Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме "Сравнение десятичных дробей" (УМК И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович)
методическая разработка по математике (5 класс) по теме

Матвеева Наталья Юрьевна

Урок изучения нового материала. Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_5_klasse.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока математики в 5 классе.

Тема: Сравнение десятичных дробей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: научить сравнивать и упорядочивать десятичные дроби, располагать их на координатном  

          луче, сравнивать именованные числа.

Задачи:

  • обучающие: сформулировать правило сравнения десятичных дробей, сформировать умение пользоваться этим правилом;
  • развивающие: развивать логическое мышление, память, математическую речь, навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
  • воспитательные: развивать интерес к предмету, формировать ответственное отношение за полученный результат, доброжелательное отношение друг к другу.

Ход урока.

1 этап. Актуализация знаний. Подведение к теме. (Устная работа по цепочке)

1.Прочитайте дроби:  2,8; 1,03; 0,054; 0,99; 125,2; 34,0005; 0,80.

2. Выполните действие:

    2,3 ∙ 10                     12,5 : 100                   0,0001 ∙ 1000

    2,8 ∙ 100                    218,001 : 10              127 : 10 000

3.Решите уравнение:    100 ∙ х = 457,3

                                        у : 10 = 9,7

4.Сравните числа:   а) 12 и 16;   85001 и 74200;   830 и 89;

                                  б) 1,23 руб. и 2,13 руб.

                                  в) 1,23 руб. и 1,3 руб.  Какие это числа? (десятичные дроби).

Умеем ли сравнивать десятичные дроби?

Какова тема сегодняшнего урока?

Записываем тему в тетрадь и на доску. Какова цель сегодняшнего урока?

2 этап. Изучение нового материала.

Применим известные нам знания и постараемся выполнить задания б, в).

б) 1,23 руб. и 2,13 руб.  Как сравнить? (сравнить целые части).

в) 1,23 руб. и 1,3 руб.  

Выразим в других единицах измерения (в копейках):

1,23 руб. = 1,23 ∙ 100 к. = 123 к.

1,3 руб. = 1,3 ∙ 100 к. = 130 к.          

123 к. < 130 к.

1,23 руб. < 1,3 руб.

Подумайте и сформулируйте правило.

Правило сравнения десятичных дробей: 

        У десятичных дробей сначала сравнивают целые части. Больше та, у которой целая часть больше, и меньше та, у которой целая часть меньше.

        Если целые части равны, то надо уравнять количество знаков после запятой, приписав к одной из дробей нули, а потом сравнить числа, не обращая внимания на запятую.

Прочитайте правило на карточке.

3 этап. Первичное закрепление. (Фронтальная работа)

Используя правило, сравните дроби:

          2,8 и 3,14                        2,8 и 2,15

         15,1 и 28,002                   15,85 и 15,9

         84,001 и 79,5                   25 и 25,002

4 этап. Закрепление изученного материала. Решение задач.

 1.Работа в рабочих тетрадях № 2, с. 53-54.

     № 1 – фронтально.

     № 2 (а) – в парах, проверить по эталону.

     № 2 (б) – на доске 3 чел.

     № 3 – самостоятельно, проверка устно фронтально.

2.Работа с учебником (в парах и на доске).

     № 688 (поставить дроби в порядке убывания). Что значит в порядке убывания, возрастания?

     № 690 (вместо * поставить цифры, чтобы неравенство было верным).

3. Устное решение задач (на карточке).

     № 1. Купили 1,3 кг груш, 2,04 кг яблок и 2,1 кг апельсинов. Каких фруктов купили больше?

     № 2. Укажите наименьшую из дробей:  0,0096; 0,079; 0,7123; 0,0789.

Подумайте и скажите, нужно ли в жизни уметь сравнивать десятичные дроби?

     № 3. Для покраски стен класса необходимо 8,25 кг краски. Хватит ли краски, если в банке 8,3 кг?

     № 4. Дети Даша, Оля, Петя и Вова измерили свой рост и получили соответственно результаты 1,5 м, 1,38 м, 1,52 м, 1,47 м. Кто самый высокий? Чей рост самый маленький? Расставьте детей по росту.

Физминутка.

Читаю дроби с доски. Если правильно, руки вверх, хлопок. Если неправильно, руки на пояс, наклон.

4.Работа в рабочих тетрадях № 2, с. 54.  Вспомним двойные неравенства.

     № 4 – фронтально.

 5. Устное решение задач (на карточке).

     № 5. Какие из чисел 3; 2,651; 2,629; 2,648; 2,6003; 2,6301; 2 являются решением двойного неравенства:     2,63 < х < 2,65.

   

     № 6. Посмотрите на дроби. Придумайте задание: 1,3; 0,4; 2,25; 12,005; 30,01; 7,9.

Как ещё можно сформулировать задание? (найти наименьшую дробь, найти наибольшую дробь, расположите дроби в порядке убывания, возрастания).

Расположите схематически на луче дроби.

      № 7. В какой строке десятичные дроби расположены в порядке возрастания, а в какой – в порядке убывания?

     1) 10,5;  1,5;  3,861

     2) 80,0006;  80,006;  80,06

     3) 11,11;  10,11;  9,11

     4) 0,356;  0,456;  0,2

 6. № 695 (из учебника) – сравнение именованных чисел.

5 этап. Подготовка к ОГЭ.

Задача 14 из модуля «Реальная математика» -фронтально, устно.

6 этап. Самостоятельная работа (обучающего характера).

Взаимопроверка в парах по эталону.

    Сравните дроби:                    1 вариант.                                         2 вариант.

                                                    0,52 и 0,6                                          0,3 и 0,33

                                                    7,41 и 5,32                                        7,56 и 7, 560

                                                    18,010 и 18,01                                  43,1 и 35,2

7 этап. Рефлексия.

  • Чему научились на уроке?
  • Трудно ли сравнивать десятичные дроби?
  • Какие знания помогли нам сегодня научиться сравнивать десятичные дроби?

8 этап. Домашнее задание.

Вклеить правило в тетрадь, выучить, № 686, 687, 691.

По желанию – придумайте несколько заданий по данной теме, на следующем уроке предложите одноклассникам решить их.

Используемая литература:

  1. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. Москва, Мнемозина.
  2. Дидактические материалы по математике. 5 класс. В.Н. Рудницкая, Москва, Экзамен.
  3. Типовые тестовые задания. ОГЭ-2015, 10 вариантов./под.ред. И.В. Ященко, Москва, Экзамен.
  4. Рабочая тетрадь по математике. 5 класс. Часть 2. Т.М. Ерина, Москва, Экзамен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием краеведческого материала. (5 класс)

С понятием десятичной дроби в школе мы знакомимся в 5 классе. Однако, материал данной темы изложен очень сухо и многим учащимся кажется «нудным» и «скучноватым».  Проблема повышения и сохранения ...

Методическая разработка урока по теме: "Путешествие в страну десятичных дробей"

Представлен конспект урока по математике с применением игровой формы обучения   для учащихся  5 классов....

Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изучения ...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изуч...

Методическая разработка урока по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Цели урока:образовательная (создать условия для применения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей); развивающая  (создать условия для развития мыслительных операций: наблюдения, ср...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Конспект урока по математике в 5 классе соответствует программе образовательных учреждений. Тип урока: изучение новой темы. На уроке используетс ядидактические методы обучения: проблемно- поисковый, м...

Методическая разработка. Урок математики. 6 класс "Отрицательные дроби"

Цель урока: Ознакомить учащихся с понятием отрицательных дробей; научить находить модуль положительных и отрицательных дробей.На уроке активно используется фронтальная работа, работа в парах. Уча...