Индивидуальная (адаптированная) рабочая программа по математике 7 класс
рабочая программа (7 класс) на тему

Ананьева Ольга Владимировна

Цель обучения математике детей с ЗПР – формирование прочных и осознанных математических знаний и умений, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.Основной задачей обучения математике для детей с ЗПР является

- обеспечение прочных и сознательных математических знаний и умений, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности; 
- развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля

Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по математике в старших классах. В связи с этим в программу общеобразовательной школы внесены некоторые изменения: усилены разделы, связанные с повторением пройденного материала, увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся; некоторые даны как ознакомительные; исключены отдельные трудные доказательства; теоретический материал рекомендуется преподносить в процессе решения задач и выполнения заданий наглядно - практического характера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_7_klass_ovz.docx76.37 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество недельных часов 5                 Количество часов в год 175

Уровень рабочей программы                 базовый

        (коррекционная направленность обучения)

Классификация рабочей программы         модифицированная

Цели и задачи учебного предмета «Математика».

Цель обучения математике детей с ЗПР – формирование прочных и осознанных математических знаний и умений, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности:
- усовершенствование вычислительных навыков; 
- развитие логического мышления, пространственного воображения, необходимого в повседневной жизни;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне (физики, химии, основ информатики), для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности.
В процессе обучения у учащихся:
-формируются умения находить разные способы выполнения заданий, сравнивать их между собою и выбирать из них рациональный;
-создаются благоприятные условия для развития умений четко высказывать свои мысли и грамотно вести записи для решения разнообразных задач и упражнений;
-формируются умения пользоваться измерительными и чертежными инструментами (карандашом, линейкой, циркулем, треугольником).
Основной задачей обучения математике для детей с ЗПР является
- обеспечение прочных и сознательных математических знаний и умений, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности; 
- развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля. Школьники должны грамотно и аккуратно делать математические записи, уметь объяснять их.
Исходя из целей специальной (коррекционной) образовательной школы VIII  вида, математика решает следующие задачи:
      • формирование доступных учащимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни; в основных видах трудовой деятельности; при изучении других учебных предметов;
      • максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
      • воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.

Важными коррекционно-развивательными задачами обучения математики учащихся с ЗПР:

  • формирование у учащихся понятий о натуральных числах и шкалах;
  • выполнение арифметических действий с натуральными числами (сложение, вычитание, умножение, деления);
  • развитие умения решать простые задачи всех видов, выбирать и пояснять способы их решения;
  • развитие умения упрощать выражения; выполнять деление с остатком; выполнять действия с обыкновенными, правильными и неправильными дробями;
  • формирование умений переносить приобретенные знания при решении заданий незнакомой структуры; 
  • усвоение знаний о геометрических фигурах и их свойствах; формирование навыков их построения и измерения;
  • умение применять знания в своей жизнедеятельности. 


Кроме того, изучение математики способствует формированию у учеников общих учебных умений, культуры речи, четкости и точности мысли, критичности мышления, методам решения задач, развитие настойчивости, силы воли, самоконтроля.

Предусмотреть , что в результате коррекционно-развивательного воздействия у детей с ЗПР сформируются доступные количественные, пространственные представления и понятия, знания о величинах и основах начальной геометрии. Происходит коррекция и развитие психических процессов, познавательной деятельности личности ученика. 
Задача образовательного процесса: обеспечить усвоение обучающимися обязательного минимума содержания на основе требований государственного образовательного стандарта.Изучение математики обогощает и систематизирует у детей с ЗПР представление о свойствах предметов окружающей среды; способствует накоплению опыта практических действий; обеспечивает овладение учащимися системой математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни; способствует формированию понятий про количество, число, форму и величину предметов; расширяет умение измерять и вычислять длину отрезка, периметр геометрических фигур, площадь прямоугольника, квадрата; развивает графическое умение. Создает широкие возможности для развития памяти, логического и критического мышления, интуиции, воображения, внимания, настойчивости, навыков контроля и самоконтроля (самостоятельно расчленять задания на части, выделять существенное, выяснять взаимосвязи частей, продумывать и предлагать план решения, выполнять соответственно по плану, проверять задачу в целом), умения планировать свою работу, анализировать учебную задачу. 
Важное значение при обучении детей с ЗПР придается предметно-практической деятельности детей, что обеспечивает научную основу для формирования математических понятий и создание предпосылок для применения математических знаний при решении практических задач. На уроках математики у детей формируется научное мировоззрение; имеется место для развития познавательных способностей; осущестляется подготовка для работы; воспитание нравственных черт и качеств личности. 
Математика направлена на коррекцию высших психических функций: аналитического мышления (сравнение, обобщение, классификация и др.), произвольного запоминания и внимания. Реализация математических знаний требует сформированности лексико-семантической стороны речи, что особенно важно при усвоении и осмыслении содержания задач, их анализе. Таким образом, учитель должен при обучении математике выдвигать в качестве приоритетных специальные коррекционные задачи, имея в виду, в том числе их практическую направленность.

В содержании программных требований знаний и умений учащихся математического материала надо учитывать особенности развития учащихся с ЗПР, конкретные достижения детей и развитие их потенциальных возможностей. 

Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по математике в старших классах. В связи с этим в программу общеобразовательной школы внесены некоторые изменения: усилены разделы, связанные с повторением пройденного материала, увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся; некоторые даны как ознакомительные; исключены отдельные трудные доказательства; теоретический материал рекомендуется преподносить в процессе решения задач и выполнения заданий наглядно - практического характера.

Ввиду излишней сложности некоторые темы из программы  возможно  изучать ознакомительно без ущерба для дальнейшего изучения курса алгебры. Ввиду излишней сложности некоторые темы из программы 7-9 классов возможно изъять или изучать ознакомительно без ущерба для дальнейшего изучения курса алгебры. Высвободившиеся часы рекомендуются использовать на повторение (в начале и в конце года), на практические работы, а также на изучение наиболее трудных и значимых тем: «Решение уравнений», «Решение задач с помощью уравнений» и другие темы.
В 7 классе:в темах: «Доказательство тождеств», «График функции, абсцисса, ордината», «Линейные уравнения с двумя переменными» понятия вводятся ознакомительно, в процессе решения конкретных задач, раскрывающих основу математических абстракций. 
изъять тему «Абсолютная погрешность  по темам: «Решение уравнений», «Решение задач с помощью уравнений» увеличить количество часов.

 Знания по математике имеют важное значение в повседневной жизни: покупка продуктов питания, одежды, предметов обихода, быта, оплата квартиры и других коммунальных услуг, расчет количества материалов для ремонта, расчет процентов по денежному вкладу и др. Кроме этого, математические знания необходимы детям при усвоении других учебных дисциплин, таких, как трудовое обучение, домоводство, история, география, рисование.
  В программе по математике усилена практическая направленность обучения, что не исключает требований к усвоению детьми сведений теоретического характера.. 
Речевое повествование учебного материала имеет коррекционно-развивательное влияние не только на речь учеников, но и на развитие операционного компонента мышления. Придерживаясь принципов научности и доступности учения, на уроках алгебры желательно предлагать ученикам запоминать определение некоторых понятий и стараться обосновывать важнейшие утверждения. Или не следует требовать от учеников четкого заучивания всех правил, достаточно сформировать в них умения передавать содержание правил близко к тексту. 
Для детей с задержкой психического развития характерны сниженная познавательная активность, недостаточность внимания, памяти, пространственной ориентировки.  Речевое повествование учебного материала имеет коррекционно-развивательное влияние не только на речь учеников, но и на развитие операционного компонента мышления. Придерживаясь принципов научности и доступности учения, на уроках алгебры желательно предлагать ученикам запоминать определение некоторых понятий и стараться обосновывать важнейшие утверждения. Или не следует требовать от учеников четкого заучивания всех правил, достаточно сформировать в них умения передавать содержание правил близко к тексту. 

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
  • Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждены приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/17чебный год
  • Учебный план МКОУ Большеясырской ООШ,утвержденный приказом

Данная рабочая программа разработана на основе следующих программ:

  • Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю.Н.Макарычева и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2015.
  • Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 класс. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина / Составитель: Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2014.
  • программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 7 вида.

Данная рабочая программа является модифицированной, потому что преподавание математики ведется чередованием блоков алгебры и геометрии. За основу взяты вышеуказанные программы, так как они составлены на основе федерального компонента государственного стандарта образования и полностью отражают базовый уровень подготовки школьников. Примерное распределение учебных часов по разделам курсов алгебры и геометрии этих программ неизменено.

Обоснование выбора программы.

За основу взяты вышеуказанные программы, так как они составлены на основе федерального компонента государственного стандарта образования и полностью отражают базовый уровень подготовки школьников.

Место предмета в Учебном плане. 

Предмет «Математика» занимает важное место в федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации, по которому на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с V по IX класс.

Формы организации образовательного процесса. 

Особенность организации образовательного процесса есть ориентация на достижение всеми учащимися обязательного уровня математической подготовки и создания условий для овладения математическим материалом. В связи с этим внимание необходимо уделять дифференцированному обучению и индивидуальной работе с детьми. Эффективными могут быть групповые формы обучения на уроке и оптимальное совмещение с фронтальными; дополнительные работы с учащимися в поурочный час.

Необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса связано с выбором учителем рациональной системы методов и приемов активного обучения, употребление новых информационных технологий и сочетание с традиционными средствами. Особая роль в назначении математики отводится математическим задачам, как цель и средство обучения математического развития учащихся. В планировании уроков и домашних работ нужно обеспечить органичную связь теоретического материала и задач, помнить, что первое глубокое осознание и усвоение в процессе решения задач: подбор задач осуществляется дифференцированно, с учётом интеллектуальных особенностей детей с ЗПР. 

Положительная динамика учебно-познавательного развития ребенка зависит от вида коррекционной работы: учитывать субъективный опыт и индивидуальные различия развития ребенка, и направлять на развитие потенциальных возможностей. 

Виды и формы контроля.

Учреждение осуществляет текущий контроль успеваемости, проводит промежуточную аттестацию обучающихся. Контрольная работа выполняется учениками самостоятельно, без помощи учителя.Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы. Промежуточная аттестация проводится в форме самостоятельных работ ( на каждую самостоятельную работу отводится для детей с ЗПР 20-25 мин) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы. 

Учебно-методический комплект для обучающихся:

  • Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Теляковского С.А. - М.: Просвещение, 2015г.
  • Геометрия 7 – 9: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина.- М.: Просвещение, 2015г..  


Учебно-тематический план

(3ч в неделю, 105ч в год; из них 10 контрольных работ и 21 самостоятельная работа)


Наименование раздела

(темы)


Всего

Часов


Требования к уровню

Подготовки


Перечень контрольно

измерительных мероприятий


Самостоятельные работы


Контрольные работы


1. Выражения, тождества, уравнения 


17 ч


Знать понятия числовых и выражений с переменными, значений выражения; строгие и нестрогие неравенства; свойства действий над числами; понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», подобные слагаемые; понятие линейного уравнения с одной переменной, корень уравнений.

Уметь выполнять арифметические действия с рациональными числами. Сравнивать значения выражений, содержащие переменную. Выполнять преобразование различных алгебраических выражений, приводить подобные слагаемые. Решать уравнения вида ах=b при различных значениях а и b
.

Применять свойства действий над числами для упрощения выражений и нахождения значений выражений; умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. 


Самостоятельные работы №1 - 3


Контрольная работа №1-2


2.Статистические характеристики


3 ч


Знать простейшие статистические характеристики: среднее арифметическое, мода, медиана, размах. Уметь использовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях. Применять полученные знания при решении несложных задач.




3. Функции 


12 ч


Знать понятия: функция, аргумент, область определения функции, график функции, способы задания функции. Понятие прямой пропорциональности, график прямой пропорциональности. Понятие линейной функции и ее графика, углового коэффициента прямой.

Уметь находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу. Строить и читать графики прямой пропорциональности, линейной функции. Понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у = кх
где кhttp://edu.convdocs.org/tw_files2/urls_24/13/d-12299/7z-docs/5_html_3967b081.gif0, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций вида у = кх + b.

Применять функциональные понятия при изучении конкретных функций, при решении геометрических и физических задач. 


Самостоятельные работы №4 -6


Контрольная работа№3


4. Степень с натуральным показателем 


14 ч


Знать определение степени с натуральным показателем, основание степени и показатель степени; свойства степени с натуральным показателем. Понятие одночлена и его стандартный вид, коэффициент одночлена, степень одночлена. Определение функций у=х
и у=х3, их свойств и графики.

Уметь использовать свойства степеней с натуральным показателем, выполнять действия над выражениями, содержащими степени. Уметь умножать одночлены и возводить их в степень. Уметь строить графики функций у=х
2 и у=х3и пользуясь графиком, находить значения функции и значения аргумента.

Применять свойства степени с натуральным показателем при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. Применять полученные знания при решении уравнений графическим способом.


Самостоятельные работы №7 -10


Контрольная работа№4


5. Многочлены 


17 ч


Знать определение многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. 

Уметь представить в виде многочлена сумму, разность, произведение многочленов. Выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений над многочленами. Уметь разложить многочлен на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки.

Применять рассматриваемые преобразования при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений; при решении задач методом составления уравнений и при выполнении несложных заданий на доказательство тождеств.


Самостоятельные работы №11 -14


Контрольная работа№5-6


6.Формулы сокращенного умножения 


19 ч


Знать формулы сокращенного умножения и соответствующие формулировки: (а - b)(а + b) = а
2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2. Наряду с указанными рассматриваются также формулы (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3, (а ± b) (аhttp://edu.convdocs.org/tw_files2/urls_24/13/d-12299/7z-docs/5_html_7f455a31.gif а b + b2) = а3 ± b3

Уметь выполнять тождественные преобразования целых выражений, пользуясь формулами сокращенного умножения. 

Применять различные приемы разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.


Самостоятельные работы №15 -18


Контрольная работа№7-8


7. Системы линейных уравнений


14 ч


Знать определение линейного уравнения с двумя переменными и их системы, решение линейного уравнения с двумя переменными.

Уметь строить график уравнения ах + bу=с, где а≠0 или b≠0, при различных значениях а, b, с. Решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. 

Применять процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений. В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах. Применять графические образы для исследования вопроса о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными.


Самостоятельные работы №19 -21


Контрольная работа№9


8. Повторение 


8 ч


Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 7 класса.



Контрольная работа№10


Учебно-тематический план

(2 ч в неделю, 70 ч в год; из них контрольных работ 5, самостоятельных работ 12)


Наименование раздела 

(темы)


Всего

часов


Требования к уровню подготовки


Перечень контрольно

измерительных мероприятий


Самостоятельные работы


Контрольные работы


1. Основные свойства простейших геометрических фигур


14ч


Знать начальные понятия планиметрии: точка и прямая; отрезок, длина отрезка и её свойства; полуплоскость, полупрямая (луч), дополнительные полупрямые. Угол, величина угла и её свойства. Треугольник. Равенство отрезков, углов, треугольников. Параллельные прямые. Теоремы и доказательства. Аксиомы.

Уметь изображать и обозначать точки и прямые на рисунке; изображать, обозначать и распознавать на рисунке отрезок, луч, дополнительные полупрямые; углы. Пользоваться линейкой для измерения отрезков; транспортиром для измерения углов.

Применять основные свойства расположения точек и прямых; основные свойства измерения отрезков при решении задач.


Самостоятельные работы №1-2


Контрольная работа №1


2. Смежные и вертикальные углы 


9 ч


Знать определения: смежных, вертикальных углов и их свойства; определение перпендикулярных прямых; определения прямого, тупого и острого углов; формулировку и доказательство следствий из теоремы о сумме смежных углов; определение биссектрисы угла и её свойства.

Уметь строить угол, смежный с данным (угол, вертикальный данному), находить смежные и вертикальные углы на чертеже. Уметь доказывать изученные теоремы. Уметь решать задачи на использование изученных теорем и свойств геометрических фигур.

Применять свойства смежных и вертикальных углов при решении задач. Применять метод доказательства от противного при решении задач.


Самостоятельные работы №3-4


Контрольная работа №2


3. Признаки равенства треугольников


14ч


Знать формулировку первого, второго и третьего признака равенства треугольников. Определения равнобедренного и равностороннего треугольников, периметра треугольника, формулировку и доказательство теоремы об углах при основании равнобедренного треугольника; прямую и обратную теорему о признаке равнобедренного треугольника. Определение медианы, биссектрисы и высоты треугольника. 

Уметь решать задачи, в которых требуется доказать равенство треугольников по 1, 2 и 3 признаку равенства треугольников; решать задачи на использование понятий медианы, высоты и биссектрисы треугольника.

Применять признаки равенства треугольников, теорему об углах при основании равнобедренного треугольника, теорему о свойстве медианы равнобедренного треугольника при решении расчетных, комбинированных задач и задач комплексного характера.. 


Самостоятельные работы №5-8


Контрольная работа №3


4. Сумма углов треугольника


16ч


Знать свойства углов, образованных при пересечении двух прямых секущей. Параллельные прямые. Основное свойство параллельных прямых. Признаки параллельности прямых. Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой, расстояние между параллельными прямыми.

Уметь по рисунку объяснить, какие углы называются внутренними накрест лежащими, внутренними односторонними и соответственными; распознавать по рисунку внешний угол треугольника. Делать вывод о параллельности прямых на основании признаков параллельности. По чертежу сделать вывод о том, какие стороны прямоугольного треугольника являются катетами и гипотенузой.

Применять полученные знания при решении задач на доказательство, по готовым чертежам, расчетных и комбинированных задач. 


Самостоятельные работы №9-11


Контрольная работа №4


5. Геометрические построения


11ч


Знать определение окружности и ее элементов; касательной к окружности и её свойства; окружности, описанной около треугольника; окружности, вписанной в треугольник; свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Знать алгоритмы решения задач построения треугольника по трем сторонам; построения угла, равного данному.

Уметь выполнять основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Применять полученные знания при решении комбинированных задач и несложных задач на построение с использованием чертежных инструментов.


Самостоятельная работа №12


Контрольная работа №5


6. Обобщающее повторение



Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 7 класса).

 

7. Повторение

Итоговая контрольная работа



3


Уметь решать геометрические задачи.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин



Итоговая контрольная работа №6


Содержание  тем учебного курса

1.Выражения и их преобразования. Уравнения. – 17 часов, из них 2 часа контрольные работы 

Числовые выражения и выражения с переменными. Числовое значение буквенного выражения. Равенство буквенных выражений. Тождество, доказательство тождеств. Простейшие преобразования выражений с переменными. Уравнение с одним неизвестным и его корень. Линейное уравнение. Решение задач с использованием линейных уравнений.


2.Статистические характеристики – 3 часа 

Среднее арифметическое, размах и мода. Медиана как статистическая характеристика.

3.Функции - 12 часов, из них 1 час контрольная работа

Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции. Функция y = kx + b и её график. Геометрический смысл коэффициентов. Функция y = kx и ее график (прямая пропорциональность).

4.Степень с натуральным показателем - 14 часов, из них 1 час контрольная работа)

Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции y = x
2, y = x3 и их графики. Измерение величин. 

5.Многочлены – 17 часов, из них 2 часа контрольные работы

Многочлен. Степень многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители: вынесением общего множителя за скобки, способом группировки.

6.Формулы сокращённого умножения – 19 часов, из них 2 часа контрольные работы)

Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы, квадрат разности, 
куб суммы и куб разности. Формула разности квадратов,формулы суммы кубов и разности кубов. Применение формул сокращенного умножения к разложению на множители.

7.Системы линейных уравнений - 14 часов, из них 1 час контрольная работа)

Линейное уравнение с двумя переменными, его графическая интерпретация. Система уравнений, понятие решения системы уравнений с двумя переменными; решение линейных систем подстановкой и алгебраическим сложением. Графическая интерпретация системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления линейных систем уравнений.

8.Повторение. Решение задач

Содержание тем  учебного курса


1. Основные свойства простейших геометрических фигур - 14 часов, из них 1час контрольная работа. Возникновение геометрии из практики. Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры: точка, прямая, луч, плоскость. Отрезок, ломанная. Длина отрезка и его свойства. Угол. Виды углов: прямой, тупой, острый. Величина угла и ее свойства. Равенство отрезков, углов, треугольников.

2. Смежные и вертикальные углы - 9 часов, из них 1час контрольная работа. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Биссектриса угла и её свойства. Параллельные прямые. Определения, доказательства, аксиомы и теоремы, следствия. Перпендикулярность прямых. Контрпример, доказательство от противного.

3. Признаки равенства треугольников - 14 час, из них 1час контрольная работа. Треугольник, прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Признаки равенства треугольников: первый, второй, третий. Медиана, биссектриса и высота треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Прямая и обратная теоремы. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки:
построение треугольника по трём сторонам;угла, равного данному;биссектрисы угла,перпендикуляра к прямой;деление отрезка пополам.

4. Сумма углов треугольника - 16 часов, из них 1час контрольная работа. Параллельные и пересекающиеся прямые. Основное свойство параллельных прямых. Признаки параллельности прямых. Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку.

5. Геометрические построения - 11 часов, из них 1час контрольная работа. Окружность и круг. Центр окружности, радиус, диаметр. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная и секущая к окружности, свойство касательной к окружности, равенство касательных, проведенных из одной точки. Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: построение треугольника по трём сторонам; угла, равного данному; биссектрисы угла; перпендикуляра к прямой, деление отрезка пополам. Понятие о геометрическом месте точек.

6. Повторение

Требования к уровню подготовки обучающихся


знать/понимать:

- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;

- универсальный характер законов логики математических рассуждений.

уметь:

- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приёмы;

- находить значения степени с натуральным показателем;

- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач;

- выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем;

- решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним; решать системы линейных уравнений;

- решать задачи с помощью линейных уравнений с одной переменной;

- решать текстовые задачи алгебраическим методом;

- находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значение аргумента по значению функции;

- описывать свойства изученных функций (линейная, прямая пропорциональность), строить их графики;

- представлять одночлены и многочлены в стандартном виде;

- выполнять умножение одночленов, возведение одночлена в степень;

- выполнять действия над многочленами (сложение, вычитание, умножение, вынесение общего множителя за скобки; разложение многочлена на множители способом группировки и с помощью формул сокращенного умножения);

- возводить в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений; 

- находить вероятности случайных событий в простейших случаях.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для решения несложных практических задач, в том числе с использованием справочных материалов, калькулятора, компьютера;

- устной прикидки и оценки результатов вычислений; проверки результатов вычислений с использованием различных приёмов;

- интерпретации результатов решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений

В результате изучения геометрии 7 класса учащиеся должны:

знать/понимать:

- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов.

уметь

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; 
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел; 
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; 
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение

Алгебра-7: учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 20010 – 2015год.

Алгебра: дидакт. материалы для 7 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. — М.: Просвещение, 2010—2015. 

Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов «Геометрия 7-9класс» М.2013г.

Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. –– М.: Просвещение, 2012г.

Я иду на урок математики: 7 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «1 сентября», 2014;

Алгебра. 7 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева и др. / авт.-сост. Л.А Топилина, Т.Л. Афанасьева. – Волгоград: Учитель, 2015; 

Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2015;

В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева Уроки алгебры в 7 классе- М.: «Вербум - М», 2014;

Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов «Изучение геометрии в 7-9 классах, М.2012г

Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»

Математика в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.

Геометрия, дидактич материал А.Р.Рязановский, О.В.Фролова Изд-во «Дрофа»,2014г

Геометрия. Самостоят и контрольн работы (разрезные карточки) Сост. М.А.Иченская Волгоград, Изд-во «Учитель»,2015г


Календарно – тематическое планирование



Тема урока


Кол-во часов


Дата


Вид контроля


1.


Выражения и их преобразования. Уравнения.


17ч




1


Повторение. Числовые выражения


1




2


Числовые выражения


1




3


Алгебраические выражения


1




4


Выражения с переменными. Самостоятельная работа №1


1



Самостоятельная работа №1


5


Сравнение значений выражений


1




6


Сравнение значений выражений. Решение упражнений


1




7


Свойства действий над числами. Самостоятельная работа №2


1



Самостоятельная работа №2


8


Решение упражнений на применение свойств действий над числами


1




9


Тождества, тождественные преобразования выражений


1




10


Решение упражнений на преобразование выражений. Подготовка к контрольной работе.


1




11


Контрольная работа №1


1



Контрольная работа №1 по теме «Выражения с переменными. Преобразование выражений»


12


Уравнение и его корни


1




13


Линейное уравнение с одной переменной


1




14


Решение линейных уравнений с одной переменной. Самостоятельная работа №3


1



Самостоятельная работа №3


15


Решение задач с помощью линейных уравнений


1




16


Решение задач с помощью уравнений. Подготовка к контрольной работе


1




17


Контрольная работа №2


1



Контрольная работа №2 по теме «Решение линейных уравнений и задач с помощью линейных уравнений».


2.


Статистические характеристики





18


Анализ контрольной работы. Среднее арифметическое, размах и мода (презентация к уроку)


1




19


Решение задач на среднее арифметическое, размах и моду


1




20


Медиана как статистическая характеристика


1




3.


Функции и их графики


12ч




21


Понятие функции. Область определения и множество значений функции.


1




22


Вычисление значений функции по формуле


1




23


Понятие графика функции. Самостоятельная работа №4


1



Самостоятельная работа №4


24


График функции


1




25


Прямая пропорциональность и ее график


1




26


График прямой пропорциональности. Самостоятельная работа №5


1



Самостоятельная работа №5


27


Линейная функция и ее график


1




28


Построение графика линейной функции


1




29


Взаимное расположение графиков линейных функций. Самостоятельная работа №6


1



Самостоятельная работа №6


30


Задание функции несколькими формулами


1




31


Решение упражнений на построение графиков. Подготовка к контрольной работе.


1




32


Контрольная работа №3


1



Контрольная работа №3 по теме «Понятие функции. Линейная функция и ее график»


4.


Степень и ее свойства


14ч




33


Анализ контрольной работы. Определение степени с натуральным показателем


1




34


Решение упражнений по теме: Степень с натуральным показателем


1




34


Умножение и деление степеней. Самостоятельная работа №7


1



Самостоятельная работа №7


35


Умножение и деление степеней. Решение упражнений


1




36


Возведение в степень произведения и степени и частного


1




37


Возведение в степень произведения и степени. Решение упражнений. Самостоятельная работа №8


1



Самостоятельная работа №8


38


Одночлен и его стандартный вид


1




39


Умножение одночленов. Возведение одночленов в степень. 


1




40


Умножение одночленов. Возведение одночленов в степень. Решение упражнений. Самостоятельная работа №9


1



Самостоятельная работа №9


41


Функции y = x
2 и y = x3 и их графики


1




42


Функции y = x
2 и y = x3 и их графики. Самостоятельная работа №10


1



Самостоятельная работа №10


43


О простых и составных числах


1




44


Решение упражнений. Подготовка к контрольной работе.


1




45


Контрольная работа №4


1



Контрольная работа №4 по темам «Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлены».


5.


Многочлены


17ч




46


Анализ контрольной работы. Многочлен и его стандартный вид, степень многочлена.


1




47


Многочлен и его стандартный вид, степень многочлена. Решение упражнений


1




48


Сложение и вычитание многочленов. Самостоятельная работа №11


1



Самостоятельная работа №11


49


Сложение и вычитание многочленов. Решение упражнений на сложение и вычитание многочленов


1




50


Умножение одночлена на многочлен


1




51


Решение упражнений по теме: умножение одночлена на многочлен. Самостоятельная работа №12


1



Самостоятельная работа №12


52


Вынесение общего множителя за скобки


1




53


Вынесение общего множителя за скобки. Решение упражнений


1




54


Самостоятельная работа №13. Вынесение общего множителя за скобки


1



Самостоятельная работа №13


55


Контрольная работа №5


1



Контрольная работа №5 по теме «Сумма и разность многочленов. Умножение одночлена на многочлен».


56


Анализ контрольной работы. Умножение многочлена на многочлен


1




57


Умножение многочлена на многочлен


1




58


Решение упражнений по теме: Умножение многочлена на многочлен. Самостоятельная работа №14


1



Самостоятельная работа №14


59


Разложение многочлена на множители способом группировки


1




60


Разложение многочлена на множители способом группировки. Решение упражнений 


1




61


Контрольная работа №6


1



Контрольная работа №6 по теме «Произведение многочленов. Разложение многочлена на множители».


62


Анализ контрольной работы. Деление с остатком


1




6.


Формулы сокращенного умножения


19ч




63


Возведение в квадрат и в 
куб суммы и разности двух выражений


1




64


Возведение в квадрат и в 
куб суммы и разности двух выражений. Решение упражнений


1




65


Самостоятельная работа №15. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности


1



Самостоятельная работа №15


66


Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности


1




67


Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности


1




68


Умножение разности двух выражений на их сумму. Самостоятельная работа №16


1



Самостоятельная работа №16


69


Умножение разности двух выражений на их сумму


1




70


Умножение разности двух выражений на их сумму


1




71


Самостоятельная работа №17. Разложение разности квадратов на множители


1



Самостоятельная работа №17


72


Разложение разности квадратов на множители


1




73


Разложение разности квадратов на множители


1




74


Контрольная работа №7


1



Контрольная работа №7 по теме «Формулы сокращенного умножения»


75


Анализ контрольной работы. Разложение на множители суммы и разности кубов


1




76


Разложение на множители суммы и разности кубов


1




77


Преобразование целого выражения в многочлен


1




78


Применение различных способов для разложения на множители. Самостоятельная работа №18


1



Самостоятельная работа №18


79


Применение различных способов для разложения на множители


1




80


Контрольная работа №8


1



Контрольная работа №8 по теме «Преобразование целых выражений»


81


Анализ контрольной работы. Возведение двучлена в степень


1




7.


Системы линейных уравнений с двумя переменными 


14ч




82


Линейное уравнение с двумя переменными


1




83


Решение задач с использованием линейных уравнений с двумя переменными


1




84


Самостоятельная работа №19. График линейного уравнения с двумя переменными


1



Самостоятельная работа №19


85


График линейного уравнения с двумя переменными


1




86


Системы линейных уравнений с двумя переменными


1




87


Системы линейных уравнений с двумя переменными. Самостоятельная работа №20


1



Самостоятельная работа №20


88


Способ подстановки


1




89


Способ подстановки 


1




90


Способ сложения


1




91


Способ сложения. Самостоятельная работа №21


1



Самостоятельная работа №21


92


Решение задач с помощью систем уравнения


1




93


Решение задач с помощью систем уравнения


1




94


Решение упражнений. Подготовка к контрольной работе.


1




95


Контрольная работа №9


1



Контрольная работа №9 по теме « Системы линейных уравнений с двумя переменными»


96-102


Итоговое повторение материала




Итоговая контрольная работа


Календарно-тематическое планирование уроков по  геометрии

№ урока

Тема урока

Количество часов

дата проведения урока

план

дата проведения урока

факт

Домашнее задание

Глава 1. Начальные геометрические сведения

11

1.

Прямая и отрезок

1

2.

Луч и угол

1

3.

Сравнение отрезков и углов

1

4.

Измерение отрезков

1

5.

Измерение углов

1

6.

Решение задач «Измерение отрезков. Измерение углов»

1

7.

Смежные и вертикальные углы

1

8.

Перпендикулярные прямые

1

9.

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

10.

Контрольная работа № 1 «Начальные геометрические сведения»

1

11.

Анализ к.р. №1

1

Глава 2. Треугольники

18

12.

Работа над ошибками. Треугольник

1

13.

Первый признак равенства треугольников

1

14.

Первый признак равенства треугольников.

1

15.

Перпендикуляр к прямой

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Практическая работа

1

16.

Равнобедренный треугольник и его свойства

1

17.

Решение задач по теме "Равнобедренный треугольник"

1

18.

Второй признак равенства треугольников

1

19.

Решение задач на применение второго признака равенства треугольников

1

20.

Третий признак равенства треугольников

1

21.

Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников

1

22-23.

Признаки равенства треугольников

2

24.

Задачи на построение. Окружность.

1

25.

Идейная основа решения задач на построение

1

26.

Решение задач на построение с помощью циркуля и линейки

1

27.

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

28.

Контрольная работа № 2 по теме "Треугольники. Признаки равенства треугольников

1

29.

Анализ контрольной работы

1

Глава 3 Параллельные прямые

13

30.

Работа над ошибками. Основные определения и понятия, связанные с параллельными прямыми, их признаки

1

31.

Основные определения и понятия, связанные с параллельными прямыми, их признаки

1

32.

Практические способы построения параллельных прямых

1

33.

Решение задач по теме "Признаки параллельности прямых"

1

34.

Аксиома параллельных прямых

1

35.

Свойства параллельных прямых

1

36.

Свойства параллельных прямых

1

37.

Решение задач «Признаки параллельности прямых»

1

38.

Решение задач «Признаки параллельности прямых»

1

39.

Решение задач

1

40.

Подготовка к контрольной работе

1

41.

Контрольная работа № 3 по теме "Параллельные прямые"

1

42.

Анализ контрольной работы

1

Глава 4. Соотношение между сторонами и углами треугольника

20

43.

Сумма углов треугольника

1

44.

Решение задач по теме "Сумма углов треугольника"

1

45.

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

46.

Соотношение между сторонами и углами треугольника

1

47.

Неравенство треугольника

1

48.

Подготовка к контрольной работе

1

49.

Контрольная работа № 4 по теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника"

1

50.

Анализ контрольной работы

1

51.

Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства

1

52.

Некоторые свойства прямоугольных треугольников

1

53.

Признаки равенства прямоугольных треугольников

1

54.

Решение задач по теме "Свойства прямоугольных треугольников"

1

55.

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

1

56.

Построение треугольника по трем элементам

1

57.

Построение треугольника по трем элементам

1

58.

Решение задач по теме "Построение треугольника по трем элементам"

1

59.

Решение задач по теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника"

1

60.

Подготовка к контрольной работе

1

61.

Контрольная работа № 5 по теме "Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам»

1

62.

Анализ контрольной работы

1

63.

Повторение. Начальные геометрические сведения

1

64.

Повторение. Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник

1

65.

Повторение. Параллельные прямые

1

66.

Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Задачи на построение

1

67.

Контрольная работа № 6 (итоговая)

1

68-70

Итоговый урок по материалу геометрии 7 класса. Решение задач

3





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО этике 11 КЛАСС

Рабочая  программа по предмету: «Этика» представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку;  содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки у...

Индивидуальная (адаптированная) рабочая программа по математике 5 класс.

Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ОВЗ. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что пр...

Индивидуальная (адаптированная) рабочая программа по математике 9 класс.

Цель обучения математике детей с ЗПР – формирование прочных и осознанных математических знаний и умений, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.Основной...

Индивидуальные адаптированные рабочие программы по математике (с диагнозами Д2Н32, Д2Н33, Д2)

Индивидуальные адаптированные рабочие программы для 5, 6, 7 классов с диагнозами Д2Н32, Д2Н33, Д2....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «РУССКИЙ ЯЗЫК» ФГОС ООО 7 класс

Индивидуальная адаптированная программа учебного курса "Русский язык"  ФГОС ООО 7 класс....