Использование литературного наследия, народной педагогики и народной медицины обско- угорских народов в преподавании школьного курса ОБЖ
статья по обж на тему
Использование литературного наследия, народной педагогики и народной медицины обско- угорских народов в преподавании школьного курса ОБЖ
Ермолаев А.В.
Муниципальная общеобразовательная школа- интернат
«Ляминская средняя общеобразовательная школа- интернат»
п. Лямина, Сургутский район, Тюменская область, ХМАО- ЮГРА, Российская Федерация.
Обеспечение личной безопасности и сохранения своего здоровья является одной из важнейших сторон жизнедеятельности человека. В современном обществе с развитием цивилизации к естественным, природным опасностям постоянно добавляются опасности техногенного характера, которые на современном этапе приняли угрожающую форму как для всего человечества, так и для населения нашей страны. Так, в Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных опасностей погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, миллионы теряют здоровье, подвергаются насилию и т.д.
В этих условиях одна из главных задач школы видится в том, чтобы дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, адекватно вести себя в условиях острых социальных, социально- политических конфликтах. С этой целью и введен в школьный курс учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности».
Одним из дидактических принципов в обучении является принцип связи теории обучения с жизнью. Литературное наследие обско- угорских писателей, народная педагогика и народная медицина малых народов Севера являются неоценимым помощником в преподавании курса ОБЖ., предоставляя дидактический материал по вопросам:
- семейного, нравственного, физического, экологического, трудового, правового воспитания в народной педагогике малых народов Севера
- традиционной системы питания малых народов Севера
- быта в народной педагогике малых народов Севера
- народной медицины малых народов Севера
Мною этнокомпонент введен по следующим темам уроков:
5 класс:
«Дом, в котором мы живем»
«Пожар»
«Морской и речной транспорт»
«Различные виды ранений и их причины»
«Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при некоторых видах повреждений»
«Движение и здоровье»
«Физическое и нравственное взросление человека»
6 класс:
«Факторы выживания в природных условиях»
«Влияние характера на поступки в условиях выживания»
«Правила безопасного поведения на природе»
«Сооружение временного жилища»
«Способы добывания огня»
«Определение направления выхода»
«Обеспечение питанием и водой»
«Поиск и приготовление пищи»
«Отморожение и охлаждение организма»
«Значение питания для детей и подростков»
«Что такое подростковый возраст. Изменение поведения в подростковом возрасте. Отношение с родителями»
«Средства оказания первой медицинской помощи.Укусы насекомых. Укусы змей»
7 класс:
«Человек и стихия. Характер и темперамент»
«Влюбленность и эротика»
«Опасности аварий и катастроф»
8 класс:
«Состояние природной среды и жизнедеятельность человека»
«Изменение состояния гидросферы»
«Занятия физкультурой и спортом. Закаливание организма»
«Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма»
«Признаки беременности. Рождение ребенка и уход за ним»
9 класс:
«Здоровый образ жизни - путь к достижению высокого уровня здоровья»
«Гигиена одежды, жилища, индивидуального строительства»
«Управление чувствами и эмоциями»
«Употребление табака и его влияние на здоровье»
«Алкоголь, его влияние на организм»
10 класс:
«Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях»
«Здоровый образ жизни и его составляющие»
«Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека»
«Вредные привычки, их влияние на здоровье»
«Профилактика вредных привычек»
«Патриотизм и верность воинскому долгу- качества защитника Отечества»
«Снаряжение туриста»
«Организация бивака»
«Сущность ориентирования»
«Обеспечение безопасности в походе»
11 класс:
«Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов»
«Военнослужащий- патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества»
Опора на художественную литературу, народную педагогику и народную медицину обско- угорских народов в преподавании курса ОБЖ содействует более эмоциональному восприятию учебного материала, помогает создать запоминающиеся образы.
Например, на уроке «Загрязнение почвы» (5 класс) знакомятся со следующими сведениями:
«Самым большим добром, нравственно благородным поступком считается чистка дороги от палок, гвоздей, металлолома, камней, и при этом от души желать благополучия всему движущемуся по этому пути».
А.Б. Григорян, У.Н. Зуева. Основы формирования нравственного облика подростков на традициях народной педагогики. Х.- М., ГуиПП, Полиграфист, 2002 с. 41
На уроке «Пожар» (5 класс):
«Особое отношение было к огню, его почитали, перед ним преклонялись. Оно (отношение) было и мерилом нравственного здоровья семьи. Члены семьи общались с огнем, его оберегали. Народный обычай запрещал плевать на огонь, огню приписывались целебные и очистительные свойства и т.п. За свое непочтительное отношение к огню человек мог быть наказан пожаром».
М.А. Лапина. Этика и этикет хантов. Изд. Томского ун., Т., 1998, с. 27
На уроке «Сооружение временного жилища» (6 класс):
«Одна из ярких особенностей традиционной культуры хантов – большое разнообразие типов жилищ. Один из них были постоянными, а другие временными, разборными. Для ночлега в пути сооружали временный навес или заслон у костра, а зимой выкапывали снежную яму. Каркасные постройки из жердей и покрытием из бересты имели форму шалаша с крышей, полусферическую, полуконическую и наиболее распространенную – коническую – чум. Его покрывали не только берестой, но и шкурами. К стационарным неразборным жилищам относятся землянки и надземные постройки из бревен и досок.
Срубные постройки различались по конструкции крыши: плоской, односкатной, двускатной. Во временных постройках очагом служил костер, а в стационарных – очаг – чувал, сделанный из обмазанных глиной бревен и напоминающий камин.
Во временных постройках спальные места настилали циновки и шкуры. Полог из ткани изолировал семью и, кроме того, защищал от холода и комаров».
Мифология хантов. Изд. Томского ун., Т., 2000, с. 15
На уроке «Состояние природной среды и жизнедеятельность человека» (8 класс):
«Доброта у хантов и манси естественна и связана с экологической культурой. Человечность природосообразна и как бы вырастает из любви ко всему живому в природе.
«Первым подбежал Юван, поцеловал олененка в мордочку, потом погладил по короткой шерстке, прикоснулся к уху и шее, затем потрогал крохотные копытца. После подошла Анисья, улыбнулась, чмокнула его, провела рукой по теплому боку, пожелала нараспев: «Рас-ти боль-шой!» Демьян наклонился к мордочке олененка и исполнил обряд приветствия: «Ну, здравствуй, - сказал он и тоже чмокнул олененка в нос. – Хорошо расти!»
(Айпин Еремей. Ханты или Звезда Утренней Зари. М., 1987, с. 78). .
Бесспорный этнопедагогический интерес представляет повесть Еремея Айпина «Я слушаю Землю», которая не только насыщена различными элементами традиционной культуры воспитания – в ней описываются и оригинальные воспитательные приемы, методы и средства народной педагогики.
«Тогда мне еще неведома была боль природы. Позже я понял, что корень всех корней жизни находится в земле. Корень дерева, само дерево, плоды дерева, жучки-паучки, звери и птицы, человек… Все взаимосвязано, все держится на одном корне, и корень этот уходит в Землю. И поранивший землю поранит и корень всех корней. И замахнувшийся на корень прежде всего замахивается на себя и на человечество.
Когда мама случайно острием топора задевала землю, она быстро равняла порез, закрывала его щепками и хвоей. Я вспомнил, что так делал и отец, если его топор нечаянно соскальзывал с дерева. И я спросил маму, что все это значит.
- Это рана на теле Земли, - сказала мама. – Ни в коем случае нельзя оставлять раны на теле Земли. Больно ей!..
Я вспомнил слова матери о том, что у всего живого есть душа. Есть душа у человека. Есть душа у дерева, у травиночки, у цветка. А все, у кого есть душа, чувствуют боль. И у Земли есть душа, наверное…
Все люди – народы, все звери и птицы, деревья и трава на Земле живут. Всем дает жизнь священная Земля… Не станет земли – не станет жизни…
Вот поэтому и нужно помнить о Ней до последнего мгновения…»
А.Б. Григорян, У.Н. Зуева. Основы формирования нравственного облика подростков на традициях народной педагогики. Х.- М., ГуиПП, Полиграфист, 2002, с. 47
На уроке «Правила использования окружающей среды для закаливания организма» (9 класс):
«Особый интерес представляет народный опыт хантов в закаливании только что родившихся детей. Новорожденного сразу обтирали холодной водой, а зимой - прямо снегом, иногда даже погружали в снег. Ребенка с первых минут жизни приобщали к суровым условиям Севера, пробуждая в нем жизненные силы для сопротивления. Е. А. Покровский, изучавший физическое воспитание у разных народов России, так пишет об этом: «Остяки, самоеды, вогулы погружают детей после рождения зимой в снег, а летом катают по утренней и вечерней росистой траве, при этом приговаривая: "Учись терпеть стужу и лужу..."» [1884. С. 98]. Затем ребенка заворачивали в заячьи шкурки, опоясывая ремешками, чтобы он не раскрывался, и клали в берестяную зыбку».
В.И.Прокопенко. Этнопедагогика народа ханты. Физическое воспитание и игры. Екатеринбург, 2005. Стр.51- 54
На уроке «Занятия физкультурой и спортом» (9 класс):
«Жителям Севера нужна была также ловкость и быстрота реакции. Об одном герое сказки «Тута и Эруля» говорится: «Эруля перепрыгнул, как белка, на другое дерево и опять сидит. Так он спасался от смерти шесть раз» [Северные сказки, 1936. С. 170]. В сказке «Пюнекэсе» уже упомянутый герой Пальна демонстрирует ловкость и моментальную реакцию, успевая отскочить от стрел, пущенных в него. Пальна был вертким и быстрым, «как стриж» [Северные сказки, 1936. С. 100].
В фольклоре остяков часто упоминается эта феноменальная способность героев - увертываться от пущенных в них стрел. Умение это для остяцких богатырей было обычным. В легендах описывается даже такая способность: остяцкий богатырь «отшибал веслом» стрелы, которые пускали в него самоедские дети [Садовников, 1912. С. 3]. Как это умение приобреталось богатырями, в легендах не говорится. Ответ на этот вопрос дают ученые. По сведениям И. Н. Гемуева, А. И. Соловьева [1989. С. 112], умение защищаться от стрел у многих народов Севера вырабатывалось с помощью специальных упражнений. Обычно подростка ставили на открытое место и стреляли в него из лука тупыми стрелами. Сначала стрелы пускали тихонько, потом, по мере того как подросток все более ловко увертывался, стрелы пускались с большей силой.»
В.И.Прокопенко. Этнопедагогика народа ханты. Физическое воспитание и игры. Екатеринбург, 2005. Стр.23-25
На уроке «Гигиена питания» (9 класс):
«Основной пищей хантам служили рыба и мясо. Рыбу ели сырой (свежепойманную и мороженую), вареной и жарено-сушеной или вяленой. Из внутренностей вытапливали рыбий жир, который затем употребляли с разными продуктами: рыбой, ягодами, мучными изделиями. Основным источников мяса были крупные звери – лось и дикий олень. Домашнего оленя забивали на мясо только владельцы больших стад. Почки, печень, костный мозг, глаза, уши, губы, а иногда и мясо ели сырыми, но обычно мясо варили. Боровую и водоплавающую дичь ели в вареном виде или вялили или коптили. Из дикорастущих потребляли, главным образом, ягоды, собирали и некоторые растения.
Грибы считались «нечистыми», их не ели. Глубокие корни имеет у хантов традиция приготовления некоторых блюд из муки и круп, но хлеб стал широко употребляться только в недавнее время. Напитками служили вода, отвар чаги, и другие растительные отвары.»
Мифология хантов. Изд. Томского ун-та, Т., 2000, с. 16
На уроке «Понятие преступления. Виды и категории преступлений» (9 класс):
«Доверие – норма жизни хантов. Они не запирали на замки свои избушки, орудия промысла. Люди боялись воровать, так как они знали, что об этом все равно узнают, и этот позор ляжет не только на самого вора, но и на весь род его. Так, ханты давали ворам клички, и это клеймо переходило по наследству, из рода в род. По сообщениям информаторов, воровство наказывалось по нормам обычного права. Тот, у кого пропали предметы, проводил обряд гадания. Для этого брали волчью лапу, обдирали ее, оставляя на ней лишь кости с сухожилиями и опускал эту лапу в воду с быстрым течением. При этом произносилось заклинание. Люди об этом знали, поэтому внимательно наблюдали друг за другом. Если замечали, что у кого-то начинали дергаться пальцы рук, то этого человека и называл вором. Если укравший приходил с повинной, то его лечили от этого недуга. Иногда лапу волка держали над огнем, тогда у виновного скрючивало пальцы. Ханты знали о таких наказаниях, поэтому старались избегать воровства…
…Ханты также верили, что за кражу мог наказать дух той территории, на которой произошла кража. Если хант украл оленя, у него могли пропасть все олени. Если Хант украл лодку, у него могла утонуть семья.»
М.А. Лапина. Этика и этикет хантов. Изд. Томского ун-та , Т., 1998, с. 31- 32
Большинство учащихся Ляминской школы- интерната по национальности ханты, поэтому взаимосвязь основ безопасности жизнедеятельности с моральными, этическими, культурными традициями обско- угорских народов неизменно вызывает интерес как у детей- ханты, так и детей других национальностей, формирует у них чувство толерантности.
Синтез применяемых мною на уроках и внеклассных занятиях по ОБЖ методов обучения (опора на жизненный опыт детей- ханты, которые в большинстве своем значительно раньше своих сверстников иных национальностей начинают заниматься хозяйственно- практической деятельностью и, следовательно, имеют больший жизненный опыт; знакомство учащихся с многовековыми традициями, устоями жизни ханты, которые являются составляющими народной педагогики; сочетание теории и практики при проведении учебных и внеклассных занятий, на которых учащиеся не просто репродуцируют свои умения и навыки, но и развивают их) способствуют значительному развитию учебной мотивации у учащихся при изучении курса ОБЖ. Я считаю, что в ХМАО необходимо подготовить и издать сборник учебных хрестоматий с учетом этнокомпонента по различным учебным дисциплинам: истории, географии, литературе, биологии, зоологии и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование национально-регионального компонента в преподавании школьного курса химии.
Здесь предложен материал, о химических предприятиях Казани. Материал может пригодиться при проденении как уроков по органической химии, так и внеклассных мероприятий....
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА На тему: «Отражение национального характера в пословицах и поговорках обско – угорских народов»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ученика 8 классаНа тему: «Отражение национального характера в пословицах и поговорках обско – угорских народов»...
Доклад "Развивающие функции декоративно-прикладного искусства обско-угорских народов»
В настоящее время, когда идет движение в защиту национальных культур, процесс возрождения многих обычаев, традиций стал возможен исключительно благодаря «семейной памяти». Семья – это сакральная или и...
Презентация "Берестяная посуда обско- угорских народов", 5 класс
Презентация предназначена для ознакомления школьников с берестяной посудой народов ханты и манси....
"История и современность творчества обско-угорских народов"
Предложенные материалы и постановка вопроса являются попыткой посмотреть и изучить хантыйскую и мансийскую танцевальную культуры еще с одной стороны, не менее интересной и перспективной,...
Югра. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов (словарные слова)
Рассматривая на уроках художественного труда предметы быта, одежду, орнаменты народов ханты и манси, хочется узнать значение новых слов, произнести названия предметов на родном языке....
Проверочная работа № 3 по истории ХМАО-Югры на тему "Мифология обско-угорских народов"
Цель- контроль знаний по изученной теме. Позволяет сравнить религиозные представления обских угров и восточных славян, выявить взаимосвязь религиозных верований от особенностей хозяйственной жизни и у...