Проблемное изучение темы "Смеси и сплавы" 9 класс
план-конспект урока по математике (9 класс) на тему

Чернышова Надежда Станиславовна

Интегрированный  урок по математике  и  химии
 на тему:
 
«Разложим по «полочкам» задачи на смеси»

Цель урока: 
Рассмотрение   алгоритма  решения  задач  на  смеси: 
знакомство с приемами решения задач в математике и химии, определение взаимосвязи двух предметов.
Задачи урока:

1.       Актуализировать понятие процента, массовой доли вещества и концентрации вещества.

1.1.  Формировать  практические умения решения задач с использованием аппарата линейных уравнений.

1.2.  Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по решению задач на смеси химическими и математическими способами.

 

2.       Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач.

 2.1  Развивать практические умения работы с химической посудой и веществами.

2.2  Развивать умение оценивать собственные возможности.

 

3.       Сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.

3.1.       Воспитывать  у  учащихся  внимательность, умение слушать учителя.

3.2.      Учить учащихся самооценке, самоконтролю.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составила учитель математики

Чернышова Надежда Станиславовна

17.02.2014г

Интегрированный  урок по математике  и  химии
 на тему: 
«Разложим по «полочкам» задачи на смеси»

Цель урока: 
Рассмотрение   алгоритма  решения  задач  на  смеси: 
знакомство с приемами решения задач в математике и химии, определение взаимосвязи двух предметов.

Задачи урока:

Образовательные:

1.       Актуализировать понятие процента, массовой доли вещества и концентрации вещества.

1.1.  Формировать  практические умения решения задач с использованием аппарата линейных уравнений.

1.2.  Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по решению задач на смеси химическими и математическими способами.

Развивающие:

2.       Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач.

 2.1  Развивать практические умения работы с химической посудой и веществами.

2.2  Развивать умение оценивать собственные возможности.

Воспитательные:

3.       Сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.

3.1.       Воспитывать  у  учащихся  внимательность, умение слушать учителя.

3.2.      Учить учащихся самооценке, самоконтролю.

Тип урока:
Интегрированный урок
Комбинированный урок

Вид урока: урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке), урок практических работ, устная форма проверки, письменная проверка

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный  метод, проблемное изложение изучаемого материала, частично-поисковый, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

ТСО и наглядность:  Химические препараты и посуда, мультимедиа проектор, раздаточный материал.

Ход урока.

1этап.  Организационный момент. (Слайд 1.)

(Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.)

Учитель математики: Здравствуйте, ребята! Две науки – математика и химия призваны сегодня на урок, чтобы объединить свои усилия в решении задач, встречающихся в КИМ различного уровня: от тематического зачета до ОГЭ в химии и математике.

Учитель химии: Здравствуйте! Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии. Запишите число в тетрадях.

Учитель математики:  У каждого на столе  есть свой оценочный лист, который вы сдадите в конце урока. Подпишем оценочный лист – Фамилия, Имя.

Учитель химии: А  чтобы сформулировать тему урока,  давайте проделаем небольшой эксперимент.

(Демонстрация химического опыта «метод стаканчиков»)

2этап. Актуализация.

Учитель химии:  Наливаю в 2-а  химических стакана воду, добавляю в оба одинаковое количество сульфата меди. Что получилось? (Растворы).  Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворённого вещества). А теперь добавим в один из стаканов  ещё немного сульфата меди. Что стало с окраской  раствора? (Он стал более насыщенным). Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещества).

Учитель математики:  А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества.  (Слайд 2.)

Итак, тема урока  « Разложим по «полочкам»  задачи  смеси».  

Ребята, как  вы думаете,  какова цель нашего урока? (Рассмотрение  алгоритма  решения задач на смеси, ознакомление  с приемами решения задач в математике и химии, формирование целостной картины о взаимосвязях предметов в школе.)    (Слайд 3.)

- Скажите, сможем ли мы достичь целей урока? (ответы детей)

- Я тоже надеюсь, что нам всем вместе удастся добиться успеха.

Учитель химии: ( Рефлексия настроения (слайд)  )

На слайде вы видите смайлики,  определите,  какому смайлику соответствует  ваше настроение, и на полях тетради нарисуйте данный смайлик.    (Слайд 4.)

Девизом нашего урока будут слова  французского писателя, поэта Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери«Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи».

Учитель математики: Для урока необходимо повторить понятие процента.

- Что называют процентом? (1/100 часть числа.)

- Как выразить процент некоторого числа в виде десятичной дроби?  

Одним из основных действий с процентами – нахождение % от числа.

Как найти % от числа? (% записать в виде дроби, умножить число на эту дробь.)    

(Математическая разминка). (Слайд 5-15.)

 

Учитель химии:

– Что такое массовая доля растворенного вещества? (Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.)

– Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и производные от нее (w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) ×w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w )

– По какой формуле можно рассчитать массу раствора? (m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)).

(Химическая разминка. Слайд 5-15.)

Учитель математики:  Ребята, давайте заполним оценочный лист.

         нет ошибок – «5»

         одна ошибка – «4»

              2-3 ошибки – «3»).

3 этап.  Закрепление и систематизация знаний, полученных ранее.

 

Учитель химии: Предлагаю решить задачу №1.  (Слайд 16)

 «Перед посадкой семена томатов дезинфицируют 15%-ным раствором марганцовки. Сколько граммов марганцовки потребуется для приготовления 500 г такого раствора? (Ответ 75г).

 Дано:                                  Решение:

   ω % =15%                        ω %= (m(в-ва)/ m(р-ра))*100%

m(р-ра) – 500г                  m(в-ва)= m(р-ра) •ω     

m(в-ва)=?                          m(в-ва)= 500*0,15=75г       ответ: 75г марганцовки

   Учитель математики.

– Давайте посмотрим на эту задачу с точки зрения математики. Какое правило на проценты мы применим  при решении этой задачи? (Правило нахождения процента от числа.)

    Найти  15%  от  500.
1)  15% = 0,15
 2)  500*0,15=75(кг)
Ответ: 75 г.

– Как видите, задачи, которые вы встречаете на химии, можно решать на уроках математики без применения химических формул.

4. Физкультминутка – зарядка для глаз.  (Слайд 17.)

Учитель математики:   (Слайд 16.)  Задачам на смеси в школьной программе по математике  уделяется очень мало времени, но эти задачи встречаются на экзаменах в 9 и 11 классах. Рассмотрим еще одну задачу, при решении которой мы будем пользоваться вспомогательной таблицей, позволяющей быстро найти ход решения.

 Задача №2.      Сплавили 300г  сплава олова

 И меди, содержащего 60 % олова, и 900 г сплава олова и меди, содержащего 80% олова. Сколько процентов олова в полученном сплаве?

О чем говорится в этой задаче? (о сплавах.)

Что происходит с веществами? (сплавляют.)

Решение: Составим  таблицу

Олово          медь                     олово           медь                         олово      медь

60%

+

80%

=

Х%

            300 г                                        900 г                                        1200 г

Данную задачу можно решить 2-мя способами: относительно массы олова, и относительно массы меди. Решим задачу относительно массы олова.

1) 300*0,6=180г

2) 900*0,8=720г

3)( 1200*Х):100=12Х

Составим уравнение и решим

180+720=12Х

Х=75

Ответ: 75%

Учитель химии: А сейчас мы разберем химический способ решения этой задачи.

Учитель математики:  (Слайд 18.)  Проведем самостоятельную работу.  Ребята, предлагаю вам разбиться на 3 группы, которые будут выполнять самостоятельную, индивидуальную работу. На ваших столах лежит конверт с задачей, которую вы должны решить, а затем защитить.

Учитель химии: 1-я группа решает математическим путем, а 2-я с помощью химических формул. 3-я группа идет работать за компьютеры, решать тест «Нахождение процентов». Прошу занять свои места. (называет детей идущих к компьютеру).

Учитель математики: Подошло время проверки ваших знаний. Ребята, результаты тестирования запишите в оценочный лист.

           ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ .        Дата  17 февраля  2015 г.              

Ф.И. ______________________________________________________________

Разминка

Решение задачи на растворы

Решение задачи на сплавы

Решение задачи на концентрацию

Самостоятельная работа

Компьютерное тестирование

ИТОГО: ________________________________ баллов.

Учитель химии: Результаты самостоятельной работы будут озвучены на следующем уроке.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.  (Слайд 3.)

Учитель химии: Вернёмся к поставленным в начале урока целям. Какие из них вы выполнили?  (дети отвечают).  Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет?  (Задачи на смеси.) Действительно, во всех задачах фигурируют  расчеты, связанные с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта.

Учитель математики:   Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет?  (Задачи на проценты.) При решении всех этих задач  мы используем правило нахождения процента от числа.

5.  Домашнее задание. 

Учитель химии: Смогли ли вы выбрать наиболее подходящий для вас способ решения?

Учитель математики: Будете ли вы использовать эти методы в дальнейшем и при решении заданий ОГЭ?   Наш урок подошел к концу, запишите домашнее задание. (Слайд 19.) 

Учитель химии:  И мы предлагаем  вам написать СМС товарищу, был ли полезным  для вас этот интегрированный урок, используя словосочетания на данном слайде. (Слайд 20.)

И на полях в тетради укажите свое  настроение после урока.                       

 


Учитель математики:  Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданиями. Нам очень приятно было с вами работать. (Слайд 21.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Караульский филиал МБОУ «ИСОШ » Открытый (интегрированный) урок по математике и химии Подготовка к ОГЭ Учитель химии : Кокорева Олеся Владимировна Учитель математики : Чернышова Надежда Станиславовна 17.02.2014г

Слайд 2

Тема урока: «Разложим по «полочкам» задачи на смеси».

Слайд 3

Цель урока: Рассмотрение алгоритма решения задач на смеси: познакомиться с приемами решения в математике и химии, определение взаимосвязи двух предметов

Слайд 4

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери родился: 29 июня 1900 , Лион умер: 31 июля 1944 , Франция французский писатель , поэт и профессиональный лётчик. Эпиграф : «Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи»

Слайд 5

1 2 3 7 6 5 4 Математическая разминка Химическая разминка 8

Слайд 6

–0, 32 0,126 126,6 1266 Найти 30% от 4220 подсказка 1 2 3 4 Подумай ! Подумай ! Подумай ! Верно!!! 30%=0,3 4220*0,3=1266

Слайд 7

2 . На сколько процентов число 120 меньше числа 150? . . 20 % 17% руб. 15% 77% руб 1 2 3 4 Подумай ! Подумай ! Подумай ! Верно РЕШЕНИЕ 150 – 100 % 120 – Х % Х= (120*100): 150=80% 100% - 80%=20% ответ: на 20 %

Слайд 8

K, 1 2 4 3 Подумай ! Подумай ! Подумай ! Верно!!! 3 . Какое число, увеличенное на 13% составит 226? 2 05 1 74 200 126 РЕШЕНИЕ

Слайд 9

K, 1 2 4 3 Подумай ! Подумай ! Подумай ! Верно!!! 3. Какое число, увеличенное на 13% составит 226? 2 05 1 74 200 126 РЕШЕНИЕ Х – 100 % 226 – 113 % Х= (226*100): 113=200 ответ: 200

Слайд 10

K, 4 2 3 1 Подумай ! Подумай ! Подумай ! Верно!!! 4 . Найдите число, 20 % которого равны 12 проверка 60 123 30 52

Слайд 11

4 2 3 1 Верно!!! 4 . Найдите число, 20 % которого равны 12 проверка 60 123 30 52 Решение: 20%=0,2 12:0,2=120:2=60 ответ: 60

Слайд 12

Какой буквой обозначается массовая доля? 1 2 3 4 Подумай ! Подумай ! Подумай ! Верно!!! 5. r g k w

Слайд 13

По какой формуле рассчитывается массовая доля? 4 2 3 1 Подумай ! Подумай ! Подумай ! Верно!!! 6 . W= м( в-ва )/ м ( р-ра ) х100% W= м( в-ва ) х м ( р-ра ) х100% W= м( р-ра )/ м ( в-ва ) х100% W= м( р-ра ) х м ( в-ва ) х100%

Слайд 14

Что такое массовая доля? 4 1 3 2 Подумай ! Подумай ! Подумай ! Верно!!! 7 . это отношение массы вещества к массе раствора это произведение массы вещества на массу раствора это отношение массы раствора к массе вещества это произведение массы раствора на массу вещества

Слайд 15

Можно ли выразить массовую долю в процентах? 1 2 3 4 Подумай ! Подумай ! Подумай ! Верно!!! 8 . нет Не знаю Не всегда да

Слайд 16

K, Задача 1. Перед посадкой семена томатов дезинфицируют 15%-ным раствором марганцовки. Сколько г марганцовки потребуется для приготовления 500 г такого раствора? Задача 2. Сплавили 300г. сплава олова и меди, содержащего 60% олова, и 900г сплава олова и меди, содержащего 80% олова. Сколько процентов олова в полученном сплаве?

Слайд 18

Самостоятельная работа: Задача 4. В двух одинаковых сосудах находится растворы серной кислоты концентрации 28,7% и 37,3%. Растворы сливают. Какова концентрация полученного раствора кислоты ?

Слайд 19

Домашнее задание: Математика: Решение тренировочных тестов «Задачи на сплавы и смеси». Химия: 1.Решение задач на нахождение массовой доли.

Слайд 20

Рефлексия. На уроке я работал активно / пассивно Своей работой на уроке я доволен / не доволен Урок для меня показался коротким / длинным За урок я не устал / устал Моё настроение стало лучше / стало хуже Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен Домашнее задание мне кажется лёгким / трудным интересно / не интересно Спасибо за внимание!

Слайд 21

Удачи на ОГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Революция или Эволюция? (Проблемный урок по литературе. 11 класс)

Это был проблемный урок, урок-выбор, если можно так его назвать. Основной вопрос - может ли человечество развиваться без революций. 1917 год, конечно, стал г...

Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс

Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...

Проблемное изучение романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

ТЕМА: Проблемное изучение романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Роман «Герой нашего времени» принадлежит к трудным, но наиболее увлекательным для учеников произведениям курса IX класса. Внимани...

Проблемное изучение темы "Решение неравенств с одной переменной", 8 класс

Тема урока: «Закрепление решения неравенств с одной переменной» цель урока: закрепление полученных знаний на предыдущем урокезадачи  урока:Формирование навыка решения неравенств ...

Опыт использования технологии проблемного изучения.

Материал на конкурс "Поиск, технология, успех"....

Проблемное изучение романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"

В статье описано проблемное изучение романа "Отцы и дети"...