Проблемное изучение темы "Смеси и сплавы" 9 класс
план-конспект урока по математике (9 класс) на тему
Интегрированный урок по математике и химии
на тему:
«Разложим по «полочкам» задачи на смеси»
Цель урока:
Рассмотрение алгоритма решения задач на смеси:
знакомство с приемами решения задач в математике и химии, определение взаимосвязи двух предметов.
Задачи урока:
1. Актуализировать понятие процента, массовой доли вещества и концентрации вещества.
1.1. Формировать практические умения решения задач с использованием аппарата линейных уравнений.
1.2. Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по решению задач на смеси химическими и математическими способами.
2. Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач.
2.1 Развивать практические умения работы с химической посудой и веществами.
2.2 Развивать умение оценивать собственные возможности.
3. Сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.
3.1. Воспитывать у учащихся внимательность, умение слушать учителя.
3.2. Учить учащихся самооценке, самоконтролю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_9_klass_spav.docx | 30.19 КБ |
prezentatsiya_k_integrirovannomu_uroku_17.02.14g.pptx | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Составила учитель математики
Чернышова Надежда Станиславовна
17.02.2014г
Интегрированный урок по математике и химии
на тему:
«Разложим по «полочкам» задачи на смеси»
Цель урока:
Рассмотрение алгоритма решения задач на смеси:
знакомство с приемами решения задач в математике и химии, определение взаимосвязи двух предметов.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Актуализировать понятие процента, массовой доли вещества и концентрации вещества.
1.1. Формировать практические умения решения задач с использованием аппарата линейных уравнений.
1.2. Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по решению задач на смеси химическими и математическими способами.
Развивающие:
2. Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач.
2.1 Развивать практические умения работы с химической посудой и веществами.
2.2 Развивать умение оценивать собственные возможности.
Воспитательные:
3. Сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.
3.1. Воспитывать у учащихся внимательность, умение слушать учителя.
3.2. Учить учащихся самооценке, самоконтролю.
Тип урока:
Интегрированный урок
Комбинированный урок
Вид урока: урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке), урок практических работ, устная форма проверки, письменная проверка
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод, проблемное изложение изучаемого материала, частично-поисковый, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
ТСО и наглядность: Химические препараты и посуда, мультимедиа проектор, раздаточный материал.
Ход урока.
1этап. Организационный момент. (Слайд 1.)
(Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.)
Учитель математики: Здравствуйте, ребята! Две науки – математика и химия призваны сегодня на урок, чтобы объединить свои усилия в решении задач, встречающихся в КИМ различного уровня: от тематического зачета до ОГЭ в химии и математике.
Учитель химии: Здравствуйте! Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии. Запишите число в тетрадях.
Учитель математики: У каждого на столе есть свой оценочный лист, который вы сдадите в конце урока. Подпишем оценочный лист – Фамилия, Имя.
Учитель химии: А чтобы сформулировать тему урока, давайте проделаем небольшой эксперимент.
(Демонстрация химического опыта «метод стаканчиков»)
2этап. Актуализация.
Учитель химии: Наливаю в 2-а химических стакана воду, добавляю в оба одинаковое количество сульфата меди. Что получилось? (Растворы). Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворённого вещества). А теперь добавим в один из стаканов ещё немного сульфата меди. Что стало с окраской раствора? (Он стал более насыщенным). Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещества).
Учитель математики: А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества. (Слайд 2.)
Итак, тема урока « Разложим по «полочкам» задачи смеси».
Ребята, как вы думаете, какова цель нашего урока? (Рассмотрение алгоритма решения задач на смеси, ознакомление с приемами решения задач в математике и химии, формирование целостной картины о взаимосвязях предметов в школе.) (Слайд 3.)
- Скажите, сможем ли мы достичь целей урока? (ответы детей)
- Я тоже надеюсь, что нам всем вместе удастся добиться успеха.
Учитель химии: ( Рефлексия настроения (слайд) )
На слайде вы видите смайлики, определите, какому смайлику соответствует ваше настроение, и на полях тетради нарисуйте данный смайлик. (Слайд 4.)
Девизом нашего урока будут слова французского писателя, поэта Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери: «Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи».
Учитель математики: Для урока необходимо повторить понятие процента.
- Что называют процентом? (1/100 часть числа.)
- Как выразить процент некоторого числа в виде десятичной дроби?
Одним из основных действий с процентами – нахождение % от числа.
Как найти % от числа? (% записать в виде дроби, умножить число на эту дробь.)
(Математическая разминка). (Слайд 5-15.)
Учитель химии:
– Что такое массовая доля растворенного вещества? (Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.)
– Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и производные от нее (w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) ×w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w )
– По какой формуле можно рассчитать массу раствора? (m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)).
(Химическая разминка. Слайд 5-15.)
Учитель математики: Ребята, давайте заполним оценочный лист.
нет ошибок – «5»
одна ошибка – «4»
2-3 ошибки – «3»).
3 этап. Закрепление и систематизация знаний, полученных ранее.
Учитель химии: Предлагаю решить задачу №1. (Слайд 16)
«Перед посадкой семена томатов дезинфицируют 15%-ным раствором марганцовки. Сколько граммов марганцовки потребуется для приготовления 500 г такого раствора? (Ответ 75г).
Дано: Решение:
ω % =15% ω %= (m(в-ва)/ m(р-ра))*100%
m(р-ра) – 500г m(в-ва)= m(р-ра) •ω
m(в-ва)=? m(в-ва)= 500*0,15=75г ответ: 75г марганцовки
Учитель математики.
– Давайте посмотрим на эту задачу с точки зрения математики. Какое правило на проценты мы применим при решении этой задачи? (Правило нахождения процента от числа.)
Найти 15% от 500.
1) 15% = 0,15
2) 500*0,15=75(кг)
Ответ: 75 г.
– Как видите, задачи, которые вы встречаете на химии, можно решать на уроках математики без применения химических формул.
4. Физкультминутка – зарядка для глаз. (Слайд 17.)
Учитель математики: (Слайд 16.) Задачам на смеси в школьной программе по математике уделяется очень мало времени, но эти задачи встречаются на экзаменах в 9 и 11 классах. Рассмотрим еще одну задачу, при решении которой мы будем пользоваться вспомогательной таблицей, позволяющей быстро найти ход решения.
Задача №2. Сплавили 300г сплава олова
И меди, содержащего 60 % олова, и 900 г сплава олова и меди, содержащего 80% олова. Сколько процентов олова в полученном сплаве?
О чем говорится в этой задаче? (о сплавах.)
Что происходит с веществами? (сплавляют.)
Решение: Составим таблицу
Олово медь олово медь олово медь
60% | + | 80% | = | Х% |
300 г 900 г 1200 г
Данную задачу можно решить 2-мя способами: относительно массы олова, и относительно массы меди. Решим задачу относительно массы олова.
1) 300*0,6=180г
2) 900*0,8=720г
3)( 1200*Х):100=12Х
Составим уравнение и решим
180+720=12Х
Х=75
Ответ: 75%
Учитель химии: А сейчас мы разберем химический способ решения этой задачи.
Учитель математики: (Слайд 18.) Проведем самостоятельную работу. Ребята, предлагаю вам разбиться на 3 группы, которые будут выполнять самостоятельную, индивидуальную работу. На ваших столах лежит конверт с задачей, которую вы должны решить, а затем защитить.
Учитель химии: 1-я группа решает математическим путем, а 2-я с помощью химических формул. 3-я группа идет работать за компьютеры, решать тест «Нахождение процентов». Прошу занять свои места. (называет детей идущих к компьютеру).
Учитель математики: Подошло время проверки ваших знаний. Ребята, результаты тестирования запишите в оценочный лист.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ . Дата 17 февраля 2015 г.
Ф.И. ______________________________________________________________
Разминка | Решение задачи на растворы | Решение задачи на сплавы | Решение задачи на концентрацию | Самостоятельная работа | Компьютерное тестирование |
ИТОГО: ________________________________ баллов.
Учитель химии: Результаты самостоятельной работы будут озвучены на следующем уроке.
4. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Слайд 3.)
Учитель химии: Вернёмся к поставленным в начале урока целям. Какие из них вы выполнили? (дети отвечают). Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет? (Задачи на смеси.) Действительно, во всех задачах фигурируют расчеты, связанные с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта.
Учитель математики: Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет? (Задачи на проценты.) При решении всех этих задач мы используем правило нахождения процента от числа.
5. Домашнее задание.
Учитель химии: Смогли ли вы выбрать наиболее подходящий для вас способ решения?
Учитель математики: Будете ли вы использовать эти методы в дальнейшем и при решении заданий ОГЭ? Наш урок подошел к концу, запишите домашнее задание. (Слайд 19.)
Учитель химии: И мы предлагаем вам написать СМС товарищу, был ли полезным для вас этот интегрированный урок, используя словосочетания на данном слайде. (Слайд 20.)
И на полях в тетради укажите свое настроение после урока.
Учитель математики: Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданиями. Нам очень приятно было с вами работать. (Слайд 21.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Разложим по «полочкам» задачи на смеси».
Цель урока: Рассмотрение алгоритма решения задач на смеси: познакомиться с приемами решения в математике и химии, определение взаимосвязи двух предметов
Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери родился: 29 июня 1900 , Лион умер: 31 июля 1944 , Франция французский писатель , поэт и профессиональный лётчик. Эпиграф : «Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи»
1 2 3 7 6 5 4 Математическая разминка Химическая разминка 8
–0, 32 0,126 126,6 1266 Найти 30% от 4220 подсказка 1 2 3 4 Подумай ! Подумай ! Подумай ! Верно!!! 30%=0,3 4220*0,3=1266
2 . На сколько процентов число 120 меньше числа 150? . . 20 % 17% руб. 15% 77% руб 1 2 3 4 Подумай ! Подумай ! Подумай ! Верно РЕШЕНИЕ 150 – 100 % 120 – Х % Х= (120*100): 150=80% 100% - 80%=20% ответ: на 20 %
K, 1 2 4 3 Подумай ! Подумай ! Подумай ! Верно!!! 3 . Какое число, увеличенное на 13% составит 226? 2 05 1 74 200 126 РЕШЕНИЕ
K, 1 2 4 3 Подумай ! Подумай ! Подумай ! Верно!!! 3. Какое число, увеличенное на 13% составит 226? 2 05 1 74 200 126 РЕШЕНИЕ Х – 100 % 226 – 113 % Х= (226*100): 113=200 ответ: 200
K, 4 2 3 1 Подумай ! Подумай ! Подумай ! Верно!!! 4 . Найдите число, 20 % которого равны 12 проверка 60 123 30 52
4 2 3 1 Верно!!! 4 . Найдите число, 20 % которого равны 12 проверка 60 123 30 52 Решение: 20%=0,2 12:0,2=120:2=60 ответ: 60
Какой буквой обозначается массовая доля? 1 2 3 4 Подумай ! Подумай ! Подумай ! Верно!!! 5. r g k w
По какой формуле рассчитывается массовая доля? 4 2 3 1 Подумай ! Подумай ! Подумай ! Верно!!! 6 . W= м( в-ва )/ м ( р-ра ) х100% W= м( в-ва ) х м ( р-ра ) х100% W= м( р-ра )/ м ( в-ва ) х100% W= м( р-ра ) х м ( в-ва ) х100%
Что такое массовая доля? 4 1 3 2 Подумай ! Подумай ! Подумай ! Верно!!! 7 . это отношение массы вещества к массе раствора это произведение массы вещества на массу раствора это отношение массы раствора к массе вещества это произведение массы раствора на массу вещества
Можно ли выразить массовую долю в процентах? 1 2 3 4 Подумай ! Подумай ! Подумай ! Верно!!! 8 . нет Не знаю Не всегда да
K, Задача 1. Перед посадкой семена томатов дезинфицируют 15%-ным раствором марганцовки. Сколько г марганцовки потребуется для приготовления 500 г такого раствора? Задача 2. Сплавили 300г. сплава олова и меди, содержащего 60% олова, и 900г сплава олова и меди, содержащего 80% олова. Сколько процентов олова в полученном сплаве?
Самостоятельная работа: Задача 4. В двух одинаковых сосудах находится растворы серной кислоты концентрации 28,7% и 37,3%. Растворы сливают. Какова концентрация полученного раствора кислоты ?
Домашнее задание: Математика: Решение тренировочных тестов «Задачи на сплавы и смеси». Химия: 1.Решение задач на нахождение массовой доли.
Рефлексия. На уроке я работал активно / пассивно Своей работой на уроке я доволен / не доволен Урок для меня показался коротким / длинным За урок я не устал / устал Моё настроение стало лучше / стало хуже Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен Домашнее задание мне кажется лёгким / трудным интересно / не интересно Спасибо за внимание!
Удачи на ОГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Революция или Эволюция? (Проблемный урок по литературе. 11 класс)
Это был проблемный урок, урок-выбор, если можно так его назвать. Основной вопрос - может ли человечество развиваться без революций. 1917 год, конечно, стал г...
Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс
Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...
Проблемное изучение романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
ТЕМА: Проблемное изучение романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Роман «Герой нашего времени» принадлежит к трудным, но наиболее увлекательным для учеников произведениям курса IX класса. Внимани...
выпускная квалификационная работа "Организация проблемного изучения нового материала на уроках алгебры 7 классе"
Дипломная работа студентки 5 курса...
Проблемное изучение темы "Решение неравенств с одной переменной", 8 класс
Тема урока: «Закрепление решения неравенств с одной переменной» цель урока: закрепление полученных знаний на предыдущем урокезадачи урока:Формирование навыка решения неравенств ...
Опыт использования технологии проблемного изучения.
Материал на конкурс "Поиск, технология, успех"....
Проблемное изучение романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"
В статье описано проблемное изучение романа "Отцы и дети"...
- Мне нравится (1)