Конспект урока математики на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс) по теме

Леонова Елена Даниловна

Сложение и вычитание десятичных дробей

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Урок математики  5 класс

 Тема: «Сложение и вычитание десятичных  дробей».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цель урока:  организовать деятельность учащегося по повторению разрядных единиц десятичных дробей, сложение и вычитание натуральных чисел, сравнение десятичных дробей. Содействовать формированию разработки алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей, умению совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания десятичных дробей.

Задачи

Предметные - создать условия для

  • развития логического мышления; умения анализировать; проводить сравнения; группировки по заданным критериям;
  • формирования научной грамотности математической  речи;
  •  самопроверки и анализа своих ошибок.

 Метапредметные-

  • Организовать сотрудничество учащихся в процессе открытия нового;
  • Способствовать ощущению успешности каждого в открытии нового;
  • Содействовать развитию умений слушать и слышать друг друга в совместной

 деятельности учителя и учащихся, участвовать в обсуждении,  принимать

 общее решение, делать вывод;

Личностные-

  • предоставить возможности для формирования потребности в согласовании

действий с партнером, принятия учета других мнений и позиций в совместной деятельности.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации
  3. Объяснение нового материала
  4. Закрепление изученного материала
  5. Подведение итогов урока
  6. Домашнее задание
  7. Рефлексия

                               

   

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности:

На доске записаны карточки с числами и буквами.

- Что вы видите? (десятичные дроби и буквы.)

-Какие математические действия  с этими числами вы можете предложить? (дети предлагают версии, одна из них; расположить числа в порядке возрастания)

- Расположите дроби в порядке возрастания и расшифруйте запись.

Учащиеся работают.

- Что вы получили?

Учащиеся показывают результат работы, при необходимости корректируются ошибки.

- Прочитайте, что получилось.      (В добрый путь.)

-Как вы думаете, какое отношение к нашему уроку имеет эта фраза? (вы нам желаете удачи, успешно узнать что-то новое)

- Молодцы, путь к новым знаниям – это добрый путь.

- Сегодня на уроке вы будете «открывать» для себя новое знание. С чего вы начнёте свой путь к успеху?

 - С  того, что мы уже знаем.

 - Как вы обычно это делаете?

Выполняем различные задания, чтобы понять, чего мы не знаем. Потом сами ищем новый способ, составляем  правило или алгоритм. 

- Почему важно, чтобы вы сами находили новый способ действия?

- Так мы лучше поймём и усвоим новое, научимся учиться.

-Как вы думаете, чем на этом уроке мы будем заниматься?

 Сравнивать десятичные дроби? Мы уже умеем.

-Что еще с десятичными дробями  можно сделать?

(варианты: сложить и вычесть)

Определение цели и задачи урока.

- Какова же цель  нашего урока? - Научиться складывать и вычитать десятичные дроби (учитель добавляет - построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.)

- Уточним тему урока.

- Сложение и вычитание десятичных дробей.

На доске дописывается тема урока.

( ребята записывают тему урока в тетрадь). 

- Начнем? Вы готовы? (да)

2. Актуализация знаний.

На доске записываются несколько чисел:

        

- Разбейте числа на  группы. Какие группы получились?

- Десятичные  дроби и натуральные числа.

-Какие математические действия можно выполнить с этими числами

( показывает на натуральные числа)?

- Давайте сделаем сложение и вычитание натуральных чисел.

- Найдите значения выражений (в тетрадях)

389 + 7651; 3457 – 1246

- А какие математические действия можно выполнить с этими числами? (учитель показывает на доску с группой десятичных чисел)

- прочитать их, сравнить.

- Сравните: 

3, 89 и 7, 651; 34,57 и 1,246  

А какие еще математические действия  можно сделать с этими десятичными дробями? (сложить и вычесть)

-Попробуем сделать это самостоятельно?  (да)

Учащиеся пытаются сложить и вычесть дроби.

- Почему возникли затруднения и разные способы вычислений?

- Мы не знаем, как правильно складывать и вычитать десятичные  дроби.

Динамическая пауза. Учитель предлагает всем выполнить несколько круговых движений головой.

3. Объяснение нового материала

 -Попробуем составить правило сложения и вычитания десятичных дробей? (попробуем)

 Давайте 1 группа попробует составить правило сложения десятичных дробей, а 2 группа составить правило вычитания десятичных дробей. А помогут вам карточки для составления правила. Подумайте, в каком порядке их расположить.

(Каждая группа получает карточки с текстом, для составления алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.) На работу отводится 3 минуты.

Текст на карточках:

Чтобы сложить(вычесть) десятичные дроби, нужно

  • Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
  • Записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
  • Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
  • Поставить в ответе запятую под запятой.

По окончанию работы каждая группа представляет свою работу, озвучивает свои действия, обосновывая их.

- Где можно проверить правильность своих выводов?

- В учебнике.

- Откройте учебник найдите (стр.221) и прочитайте правило. Сравните с вашим результатом.

- Похожи.

-Для чего нам может понадобиться умение складывать и вычитать десятичные дроби? (для решения уравнений, для решения задач)

-А давайте попробуем выполнить задачу?  

Но перед столь ответственным заданием надо немного отдохнуть и выполнить математическую физкультминутку: встаньте со своих мест, покажите руками знаки сложения, вычитания, умножения, деления. А теперь подпрыгните столько раз, сколько получится, если к 1,2 прибавить 1,8 (дети садятся)

Задача1:

 Собственная скорость катера (скорость в стоячей воде) равна 24,5 км/ч, а скорость течения реки 2,15 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения.

- Как вы думаете , какая скорость больше собственная или скорость по течению?

       -скорость по течению больше.

-Тогда какое математическое действие нужно сделать, чтобы ответить на первый вопрос задачи?             - Найти сумму чисел: (24,5+2,15)

-Почему?

 Течение помогает двигаться быстрее.

-А что больше собственная скорость или скорость против течения?

Собственная скорость больше, потому что течение затрудняет движение.

 - Так чтобы ответить на другой вопрос задачи, какое действие мы должны сделать?                   Найти разность чисел: (24,5-2,15)

-Попробуем?

Один ученик работает у доски и комментирует свои действия.

- Как вы думаете, где возможна ошибка при выполнении   таких  заданий?

- При записи десятичных дробей поразрядно. При применении алгоритма. При вычислениях.

Работа с самопроверкой по эталону.

- Готовы проверить, научились ли вы складывать и вычитать десятичные дроби?  

- Да.

4. Закрепление изученного материала

-  Выполним задания №863, 864, 866. 

– Проверьте себя по эталону и зафиксируйте результат при помощи знаков «+» или «-»

- Кто выполнил верно? Поставьте «+» рядом с примером. Кто допустил ошибки? Поставьте «-».

– Поднимите руки, у кого все верно. Вы молодцы!

- А всем остальным надо найти свои ошибки. В чём была причина ваших ошибок?

- Не записал так, чтобы запятая оказалась под запятой.

- Не приписал нули.

- Ошибся в вычислениях.

- Учтите эти ошибки и больше их не повторяйте.

5. Подведение итогов урока

 -Что нового для себя узнали?

− В чём затруднялись?

− Чему научились?

− Какую проблему ставили на уроке?

− Удалось ли нам её решить?

6. Домашнее задание.

выучить алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей на стр. 221,  №865, 867, 871, 873,875

Дополнительно:

По желанию творческое задание: придумать и решить задачу на сложение и вычитание десятичных дробей, которую вы  можете встретить в жизненной ситуации.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Оцените удовлетворенность   своей учебной деятельности  на уроке.

 Фамилия_____________________________        Имя___________________________________

Удовлетворенность своей работой на уроке

Можно обвести  смайлик. 36_2_2536_2_2436_2_27

Урок окончен. Спасибо за активную работу. Удачи.  

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", 5 класс

В папку входит  план- конспект  урока  в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" , презентация к уроку, технологическая карта.  Конспект урока с использованием Э...

Конспект урока по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 Классе

Тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей». В  Программе по математике для 5-6 классов автора В. И. Жохова сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Математика. 5-6 классы. Сос...

Конспекты уроков по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс

В данной папке собраны конспекты 6 уроков по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс. УМК Виленкин...

Конспект урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Заключительный урок в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"...

Конспект урока на тему:"Сложение и вычитание десятичных дробей".

Материал содержит различные задания на усвоение нвыков сложения и вычитания десятичных дробей....