Урок_Правильные и неправильные дроби, 5 класс (ФГОС)
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Урок разработан в соответствие с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pravilnye_i_nepravilnye_drobi.docx | 47.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Волгина Н.А., учитель математики МБОУ «Называевская СОШ № 4» Омской области
Предмет: математика.
Класс: 5.
Уровень образования: базовый.
Тема: Правильные и неправильные дроби.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы: в парах, индивидуальная, фронтальная.
Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.
Методы обучения:
По источникам знаний: словесные, наглядные.
Относительно характера познавательной деятельности: практические.
Учебно-методическое обеспечение: Учебник: Е.А. Бунимович. Математика. 5 класс. М.: Просвещение, 2014 г.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, мел.
Педагогические задачи:
Обучающая: научить распознавать дроби правильные и неправильные.
Развивающая: развивать внимание; познавательную активность.
Воспитательная: воспитывать внимательность, аккуратность при работе с текстами и записями примеров с правильными и неправильными дробями.
Планируемые результаты:
Знать какая дробь называется правильной, а какая неправильной; уметь распознавать правильные и неправильные дроби.
Формируемые УУД:
Познавательные: уметь делать выводы, формировать навык распознания правильных и неправильных дробей; применять полученные знания при решении задач.
Коммуникативные: уважать и уметь слушать друг друга, взаимодействовать в паре, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи в паре, определять цель учебного занятия, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на вопросы и оценивать достижения свои и одноклассников.
Личностные УУД: формировать навыки самоорганизации, учебную мотивацию, оценивать результат и рефлектировать его в отношении личностной значимости.
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-выводят правило для распознавания правильных и неправильных дробей;
-работают с текстом учебника;
- работают с текстом ТТ;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя;
-выполняют рефлексию.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный этап | Проверяет подготовленность обучающихся к учебному занятию, организует внимание детей. Приветствует их. Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, я вижу, что все вы готовы к уроку, пожалуйста, присаживайтесь. Откройте тетради и подготовьте их к работе на уроке. Оставьте одну, пустую строку для записи темы урока | Проверяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм урока. Приветствуют учителя. |
Актуализация и мотивация деятельности | Осуществляет вводную беседу. Скажите ребята, как называется глава, которую мы начали изучать на предыдущих уроках? Что мы знаем о дробях? Какие открытия были сделаны на предыдущих уроках? Повторим что знаем, выполняя устную разминку. Прочитайте дроби, которые вы видите на слайде (средний ряд по цепочке). Назовите числители и знаменатели. Что показывает числитель и знаменатель дробей, которые выделены цветом? Какая часть фигуры заштрихована? Как определили? Какая часть фигуры №2 заштрихована? №3, № 4? Определите координаты точек на координатной прямой А(1), В(4), С(6), D(9) | Вступают в диалог с учителем. Отвечают на вопросы (узнали: что такое дробь; что такое числители и знаменатели и что они показывались; научились записывать и читать дроби; находить часть от целого; отмечать дроби на координатной прямой). Читают дроби. Определяют, какая часть фигуры заштрихована. Определяют координаты точек и поясняют как они это делают. |
Определение целей и темы урока . | Дан ряд дробей. 1 ряд, прочитайте дроби. - Какая из дробей лишняя? Почему? Второй ряд дробей читает третий ряд? - Какая из дробей лишняя? Почему? Что можете сказать про остальные дроби? На столах у вас имеются карточки, на которых записаны разные дроби. Работая в паре, распределите дроби на группы. И подготовьте ответы на вопросы, которые вы видите на слайде. Приступаем к работе. Время работы 3минуты. Закончили работу. Отвечаем на вопросы. Сколько групп у вас получилось? Сравните, используя информацию на слайде, содержимое полученных групп дробей. По какому принципу выполнено распределение? И так в 1 группе оказались дроби, у которых числитель меньше знаменателя. Дроби первой группы называют правильными. Как бы вы назвали дроби второй группы? Это для вас новые понятия? Определите тему сегодняшнего урока. Запишите тему в тетради. Определите цели урока. - Узнать какие дроби называются правильными, а какие неправильными - научиться распознавать правильные и неправильные дроби. | Обучающиеся первого ряда читают дроби. Объясняют, какая лишняя. Обучающиеся третьего ряда читают дроби. Объясняют, какая лишняя. А у всех остальных дробей числитель меньше знаменателя. Выполняют задание, готовят ответы на вопросы. Отвечают, выполняют сравнение. Отвечают: неправильными. Да. Формулируют тему урока. Определяют цели урока. Осмысливают информацию. |
Открытие нового знания | Итак, мы распределили дроби на группы и дали им названия. Дайте свои определения правильным и неправильным дробям. Где же мы можем узнать, правы ли мы? Откройте учебник на стр. 135. Сравните свои определения с определениями в учебнике. Всё верно? Молодцы! Прослушайте ещё раз определения и затем в парах проговорите их. (Электронное сопрофождение к УМК). Запишите в тетради: - правильная дробь, т.к. 2< 3 (ч < з) и - неправильные дроби, т.к. 3 = 3 и 5 > 3(ч = з и ч > з) 5 и 3 Какой цели мы достигли? Идём дальше к достижению наших целей. Работаем с информацией слайда. Первый ученик: - Прочитайте дробь. Назовите числитель, назовите знаменатель. Сравните их. Сделайте вывод. Второй ученик: - Прочитайте дробь. Назовите числитель, назовите знаменатель. Сравните их. Сделайте вывод. Третий ученик: - Прочитайте дробь. Назовите числитель, назовите знаменатель. Сравните их. Сделайте вывод. Составьте алгоритм действий, выполняя который вы сможете распознать какая перед вами дробь: правильная или неправильная
| Формулируют определения. В учебнике. Выполняют сравнение. Да. Слушают определение и рассказывают его друг другу. Записывают в тетрадь. Выполняют рефлексию деятельности. Читают дроби и отвечают на вопросы. Составляют алгоритм действий |
Первичное закрепление знаний | Предлагаю выполнить следующие задания (задания на слайде). Загрузите правильные дроби в грузовик. Вы называете дробь. Если ответ верный, то дробь отправляется в грузовик. А в поезд загрузим все неправильные дроби. Итак, дроби отправились в путешествие, а мы с вами продолжаем. | Выполняют задания на распознавание дробей. |
Физкультминутка | Предлагает сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Тихо встали и немного отдохнём. Я буду называть дроби: если дробь правильная хлопаем, неправильная топаем 4 7 13 5 6 17 25 6 19 3, 8, 100, 2 , 6 19 , 19 , 11 , 19 Молодцы. Тихо сели. | Выполняют физминутку. |
Решение тренировочных упражнений | Предлагает выполнить задания из учебника с комментированием у доски: стр. 137, № 475. Для проверки усвоения правил двое работают у доски, остальные тетради. Просит ребят, оценить работу одноклассников у доски. Дополнительно: № 477. . | Решают задания. Осуществляют оценивание. |
Самостоятельная работа | Предлагает выполнить самостоятельную работу. А сейчас, ребята, предлагаю вам небольшой тест, для проверки того, как вы усвоили тему сегодняшнего урока. Прочитайте задания. Задайте вопросы, если они возникли. Вопросов нет, приступили к заданию. Время выполнения 5 мин. Закончили работу. Взяли карандаш и выполним самопроверку правильности решения по образцу. (Ответы на слайде). Оцените свою работу: Если вы получили 6-7 «+», то вы получаете за это задание отметку «5». Если вы получили 4-5 «+», то вы получаете за это задание отметку «4». Те, у кого менее 4 «+», сегодня отметки не получает. У вас есть возможность повысить свою отметку на следующем уроке. | Выполняют самостоятельную работу. Осуществляют самопроверку. Критерии оценивания: отметка выставляется в зависимости от числа правильно выполненных заданий. |
Рефлексия | Наш урок подходит к концу. Подведём итоги. Вернёмся к целям, которые ставили в начале урока. Как вы, считаете, достигли ли мы цели? Почему так считаете? | Выполняют рефлексию: учащихся отвечают на вопросы и высказывают свои мнения. |
Домашнее задание | Сообщает домашнее задание. Закончу урок словами: Дроби всякие нужны, Спасибо за урок! | Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы. |
Исследование по теме: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
Объект исследования: дроби с одинаковыми знаменателями.
Предмет исследования: правила сложения и вычитания дробей.
Цель исследования: вывести правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Задания для проведения исследования
- Закрасьте на рисунке: А) красным цветом фигуры, а зелёным фигуры.
Б) красным цветом фигуры, а зелёным фигуры.
В) красным цветом фигуры, а зелёным фигуры.
А) Б) В)
- Для каждого случая запишите, какая часть фигуры оказалась закрашенной.
- С помощью какого арифметического действия можно найти закрашенную часть фигуры? Как записать это действие? Запишите его.
- Выполните задание из тетради-тренажёра № 226 на стр. 95. Каждый участник группы выполняет задание в своей тетради.
- Сверьте ответы.
- Если вы догадались, как выполнить сложение дробей с одинаковыми знаменателями, то расскажите в группе как это сделать. Обсудите сформулированное утверждение.
- Решите задачу. К Саше в гости пришли друзья и он решил их угостить тортом. Саша разрезал торт на 10 частей и положил их на тарелку. Друзья съели 4 кусочка. Сколько кусочков осталось? При необходимости сделайте рисунок к задаче.
- Выполните действия и проиллюстрируйте их на схеме:
- Обсудите равенства, полученные в заданиях 7 и 8. Сформулируйте в группе полученное правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
- Допишите выражения:
Сделайте выводы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Заполните таблицу:
№ п/п | Фамилия, имя ученика(цы) | Мне было трудно …. | Мне было интересно … | Могу себя похвалить … |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 |
Кто в группе особо отличился? Чью работу вы хотели отметить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК «ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ДРОБИ» 5 КЛАСС
Цель урока:Дать понятие правильной и неправильной дроби;Научить отличать правильные и неправильные дроби ; Формировать вычислительные навыки, логическое мышлениеХод урока.Организационный...
Презентация урока: "Правильное дыхание" по экологии 8 класса
Презентация урока по экологии для 8 класса...
презентация к уроку "Правильные и неправильные дроби"
Презентация имеет интерактивный храктер, предусматривает возможность проверки и самооценки каждого задания......
Презентация к уроку "Правильные и неправильные дроби". 5 класс.
Урок соответствует требоваеиям ФГОС ООО. Автор учебника Е.А. Бунимович...
Урок: «Правильное питание – залог здоровья». 8 класс.
Цель: На основе знаний о функциях и строении системы органов пищеварения сформировать представления об основах правильного питания, о режиме питания.Задачи:- Продолжить формирование навыков самостояте...
Конспект урока "Правильные Многоугольники.Периметр многоугольника" 5 класс
Цель урока: формирование понятия многоугольникаЗадачи урока- познакомиться с понятием многоугольника, диагонали многоугольника, периметром многоугольника;- развивать измерительные умения , математичес...
Конспект урока " Правильные и неправильные дроби" 5 класс
Правильные и неправильные дроби...