Способы развития мыслительной деятельности обучающихся.
учебно-методическое пособие по математике (6 класс) на тему

Чернышев Эдуард Николаевич

Предлагается структурированный набор приемов развития мыслительной деятельности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shablon_bukleta_na_20_dekabrya_2017goda_master-klass.docx96.92 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт показывает, что формирования универсального навыка «понимание» эффективно использование разнообразных заданий  с учетом видов  умственной деятельности.

1.Аналитико-синтетическая деятельность.

  • свести исходную задачу к  системе элементарных;
  • разбить информацию на смысловые части;
  • определить то, что нужно знать, чтобы…;
  • выделить часть информации с заданными свойствами;
  • вычленить детали из целого;
  • сравнить способы решения задач;
  • назвать всевозможные свойства, стороны, признаки, способы…;
  • прокомментировать процесс решения задачи;
  • обосновать последовательность шагов (алгоритм) при решении задачи;
  • найти всевозможные объекты, обладающие заданными свойствами;
  • найти все свойства заданного объекта;
  • найти все теоретические положения, которые могут быть использованы при решении задачи;
  • создать из деталей целое, из предложений – текст, из элементарных задач – сложную;
  • установить максимальное число ролей, функций заданного объекта;
  • включить одни и те же объекты в разные системы связей;  

2.Деятельность по обобщению и абстрагированию.

  • по заданным конкретным объектам сформулировать обобщающее понятие, записать его в общем виде;
  • выразить качественные отношения общей формулой;
  • отнести объекты к определенному классу;
  • изобразить объекты и их свойства с помощью специальных символов;
  • установить общие признаки объектов, явлений;

3.Деятельность по сравнению и установлению аналогии.

  • установить сходство, различие объектов или их признаков, свойств, функций;
  • установить общие признаки свойств;
  • назвать  всевозможные основания для сравнения объектов, явлений;
  • сравнить объекты или явления по определенным основаниям.
  • установить возможность сравнения объектов по явно или неявно выраженным признакам;
  • по заданному объекту, свойству, отношению, решению:  выбрать аналогичное из данных; продолжить по аналогии; составить по аналогии; установить аналоги и т.п.;
  • описать аналог (модель) объекта или явления с сохраненными существенными (заданными) свойствами.

4.Деятельность генерализации.

  • отобрать объекты, соответствующие определенному признаку, свойству;
  • установить, составляют ли данные объекты данное понятие;
  • отнести заданные объекты к одному понятию (категории);
  • назвать существенные (несущественные) признаки (свойства, функции) объекта или явления;
  • рассортировать предлагаемые объекты или явления по заданной системе критериев;
  • отобрать лишнее (несущественное) и объяснить выбор;
  • установить закономерность построения выводов, объектов или явлений;
  • продолжить ряд (объектов или явлений);
  • заполнить или восстановить  элементы, недостающие в ряду, в описании или в обосновании объекта или явления;
  • выделить главную мысль, ключевые слова (мысли, идеи) в  информации;
  • составить опорный конспект, опорный план;
  • сформулировать вопросы по  предоставленной информации;
  • выбрать часть информации,  содержащей ответ на заданный вопрос.

5.Деятельность по установлению причинно-следственных связей.

  • установить истинность (ложность) простого высказывания;
  • установить истинность (ложность) сложного высказывания на основе законов булевой алгебры;
  • из посылки сделать заключение (если …, то …);
  • провести последовательность умозаключений от заданного суждения к заданному результату;
  • расположить данные высказывания в логической последовательности;
  • вычленить частные случаи из общих положений;
  • выдвинуть и обосновать гипотезу;
  • теоретически предсказать конечный результат рассуждений, преобразований;
  • сделать вывод на основе индуктивных рассуждений;
  • провести обобщение и ограничение понятий;
  • для данных объектов назвать обобщения и ограничения;
  • самостоятельно составить  лестницу понятий, восходя от самых простых понятий к более сложным;
  • составить схему системы понятий;
  • установить, верно ли произведено ограничение, обобщение;
  • поставить каждое из понятий во всевозможные отношения с другими понятиями и охарактеризовать эти отношения;
  • объяснить, доказать, аргументировать действия, выводы.

ПОНЯТИЕ  «ПОНИМАНИЕ»

  • специфический  продукт  интеллектуального развития,, формирующийся в ходе  освоение различных видов мыслительной деятельности и  приводящий к  формированию у  индивида способностей к  продуцированию новых форм  представления сущности  информации;
  • особенность психического развития личности, характеризующаяся осознанным и опосредованным восприятием  личностью объектов и явлений   реальности;  
  • высшая ступень познания, достигаемая в ходе  использования индивидом различных видов умственной деятельности при решении актуальных познавательных или нравственных проблем.

ШКАЛА ОБУЧЕННОСТИ

(по В.П. Симонову)

eduardlaw@yandex.ru

Красный Сулин

2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3

ПАМЯТКА

ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ПРИЕМОВ  РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Материалы методической работы учителя математики, победителя конкурса лучших учителей РФ в рамках ПНПО, лауреата премии Губернатора РО, Почетного работника общего  образования РФ

Чернышева Эдуарда Николаевича

Красный Сулин

2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы развития мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории

в данном материале рассказывается о некоторых приёмах развития мыслительной деятельности на уроках истории: сравнении, беседе, планировании, самостоятельных письменных работах...

Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории

Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личност...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ХИМИИ

Самостоятельная работа является важной и неотъемлемой частью любого урока, так как она заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разн...

Использование физических упражнений, как один из способов развития мыслительной деятельности.

Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете....

Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Статья даёт описание  проблемно-диалогичесой педтехнологии, рассматривает её положительные и отрицательные стороны, характеризует различные виды проблемных заданий и приводит их примеры....