
Кто больше |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока алгебры и начала анализа в 10 классе по теме «Производная и ее применение»
( технологическая карта урока, презентация, приложения)
Автор: Титова Валентина Юрьевна, учитель математики МБОУ «Лешуконская СОШ»
Адрес: Архангельская обл., с. Лешуконское ул. Победы 12,корпус 1
УМК: Алгебра и начала математического анализа 10-11 кл. (базовый уровень) А.Г.Мордкович
Тема урока: "Производная и ее применение"
Вид урока: контрольно-обобщающий.
Цель урока: систематизировать ЗУН учащихся по изучаемой теме.
Задачи урока:
1.Образовательные:повторить и расширить знания по изученному материалу ;
совершенствовать навыки решения задач по теме.
2.Развивающие:развивать внимание, речь учащихся, формировать самостоятельность в мышлении.
3.Воспитательные:воспитывать чувство ответственности и коллективизма, умение слушать и слышать;
воспитывать интерес к предмету .
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах..
Средства обучения: интерактивная доска, проектор, презентация, документ камера, учебник, дидактические материалы, карточки с заданием для самостоятельной работы в парах.
Основные понятия, изучаемые на уроке: производная, касательная, точки экстремума, наибольшее и наименьшее значение функции.
Эпиграф к уроку: (плакат с текстом размещен на доске)
«Теория без практики мертва или бесплодна: практика без теории невозможна или пагубна. Для теории нужны знания, для практики ещё и умение». А.Н. Крылов.
Технологическая карта урока.
№ | Этап урока | Деятельность | Ср-ва обуч | Время (в мин) | |
учитель | учащиеся | ||||
1 | Организационныймомент | Проверяет готовность к уроку. Оъявляет тему урока, цель и задачи урока. | Приветствуют учителя. | 1 | |
2 | Актуализация опорных знаний | 1.Предлагает игру «Математическое домино» для повторения теории (приложение1) 2.Предлагает вычислить устно производные данных функций (приложение 2) | 1. -Слушают правила игры. -Выполняют задание 2. Устно вычисляют производные функций. | Карточки Документ-камера | 5 5 |
3 | Решение задач по теме «Производная» | Организует дифференцированную работу и взаимопроверку в парах по индивидуальным карточкам (приложение 3) | Выбирают карточки, самостоятельно выполняют работу в парах. Оказывают взаимопомощь. Демонстрируют выполненные работы ( по вариантам) через документ-камеру. Оценивают работу. | Индивидуальные карточки. Документ-камера | 5 4 |
4 | Применение знаний в заданиях ЕГЭ | Организует устную фронтальную работу по заданиям ОБД (открытый банк заданий ЕГЭ по математике ) | Выполняют задания предложенные на слайдах. | презентация | 8 |
5 | Применение знаний в нестандартных заданиях. | Организует работу и обсуждение возникших затруднений у учащихся при решении нестандартной задачи. ( приложение 4) | Обсуждают предложенную задачу. Совместно с учителем один учащийся объясняет и решает задание на интерактивной доске, остальные записывают решение в тетрадях. | Карточки Интерактивная доска | 5 |
6 | Самостоятельная работа | Определяет варианты работы по Д.М. ( С-44 , стр. 106-109) | Самостоятельно решают задания одного из вариантов. | Д.М. | 10 |
7 | Инструктаж домашнего задания | Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; | Задают вопросы по тексту заданий | Учебник № 29.12(г),30.26(в), 31.9(г), 32.10 (г). | 1 |
8 | Итог урока | Подводит итог урока | Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям. | Оценочный лист | 1 |
Оценочный лист по теме «Производная и ее применение»
Фамилия Имя | Домино самооценка | Работа устно (вычисление производных) самооценка | Карточка (работа в парах) Взаимопроверка и оценка | Работа устно (ОБД) самооценка | Решение нестандартной задачи. Оценка учителя | Самостоятельная работа по Д.М. Оценка учителя | Оценка за урок (средний балл) |
0-не нашел ответа 1-ответил на свой вопрос 2-ответил на свой вопрос, помогал другим. | до 5 баллов | до 5 баллов | до 5 баллов | до 5 баллов | до 5 баллов | ||
Предложения по уроку |
Приложение1. Математическое домино по теме «Производная и ее применение»
1старт.- сформулируйте определение производной.
финиш * эта точка является точкой минимума.
- -предел отношения ∆у к ∆ х, при ∆х стремящемся к 0.
*физический смысл производной
- -производная выражает мгновенную скорость в момент времени t
*геометрический смысл производной.
- -значение производной в точке х есть угловой коэффициент касательной, проведенной в этой точке.
*что значит- функция дифференцируема в точке х ?
- -значит функция имеет производную в точке х .
*если функция дифференцируема в точке х , то
- -она непрерывна в этой точке.
*производная суммы равна
- -сумме производных.
*постоянный множитель
- -можно вынести за знак производной.
*уравнение касательной
- -у= f(а) + f (а)( х- а)
*если функция возрастает на промежутке и имеет на нем производную, то
- -производная неотрицательна.
*если функция убывает и на данном промежутке имеет производную, то
- -производная отрицательна или равна нулю.
*если функция имеет экстремум в точке х , то
- - в этой точке производная равна нулю или не существует.
* если в точке х производная меняет знак с + на – , то
- -х – точка максимума.
*если в точке х производная меняет знак с – на + , то
Приложение 2.
Вычислите производные
У= 7х + 4
У=Х2
У= 7х – Х2
У= sin х + 3
У= 6х - cos х
У= Х10 + 10х
У= sin 5х
У= х* cos х
У= (Х2 + 1 )/ Х
У= Х 0,5- 9х2
У= (2х – 3 )4
Приложение 3.
Карточка №1 ( на оценку «3»)
Найти производные функций:
1). У =2 Х3—5х +13
2). У= 12х + cos х - 5
3). У= (4х – 9)7
4). У= sin(3 х – 9 )
5). У= cos( П/3 - 4х)
6). У= (2х + 3)/(3х – 1 )
Карточка №2.
Вычислите скорость изменения функции в точке х0
1). У=(2х -1)5 х0=- 1
2). У= (25 – 9х)1/2 х0= 1
3). У= 4 / (12х – 5 ) х0=2
4). У= (х ½ +1) х ½ х0=4
5). У= sin х cos х х0=П/8
Карточка №3.
Выполнить упражнения из задачника:
№ 28.36; № 28.42.
Приложение 4.
1.Постройте график функции У= --х3 – 3х2 + 4
2.При каких значениях параметра а уравнение --х3 – 3х2 + 4= а имеет 2 корня?
Литература:
- Алгебра и начала математического анализа 10-11 кл. учебник для общеобразовательных учреждений(базовый уровень)/ А.Г.Мордкович- 10-е изд., М.: Мнемозина,2009г, - 399 с.: ил.
- Алгебра и начала математического анализа 10-11 кл. задачник для общеобразовательных учреждений(базовый уровень)/ А.Г.Мордкович - 10-е изд., М.: Мнемозина,2009г, -2 39 с.: ил.
- Алгебра и начала анализа 10 кл .Самостоятельные работы :учеб.пособие для общеобразовательных учреждений/Л.А. Александрова; под ред. А.Г.Мордковича - 3-е изд., М.: Мнемозина,2007г, -132с.
- Алгебра и начала анализа 10-11 кл : тематические тесты и зачеты для общеобразовательных учреждений/Л.О.Денищева, Т.А.Корешкова; под ред. А.Г.Мордковича - 3-е изд., М.: Мнемозина,2007г, -102с.
- Сайт в интернете htt:// mathege/ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На рисунке изображён график функции и касательная к нему в точке с абсциссой . Найдите значение производной функции в точке .
На рисунке изображен график производной функции , определенной на интервале . Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции у=-2х-11 параллельна прямой или совпадает с ней.
На рисунке изображен график функции , определенной на интервале . Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой у=6 или совпадает с ней.
На рисунке изображен график производной функции , определенной на интервале . Найдите количество точек минимума функции .
На рисунке изображен график производной функции , определенной на интервале(-7;14) . Найдите количество точек максимума функции на отрезке [ -6;9 ] .
На рисунке изображен график функции , определенной на интервале(-2;12) . Найдите сумму точек экстремума функции .
На рисунке изображен график функции , определенной на интервале(-5;5) . Определите количество целых точек, в которых производная функции отрицательна .
На рисунке изображен график функции , определенной на интервале . Определите количество целых точек, в которых производная функции положительна.
На рисунке изображен график производной функции , определенной на интервале . В какой точке отрезка [ -3;2 ] функция принимает наибольшее значение.
На рисунке изображен график производной функции , определенной на интервале . В какой точке отрезка [ -7;-3 ] функция принимает наименьшее значение
На рисунке изображен график производной функции , определенной на интервале;(-11;11) . Найдите количество точек экстремума функции на отрезке [ -10;10 ] .
На рисунке изображен график производной функции , определенной на интервале . Найдите промежутки возрастания функции . В ответе укажите длину наибольшего из них.
На рисунке изображен график производной функции , определенной на интервале . Найдите промежутки убывания функции . В ответе укажите длину наибольшего из них .
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока геометрии в 10 классе по теме «Многогранники»
( технологическая карта урока, приложения, презентация)
Автор: Титова Валентина Юрьевна, учитель математики, МБОУ «Лешуконская СОШ»
УМК:Геометрия 10-11 классы , Л.С.Атанасян
Тема: Многогранники
Цель: Ввести понятие многогранника, его элементов, рассмотреть виды многогранников, площади поверхностей.
Задачи:
Обучающая: организовать работу учащихся по усвоению нового теоретического материала и умению применить его на практике.
Развивающая: развивать пространственное мышление, логику, сообразительность, начертательные навыки, самостоятельность.
Воспитательная: воспитывать внимание, аккуратность, точность, умение работать в группе, навыки самооценки.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: исследовательский, словесный, наглядный, практический.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация, модели многогранников, карточки.
Основные понятия, изучаемые на уроке: многогранник, вершина, диагональ, грань, пирамида, призма, правильные многогранники, площадь поверхности.
Структура урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Мотивация учебной деятельности учащихся – 5 мин.
- Изучение нового материала—20 мин.
- Первичное закрепление – 10 мин.
- Подведение итогов – 4 мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
- Рефлексия – 2 мин.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент | Приветствие. Эпиграф к уроку. Китайская пословица гласит: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я научусь» Поэтому сегодня на уроке вы будете не только слушать меня, но и сами добывать знания. Для этого вам необходимо объединиться в 3 группы. | Приветствуют учителя Пересаживаются в группы. |
Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение цели и задач урока | Внимание на доску (слайд 2 ). Что изображено на ней? Как можно их назвать одним словом? Тема урока – многогранники. Cкажите слово «многогранник» для вас новое или вы его уже слышали и использовали? А можете ли вы точно ответить на вопросы : Что такое многогранник? Из чего составлен многогранник? Какие многогранники бывают? Каким свойством обладают? Цель нашего урока: дать определение многогранника, узнать из чего он состоит и какие есть у него свойства, изучить новые виды многогранников и площади их поверхностей. | Куб. Тетраэдр. Параллелепипед. (Пирамида. Призма.) Многогранники. Знакомое слово. Мы изучали тетраэдр и параллелепипед Пытаются ответить на вопросы. Вместе с учителем определяют цель и задачи урока. |
Изучение нового материала | 1.Предлагает прочитать п.27. в учебнике и ответить на поставленные ранее вопросы. (слайд3) 2.У каждой группы есть карточки с изображениями многогранников и список ключевых слов (приложение 1). Вам нужно составить иллюстрированный рассказ, используя эти слова и изображения. 3.Используя слайды 4,5 дает понятие призмы, рассматривает виды призм, выводит формулу площади поверхности призмы. 4. Используя слайды 6-8 дает понятие пирамиды, рассматривает виды пирамид, выводит формулу площади поверхности пирамиды. 5. Из всех многогранников самыми красивыми являются – правильные и звёздчатые. Мы остановимся сейчас на правильных многогранниках, грани которых – правильные многоугольники.(слайд 9) Их всего пять, с двумя из них мы уже знакомы. Это тетраэдр и куб. Другое название его – гексаэдр. Ещё есть икосаэдр, октаэдр, додекаэдр. И ваша задача - выполнить исследовательскую работу – в которой необходимо подсчитать количество граней, рёбер, вершин указанного многогранника. | Работают с учебником, находят ответы на поставленные вопросы. Конспектируют в тетрадь. Работают в группах. Каждая группа представляет свой рассказ, иллюстрации, модели многогранников. Пробуют дать название многогранника. Конспектируют, принимают участие в выводе формул. . Конспектируют, принимают участие в выводе формул. Вместе с учителем считают количество граней, рёбер, вершин у тетраэдра и куба. Заполняют таблицу. (слайд 10, приложение 2) Работают в группах. Каждая группа выполняет задание с одним из многогранников, используя модель данного многогранника. Результаты оформляют в таблицу ( приложение 2). Заполняют слайд 10. Формулируют теорему Эйлера, проверяют по учебнику. |
Первичное закрепление | Вам предлагается создать многогранники ( приложение 3). По условию задачи сконструировать модель многогранника и сделать чертеж, посчитать количество вершин, ребер и граней у получившихся многогранников. Определить его вид.
по разные стороны от квадрата;
Работа по учебнику стр. 81: вопросы 1,2,13,14. | Работают в группах . (используют приготовленные к уроку учителем многогранники) Проверяют и комментируют решение.
вершин, 24 ребра, 12 граней. Коллективное обсуждение. |
Подведение итогов | Можете ли теперь вы ответить на вопросы, поставленные в начале урока?
| Отвечают на вопросы. |
Домашнее задание | Объявляет д/з, проводит инструктаж : знать теорию учебник п.27,30,32,33,34,36 ( или конспект урока), стр.81 вопросы. | Записывают д/з |
Рефлексия | Подводит итог урока. Какое из утверждений ближе вам после урока? Я понял все и могу объяснить. Я понял все, но не объясню. У меня еще много вопросов.
О работе в группе. | Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям. Заполняют листок рефлексии. (приложение 4) |
Литература:
- Геометрии 10-11кл .Учебник для образоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.; Просвещение, 2009 г.
- Поурочные разработки по геометрии :10 класс / сост. В. А. Яровенко - М. Вако, 2006г,336 стр.
- Интернет-ресурсы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
1)Составить иллюстрированный рассказ Ключевые слова
- Многогранник
- Грань
- Ребро
- Вершина
- Диагональ
- Выпуклый
- Невыпуклый
2) Составить иллюстрированный рассказ
Ключевые слова
- Многогранник
- Грань
- Ребро
- Вершина
- Диагональ
- Выпуклый
- Невыпуклый
3)Составить иллюстрированный рассказ
Ключевые слова
- Многогранник
- Грань
- Ребро
- Вершина
- Диагональ
- Выпуклый
- Невыпуклый
Приложение 2
Укажите количество | тетраэдр | гексаэдр (куб) | октаэдр | додекаэдр | икосаэдр |
граней | |||||
вершин | |||||
рёбер |
Приложение 3
- Два тетраэдра имеют общую грань и расположены по разные стороны от неё.
По условию задачи сконструировать модель многогранника и сделать чертеж, посчитать количество вершин, ребер и граней у получившихся многогранников. Определить его вид.
2.На квадрате , как основании построены куб и пирамида по разные стороны от квадрата.
По условию задачи сконструировать модель многогранника и сделать чертеж, посчитать количество вершин, ребер и граней у получившихся многогранников. Определить его вид.
3.Шестиугольная призма и параллелепипед имеют общую грань.
По условию задачи сконструировать модель многогранника и сделать чертеж, посчитать количество вершин, ребер и граней у получившихся многогранников. Определить его вид.
Приложение 4
Какое из утверждений ближе вам после урока?
1).Я понял все и могу объяснить.
Я понял все, но не объясню.
У меня еще много вопросов.
2).Работа в группе помогала/ мешала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме:«Обыкновенные и десятичные дроби».Урок- сказка: «В 3/9 царстве, в 0,3 государстве».
Целями данного урока являются: Обобщить и систематизировать знания по теме « Обыкновенные и десятичные дроби», продолжить работу по совершен...

Разработка урока с использованием информационных технологий в 5-м классе по математике по теме "Десятичные дроби" (Обобщающий урок-путешествие).
Урок демонстрационный : как использовать презентации на уроке. На нём предложены приёмы контроля знаний учащихся по темам “Сложение и вычитание десятичных дробей” и «Умножение десяти...

Обобщающий урок математики в 5 классе "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби , смешанные числа "
Тип урока :Повторительно-обобщающий с использованием игровых технологий.Задачи урока :-закрепление изученных на прошлом уроке понятий « обыкновенная дробь, правильная и неправильная дробь, смеша...

Обобщающий урок по теме "Дроби"
Обобщающий урок в форме путешествия на математическом поезде в страну "Дроби" для учащихся 5-го класса. Предлагается достаточно большое количество заданий для активизации знаний учащихся: устная работ...

Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" Оборудование: компьютерное обеспечение (презентация), раздаточный материал для каждого ученика.ЦЕЛИ И ЗАД...

Обобщающий урок экскурсия по теме "Умножение дробей. Нахождение дроби от числа"
Урок- презентация по математике в 6 классе.Последний урок перед контрольной работой по теме "Умножение дробей. Нахождение дроби от числа" Составлен в форме путешествиия в зоопарк. На этом уроке учащие...