Урок математики в 5 классе «Числовые и буквенные выражения»
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Цели: способствовать формированию знаний учащихся о числовых и буквенных выражениях, значениях выражений, правилах получения буквенного выражения на основе числового; способствовать формированию навыков составления и решения выражений; создать условия для формирования УУД

Тип урока:учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, работа в группах, в парах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе «Числовые и буквенные выражения»

Цели:способствовать формированию знаний учащихся о числовых и буквенных выражениях, значениях выражений, правилах получения буквенного выражения на основе числового; способствовать формированию навыков составления и решения выражений; создать условия для формирования УУД

  1. личностных: мотивация учения, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками;
  2. познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков,синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, умение  выполнять действия в соответствии с имеющимся алгоритмом;
  3. коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;
  4.  регулятивных: целеполагание, планирование, самоконтроль и взаимоконтроль;способность к мобилизации сил и энергии.

Тип урока:учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, работа в группах, в парах.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

(Проверить готовность учащихся к уроку).

  1. Мотивация и актуализация субъективного опыта.

Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал  известный  учёный Ал - Бируни:

«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».

Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Устная работа.

1.Вычислить удобным способом:

  • (6312+1596)-436
  • (1263+846)-1523
  • (836+423) -126
  • С какими выражениями мы работали?
  • Что входит в состав выражения?
  • Как найти значение выражения?
  • Какие знания нам понадобились для нахождения значения выражения?
  • Какие трудности вам встретились при выполнении задания?

2. Прочитать выражение:

61-38                 974-178

579-217                 463-323                    

3. Какие из выражений  «лишние» ?

34;    52 ;  15;     47;     489;

      120+(120+54)       120+(120+m)    

  • Почему вы так решили? Объясните.
  • Как вы думаете, как называется такое выражение, которое содержит только числа? Числа и буквы? Если вы назовете, то узнаете тему сегодняшнего урока.
  1. Восприятие и осмысление учащимися нового материала и первичная проверка понимания

Итак: тема нашего урока «Числовые и буквенные выражения»

(Открыть тетради, записать число, тему урока).

Исторический экскурс

Историческая справка: Латинский алфавит произошел от одного из вариантов западного греческого алфавита и стал самостоятельным примерно в VII  веке до нашей эры. В настоящее время латинский алфавит знаком почти всем людям Земли,поскольку изучается всеми школьниками либо на уроках математики , либо ….на уроках иностранного языка . физики .Латинский алфавит называют алфавитом международного общения.

  • А что вы знаете числах и буквах?
  • Как вы думаете, что мы еще можем узнать о выражениях, чему можем научиться?

(Дети формулируют цель урока)

  • Кто может дать определение числовых и буквенных выражений?
  • Правильность наших умозаключений поможет проверить наш друг –

учебник.

Работа с учебником. Групповая работа по карточкам.

Прочитайте статью учебника на стр. 48-49и выполните задание по карточкам.

Соединить линиями соответствующие части определений.

Проверка выполнения задания. Анализ ошибок (самоконтроль).

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо

к разности прибавить вычитаемое.

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо

из уменьшаемого вычесть разность.

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо

из суммы вычесть известное слагаемое.

Числовые выражения - это

выражения, составленные из чисел, букв, знаков математических действий и скобок.

Буквенные выражения - это

числа, которыми заменяют букву

Значение выражения - это

такие выражения, которые составлены из чисел, знаков математических действий и скобок

Значения буквы - это

число, получаемое в результате выполнения всех указанных действий в числовом выражении

Проверка выполнения задания. Анализ ошибок (взаимоконтроль).

Задачи.Поезд шёл двое суток. В первые сутки 

он прошёл 980км, а во вторые – на 50км

больше. Сколько километров прошёл

поезд за двое суток?

Поезд шёл двое суток. В первые сутки

он прошёл 980км, а во вторые – на 65км

больше. Сколько километров прошёл

поезд за двое суток?

Поезд шёл двое суток. В первые сутки

он прошёл 980км, а во вторые – на а км

больше. Сколько километров прошёл

поезд за двое суток?

(Дети составляют выражение).

Физкультминутка(Музыкальная пауза).

Работа в группах(каждой группе выдаются одинаковые карточки с составленными выражениями, в некоторых из них допущены ошибки)

Проверка выполнения задания. Анализ ошибок (взаимоконтроль).

- Ребята, а теперь давайте попробуем составить выражение по условию задачи.

  • Задача. В полдень термометр показывал температуру t0C, а к полуночи температура опустилась на р0С. Какую температуру показывал термометр в полночь?
  • Составьте выражение и найдите его значение:
  • При t=25 p=7

(Дети с помощью учителя составляют уравнение).

- А умеем мы решать такие выражения?

- Задача нашего урока, научиться решать такие выражения.Работа с учебником:  (работа в парах).

  1. Первичное закрепление.

С древних времен решение уравнений считалось трудным разделом математики. Ребята, давайте докажем сегодня, что выражения не смогут нас поставить в трудное положение

Задачи на дифференциацию (первые задания легче, вторые посложнее)


1 вариант Решите задачу.

Три банана можно купить за т рублей, а три апельсина – за

п рублей. На сколько один банан дороже апельсина? Вычислите

при = 18, п = 15

1 вариант Решите задачу, составив числовое выражение.

В 1 цехе работает 46 чел., во втором – в 2 раза больше, чем в первом, в 3 – на 19 меньше, чем в 1 и во 2. Сколько всего человек работает в трёх цехах?

2 вариант Решите задачу  Стол стоил а рублей, а стул –

b рублей. На сколько стол дешевле четырех стульев?

Вычислите при a = 1120, п = 300

2 вариант Решите задачу, составив числовое выражение

У товарного поезда 57 вагонов, у пассажирского – в 3 раза меньше, у электрички – на 15 меньше чем у товарного и пассажирского вместе. Сколько вагонов у всех поездов?

  1. Итог урока.
  • Чем мы занимались на уроке?
  • Какие цели мы ставили?
  • Справились мы с работой?
  • Достигли поставленных целей? Почему?
  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Что запомнилось?

VІІІ. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе "Числовые и буквенные выражения" Мерзляк А.Г.

Урок в 5 классе составлен по ФГОСам по теме "Числовые и буквенные выражения" с презентацией....

урок в 5 классе "Числовые и буквенные выражения"

урок закрепления знаний, содержит презентацию...

Технологическая карта к уроку математики по теме: "Числовые и буквенные выражения"

               По теме: " Числовые и буквенные выражения" мной был проведен открытый урок в 5 классе в качестве защиты итоговой курсовой работы по оконча...

Урок математики 5 класс. Числовые и буквенные выражения.

Цель урока: создать условия для обобщения материала, изученного по теме: «Числовые и буквенные выражения. Формулы»Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений...

Презентация к уроку в 5 классе Числовые и буквенные выражения

Презентация к уроку в 5 классе "Числовые и буквенные выражения"...