Открытый урок. Правильные и неправильные дроби.
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Технологическая карта урока для 5 класса к учебнику Н.Я.Виленкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok._pravilnye_i_nepravilnye_drobi.docx | 158.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Колганова Полина Александровна
Тема: Правильные и неправильные дроби.
Класс: 5
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
содержательная: формирование понятий правильных и неправильных дробей, умения различать и сравнивать правильные и неправильные дроби.
деятельностная: формирование и развитие УУД
познавательных:
–уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя);
– добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке);
–уметь использовать знаково - символические средства;
–преобразовывать информацию из одной формы в другую
регулятивных:
–обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
– выдвигать версии решения проблемы, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
коммуникативных:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
личностных:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Оборудование: компьютер с проектором, презентация MicrosoftOfficePowerPoint
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.
Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд – М.:Мнемозина, 2013. – 264 с.: ил.
Образовательные технологии: Технология проблемного обучения.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | ЭОР |
1. Мотивация к учебной деятельности Самоопределение к учебной деятельности | Визуальный контроль готовности кабинета и учащихся к уроку. Создание положительного настроя на продуктивную работу. «Ровно встали, тихо сели, Головами повертели. Очень сладко потянулись И друг другу улыбнулись. Прозвенел сейчас звонок, Начинаем наш урок». | Выполняют самооценку готовности к уроку: наличие тетрадей, учебника, инструментов. | |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности | -Ребята, с какими числами мы работали на прошлом уроке? - Как называется число над дробной чертой? – под дробной чертой? - что показывает знаменатель дроби? – числитель дроби? Что вы уже знаете и умеете делать, используя обыкновенные дроби? - Прочитайте дробь, назовите числитель и знаменатель каждой дроби. Что они показывают?1/5; 5/7; 12/13; 8/8; - Сравните дроби 5/7 и 2/7, 3/5 и 5/5, 12/13 и 4/3? - Все ли дроби вы смогли сравнить? - Где появилось затруднение? - Давайте поработаем и в конце урока попытаемся решить эту проблему. -Откройте тетради, запишите число, классная работа. | Обыкновенные дроби Числитель Знаменатель На сколько частей разделили целое Сколько частей выбрали. Сравнивать, находить часть от целого и целое по его части. Учащиеся читают дроби и объясняют, что означают их знаменатели и числители. Сравнивают пары дробей: 5/7 и 2/7; /5 и 5/5, 12/13 и 4/3 Учащиеся испытывают затруднение при сравнении третьей пары Записывают число | Слайд 1 |
3. Выявление места и причины затруднения | -Перед вами задание №1. Прочитайте его. 1. Длина дорожки от ворот школы до крыльца равна 80 метрам. Рабочим нужно уложить ее плиткой. Рабочие выполнили 3/4 всей работы. Сколько метров дорожки им осталось уложить плиткой? 2. Сделаем иллюстрацию к этой задаче. Какой длины прямоугольник удобнее нарисовать для иллюстрации? -Закрасьте одним цветом ту часть дорожки, которую уже уложили плиткой. 3. А если рабочие уложили не 3/4, а 1/4 дорожки? 2/4 ? 4/4 ? 5/4 ? Это возможно? -Вернемся к началу нашей задачи. -Что означает обыкновенная дробь 1/4? 2/4 ? 3/4 ? 4/4 ? 5/4 ? -Разделили на 4, а взяли 5, это правильно? -Итак, дробь 5/4 получила название НЕПРАВИЛЬНАЯ ДРОБЬ. | У каждой пары задача Решение задачи 1) 80:4=20 (м)- 1/4 2) 20*3=60 (м)- заложили 3) 80-60=20 (м)- осталось Рисуют прямоугольник, делят его на 4 части и закрашивают 3 части Уложили 20, ост. 60 Уложили 40, ост. 40 Уложили 80, ост. 0 Получился лишний кусок.(или 100м) Разделили на 4 части- взяли 1 часть : на 4, взяли 2 : на 4, взяли 3 : на 4, взяли 4 : на 4, взяли 5 Нет, НЕПРАВИЛЬНО | Слайд 2 |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | - Разбейте данные дроби на две группы и запишите в тетрадь. 1/5; 5/7; 12/13; 13/13; 15/10; 8/8; 8/7. - На какие две группы можно разделить эти дроби? -Сформулируйте тему нашего урока. - Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? - Чем отличаются правильные дроби от неправильных? Дайте определения этих дробей. -Где можно найти подтверждение ваших определений? | Учащиеся разбивают на две группы, записывают в тетрадь (работа в группе) Один ученик работает на доске Дети замечают, что в 1 группу подходят дроби -1/5; 5/7; 12/13; 2 группу – 13/13; 8/8;15/10 , 8/7. Дети говорят, что дроби тоже могут быть правильные и неправильные. Обучающиеся формулируют тему урока («Правильные и неправильные дроби»)и его цель (научиться сравнивать правильные и неправильные дроби») Записывают тему урока в тетради. Учащиеся выдвигают гипотезы формулировок. В учебнике | Слайд 3 |
5. Первичное закрепление во внешней речи | Откройте учебник на странице 151, прочитайте приведенные там определения. -Совпадают ли определения, напечатанные в учебнике с тем, что дали вы? -Давайте все наши выводы оформим в схему -Какие числа мы изучаем? -Из чего состоит дробь? -На какие виды подразделяются дроби? -Если ……,то …… Проговорить про себя по схеме определения правильных и неправильных дробей -Расскажите определения друг другу. Работа по учебнику: 1). Работа в паре. № 975 стр.152 Отметьте на луче точки с координатами ¼; 2/4; ¾; 4/4; 5/4; 6/4; 7/4; 8/4. За единичный отрезок примите 12 клеток. Посмотрите на чертеж и ответьте на вопросы: - какие дроби расположены левее 1? - какие дроби расположены правее 1? - Сравните правильные дроби с 1. - Сравните неправильные дроби с 1. - Сравните правильные и неправильные дроби? Дополните схему. 2)Длина отрезка АВ=8см. Начертите отрезок, длина которого равна: а) ¾ длины отрезка АВ; б) 5/4 длины отрезка АВ. -Какой из отрезков будет длиннее? Почему? -Начертите отрезки. - Давайте вернемся к проблеме, которая возникла в начале урока, и попробуем её решить Сравните дроби 12/13 и 4/3. - Как сравнить правильную дробь с неправильной? 3) № 976 стр. 152 Напишите: а) все правильные дроби со знаменателем 6; б) все неправильные дроби с числителем 5. 4) Работа над задачей. № 980 стр. 152. Бригада строителей построила ферму за 48 дней. По плану требовалось 5/4 этого времени. Сколько дней отводилось на постройку фермы по плану? -Прочитайте задачу. -За сколько дней бригада построила ферму? -Сколько потребовалось по плану? -Как вы это понимаете? | Работают с учебником Работа в парах Выполняют задание, работая в группе. Оказывают консультацию и помощь друг другу. Выполняют задание в тетрадях. Отвечают на вопросы учителя. Дополняют схему Выполняют задание в тетрадях и на доске. Учащиеся сравнивают дроби, объясняя выбор знака. Читают задачу учебника. Отвечая на вопросы учителя, анализируют информацию условия задачи. Решают задачу. | Слайд 5 |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу | На экране дроби 1.Разделите дроби на 2 группы 2.Сравнить дроби | Выполняют самостоятельную работу Проверяют по образцу | Слайд 6
2/7, 5\9, 3\7, 4\7, 9\9, 7/9,7\7, 9\7, 11/7,12\9
Проверьте себя. Слайд 7 |
7. Рефлексия деятельности на уроке | -Назовите тему урока. -Расскажите, чему вы научились на уроке? -Ответьте на вопросы на стр. 152 - Оцените свою деятельность на уроке.
| Отвечают на вопросы. Формулируют правила. Рассказывают, что узнали. Осуществляют самооценку. | Слайд 8
|
8. Информация о домашнем задании | Домашнее задание: стр. 154, № 999, 1001, 1004, прочитать текст параграфа и ответить на контрольные вопросы. | Записывают домашнее задание, производят взаимопроверку записи домашнего задания. Задают вопросы по содержанию и выполнению домашнего задания. | Слайд 9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК «ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ДРОБИ» 5 КЛАСС
Цель урока:Дать понятие правильной и неправильной дроби;Научить отличать правильные и неправильные дроби ; Формировать вычислительные навыки, логическое мышлениеХод урока.Организационный...
презентация к уроку "Правильные и неправильные дроби"
Презентация имеет интерактивный храктер, предусматривает возможность проверки и самооценки каждого задания......
Конспект урока "Правильные и неправильные дроби"
Урок - путешествие в сказку "Колобок". Конспект урока и презентация....
Презентация к уроку "Правильные и неправильные дроби". 5 класс.
Урок соответствует требоваеиям ФГОС ООО. Автор учебника Е.А. Бунимович...
Урок_Правильные и неправильные дроби, 5 класс (ФГОС)
Урок разработан в соответствие с ФГОС....
Технологическая карта к уроку "Правильные и неправильные дроби"
Задачи урока: Образовательные: - ввести понятие правильных и неправильных дробей...
Открытый урок. Правильные и неправильные дроби.
Правильные и неправильные дроби. Конспект и Презентация....