Программа внеурочной деятельности в 7 классе "Комбинаторика"
рабочая программа по математике (7 класс) на тему

Светлана Дмитренко

Программа внеурочной деятельности в 7 классе "Комбинаторика" рассчитана на 34 учебных часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_kombinatorika.docx36.22 КБ

Предварительный просмотр:

Куйбышевский район, с. Куйбышево                                                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Куйбышевская средняя общеобразовательная школа

имени  Маршала Советского Союза А.А.Гречко

Рассмотрена и рекомендована к утверждению  педагогическим советом от 30.08.2017, протокол №1                      

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

Приказ от 31.08.2017 №_____ОД

Подпись ____________

                                                                                                                                                                                                                                        М.П.

 ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 «Комбинаторика»

в 7 классе

на 2017-2018 учебный год

Количество часов: 34

Учитель: Дмитренко С.А.

Рассмотрена на заседании методического объединения 31.08.2017, протокол №1

Пояснительная записка

         Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

   Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать комбинаторные задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

   Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

   Занятия  должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

    Данный курс, в объеме 34 часов, представлен для проведения занятий в 7 классе, и рассчитан на учащихся, которые проявляют интерес к математике, и при этом не обязательно обладают ярко выраженными математическими способностями. Для осознанного усвоения содержания, указанных тем, особое внимание уделяется практическим занятиям, групповой работе, знакомству с историческими фактами, сочетанию познавательной работы на занятиях с исследовательской домашней работой.  Решение задач на смекалку, задач- ловушек, головоломок призвано помочь развитию памяти, смекалки, внимания и других качеств, позволяющих нестандартно мыслить. Такие задачи доступны для указанной возрастной группы, так как многие из них имеют игровой характер, позволяют поддерживать постоянный интерес различными историческими экскурсами, организовывать состязательные ситуации при их решении. Учащиеся получают в основном практические навыки в решении задач, курс не содержит обилия теоретических выкладок, что исключает уменьшение интереса к предмету в данной возрастной группе.

Занятия внеурочной деятельности  имеют большое образовательное и воспитательное значение.

     Он направлен на овладение учащимися конкретными предметными знаниями и умениями, необходимыми для дальнейшего применения.

Цели:

- ознакомление с простейшими принципами и методами математики;

- формирование представления о математике, как общекультурной ценности и возможности использования математических знаний в различных сферах деятельности человека;  

-  создание среды, способствующей раскрытию способностей побуждение школьников к самостоятельным занятиям;

- развитие математического образа мышления.

           Задачи:

  • расширить кругозор учащихся;
  • убедить в необходимости владения законами, алгоритмами и правилами математики;
  • расширить область математических знаний учащихся;

-    уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Основным результатом освоения содержания кружка учащимися, станет положительный эмоциональный настрой и сформированная мотивация школьников для дальнейшего изучения математики.

 Принципы программы:

  • Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность 

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятий.

  • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство с разделом математики «Комбинаторика», удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты:

  • усвоить темы по математике, выходящие за рамки школьного курса по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение нестандартных задач;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы

Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • Развитие познавательных навыков учащихся,  умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,  развитие  критического  и творческого мышления.

организация на уроке парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в

сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • расширить поиск информации за счёт библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
  • числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Формы и методы   организации учебного процесса.

Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальная работа.. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение,  самостоятельная работа.

 Методы контроля:   презентация,  тестирование.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проектная деятельность;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;

Календарно-тематический план

(1 час в неделю, всего 34 часа)

1

Что такое комбинаторика?

4,09

2

Старинные задачи. Задача Магавиры.

11.09

3

Старинные задачи. Задача Шридхары

18.09

4

Старинные задачи. Задача Ричарда де Форниваля

25.09

5

Старинные задачи. Задачи Леонардо Пизанского

02.10

6

Старинные задачи. Задачи Эйлера

9.10

7

Старинные задачи. Задача Ло-Шу

16.10

8

Решение комбинаторных задач перебором вариантов.

23.10

9

Решение комбинаторных задач перебором вариантов.

30.10

10

Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов.

13.10

11

Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов.

20.10

12

Правило сложения.

27.10

13

Правило умножения

4.12

14

Правило умножения

11.12

15

Игры со словами. Наборщик.

18.12

16

Игры со словами. Каркас.

25.12

17

Игры со словами. Палиндромы.

15.01

18

Игры со словами. Анаграммы.

22.01

19

Перестановки. Факториал.

29.01

20

Перестановки с повторениями.

5.02

21

Сочетания.

12.02

22

Сочетания с повторениями.

19.02

23

Размещения.

26.02

24

Комбинаторика на кубиках.

5.03

25

Софизмы и парадоксы.

12.03

26

Что такое статистика и теория вероятностей?

19.03

27

Статистические характеристики набора данных.

02.04

28

Среднее арифметическое.

09.04

29

Размах и мода.

16.04

30

Медиана  ряда.

23.04

31

Практическое применение статистики.

07.05

32

Как определить вероятность события?

14.05

33

Решение задач.

21.05

34

Обобщающее занятие.

28.05

Ожидаемые результаты реализации программы

Учащиеся  научатся:

  • - решать комбинаторные задачи перебором вариантов и с помощью графов;
  • - применять правило комбинаторного умножения для решения задач на нахождение числа объектов или комбинаций;
  • - распознавать задачи на определение числа перестановок и выполнять соответствующие вычисления;
  • - находить среднее арифметическое, моду, медиану, наибольшее и наименьшее значение числовых наборов.

Межпредметные связи на занятиях по математике:

  • с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций; 
  • с уроками  русского языка: грамотное оформление своего проекта.
  • С уроками   изобразительного искусства: оформление творческих     работ, участие в выставках рисунков, моделей при защите проектов.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Н.А.Жарковская. Математический клуб «Кенгуру» выпуск №18 (6-8 классы), Санкт-Петербург,2010 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...