математика в народной медицине
занимательные факты по математике (6 класс) на тему

Данилова Галина Лазаревна

Математика в народной медицине

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_v_narodnoy_meditsine.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

«МАТЕМАТИКА В НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЕ» (НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ, ознакомление с растениями произрастающими в Иркутской области и Эхирит-Булагатском районе)

Учитель: Данилова Галина Лазаревна

Класс: 6

Я НЕ ТАЙГОЙ ХОЖУ, Я ХОЖУ ПО АПТЕКЕ, РАЗБИРАЯСЬ В ЕЕ ТРАВЯНОЙ КАРТОТЕКЕ. БЕСПРЕДЕЛЬНАЯ ГЛАДЬ, БЕСКОНЕЧНАЯ СТЕПЬ И ПРИРОДОЙ НАПИСАННЫЙ МУДРЫЙ РЕЦЕПТ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

  • знать правило нахождения дроби от данного числа;
  • уметь применять правило при решении задач;
  • показать практическое применение математики, развитие  логического мышления, грамотной математической речи;
  • воспитание любви к родной природе, развитие интереса к окружающему миру.

ВСТУПЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

Ребята у нас сегодня не совсем обычный урок: во-первых - у нас гости на уроке, во-вторых - мы за 45 минут должны усвоить, что без математики в жизни нельзя. О чем мы будем говорить ? О самом приятном и красивом. Бывая в лесу, в поле. На даче вы можете увидеть много удивительного и интересного в родной природе. Наша задача установить связь математические числа - цветы и растения. Синие, желтые, красные, розовые - они как разноцветные фонарики вспыхивают на полях, клумбах, вдоль тропинок и речек.

А сколько от них пользы ! Знаете ?

Многие цветы - это настоящая лесная аптека, помогающая человеку сохранять здоровье, продлить жизнь. Не зря великий Жан-Жак Руссо говорил своим друзьям: «Когда вы заметите, что я очень болен и мало надежды на выживание, снесите меня на луг и вы увидите, что мне опять станет хорошо.» Мы сегодня на уроке представим себя научными работниками: биологами, фармацевтами и конечно математиками, которым предстоит сделать новые открытия.

И так как старший научный сотрудник я устраиваю вам небольшой экзамен Работа (устно)

Сформулировать правило нахождения дроби от числа

Найти 50%, 25%, 20%,        10% от числа 0,5 ; 0,25; 0,2; 0,1;        100; 20; 4

Рассказ легенда стр.89 учебника под редакцией Виленкина Математика 6 класс

Учитель

А кто знает, как называется Иван-чай по научному? (Кипрей) Вот мы и начнем изучение нашего северного красавца, как многие называют «северного гладиолуса».

ЗАДАЧА № 1

Стебель кипрея имеет длину 90 см, а длина соцветия на котором собраны маленькие алые цветы составляют 30% от длины стебля. Найти длину соцветия и всю длину растения.

ФОРМЛЕНИЕ НА ДОСКЕ КРАТКОЙ ЗАПИСИ ЗАДАЧИ И РЕШЕНИЯ Стебель - 90 см        1. 90 * 0,3 = 27 (см)- длина соцветия

Соцветие - 30% от 90 см       ?        2. 90 + 27 = 117(см)- длина цветка

Ответ: длина растения 117см

Учитель

Кто может сказать как применяют Иван-чай в народной медицине? Для меня это тоже было открытием. Иван-чай заваривают как чай, который освежает и бодрит. Порошком сухих листьев присыпают ранки. Если листья вместе с цветами запарить кипятком, то можно принять при воспалении уха, горла, носа и даже при язве желудка. Вот такой оказывается замечательный цветок. Приступим к расчетам для изготовления настоя из Иван-чая.

Задача № 2

Для лечебного настоя из Иван-чая надо взять 250 г воды, количество сухих листьев и цветков составляет 2,4% от количества воды. Сколько грамм настоя получится первоначально ? Сколько грамм останется, если при 15 минутном кипячении 1\10 часть испарится ?

ОФОРМЛЕНИЕ НА ДОСКЕ КРАТКОЙ ЗАПИСИ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ Вопросы на которые необходимо ответить для решения

- Из чего состоит настой?

- Что нам известно, что не известно?

- Как найти сколько грамм осталось после испарения

Вода        - 250 г

Сухая трава - 2,4% от 250

СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

1 способ                                       2 СПОСОБ

                 1. 250x0,024 = 6 ( г)        1.        100 + 2,4 = 102,4 ( % ) 102,4%=1,024

                 2.250 + б = 256 ( г)        2.        250x1,024 = 256 ( г)

3.256 х 0,1 = 25,6 (г)        3. 1 - 0,1 = 0,9 (часть)

4. 256 - 25,6 = 230,4 ( г)        4.        256 х 0,9 = 230,4 ( г)

Учитель

Этот настой применяют по 1 столовой ложке 4 раза в день перед едой при лечении язвы желудка. Я думаю, теперь, будете бережно относится к этому растению. Какой же цветок будем изучать следующим ? Узнаете если отгадаете загадку:

В лучах сестрички - Золотой глазок

Белые реснички?        ( Ромашка )

Что же это за цветок ? Правильно ромашка, но не простая , а аптечная. У нас она растет на полях, в огородах. Итак, научные работники встряхните руками, покачайте головами, потрите уши, чтобы лучше думалось и решалось.

Задача № 3

Высота стебля ромашки составляет 1/3 длины стебля Иван-чая. Длина листьев ромашки составляет 20% от длины ее стебля. Найти длину растения и длину листа.

ОФОРМЛЕНИЕ НА ДОСКЕ КРАТКОЙ ЗАПИСИ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

Стебель ромашки - 1\3 от 117 см        условии

Лист ромашки - 20 %    задачи ( длина стебля ромашки из задачи № 1 )

Длина растения ?

1.117 * 1\3 =39 (см ) - длина стебля ромашки

  1. 39 х 0,2 = 7,8 ( см ) - длина листа ромашки
  2. 39 + 7,8 = 46,8(см ) - длина растения

ОТВЕТ:

Учитель

Ребята ромашка обладает многими свойствами: противовоспалительными ( при простуде ), заживляет ранки, компресс из настоя помогает при ушибах, отеках настоем полощут        волосы        для        укрепления        и        осветления.

Ваша следующая задача, рассчитать сколько надо взять травы для изготовления настоя, который        применяют        при        лечении        гастрита.

Состав : черника, ромашка, роза, пустырник

Задача № 4

На 1 л воды надо взять 24 г черники, количество пустырника должно составлять 0,25 от количества взятой черники, ромашка 2\3 количества черники, а лепестков розы 50% от ромашки.

Сколько грамм каждого вида растения надо взять?

ОФОРМЛЕНИЕ НА ДОСКЕ КРАТКОГО УСЛОВИЯ (решение самостоятельное)

Учитель

Теперь проверим на сколько мы квалифицированные работники. Диктант проверка. Кто лучше напишет, тот больше получит зарплаты (виртуально). ( У каждого учащегося раздаточный материал с цифрами по диктанту 1 и 2 вариант).

1 вариант «Биологи»                                     2 вариант «Аптекари»

Рябина обыкновенная высотой 12 м, а высота черноплодной рябины составляет от нее 1\6. Найти высоту черноплодной рябины ?

Высота василька 50 см, длина листьев составляет 10 % от длины стебля. Найти длину листьев ?

В огороде растут кусты малины и смородины. Малина составляет 5\9 всех кустов. Какую часть составляют кусты смородины ?

Возраст березы 120 лет. Высота дерева составляет 20% от возраста. Найти высоту березы ?

Для лечения желудка на 500 г воды берут ягоды рябины, которые состоят 1\5 часть от воды. Сколько надо ягод ?

Плоды черноплодной рябины содержат 10% глюкозы. Сколько глюкозы в 1 кг рябины (ответ дать в граммах).

При болезни суставов применяют отвар из березовых почек. Количество почек составляет 1\7 части отвара. Какую часть воды нужно влить ?

Для лечения нервных и сердечных заболеваний используют сосновый настой. На 200 г воды надо взять 20% хвои. Сколько грамм хвои надо взять ?

Дополнительное задание на доске

Для улучшения зрения применяют сбор : мед пчелиный 4 г, сок одуванчика 3\4 от количества меда, сок лука репчатого 50% от количества меда.        Сколько

сока одуванчика и сока лука надо для приготовления настоя ?

НОРМА ОЦЕНОК:

«5» - 5 заданий, «4» - 4 задания, «3» - 3 задания Учитель

Итак ребята , сегодня на уроке с какими целебными растениями, которые растут в нашем районе мы познакомились на уроке ? ( Иван-чай, ромашка, малина, черника, рябина, березовые почки ). Какие целебные растения вы еще знаете, которые растут у нас в районе ( крапива, чага, лопух). Наш урок я хотела бы закончить словами замечательного Ганса Христиана Андерсона :« Чтобы жить нужно солнце, свобода и маленький цветок». Урок закончен, большое спасибо за работу на уроке.

Подведение итога работы на уроке:

Выставление оценок

Повторить правило как найти дробь от числа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование литературного наследия, народной педагогики и народной медицины обско- угорских народов в преподавании школьного курса ОБЖ

Использование литературного наследия, народной педагогики и народной медицины обско- угорских народов в преподавании школьного курса ОБЖ Ермолаев А.В. Муниципальная общеобразовательная школа...

Открытое мероприятие "Народная медицина ненцев"

Профориентация является одной из задач, которые преследует школьное образование в старших классах. Ведь в задачи педагогов входит не только предоставление ученикам необходимых сведений и знаний ...

7 класс, "Народная медицина"

quot;Вундеркинды", тема "Здоровье"...

Проект «Народная медицина эвенков» 5 класс

В данной исследовательской работе на тему "Народная медицина" обучающимся 5 класса были рассмотрены факты из жизни местных жителей с. Уоян, их связь с природой на примере народной ...