Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания
статья по истории по теме

Костюченко Елена Леонидовна

Статья даёт описание  проблемно-диалогичесой педтехнологии, рассматривает её положительные и отрицательные стороны, характеризует различные виды проблемных заданий и приводит их примеры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Костюченко Е.Л., моу “Лицей №9 имени заслуженного учителя

 школы РФ А.Н. Неверова Дзержинского района Волгограда”

Тысяча учителей – тысяча методов.

Китайская пословица.

Новые социально–экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость совершенствования образовательной системы. Обществу нужны личности, важнейшими качествами которой становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течении всей жизни. Повысить качество обучения, развить у школьников мыслительную деятельность, пробудить интерес к знаниям и поднять их престиж, обратиться к реальным запросам ученика – таковы задачи школы сегодня. Одним из средств, обеспечивающих высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, как мне представляется, является проблемное обучение.

Идея проблемного обучения не нова. Она высказывалась ещё классиками педагогики. Из общественных деятелей педагогической науки ее четко формулировал К.Д. Ушинский, считавший, что в обучении серьезное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины. В нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В.Н. Максимова, И.Я. Лернер. Каждый из названных авторов вносит что-то свое в научную разработку этой темы. При этом ряд общих и частных вопросов проблемного обучения трактуется и интерпретируется по-разному.

Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Наверное, каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Что же такое проблемное обучение? На этот вопрос хороший ответ дал Н.Г. Дайри: обучение является проблемным, если оно «всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Она создается также при изложении различных мнений, с тем, чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили, либо при указании на противоречие, конфликт, с тем, чтобы учащиеся сами нашли пути его решения».[2, c.93] Следует отметить, что большинство авторов противопоставляют проблемное обучение объяснительно-иллюстративному. В основе организации учителем объяснительно-иллюстративного обучения лежит принцип передачи учащимся готовых выводов науки. В основе организации цели процесса проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, то есть принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

-проблемная ситуация --- проблема --- поиск способов ее решения --- решение проблемы.

Элементы проблемности я включаю почти во все уроки. Перед изучением нового материала я ставлю интересные, неожиданные вопросы, на которые ученикам надо дать ответы в конце изучения нового материла, на этапе закрепления и обобщения знаний. На проблемных уроках, изучение содержания урока полностью проходит на поисковом уровне познавательной деятельности. Для учащихся готовлю изложение теоретических сведений в скрытой форме, опуская сущность фактов и их связей. Начиная изучение нового, я выдвигаю проблему, даю учебный материал и ориентиры для ее решения, сопровождая объяснение вопросами и заданиями поискового характера. На основе вновь изучаемого учащиеся решают проблему, как правило, давно уже решенную наукой.

Начальным моментом мыслительного процесса обычно служит проблемная ситуация. Но проблемное обучение не ограничивается созданием проблемной ситуации. Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского, поискового характера, дискуссии и диспуты, семинары, работа с историческими документами, текстами с проблемной направленностью, игровые формы урока по типу “Суд истории”.

Проблемные задачи можно условно разделить на несколько типов:

  • задачи на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного события:

-Вдохновителю Крестовых походов Папе Римскому Урбану II воздвигнут памятник в Клермоне, а Папа Римский Бенедикт в 2011 году на встрече с религиозными лидерами извинился за Крестовые походы, назвав их “великим стыдом”. И всё-таки, Крестовые походы это славные страницы или позор европейской истории?

-князь Владимир Святославович начал своё правление с первой в истории Руси междоусобицы. Летописец описывает его любвеобильность: пять жен, восемьсот наложниц, рассказывает о его жизни, полной многочисленных преступлений и грехов. Но история нарекла его Великим, в памяти народной он остался Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью канонизирован. Почему? Докажите или опровергните одно из мнений.

  • задачи на противоположные высказывания одного человека:

-В.И. Ленин в 1919 г. резко осуждал эсеровский принцип свободной торговли, а в 1921 г. был провозглашен НЭП, одним из принципов которого была свободная торговля. Почему?

  • задачи на анализ факта или события:

-проанализируйте отрывок из законов Хаммурапи и сделайте выводы об уровне развития хозяйства в Вавилонском царстве;

-что имел в виду Нестор-летописец, отметив в “Повести временных лет”, что Собор русских епископов после принятия христианства на Руси радостно заявил Владимиру: “Ты поставлен Богом для наказания злых, а добрым на милость”?

  • задачи на оценку деятельности конкретной личности:

-князь Святослав Владимирович (957-972) – выдающийся государственный деятель, “Александр Македонский Древней Руси” или бесшабашный авантюрист?;

-Пётр I –великий реформатор нового времени или беспощадный тиран?

  • задачи на выработку методологических положений:

-работа с историческим источником. На основе отдельных статей “Правды Ярослава” понять, какой была жизнь в Древнерусском государстве: какие существовали социальные группы? В чём отличия между ними? Какие и как отражены общественные отношения? Что свидетельствует о зарождении и развитии феодальных отношений? Какое значение имело введение “Правды Ярослава”-первого свода законов на Руси? Можно ли его сравнить с принятием христианства?

  • задачи на сопоставление прошлого и современности, версий западных и российских историков:

-“Холодная война”-кто виноват: СССР, Запад или обе стороны? -Есть мнение, что и сегодня мир находится на пороге новой “Холодной войны”.Подберите факты из СМИ подтверждающие или опровергающие данное утверждение.

-Некоторые зарубежные историки утверждали, что первопричиной развязывания Второй мировой войны был советско-германский пакт о ненападении, заключенный 23 августа 1939 г., в частности секретные соглашения к нему. Согласны ли вы с этой версией? Аргументируйте свою точку зрения. Сформулируйте главные причины войны.

- М.С. Горбачев признан миротворцем западным обществом, награждён Нобелевской премией мира, а большинство соотечественников критикует его государственную деятельность. Так кто же он: великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР? ;

Итак, проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, при котором учащиеся анализируют, сравнивают, оценивают, делают выводы, критически осмысливают, ищут и находят. Кроме того, школьники учатся умению общаться, уважать друг друга, прислушиваться к мнению других, добывать знания собственным трудом.

Возникает вопрос: как часто можно использовать проблемное обучение. Большая положительная роль не может делать его универсальным способом вооружения учащихся знаниями. Его применение имеет свои пределы и ограничения. Проблемное обучение очень трудоёмко: с одной стороны, оно позволяет вовлечь в процесс овладевания знаниями всех учащихся, но с другой стороны требует серьёзной, фундаментальной подготовки учителя. Порой объёмный материал быстрее и проще изложить сообщающим методом. Неприменимо проблемное обучение на уроках, где изучается материал описательного характера. А вот общие идеи: приоритет мнения каждого ученика, важность каждого суждения, неавторитарность учителя, опора новых знаний на имеющийся опыт – не могут существовать отдельно и использоваться от случая к случаю.

К факторам, ограничивающим применение проблемного обучения, относится также то, что в большинстве школьных учебников не учитывается необходимость использования этой инновационной технологии. Изложение материала в них ориентировано на репродуктивную деятельность учащихся. Хотелось бы иметь учебник, в котором не просто излагается фактический материал, а учебник, который позволит ученику учиться самому, познавать. Учебник, в котором представлены исторические документы, высказывания современников, историков по поводу того или иного события, личности, различные точки зрения на происходящее в истории. Учебник, содержащий разноуравневые конструктивные и социльно-ориентированные задания.

В заключение хочется сказать, что успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. При соблюдении этих условий проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции. Считаю, что главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.

Список используемых источников и литературы

  1. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. Практ. пособие. М.: Владос, 2000.
  2. Дайри Н. Г. Обучение истории в старших классах средней школы. Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. М., 1966.
  3. Лернер И.Л. Проблемное обучение. – М., 1994
  4. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу. М., 1999
  5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 2007
  6. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.1, М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационная работа по теме"Использование технологии развития критического мышления для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории"

в работе содержится теоретический и практический материал по технологии развития критического мышления...

Методический семинар "Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка"

Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка...

Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории

Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личност...

Различные методы решения задач как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

Показать влияние решения задач различными способами   на уроках математики на развитие мыслительной деятельности, познавательной активности школьников, логического мышления....

Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках химии

Среди различных форм активизации учебного процесса и формировании компетентностных подходов, центральное место принадлежит проблемному обучению, цель которого «научить ученика мыслить»....