Индивидуально-адаптированная программа по математике.
рабочая программа по математике на тему
Индивидуально-адаптированная программа по математике составлена на основе обязательного минимума содержания начального образования, программы по математике для 1-4 классов (В.В. Воронкова) и индивидуальных особенностей обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualno-adaptirovannaya_programma_po_matematike.docx | 40.91 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат»
Индивидуально-адаптированная программа
по математике
5-го года обучения на 2017-2018 учебный год
Составила: учитель математики высшей категории Шишкалова С.И.
Пояснительная записка.
Индивидуальна программа на обучающегося Плужникова Владислава по математике составлена на основе заключении ПМПК -глубокая умственная отсталость обязательного минимума содержания начального образования, программы по математике для 1-4 классов (В.В.Воронкова) и его индивидуальных особенностей, а также требований к уровню подготовки обучающихся (специальной) коррекционной школы - интерната VIII вида.
Актуальность программы.
У детей с диагнозом глубокая умственная отсталость наряду с общим недоразвитием речи, наблюдается нарушение психических процессов, особенно восприятия, внимания, памяти и мышления. У них все психические процессы протекают замедленно, работоспособность снижена. Дети с глубокой умственной отсталостью с трудом воспроизводят даже предметные действия, а знания и умения у них закрепляются не в полном объеме. Овладеть конкретным счетом детям с умеренной умственной отсталостью довольно сложно, а переход к отвлеченному счету для многих недоступен. Если таким детям и удается овладеть умением подобрать цифру к количеству предметов, то умение написать цифры, оформление примеров и запись их в тетради вызывает у них большие графические трудности. От них очень трудно добиться длительных целенаправленных действий из-за легкой отвлекаемости и утомляемости. Однако некоторые из таких детей способны к обучению. Они могут овладеть учебными навыками, понимать и запоминать несложный материал, усвоить небольшой объем простейших понятий. Поэтому на уроках математики 5 го года обучения по обучению счету нужно стараться давать объем таких знаний, используя в коррекционно-развивающей работе индивидуальный подход, различные приемы и методы, которые необходимы таким детям в повседневной жизни и последующей их самореализации в будущем, через игровые упражнения, на практической наглядной основе.
Особое внимание обращено на коррекцию недостатков общего и речевого развития в процессе овладения учебным предметом, развитии ВПФ, эмоционально-волевой сферы.
Содержание обучения имеет достаточные коррекционные возможности в:
• развитии речи обучающегося воспитанника;
• развитии высших психических функций, эмоционально-волевой сферы;
• развитии функций тонкой моторики рук.
При подборе учебного материала использовался индивидуальный подход к учебным возможностям Плужникова Владислава, мотивация учения данного предмета, способствует наилучшей социальной реабилитации обучающегося.
Цели изучения предмета: формирование основ математических знаний и умений.
Обучение математике носит элементарно-практический характер и направлено на решение задач:
• формировать умения выполнять устные и письменные вычисления в пределах десятка, формировать доступные количественные временные представления, которые необходимы обучающимся для социальной адаптации;
• обогащать и активизировать словарный запас обучающихся;
• воспитывать целенаправленность, терпеливость, трудолюбие, настойчивость, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля.
Характеристика на обучающегося – Плужникова Владислава.
Данная индивидуальная программа составлена для обучающегося 5-го года обучения Плужникова Владислава. Ранее, по результатам обследования у ребенка было выявлено нарушение ВПФ, всей моторной сферы и речи. При наблюдении в ходе игровой, трудовой, учебной и других видах деятельности, у ребенка были выявлены нарушения осанки и несформированность отдельных функций двигательной сферы (он не может ровно пройти по прямой линии, движения его аритмичные, управление своим телом для него затруднено). При выполнении простых упражнений на развитие мелкой моторики, движения пальцев неловкие. Общается в основном с помощью мимики, жестов, звуков. Воспринимает инструкцию педагога на бытовом уровне. Ребенок посещает логопедические занятия.
Средства (формы) и методы коррекционной работы:
• в 5 классе занятия проводятся в форме урока;
используется ТСО, артикуляционная дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, корекционно- развивающие упражнения на развитие ВПФ, логопедические и коррекционные игры;
• применяются наглядный, практический и словесный методы.
Этапы и сроки реализации.
Данная индивидуальная программа рассчитана на 1год. В соответствии с учебным планом рабочая программа рассчитана на 204 учебных часов (6ч./нед.).
Организация уроков: уроки проходят в классной комнате. Календарное планирование по данной индивидуальной программе составляется на год. Урок проводится по 40 минут.
1.Структура занятия.
1. Организационный момент.
2. Психологический настрой.
3. Дыхательная и артикуляционная гимнастика ,
4. Упражнения для развития мелкой моторики.
5. Наблюдения за погодой.
6. Работа по теме.
7. Физ. Минутка.
8. Выполнение упражнений в тетрадях.
9. Развитие речи.
10. Гимнастика для глаз.
11. Психо- эмоциональный настрой на перемену.
Определение результативности: контроль результатов осуществляется в конце каждого урока. Уровень умений и навыков обучающегося оценивается с помощью словесной характеристики (хорошо, отлично, молодец и т. д.). Оценки не выставляются.
Предполагаемый результат:
• формирование первичных произносительных навыков и навыков письма и счета в пределах «10»;
• улучшение развития общей и мелкой моторики;
• положительные изменения в эмоционально-волевой сфере.
4. Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, программы по математике для 1 класса (автор Т.В. Алышева) и требований к уровню подготовки обучающихся. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное и эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достигать уровня знаний по математике, который необходим им для социальной адаптации. Особое внимание обращено на коррекцию ВПФ. Программа состоит из разделов: «Подготовка к изучению математики»,
5. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Закон «Об образовании» от 29. 12. 2012 г.
2. Закон «Об образовании в Ростовской области». № 26-ЗС от 14.11.2013.
3. Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 2.4.2.3286-15.
4. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 228.
5. Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п)
6. Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Ростовской области (пр. МО и ПОРО от 10.07.02 г. № 1277).
7. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов под ред. В.В. Воронковой, М., «Просвещение», 2001 год.
8. Учебный план государственного казенного общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2017-2018 год.
9. Учебное пособие для обучающихся:
Т.В. Алышева «Математика 1 класс» (1-2 часть), М. «Просвещение» 2016 г.
10. Используемая методическая литература:
- Перова М. Н. «Дидактические игры и упражнения по математике», М. «Просвещение» 1996 г.
- Сербина В. Е. «Математика для малышей», М. «Просвещение» 1992 г.
- Эк В. В. «Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы», М. «Просвещение» 1990
6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса: -таблицы по математике;
-раздаточный материал (карточки, счетный материал); -набор магнитных цифр и знаков; -учебные весы с гирьками;
-ТСО, ИКТ (музыкальный центр, интерактивная доска); -обучающее видео.
№ п/п | Наименование Разделов Учебной программы | Кол-во Часов | Характеристика содержательных Линий | Планируемые результаты | |
знать | уметь | ||||
1. | Нумерация. | 55 | Формирование представления числа, счета, умения сравнивать, вести счет различных предметов. Название, обозначение чисел от 1-10. Число и цифра. Место каждого числа в числовом ряду. Сравнение чисел. | Название, обозначение чисел от 1-10. Место каждого числа в числовом ряду. Числовой ряд, счет от заданного числа до заданного, присчитывание и отсчитывание по 1, 2. | Читать, записывать, откладывать на счетах от 1-10. Считать от заданного числа до заданного, присчитывать и отсчитывать по 1, 2. |
2. | Сложение и вычитание без перехода через десяток. | 42 | Сравнение чисел. Изучение их состава, действия сложения и вычитания в пределах каждого числа, отрезок числового ряда. Развитие вычислительных навыков | Числовой ряд, счет от заданного числа до заданного, присчитывание и отсчитывание по 1, 2. | Выполнение сложения вычитания чисел в пределах 10 |
3. | Величины, единицы измерения. | 42 | Единицы стоимости: копейка, рубль. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 1-2 точки. Единицы длины и их обозначение. Единицы массы, емкости, килограмм, литр. Единицы времени: сутки. | Линии-прямую, кривую, отрезок, название, порядок дней недели, количество суток в неделе. | Узнавать монеты, чертить кривую, прямую. Название дней недели. |
4. | Геометрический материал | 34 | Геометрические формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, брус) | Форму предметов: прямоугольник, квадрат, треугольник, круг. | Вычерчивать: прямоугольник, квадрат, треугольник по точкам, изображенным учителем. |
5. | Повторение | 30 | Коррекция запоминания и воспроизведения изученного материала на основе решения упражнений для закрепления. | ||
Итого | 203 |
Календарно-тематическое планирование по математике для 5 года обучения
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Виды учебной деятельности | ||||
Устная | письменная | |||||||
1 четверть ( 49 ч.) | ||||||||
1-5 | 1,4,5,6,7/9 | Повторение пройденного в 4 классе | 5 | Ответы на вопросы. Сравнение предметов. | Рисование с использованием шаблона. | |||
6-9 | 7,8,11,12/9 | Пространственные представления. Понятия: слева-справа. | 4 | Ответы на вопросы. Сравнение по величине. | Практическое выполнение заданий - «Возьми ручку в правую руку» и т. д. Рисование по шаблону. | |||
10-13 | 13,14,14,15/9 | Понятия: в середине, между. | 4 | Ответы на вопросы Сравнение предметов по цвету и величине. | Рисование по шаблону. | |||
14-17 | 18,19,20,21/9 | Квадрат. | 4 | Ответы на вопросы Сравнение предметов по цвету и величине. | Рисование по шаблону. | |||
18-21 | 21,22,25,26/9 | Понятия: вверху - внизу, выше-ниже, верхний - нижний, на, над, под. | 4 | Ответы на вопросы. | Рисование по шаблону. Работа в тетради : «Продолжи рисунки». | |||
22-23 | 27,28/9 | Сравнение предметов по размерам: длинный - короткий. | 2 | Ответы на вопросы. Сравнение предметов по цвету и величине. | ||||
24-25 | 28,29/9 | Понятия: внутри- снаружи, в, рядом, около. | 2 | Ответы на вопросы. | Рисование по шаблону. | |||
26-27 | 2,3/10 | Треугольник. | 2 | Ответы на вопросы Сравнение предметов по цвету и величине. | Рисование по шаблону. | |||
28-29 | 4,5,/10 | Понятия признаков: широкий - узкий. | 2 | Ответы на вопросы Сравнение предметов по цвету и величине. | Рисование по шаблону. Работа в тетради : «Продолжи рисунки». | |||
30-32 | 5,6,9/10 | Понятия: далеко – близко | 3 | Ответы на вопросы | Работа в тетради. | |||
33-34 | 10,11/10 | Прямоугольник. | 2 | Ответы на вопросы Сравнение предметов по цвету и величине. | Рисование по шаблону. | |||
35-36 | 12,12/10 | Понятия: высокий - низкий, глубокий-мелкий. | 2 | Ответы на вопросы Сравнение предметов по признакам и величине. | ||||
37-38 | 13,16/ 10 | Понятия: впереди- сзади, перед, за; первый - последний, крайний, после, | 2 | Ответы на вопросы Сравнение предметов по цвету и величине. | Работа в тетради : «Продолжи рисунки». | |||
39-41 | 17,18,19/10 | Понятия: толстый- тонкий. | 3 | Ответы на вопросы Сравнение предметов по цвету и толщине. | ||||
42-44 | 19,20,23/10 | Сутки: утро, день, вечер, ночь. Рано -поздно. | 3 | Ответы на вопросы. | ||||
45-47 | 24,25,26/10 | Понятия: быстро - медленно, тяжелый -легкий. | 3 | Ответы на вопросы. Употребление новых изученных понятий в речи. | Работа в тетради : «Продолжи рисунки». | |||
48-49 | 26,27/10 | Сравнение группы предметов: много - мало, несколько; один - много, ни одного. | 2 | Ответы на вопросы. | Работа в тетради : «Продолжи рисунки». | |||
2 четверть (44 часа) | ||||||||
50-52 | 7,8,9/11 | Понятия: давно - недавно; молодой - старый. | 3 | Беседа по вопросам. | ||||
53-56 | 9,10,13, 14/11 | Количественное представление понятий: больше - меньше, столько же, одинаковое(равное) количество. | 4 | Ответы на вопросы. Сравнение предметов по ширине и величине; по массе; по количеству. Употребление новых изученных понятий в речи. | Работа в тетради : «Продолжи рисунки». Рисование по шаблону. | |||
57-59 | 15,16,16/11 | Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ. | 3 | Ответы на вопросы. Употребление новых изученных понятий, Пространственных представлений в речи. Сравнение рисунков , отличие одного рисункаот другого. | Работа в тетради : «Продолжи рисунки». Рисование по шаблону. | |||
60-64 | 17.20,21,22,23/11 | Повторение и закрепление изученного материала. | 5 | Ответы на вопросы. Употребление новых изученных понятий, пространственных представлений в речи. | Рисование изученных бордюров, полукруга. | |||
65-73 | 23,24,27,28,29,30,30/11 1,4/12 | Название и обозначение числа 1 . Счет предметов. | 9 | Ответы на вопросы. Счет предметов. | Письмо цифры 1 . | |||
74-82 | 5,6,7,7,8,11,12,13,14/12 | Название и обозначение числа 2. Счет предметов. Знаки +=. | 9 | Ответы на вопросы. Счет предметов. | Письмо цифры 2. | |||
83-89 | 14,15,18,19,20,21,21/12 | Порядковые числительные. Состав числа 2. Знаки =. | 7 | Ответы на вопросы. Счет предметов. | Письмо цифры 2. Запись примеров. | |||
90-93 | 22.25,26,27/12 | Повторение и закрепление изученного материала. | 4 | Ответы на вопросы. Черчение прямой линии. | Черчение прямой линии. Запись примеров. |
|
3четверть (61 час)
94-97 | 10,11,11/ 01 | Повторение. | 4 | Ответы на вопросы Сравнение предметов по цвету и величине. | Рисование по шаблону. |
98-103 | 12,15,16, 17,18,18/ 01 | Сравнение чисел. Точка. Линия. | 6 | Ответы на вопросы. Счет предметов. | Запись и решение примеров. |
104-109 | 19,22,23, 24,25,25/ 01 | Число и цифра 3. Арифметическое действие – сложение. | 6 | Решение примеров. Составление примеров по сюжетной картинке. | Запись и решение примеров (с помощью учителя) |
110-113 | 26,29,30, 31/01 | Счет предметов. Решение примеров на нахождение суммы
| 4 | Ответы на вопросы. Решение примеров. Составление примеров по сюжетной картинке. | Запись и решение примеров (с помощью учителя) |
114-119 | 1,1,2,5,6,7/02 | Название и обозначение числа 4. Состав числа 4. | 6 | Ответы на вопросы. Решение примеров. Составление примеров по сюжетной картинке | Запись и решение примеров(с помощью учителя) |
120-123 | 8,8,9,12/02 | Счет предметов. Решение примеров на нахождение суммы
| 4 | Ответы на вопросы. Решение примеров. Составление примеров по сюжетной картинке. | Запись и решение примеров (с помощью учителя) |
124-129 | ,13,14,15, 15,16,19/ 02 | Название и обозначение числа 5. Состав числа 5. | 6 | Ответы на вопросы. Решение примеров. Составление примеров по сюжетной картинке | Запись и решение примеров(с помощью учителя) |
130-133 | 20,21, 22,22/03 | Счет предметов. Решение примеров на нахождение суммы
| 4 | Ответы на вопросы. Решение примеров. Составление примеров по сюжетной картинке. | Запись и решение примеров (с помощью учителя) |
134-139 | 26, 27,28/ 02 1,1,2/03 | Название и обозначение числа 6. Состав числа 6. | 6 | Ответы на вопросы. Решение примеров. Составление примеров по сюжетной картинке | Запись и решение примеров(с помощью учителя) |
140-143 | 5,6,7,9/03 | Счет предметов. Решение примеров на нахождение суммы
| 4 | Ответы на вопросы. Решение примеров. Составление примеров по сюжетной картинке. | Запись и решение примеров (с помощью учителя) |
144-149 | 12,13,14, 15,15,16/ 03 | Название и обозначение числа 7. Состав числа 7. | 6 | Ответы на вопросы. Решение примеров. Составление примеров по сюжетной картинке | Запись и решение примеров(с помощью учителя) |
150-154 | 19,20,21,22,22,23/03 | Счет предметов. Решение примеров на нахождение суммы | 5 | Решение примеров Игра « Пропущенные цифры». | Запись и решение примеров (с помощью учителя) |
4 четверть (49ч)
155-156 | 2.3/04 | Повторение изученного материала. | 2 | Ответы на вопросы. Название математических знаков и цифр. Игра «Молчанка». | Письмо цифры. Запись и решение примеров и задач. (с помощью учителя) |
157-160 | ,4.5,5.6 /04 | Название и обозначение числа 8. Состав числа 8. | 4 | Ответы на вопросы. Название математических знаков и цифр. Игра «Пропущенные цифры» | Письмо цифры. Запись и решение примеров (с помощью учителя) |
161-163 | 9,10, 11/04 | Решение примеров и задач на нахождение суммы | 3 | Ответы на вопросы. Решение примеров . Составление задач по сюжетной картинке. | Запись и решение примеров и задач. (с помощью учителя) |
164-167 | 12,12,13, 16/04 | Название и обозначение числа 9. Состав числа 9. | 4 | Ответы на вопросы. Название математических знаков и цифр. Игра «Пропущенные цифры» | Письмо цифры. Запись и решение примеров (с помощью учителя) |
168-170 | 17,18,19/ 04 | Решение примеров и задач на нахождение суммы | 3 | Ответы на вопросы. Решение примеров . Составление задач по сюжетной картинке. | Запись и решение примеров и задач. (с помощью учителя) |
171-175 | 19.20.23, 24,25/04 | Название и обозначение числа 10. Состав числа 10. | 5 | Ответы на вопросы. Название математических знаков и цифр. Игра «Пропущенные цифры» | Письмо цифры. Запись и решение примеров (с помощью учителя) |
176-178 | 26.26,27/ 04 | Решение примеров и задач на нахождение суммы | 3 | Ответы на вопросы. Решение примеров . Составление задач по сюжетной картинке. | Запись и решение примеров и задач. (с помощью учителя) |
179-180 | 2.3/05 | Точка, линия. Построение прямой линии через одну точку. | 2 | Составление и решение примеров и задач по сюжетной картинке. | Черчение прямой линии через одну точку. |
181-183 | 3.4/05 | Решение примеров и задач с арифметическим действием «вычитание». | 3 | Составление и решение примеров и задач по сюжетной картинке. | Запись и решение примеров (с помощью учителя) |
184-185 | 7,8/05 | Построение треугольника, квадрата, прямоугольника. | 2 | Построение треугольника, квадрата, прямоугольника с помощью точек и линейки. | Черчение с помощью линейки . |
186-187 | 10.10/05 | Решение примеров на нахождение суммы и остатка. | 2 | Составление и решение примеров на сложение и вычитание по сюжетной картинке. | Запись и решение примеров(с помощью учителя) |
188-189 | 11,14/05 | Сутки, неделя. | 2 | Ответы на вопросы учителя | Рисование по шаблону (с помощью учителя). |
190-191 | 15,16/05 | Отрезок. Мера длины – сантиметр. Вычерчивание отрезка. | 2 | Описание своих действий(показ штрихов на линейке, название знакомых чисел, измерь при помощи линейки длину отрезка ). | Письмо цифры. Запись и решение примеров и задач. |
192-195 | 17,17,18, 21/05 | Меры стоимости. Рубли, копейки. | 4 | Описание своих действий(сравни монеты, назови каждую монету, запиши числа в тетрадь.) | Письмо цифры. Запись и решение примеров и задач. |
196-199 | 22,23,24, 24/05 | Меры массы- килограмм. Мера емкости – литр. | 4 | Ответы на вопросы. Решение и составление примеров по сюжетной картинке. | Письмо цифры. Запись и решение примеров. |
200-203 | 25,28,29, 30/05 | Повторение и закрепление изученного материала. | 4 | Ответы на вопросы. Название математических знаков и цифр. Игра «Пропущенные цифры» | |
ИТОГО | 203 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
8. Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития воспитанника с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития)
Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития воспитанника с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития)...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ 5 КЛАСС
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ПО БЕЗОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЕ)...
Индивидуальная (адаптированная) рабочая программа по математике 5 класс.
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ОВЗ. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что пр...
Индивидуальная (адаптированная) рабочая программа по математике 9 класс.
Цель обучения математике детей с ЗПР – формирование прочных и осознанных математических знаний и умений, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.Основной...
Индивидуальная (адаптированная) рабочая программа по математике 7 класс
Цель обучения математике детей с ЗПР – формирование прочных и осознанных математических знаний и умений, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.Основной...
Рабочая индивидуальная адаптированная общеобразовательная программа индивидуального обучения на дому для обучающейся с тяжелой умственной отсталостью
Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в специальных (коррекционных) образовательных организациях.Из-за неоднородности детей с тяжелыми нарушениям инте...
Индивидуальные адаптированные рабочие программы по математике (с диагнозами Д2Н32, Д2Н33, Д2)
Индивидуальные адаптированные рабочие программы для 5, 6, 7 классов с диагнозами Д2Н32, Д2Н33, Д2....