Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Результат взаимодействия | Формируемые УУД |
Мотивационный (3 мин.) |
Чтобы спорилось нужное дело, Чтобы в жизни не знать неудач, В экспедицию отправимся смело, В мир примеров и разных задач. А девизом нашего урока буду такие слова: Думать — коллективно! Решать — оперативно! Отвечать — доказательно! Бороться — старательно! И открытия нас ждут обязательно!
Поднимите сигнальные карточки и покажите вашу готовность к уроку. Знания, полученные вами самостоятельно, запоминаются надолго. Великий русский писатель Л.Н. Толстой писал: «…Ум человеческий только тогда понимает обобщение, когда он сам его сделал или проверил». Постараемся и мы сегодня на уроке включиться в деятельность по открытию нового знания.
|
Слушают речь учителя, психологический настрой на продуктивную работу. Девиз урока: «Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я пойму!»
|
Проверка готовности класса к уроку
|
Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений.
|
Актуализация знаний обучающихся (7 мин.) |
Математика нас ждет. Начинаем устный счет.
70:5 | 48:4 | 15⋅6 | 17⋅3 | +2 | -2 | -21 | +49 | ⋅4 | ⋅9 | :23 | :25 | -64 | :45 | +49 | +38 | :11 | +18 | :13 | :14 | ? | ? | ? | ? |
Расположить ответы в порядке убывания
- Какую тему мы изучали на предыдущих уроках? - Какие дроби вы знаете? - Какие приобрели умения, навыки при изучении дробей? Упражнение на внимание (индуктор): - В течение 1 минуты постарайтесь запомнить все дроби, которые я вам покажу:
- Назовите все дроби!
- Предположите, какой будет следующий вопрос?
- Ребята, могли бы вы назвать из записанных дробей самую маленькую, самую большую; расставить дроби в порядке возрастания?
|
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, выполняют задания
- 20; 4; 3; 0.
- Обыкновенные дроби. - Правильные и неправильные дроби. - Умеем читать, записывать, изображать на координатном луче.
Запоминают дроби
1 человек на доске записывает по памяти все дроби из предложенного ряда. Остальные обучающиеся исправляют ошибки при их наличии
Обучающиеся придумывают свои вопросы и задания с данными дробям, например: 1. Назовите числители дробей, знаменатели дробей. 2. Назовите правильные дроби, неправильные дроби. 3. Что показывает числитель дроби, знаменатель дроби? 4. Что означает дробь 2/3; 4/3; 12/12? Далее следуют ответы обучающихся на поставленные вопросы, т.е. идёт повторение изученного ранее материала Обучающиеся предлагают свои варианты наименьшей и наибольшей дроби, основываясь на имеющихся знаниях о числителе и знаменателе дроби. И приходят к пониманию, что не могут однозначно и аргументированно выбрать наименьшую (наибольшую) дробь |
Вспомнили порядок убывания и возрастания натуральных чисел, обыкновенные дроби, правильные и неправильные дроби |
Регулятивные: контроль и коррекция. Коммуникативные: оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: обобщение знаний об обыкновенных дробях.
|
Постановка проблемы. Определение темы и цели урока. (2 мин.) |
Сомневаетесь? Значит, вам не всё ещё известно о дробях. С каким заданием вы не справились? Сформулируйте возникшую проблему. - Тогда формулируем тему урока:
|
- Не смогли выбрать наименьшую (наибольшую) дробь - Как сравнивают дроби? Обучающиеся формулируют тему урока: «Сравнение дробей» Определяют цель урока: Научиться сравнивать дроби
|
Определяют тему и цель урока. |
Познавательные: постановка и формулирование проблемы. Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: высказывание своей точки зрения и ее обоснование, приведение аргументов.
|
Выдвижение гипотезы (4 мин) |
На доске ряд дробей: . − На какие группы можно разбить все дроби?
На доске: − Назовите знаменатели дробей первой группы. − Что показывает знаменатель дроби?
− Назовите числители дробей второй группы.
− Что показывает числитель дроби?
− Посмотрите на две группы дробей и скажите, в каком порядке в той и другой группе расположены дроби. Ответ обоснуйте. Время выполнения 10 сек. − У кого нет ответа? − Что вы не можете сделать?
- Почему возникли затруднения?
− Что можно использовать для сравнения дробей?
|
Дроби, у которых одинаковые числители, дроби, у которых одинаковые знаменатели
3, 5, 6.
Знаменатель показывает, на сколько равных частей разделено целое 11, 4, 3
Числитель показывает, сколько равных частей целого взято
Я не могу определить, в какой последовательности расположены дроби
Не знаем способа сравнения дробей
Можно использовать числовой луч, разрезанный на куски «тортик» (другие варианты ответа)
|
Предлагают способы сравнения обыкновенных дробей |
Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Коммуникативные: высказывание своей точки зрения и ее обоснование, приведение аргументов. |
Построение проекта выхода из затруднения и его реализация. ( 5 мин.) |
− Сформулируйте цель вашей деятельности.
− Какие дроби входят в каждую группу?
− По какому признаку будем сравнивать дроби?
− Открывать знания вы будете в группах. Какие правила надо выполнять, чтобы работа в группах была успешной?
− Первая, третья и пятая группы будут работать с первой группой дробей, а вторая, четвертая и шестая – со второй группой дробей.
− Сколько кругов должно быть у каждой группы − На сколько равных частей должны быть разбиты круги у 1, 3, 5 групп? − На сколько равных частей должны быть разбиты круги у 2, 4, 6 групп?
− По какому плану вы будете работать?
− Какое правило будут формулировать 1, 3 и 5 группы? − Какое правило будут формулировать 2, 4 и 6 группы?
(На столах у групп 1, 3, 5 лежит по три круга один разделен (пунктирными линиями) на 3 равные части, второй – на 5, третий – на 6.) У групп 2, 4, и 6 – по три круга, которые разделены на 12 равных частей)
− Теперь вы сможете ответить на вопрос: в каком порядке в группах расположены дроби? − Обоснуйте свой ответ. |
Узнать способ сравнения дробей
В первую группу входят дроби с одинаковыми числителями, а во вторую с одинаковыми знаменателями
По одинаковым числителям или одинаковым знаменателям
В группе должен быть организатор, все должны работать на конечный результат, если что-то не понял, переспроси, несогласие высказывай вежливо, один говорит, остальные слушают
По три круга
На 3, 5 и 6 равных частей
На 12 равных частей
Разделим круги на необходимое количество равных частей, возьмем то количество частей, которое соответствует числителям дробей, сравним, взятые части, сделаем вывод, сформулируем правило
Правило сравнения дробей с одинаковыми числителями. Правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями
(Обучающиеся работают по реализации плана самостоятельно. Одна из нечетных групп и одна из четных групп озвучивают ход своей работы и полученные выводы)
Вывод 1: Из двух дробей с одинаковыми числителями та дробь больше (меньше), знаменатель, которой меньше (больше). Вывод 2: Из двух дробей с одинаковыми знаменателями та дробь больше (меньше), числитель, которой больше (меньше).
В порядке убывания
В первой группе дроби с одинаковыми числителями, а знаменатели расположены в порядке возрастания, значит, сами дроби расположены в порядке убывания. Во второй группе дроби с одинаковыми знаменателями, а числители расположены в порядке убывания, значит, и сами дроби расположены в порядке убывания
|
Сформулировали правила сравнения дробей с одинаковыми числителями или одинаковыми знаменателями |
Познавательные: формулировка правил сравнения дробей. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске выхода из затруднения; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других. Регулятивные: выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий.
|
Физкультминут ка. (3 мин.)
|
Это лёгкая забава — Повороты влево-вправо. Нам известно всем давно — Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (Приседания.) А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
|
Выполняют упражнения. |
Предупреждение утомления и повышение работоспособности обучающихся |
Коммуникативные: умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность. Регулятивные: умение соотносить свои действия с действиями учителя; умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную. |
Работа в парах, самостоятельная работа с проверкой по эталону (5 мин) |
− Сравнить дроби, проговаривая алгоритм сравнения:
и ; и ; и ; и .
После выполнения работы обучающиеся проверяют по образцу:
> ; < ; < ; > .
− У каких пар возникли затруднения? − При сравнении, каких дробей? − Какой шаг алгоритма нарушили? − У каких пар не возникло затруднений?
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. − А теперь проверьте, как каждый из вас понял, применения алгоритма сравнения дробей. Сравнить дроби: и ; и ; и ; и .
< | Равны знаменатели. 5 < 7 | > | Равны знаменатели. 4 > 2 | < | Равны числители. 19 > 7 | > | Равны числители. 11 < 20 |
- У кого задание вызвало затруднение? - В чём причина возникшего затруднения? - У кого задание выполнено правильно?
|
Сравнивают дроби, проговаривая алгоритм
Проверяют
Отвечают на поставленные вопросы
После выполнения задания, обучающиеся сопоставляют свои работы с эталоном для самопроверки
Отвечают на поставленные вопросы |
Применение сформулированных правил на практике |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; решение предметной учебной задачи. Коммуникативные: умение работать в группах; инициативное сотрудничество; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других. Регулятивные: работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
|
Включение в систему знаний. (10 мин.) |
− Расположите дроби в порядке возрастания:
− Какое слово получили? − Расположите дроби в порядке убывания:
− Какое слово получили? − К каким учащимся можно отнести это определение? − Почему?
А сейчас поработаем с учебником и ТПО Выполните задания № 516, № 517 учебника и задание № 197 ТПО
|
УЧАЩИЕСЯ
МОЛОДЦЫ Учащимся нашего класса Ответы детей
Двое обучающихся выполняют задания № 516, № 517 у доски, остальные решают в тетрадях.
№ 197 ТПО обучающиеся выполняют самостоятельно и сдают тетради |
Закрепление правил сравнения дробей. |
Регулятивные: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
|
Домашнее задание (2 мин.) |
Учитель комментирует домашнее задание, записанное на слайде Стр. 165, П. 17 (выучить правила) ТПО №188, 189 Задача на смекалку № 533 (по желанию)
|
Обучающиеся записывают задание в дневники. |
|
Регулятивные: контроль и коррекция.
|
Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин.) |
Прошу вас теперь подвести итоги урока НА УРОКЕ - Я узнал…
- Я научился…
- Мне понравилось…
- Я затруднялся…
- Моё настроение…
− Что нового вы сегодня узнали?
− Что вы делали на уроке?
− Оцените свою деятельность на уроке: большой палец вверх, если вы поняли, как сравнивать дроби и в самостоятельной работе не допустили ошибок, или вниз, если вы поняли, как сравнивать дроби, но в самостоятельной работе ошибки были. |
- Обучающиеся отвечают на вопросы, анализируют свою работу на уроке.
Мы узнали правила сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми числителями или с одинаковыми знаменателями Ответы детей
Обучающиеся оценивают свою работу |
Выставление и комментирование оценок за урок
|
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
|
Логическое завершение урока (1 мин.) |
Учитель благодарит обучающихся за плодотворную совместную работу на уроке:
Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились
|
|
Психологический настрой на завершение урока |
Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений. |