Урок математики для детей с ОВЗ 5 класса по теме:"СЛОЖЕНИЕ ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ДВУЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ БЕЗ ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ РАЗРЯД И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СЛУЧАИ ВЫЧИТАНИЯ "
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Педагогические задачи:

· образовательные: создать условия для ознакомления с правилом сложения трехзначных чисел с двузначными без перехода через разряд и соответствующими случаями вычитания; научить пользоваться данным правилом при решении примеров; совершенствовать умение решать составные арифметические задачи; закрепить умения выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел с однозначными без перехода через разряд;

· коррекционно-развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов, восприятия и наблюдательности, речи учащихся, глазомера, навыков самостоятельной работы;

· воспитательная: содействовать воспитанию познавательного интереса к изучению математики, усидчивости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок математики94.22 КБ

Предварительный просмотр:


ТЕМА УРОКА: СЛОЖЕНИЕ ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
С ДВУЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ БЕЗ ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ РАЗРЯД И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СЛУЧАИ ВЫЧИТАНИЯ

Педагогические задачи:

 образовательные: создать условия для ознакомления с правилом сложения трехзначных чисел с двузначными без перехода через разряд и соответствующими случаями вычитания; научить пользоваться данным правилом при решении примеров; совершенствовать умение решать составные арифметические задачи; закрепить умения выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел с однозначными без перехода через разряд;

 коррекционно-развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов, восприятия и наблюдательности, речи учащихся, глазомера, навыков самостоятельной работы;

 воспитательная: содействовать воспитанию познавательного интереса к изучению математики, усидчивости.

Ожидаемые (планируемые) результаты:

Предметные: научатся складывать трехзначные числа с двузначными без перехода через разряд; используют полученные знания при выполнении заданий практического содержания.

Познавательные: научатся устанавливать аналогии.

Регулятивные: получат возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные: получат возможность научиться понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Личностные:  будет  сформирована ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика».

Оборудование: наглядный материал для устного счета; карточки для индивидуальной работы; графопроектор (интерактивная доска), пленка, маркер; опора; рисунки огурца, свеклы, капусты; абаки; счеты.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания: задание 177 (1, 4 ст.), с. 64.

Проверка домашнего задания осуществляется в форме дидактической игры.

Дидактическая игра «Найди цветок для пчелки».

– Какие числа складывали между собой? (Трехзначные и однозначные.)

– Как складывают трехзначные числа с однозначными числами? (Поразрядно.)

– Чем полезны пчелы? (Высказывания учащихся.)

Учитель демонстрирует картинку насекомого.

– Пчеловод при помощи дыма не успокаивает пчел, а создает как бы имитацию пожара. Пчелы, являясь древними обитателями леса, при появлении дыма набрасываются на мед, чтобы запастись им на дальнюю дорогу. Когда же брюшко пчелы заполнено медом и не гнется, она не может пустить в ход жало. Мед – это «лечение для людей». Этот научный факт был подтвержден учеными. Мед, маточное молочко, пыльца и прополис излечивают многие болезни.

II. Актуализация чувственного опыта учащихся.

– В пределах какой разрядной единицы мы считаем и решаем примеры? (В пределах 1 000.)

– Рассмотрите числа, распределите их на группы: 28, 30, 150, 76, 361, 809.

– На какие две группы можно их распределить? (Двузначные и трехзначные.)

– Из каких разрядных единиц состоят двузначные числа? трехзначные числа? (Двузначные числа состоят из единиц и десятков, а трехзначные – из единиц, десятков, сотен.)

– Покажите на абаках ответы в следующих примерах.

15 + 4        19 + 6        17 + 2

15 – 4        19 – 6        17 – 2

– Как производили сложение и вычитание данных чисел? (Складывали и вычитали между собой единицы, а десятки остаются прежними.)

III. Изучение нового материла.

Работа по учебнику: выполнение задания 171 на с. 63.

– Сегодня будем учиться складывать и вычитать между собой трехзначные и двухзначные числа.

– Решите и объясните.

1) 425 + 22 = ?                           2) 125 – 13 = ?

Решать нужно так:                    Решать нужно так:

22 = 20 + 2                             13 = 10 + 3

425 + 20 = 445                        125 – 10 = 115

445 + 2 = 447                          115 – 3 = 112

– Рассмотрите задание.

– Какие числа складывали (вычитали) между собой? (Трехзначные и двузначные.)

– Как решили данные примеры?

– Как можно по-другому их решить?

Учащиеся на основе полученных ранее знаний могут сделать предположение, что проще подчеркивать разряды, соответственно складывать и вычитать поразрядно. Учитель в свою очередь обращает внимание на опору.

– При решении данных примеров также можно использовать и счеты.

– На  какой проволоке счетов откладываем единицы? десятки? сотни?  (Единицы откладываем на первой проволоке счетов снизу; десятки – на второй; сотни – на третьей.)

– Отложите на счетах 425, прибавьте к нему 22.

– Какой результат получили? (447.)

– Решите пример с использованием счетов: 125 – 13.

– Какой ответ получили? (112.)

– Как складывали (вычитали) числа между собой? (Поразрядно.)

IV. Коррекция и первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику: выполнение задания 172 на с. 63.

– Решите примеры. Объясните их решение.

827 + 2        117 + 62        679 – 7        799 – 77

827 + 62        435 + 53        679 – 37        284 – 51

По одному учащемуся с полным объяснением у доски. Учитель обращает внимание на разные приемы решения данных примеров: устно, с применением счетов; способом подчеркивания разрядных единиц.

V. Закрепление знаний.

1. Работа по учебнику: выполнение задания 173 на с. 63.

– Отгадав загадки, узнаете, про какие овощи будем решать задачу.

1) Как на грядке под листок закатился чурбачок –

Зеленец удаленький, вкусный овощ маленький. (Огурец.)

2) Зеленая толстуха надела уйму юбок.

Стоит, как балерина, из листьев  пелерина. (Капуста.)

Задача. С овощной базы в магазин отправили 400 кг огурцов, свеклы на 53 кг больше, чем огурцов, а капусты на 35 кг больше, чем свеклы. Сколько килограммов капусты отправили в магазин?

– О чем говорится в задаче? (Об овощах.)

– Какие овощи отправили в магазин? (Огурцы, свеклу, капусту.)

– Сколько отправили огурцов? (400 кг.)

– Сколько отправили свеклы? (Неизвестно, но сказано, что на 53 кг больше, чем огурцов.)

– Что говорится о капусте? (Капусты отправили на 35 кг больше, чем свеклы.)

– Какие  слова  возьмем  для  оформления  краткого  условия задачи? (Огурцы, капуста, свекла.)

– Оформите краткое условие задачи самостоятельно.

Один учащийся работает с обратной стороны доски; проверка.

– Зачитайте главный вопрос задачи. (Сколько килограммов капусты отправили в магазин?)

– Сможем ли сразу на него ответить? Почему? (Нет, потому что капусты отправили на 35 кг больше, чем свеклы, а сколько отправили свеклы, неизвестно.)

– Что будем находить первым действием? (Сколько килограммов свеклы отправили в магазин.)

– Каким арифметическим действием? Почему? (Сложением, так как свеклы отправили больше, чем огурцов.)

– Когда узнаем, сколько килограммов свеклы отправили в магазин, сможем ответить на главный вопрос задачи? Как? (Да. Сложением, потому что капусты отправили больше, чем свеклы.)

– Во сколько действий задача? (В два.)

– Решите задачу самостоятельно.

Решение:

1) 400 + 53 = 453 (кг) – свеклы отправили в магазин.

2) 453 + 35 = 488 (кг) – капусты.

Ответ: 488 кг капусты отправили в магазин.

– Почему сразу не смогли ответить на главный вопрос задачи?

– А если бы в задаче говорилось, что капусты было меньше, чем свеклы, каким  арифметическим  действием  находили  количество  капусты? (Вычитанием.)

– Свеклу знали 2 тысячи лет назад в Персии. Однако там ее не любили, поскольку считали символом ссор и сплетен. На Русь свекла попала из Византии в X веке. Есть свидетельства, что уже в XVI веке наши предки очень любили борщ.

Что общего между лошадью и кочаном капусты? Они одинаково жадно пьют воду! За день капуста «выпивает» столько же воды, сколько взрослая рабочая лошадь.

Когда огурцы были еще редкостью, турецкий султан Магомет Второй, жестокий и жадный, однажды приказал вскрыть животы своим семи придворным, чтобы узнать, кто из них съел один из присланных ему в подарок огурцов.

2. Дидактическая игра «Торопись, да не ошибись».

Учитель пишет на доске (а потом можно и называть) примеры, учащиеся в своих тетрадях записывают только ответы. Затем проводится проверка. Задание регламентируется.

275 + 12        179 – 56

436 + 22        157 – 34

412 + 41        285 – 63

Один учащийся выполняет задание на пленке, проверка через графопроектор (интерактивную доску).

– Как выполняем устное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000? (Поразрядно.)

3. Тренинг для развития восприятия и наблюдательности.

Одному из учащихся предлагается отметить на доске рост своего одноклассника от пола. Учитель, проведя измерение, отмечает действительные размеры.

– Отметьте на доске рост соседа по парте, не используя чертежных инструментов.

– Как вы думаете, а нужно ли развивать глазомер? (Высказывания учащихся.)

– Для чего нужно развивать глазомер? (Высказывания учащихся.)

– Где в жизни сталкиваемся с измерением величин «на глаз»? (Высказывания учащихся.)

4. Работа с геометрическим материалом.

Учащимся выдаются листы нелинованной бумаги.

– Нарисуйте отрезок, длина которого 5 см.

– Ниже нарисуйте отрезок, длина которого больше длины первого отрезка на 2 см.

– Изобразите прямоугольник со сторонами 10 см на 3 см.

– Убедитесь в правильности выполнения заданий с помощью линейки.

VI. Итог урока.

– С какими числами производили вычисления? (Трехзначными и двузначными.)

– Как складывают и вычитают числа? (Поразрядно.)

Домашнее задание: задание 176 (1–3 ст.), с. 64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме «Лес». Закрепление вычислительных навыков умножения и деления трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

Пояснение к урокуВ последние годы в педагогической практике остро стал вопрос об активизации познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Многолетняя практика педагогической работы в шко...

Урок математики в 5 классе по ФГОС с умственной отсталостью 1 вариант по теме: "Умножение трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд"

Конспект урока математики в 5 классе ФГОС 1 вариант "Умножение трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд" .Обучающиеся дожны получить минимальный уровень знаний об алг...

«Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд»

Конспект урока математики, 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

План урока для обучающихся 5 класса с интеллектуальными нарушениями по теме " Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд"

Цель:Рассмотреть  случаи умножения  и деления трёхзначных чисел на однозначные числа без перехода через разряд.Задачи:закреплять знания, умения и навыки по теме; развивать устные вычислитель...

Карта урока математики в 5 классе «Устное умножение двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд».

Для самостоятельного изучения.Цель: познакомиться с алгоритмами устного умножения, применять алгоритмы при выполнении заданий и решении задач....

Карта урока математики в 5 классе «Устное деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд».

Для самостоятельного изучения.Цель: познакомиться с алгоритмами устного деления, применять алгоритмы деления при выполнении заданий и решении задач....

Конспект урока математики для 5 класса "Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд"

Конспект урока математики для 5 класса "Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд"...