Способы развития мыслительной деятельности обучающихся.
учебно-методическое пособие по математике (6 класс) на тему
Предлагается структурированный набор приемов развития мыслительной деятельности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shablon_bukleta_na_20_dekabrya_2017goda_master-klass.docx | 96.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт показывает, что формирования универсального навыка «понимание» эффективно использование разнообразных заданий с учетом видов умственной деятельности.
1.Аналитико-синтетическая деятельность.
- свести исходную задачу к системе элементарных;
- разбить информацию на смысловые части;
- определить то, что нужно знать, чтобы…;
- выделить часть информации с заданными свойствами;
- вычленить детали из целого;
- сравнить способы решения задач;
- назвать всевозможные свойства, стороны, признаки, способы…;
- прокомментировать процесс решения задачи;
- обосновать последовательность шагов (алгоритм) при решении задачи;
- найти всевозможные объекты, обладающие заданными свойствами;
- найти все свойства заданного объекта;
- найти все теоретические положения, которые могут быть использованы при решении задачи;
- создать из деталей целое, из предложений – текст, из элементарных задач – сложную;
- установить максимальное число ролей, функций заданного объекта;
- включить одни и те же объекты в разные системы связей;
2.Деятельность по обобщению и абстрагированию.
- по заданным конкретным объектам сформулировать обобщающее понятие, записать его в общем виде;
- выразить качественные отношения общей формулой;
- отнести объекты к определенному классу;
- изобразить объекты и их свойства с помощью специальных символов;
- установить общие признаки объектов, явлений;
3.Деятельность по сравнению и установлению аналогии.
- установить сходство, различие объектов или их признаков, свойств, функций;
- установить общие признаки свойств;
- назвать всевозможные основания для сравнения объектов, явлений;
- сравнить объекты или явления по определенным основаниям.
- установить возможность сравнения объектов по явно или неявно выраженным признакам;
- по заданному объекту, свойству, отношению, решению: выбрать аналогичное из данных; продолжить по аналогии; составить по аналогии; установить аналоги и т.п.;
- описать аналог (модель) объекта или явления с сохраненными существенными (заданными) свойствами.
4.Деятельность генерализации.
- отобрать объекты, соответствующие определенному признаку, свойству;
- установить, составляют ли данные объекты данное понятие;
- отнести заданные объекты к одному понятию (категории);
- назвать существенные (несущественные) признаки (свойства, функции) объекта или явления;
- рассортировать предлагаемые объекты или явления по заданной системе критериев;
- отобрать лишнее (несущественное) и объяснить выбор;
- установить закономерность построения выводов, объектов или явлений;
- продолжить ряд (объектов или явлений);
- заполнить или восстановить элементы, недостающие в ряду, в описании или в обосновании объекта или явления;
- выделить главную мысль, ключевые слова (мысли, идеи) в информации;
- составить опорный конспект, опорный план;
- сформулировать вопросы по предоставленной информации;
- выбрать часть информации, содержащей ответ на заданный вопрос.
5.Деятельность по установлению причинно-следственных связей.
- установить истинность (ложность) простого высказывания;
- установить истинность (ложность) сложного высказывания на основе законов булевой алгебры;
- из посылки сделать заключение (если …, то …);
- провести последовательность умозаключений от заданного суждения к заданному результату;
- расположить данные высказывания в логической последовательности;
- вычленить частные случаи из общих положений;
- выдвинуть и обосновать гипотезу;
- теоретически предсказать конечный результат рассуждений, преобразований;
- сделать вывод на основе индуктивных рассуждений;
- провести обобщение и ограничение понятий;
- для данных объектов назвать обобщения и ограничения;
- самостоятельно составить лестницу понятий, восходя от самых простых понятий к более сложным;
- составить схему системы понятий;
- установить, верно ли произведено ограничение, обобщение;
- поставить каждое из понятий во всевозможные отношения с другими понятиями и охарактеризовать эти отношения;
- объяснить, доказать, аргументировать действия, выводы.
ПОНЯТИЕ «ПОНИМАНИЕ»
- специфический продукт интеллектуального развития,, формирующийся в ходе освоение различных видов мыслительной деятельности и приводящий к формированию у индивида способностей к продуцированию новых форм представления сущности информации;
- особенность психического развития личности, характеризующаяся осознанным и опосредованным восприятием личностью объектов и явлений реальности;
- высшая ступень познания, достигаемая в ходе использования индивидом различных видов умственной деятельности при решении актуальных познавательных или нравственных проблем.
ШКАЛА ОБУЧЕННОСТИ
(по В.П. Симонову)
Красный Сулин
2017
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3
ПАМЯТКА
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Материалы методической работы учителя математики, победителя конкурса лучших учителей РФ в рамках ПНПО, лауреата премии Губернатора РО, Почетного работника общего образования РФ
Чернышева Эдуарда Николаевича
Красный Сулин
2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы развития мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории
в данном материале рассказывается о некоторых приёмах развития мыслительной деятельности на уроках истории: сравнении, беседе, планировании, самостоятельных письменных работах...
Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории
Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личност...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ХИМИИ
Самостоятельная работа является важной и неотъемлемой частью любого урока, так как она заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разн...
Использование физических упражнений, как один из способов развития мыслительной деятельности.
Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете....
Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания
Статья даёт описание проблемно-диалогичесой педтехнологии, рассматривает её положительные и отрицательные стороны, характеризует различные виды проблемных заданий и приводит их примеры....