Учебная хрестоматия по школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» «Использование опыта народной педагогики и народной медицины малых народов Севера на уроках ОБЖ в средней общеобразовательной школе»
книга (основы безопасности жизнедеятельности) по теме

МБОУШИ «Ляминская средняя общеобразовательная

                                      школа-интернат»

                         Сургутский район Тюменской области

 

 

      Учебная хрестоматия по школьному курсу

 «Основы  безопасности жизнедеятельности»

    «Использование опыта народной педагогики

      и народной медицины малых народов Севера на        уроках ОБЖ  в средней общеобразовательной школе»

     

 

 

     Выполнил:  преподаватель- организатор ОБЖ

                              МБОУШИ «Ляминская средняя

                                      общеобразовательная школа- интернат»

                                    Сургутского района Тюменской области

                                      Ермолаев А.В.

 

 

 

 

д. Лямина Сургутского района Тюменской области

2008

 

                                               Аннотация

 

        Методическая разработка предназначена для популяризации народной педагогики и народной медицины малых народов Севера посредством применения в образовательном процессе (обучение, воспитание  и самовоспитание школьников через совместную работу педагогов, родителей и общественности).

     С ее помощью раскрываются такие ключевые темы учебного курса ОБЖ, как «Здоровый образ жизни», «Правила поведения в различных чрезвычайных ситуациях», «Семейное воспитание», «Психология безопасного общения», «Экологическая безопасность», «Защита Отечества».

В течение длительной истории малочисленные народы Севера создали уникальную народную педагогику, в основу которой заложены следующие  основные принципы и особенности семейных отношений, отраженных в народной педагогике коренных народов Севера:

- воспитание доброты, трудолюбия, честности, справедливости, доброжелательности, мужества

-         уважительное отношение к старшим

-         воспитание трудовых навыков, физическое воспитание

-         закаливание детей

-         бережное отношение к детям

-        экологическое воспитание детей.

 

     Лучшие традиции народной педагогики коренных народов Севера могут передаваться не только на уроках ОБЖ, но и в процессе преподавания курсов «Экология», «Этика семейных отношений», «Физическая культура», «Технология», «Родной язык и литература», «Психология общения» и др., педагогами, работающими в школах, где обучаются дети других национальностей. Опыт этих традиций можно использовать родителям других национальностей при воспитании своих детей.

 

 

 

Введение

 

     Семейные отношения возникли одновременно с возникновением семьи в очень далекие времена. На протяжении тысячелетий они развивались, совершенствовались, приспосабливались к различным природным, социальным, политическим условиям. У каждой цивилизации были свои особенности построения семейной ячейки общества, которые сначала отразились в обычаях, религиозных верованиях, народной педагогике, а затем и в официальной педагогике, политическом устройстве человеческого общества. Но и народную педагогику, и официальную политику всех государств  объединяют общие подходы в вопросе создания и развития семейных отношений: необходимость продолжения человеческого общества, воспитание полноценно развитого человека на принципах гуманизма.

      Однако у каждого народа есть свои, специфические черты в семейных отношениях, и сохранить лучшие из них – задача не только народной, но и официальной педагогики. В школе – интернате, где я преподаю основы безопасности жизнедеятельности, обучаются дети-ханты и ознакомить их с традициями народов ханты и манси в области создания семьи, воспитания в семье, культивировать эти традиции, как я считаю, является одной из основных задач как преподавателя основ безопасности жизнедеятельности, где вопрос семейного воспитания изучается фрагментарно, так и любого другого педагога школы-интерната, где обучаются и воспитываются дети родителей, которые являются представителями коренных народов. При решении данной задачи наряду с воспитанием у детей этнокультуры развивается познавательный интерес учащихся к учебному предмету в целом, отношения между педагогом, учащимися, родителями складываются на основе взаимопонимания и взаимоуважения.

      С этой целью я составил учебную хрестоматию «Использование опыта народной педагогики и медицины коренных народов Севера на уроках ОБЖ в общеобразовательной школе». Подобной учебной хрестоматии в российской педагогике нет.

       В Федеральном государственном образовательном стандарте определен основной образовательный результат: воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками. На достижение этого результата нацелена данная хрестоматия.

 

   Большинство учащихся Ляминской школы- интерната по национальности ханты, поэтому взаимосвязь основ безопасности жизнедеятельности с моральными, этическими, культурными традициями народа ханты неизменно вызывает у детей- ханты познавательный интерес.

В каждом классе на уроках ОБЖ, во внеурочной деятельности я стремлюсь:

- опираться на жизненный опыт детей- ханты, которые в большинстве своем значительно раньше своих сверстников иных национальностей начинают заниматься хозяйственно- практической деятельностью и, следовательно, имеют больший жизненный опыт. Опора на жизненный опыт детей- ханты повышает в их глазах социальную значимость собственного опыта, что стимулирует развитие познавательной активности учащихся;

- знакомить учащихся с многовековыми традициями, устоями жизни ханты, которые являются составляющими народной педагогики;

- сочетать теорию и практику, проводя внеклассные практические занятия, на которых учащиеся- ханты не просто репродуцируют свои умения и навыки, но и развивают их.

 

    При отборе дидактического материала я использовал знания педагогов- ханты, материалы курсов повышения квалификации педагогов, научную, научно- популярную, методическую литературу, произведения художественной литературы писателей- ханты.

 

 

План

 

Тематика уроков:

5 класс

Морской и речной транспорт………………………………….......с. 9-12

Загрязнение почвы……………………………………………..….......с.13

Пожар…………………………………………………………….............с.14

Движение и здоровье………………………………………….......с.15-20

6 класс

Определение направления выхода……………………………........с.21

Способы добывания огня…………………………………….........с.22-23

Надежные одежда и обувь необходимы для безопасности...с.24-25

Сооружение временного жилища……………………………..….......с.26

Средства оказания ПМП. …………………………………….…...........с.27

Смена климата………………………………………………............…28-30

Отношения с родителями…………………………………..............с.31-54

7 класс

                Происхождение и классификация лесных   пожаров…………...............с.55

Последствия лесных и торфяных пожаров……………….......…с.56-62

8 класс

Занятия физкультурой и спортом………………………….........…с.63-73

Закаливание организма человека. Правила использования окружающей среды для закаливания организма………….…..............................................................................74-78

Состояние природной среды и жизнедеятельность

человека………………………………………………………............. с.79-98

Признаки беременности. Рождение ребенка и уход за ним………………………………………………………….................с. 99-101

9 класс

Понятие преступления. Виды и категории преступлений…....102-109

Безопасное поведение дома…………………………………........110-111

Современные методы оздоровления…………………….....…с.112-113

Гигиена питания…………………………………………….............с.114-127

Суицид и подросток……………………………………………..............с.128

10 класс

Здоровый образ жизни и его составляющие………………........129-135

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек……......................................................................................с.136-138

Памяти поколений – дни воинской славы………………............139-144

11 класс

Семья в современном обществе. Законодательство и семья………………………………………………………..................с.145-147

Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов……………………………………..148-150

Список используемой литературы……………………..…............с.151-152

 

 

Используемая литература:

 

1. Е. Айпин. Клятвопреступник. Избранное.- М.: Наш современник, 1995

2. Е. Айпин . В тени старого кедра.- Свердловск: СУКИ, 1981

3. Е. Айпин.  В ожидании первого снега: Повести.- М.: Сов. Россия, 1990

4. Айпин Е. Ханты, или Звезда Утренней Зари.- М.: Мол. гв., 1990

5. А.Б. Григорян,  У.Н. Зуева.  Основы формирования нравственного облика подростков на традициях народной педагогики.- Х.- М.: ГуиПП, Полиграфист, 2002

6. М.А. Лапина. Этика и этикет хантов. – Т.: Изд. Томского ун-та,1998

7.Мифология хантов. – Т.: Изд. Томского ун-та, 2000

8.И.А Иванов. Югра.- Лянтор, 1998

9.В.И Прокопенко. Этнопедагогика народа ханты. Физическое воспитание и игры. - Екатеринбург, 2005

10.Проблемы развития физической культуры и спорта в условиях Сибири и Крайнего Севера. Сб. статей, - Омск, 1995

11.В. Г. Тарлина. Основные черты традиционной системы питания хантов и манси. – в сб. «Актуальные проблемы разработки учебно – методических комплектов по хантыйскому и мансийскому языкам, литературе и культуре». Х. - М., Полиграфист, 2007

12.Формирование этнического самосознания у учащихся на основе традиций Севера.- Х.- М.: ГУИПП «Полиграфист», 2002

13.А. Агафонова. Что нужно для воспитания детей.- Югра, №6, 1999

14.П. Бахлыков. История, быт, культура юганских ханты.-  Югра, №5, 1992

15.Ю.Вэлла. Облако в нефти.- Югра, №2, 1991

16.Ю.Вэлла. Моя боль. - Югра,  №11, 1993

17.С.Н. Гашев.  Животные лечат.- Югра, №10, 1994

18.А.Зенько. Отношение к огню обских угров.- Югра, №1, 1992

19.В. Карцев. Мифы, сказки, загадки пимских ханты.- Югра, №6, 2002, с.30- 31

20.Н.Новикова. Люди Вселенной. - Югра, №10, 2002

21.А.Сенгепов. Правовые обычаи хантов. - Югра, №11, 1994

22.А.Силин. Монти Танья.- Югра, №1, 1998

23.В.Сподина. Деревянные глаза.- Югра, №5, 1992

24.Т. Харамзин. Олень- это жизнь.- Югра, №1, 1996

 

    

Заключение

 

Каждый народ создал свою, своеобразную народную педагогику.

Интеграция же достижений педагогики различных народов в воспитании ребенка ведет и к  взаимному обогащению народных педагогик, успешному воспитанию Человека, достижению одной из основных целей мировой педагогики, так необходимой человечеству в современном мире – воспитанию толерантности в подрастающем поколении.

 

 Учебная хрестоматия рецензирована доктором педагогических наук, профессором, заведующим кафедрой ТиМФВ Сургутского ГПУ Синявским Н.И.

      По данной тематике я выступал на региональной научно – практической конференции «7 Знаменские чтения» и материалы выступления опубликованы в сборнике научных материалов региональной научно – практической конференции «7 Знаменские чтения»: Актуальные проблемы образования и науки» (Сургут,2008).

      Работа также удостоена диплома 2-й степени Правительства ХМАО – Югры за участие в региональном этапе Всероссийского конкурса «Семья – основа государства (образовательное направление) (2011 г.) и благодарности автономной некоммерческой организации «Семья России» за творческий вклад в популяризацию традиционных семейных ценностей по укреплению института семьи и участие в 1 Открытом Всероссийском конкурсе культурологических, образовательных, социально – просветительских, информационно – медийных проектов «Семья – основа государства» (2011 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование литературного наследия, народной педагогики и народной медицины обско- угорских народов в преподавании школьного курса ОБЖ

Использование литературного наследия, народной педагогики и народной медицины обско- угорских народов в преподавании школьного курса ОБЖ Ермолаев А.В. Муниципальная общеобразовательная школа...

Использование технологии проектного обучения в процессе преподавания иностранного языка на старшей ступени средней общеобразовательной школы.

  Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет обучающимся видеть практическую пользу от изучения ИЯ. Следствием этого является повышения интереса к учебному предм...

по итогам контролям использования Имущества, переданного в безвозмездное пользование детям с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Анадыря»

В соответствии с Планом внутришкольного контроля на 2013-2014 учебный год проведена проверка использования Имущества, переданного в безвозмездное пользование детям с ограниченными возможностями здоров...

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 148 Граневой Ирины Юрьевны

Анализ практической деятельности учителей показал, что понимание учебного предмета «Русский язык» в качестве цели и средства одновременно в результате породило изучение предмета ради предм...

Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1

Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся  через вхождение в социально – проектную деятельность  экологической направленности» (Из опыт...

Использование Интернет технологий для развития познавательного интереса при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе

Использование Интернет технологий для развития познавательного интереса при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе...