Технологические карты
учебно-методический материал по математике (5 класс) на тему

Басиева Альбина Темболовна

Технологические карты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологические карты50.59 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Понятие обыкновенной дроби»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО (полностью)

Басиева Альбина Темболовна

Место работы

МАОУ БСОШ№7

Должность

Учитель

Предмет

Математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Понятие об обыкновенной дроби.

Предметная программа и её автор

Математика 5-6 классы,  А.Г.Мерзляк,В.Б.Полонский,М.С.Якир

Цели  урока

Развивающие: развитие познавательной активности; формирование логического мышления, внимания и памяти.

Образовательные: Познакомить учащихся с основными понятиями: обыкновенная дробь, числитель дроби, знаменатель дроби; записывать и читать обыкновенные дроби,

Воспитательные: Воспитывать чувство удовлетворения от возможности показать на уроке свои знания и возможности.

Тип урока

Урок сообщения новых знаний.

Технологии

ИКТ, групповая, проблемно-диалогического обучения,  здоровьесберегающая

Методы и формы

Частично-поисковые, словесные, наглядные, самостоятельная работа;

фронтальная, индивидуальная, устная, письменная.

Необходимое оборудование

ПК учителя, проектор, устная презентация.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Название используемых ЭОР, гиперссылка

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент

(ИКТ, здоровьесберегающие технологии)

Создать благоприятный психологический настрой на работу

С древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, проданные товары. Не всегда результат измерения или стоимости удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби ещё в глубокой древности при разделе добычи, при измерении величин. Древние египтяне знали, как разделить три предмета на четверых.

Такие слова, как полбулки, полчаса, четверть пути, вы слышите каждый день. Это примеры дробных чисел, с которыми нам и предстоит познакомиться.

Слушают учителя, включаются в ритм урока.

На экране исторические картинки связанные с дробями.

3 мин

2

Актуализация знаний и умений

(ИКТ, здоровьесберегающие технологии)

Воспроизведение пройденного материала

Организует устную работу учащихся

Математика с древних времен сопровождала человечество. Она призвана развивать логическое мышление, внимание, тренировать мозг. Недаром ее называют «гимнастикой ума» или «царицей всех наук».

Математическая разминка:

1)Первое слагаемое 74, второе 27. Найти сумму.

2)Уменьшите 93 в 3 раза.

3)Из числа 270 вычесть число 80 и прибавить 90.

4)К какому числу прибавили 36 и получили 70?

5)9000 уменьшить в 100 раз.

6)7*9000 уменьшить на 100.

7)Сколько см в 6м?

Отвечают на вопросы учителя

Математическая разминка на экране проектора

4 мин

3

Целеполагание и мотивация (проблемно-диалогического обучения, ИКТ, здоровьесберегающие технологии)

Обеспечение мотивации учения детьми, создание проблемной ситуации,  принятия учащимися  целей урока

Выдвигает проблему

Представим, что у кого- то из вас день рождения, к нему в гости пришли 8 одноклассников. На столе вкусный пирог. Пирог один, а гостей 8 человек. Как сделать так, чтобы пирог достался каждому? Ученики выдвигают версии. Когда один из ребят дает правильную версию, учитель повторяет ее.

Пирог нужно разделить. Какую часть пирога получит каждый из вас?

Ребята выдвигают версии. Когда ребята найдут правильную версию, учитель озвучивает и закрепляет ее.

Выполняют задание устно, обсуждают парами.

Все ребята проговаривают правильную версию.

Каждый получит кусок пирога.

На экране проектора рисунки

3 мин

4

Формирование знаний, умений, навыков

(проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающие технологии)

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания понятия обыкновенной дроби.

Определение дроби.

Вот этот кусок и называется дробью.

ДРОБЬ – одна или несколько равных долей.

Дробь записывают двумя натуральными числами, которые разделены чертой.

                  3 – числитель дроби

3/8

8 – знаменатель дроби

- Что показывает знаменатель 8? (на сколько долей делят целое)

- Что показывает числитель 3? (сколько таких долей взяли)

Например: 1/3 - одна третья;  2/6 - две шестых; 5/8- пять восьмых; 87/123- восемьдесят семь сто двадцать третьих.

Учащиеся сами приводят примеры обыкновенных дробей, объясняют значение числителя и знаменателя.

4 мин

Теперь попробуйте сами сформулировать понятие дроби.

Озвучивают понятие дроби.

Предлагает рассмотреть рисунок на экране, содержащий окружности и ответить на вопросы.

Какую часть круга составляет доля на каждом из кругов?

Отвечают на вопросы учителя.

Рисунок на экране проектора.

2 мин

5

Первичное закрепление,

формирование знаний, умений, навыков

(групповая, здоровьесберегающие технологии)

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов.

Прочитать дроби № 674.  1/5,7/9,8/11,5/16,6/13,21/29, назвать числитель и знаменатель.

Записать дроби № 675.  2/5,7/13,22/60,34/43,39/100,127/100

Самостоятельно читают задания.

Отвечают на вопросы учителя.

2 мин

6

(групповая, здоровьесберегающие технологии)

Динамическая пауза, смена форм деятельности

Организует физкультминутку

Все выходят по порядку.
Все выходят по порядку - (ходьба на месте)
Раз-два-три-четыре!
Дружно делают зарядку -
Раз-два-три-четыре!
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо, поворот,
Наклон назад,
 Наклон вперёд.

Выполняют упражнения.

2 мин

Организует и контролирует выполнение работы. Учебник №678

Отвечают устно с комментированием.

3 мин

Творческая, развитие интереса к предмету, обеспечение мотивации учения детьми

Организует и контролирует выполнение работы. Учебник №680  

Отвечают устно с комментированием.

3 мин

       В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в VIII веке) дроби так и назывались – «ломаные числа». У других народов название дроби также связано с глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять».

        Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; его стали использовать и арабы, а от них в XII – XIV веках оно было заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта; например, числа записывались так: Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет тому назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский) в 1202 г. Он ввел слово «дробь». Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в XIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый-математик.  

Устная презентация ученика подготовленная заранее.

3 мин

Самостоятельная работа.

Решить № 676.

На повторение: № 716 (1).

Проверяют правильность решения самостоятельной работы

5 мин

6

Подача домашнего задания

(здоровьесберегающие технология)

Обеспечение понимания выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Выучить п.25, решить № 677, 679, 681.

Дополнительно (по желанию) творческое задание: на красочных рисунках показать на примерах понятие обыкновенной дроби.

Внимательно слушают,  задают вопросы, записывают домашнее задание в дневники.

2 мин

7

Рефлексия

Соотнесение результатов

«Удовлетворенный человечек»

В конце урока дети прикрепляют на лице человечка улыбку. веселые глаза, поднятую вверх руку,  грустный взгляд.

улыбка – на уроке было комфортно;

Веселые глазки – урок прошёл довольно неплохо;

Грустный взгляд – не совсем удовлетворён уроком;

Поднятая вверх рука – тема понравилась, готов отвечать.

На доске нарисован человечек, на столе разные части лица, руки поднятые вверх ,опущенные вниз. Учащиеся выражают свои эмоции согласно условию.

2 мин

8

Итог урока

(здоровьесберегающие технология)

Повторить понятие обыкновенной дроби, числителя и знаменателя, дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями, подводит итог урока. Организует самооценку учебной деятельности. Объявляет отметки, полученные на уроке.

 

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Выставляют полученные отметки в дневник.

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...