Повышение качества знаний через развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках технологии( ДОКЛАД)
статья

Ярошенко Наталья Леонидовна

Выступление на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_tehnologii.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение качества знаний через развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках технологии

« Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха »

Сухомлинский

    Кто-то из « мудрых » сказал, что народ, который думает на один год вперёд – выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд – выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд – выращивает молодое поколение.

    Учёные отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации,  высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.

    Но с точки зрения овладения логическими законами, процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

    Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что –то понять, в чём – то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.

    Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?

    Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно – урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

    Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Качества образования мы сводим к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход ( знаниевый или компетентностный ) признаётся оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования.

    Школа была и остаётся обучающим учреждением, именно в обучении лежит сфера её зримой ответственности. От уровня подготовки учащегося  зависит в конечном итоге, как его собственное будущее благополучие , так и качество жизни общества в целом.

    Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те или иные поступки учащихся , подбор учебного материала и способы его подачи , использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся.

    Для того  чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование – это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:

  • Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль.
  • Социально – экономические факторы.
  • Психолого –  педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека.
  • Личностно –  деятельностные факторы, которые влияют на социально – психологические новообразования в личности учащегося , в формировании личностной и духовной зрелости  растущего человека.
  • Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения:  обученность, мотивация, творческие способности, здоровье, духовно – нравственное  развитие.

    На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью и интересом учащихся к учебному предмету. Способы познания должны стать предметом контроля,  поскольку знания – это результат процесса их приобретения, а главный итог обучения – умение учащихся применять знания на практике ( в дальнейшей учёбе и жизни ).

    Достичь качества знаний невозможно без системного изучения высших достижений в работе учителей и учащихся. В этом случае не обойтись без диагностики, причём такой диагностики, которая позволила бы наиболее полно оценить результаты обученности учащихся , выявляя не только знания и уровни их усвоения, но и познавательные умения, развитие творческих способностей. Поставленную задачу можно попытаться решить посредством диагностики  поуровневого усвоения знаний и умений.

    Методика диагностики поуровневого усвоения знаний и умений широко применяется в школьной практике и предполагает принцип составления двухмерных заданий ( на выявление знаний и умений одновременно ) и их распределение по степени восходящей сложности:

  • На узнавание;
  • На запоминание;
  • На понимание;
  • На внутритемное обобщение;
  • На межтемное обобщение;
  • На межпредметное обобщение.

    Положительным моментом в применении данной диагностики обученности  является возможность для учителя проанализировать соответствие результатов усвоения знаний и умений учащимися на каждом уроке и скорректировать задачи и технологии обучения. Применяя данную методику в системе уроков, учитель вооружает учащихся средством саморегуляции процесса познания и усвоения. Так создаются внутренние механизмы повышения качества образования, его результативности.    

    Модель образования 21 века – образовательное общество. Непрерывное образование должно стать основой жизни человека, условием его профессиональной мобильности, развития потенциала, творческой жизни.

    Я на своих уроках также  уделяю должное внимание развитию мыслительно – творческих способностей обучающихся. На заключительных  уроках  по изучению  каждой темы я использую тематические кроссворды, викторины, ребусы, головоломки, задачи.  Например: в 7 классе есть тема      « Сечения и разрезы на чертежах деталей », я использую задачу « Найти правильные сечения »; в 6 классе есть тема « Чертёж детали цилиндрической формы », я использую кроссворд « Чертежи ».

    Одним из путей формирования и развития графической культуры и творческих способностей обучающихся может стать выполнение проектов. Необходимо показать учащимся практическое применение полученных графических знаний и умений. Метод проектов всегда ориентирован  на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, - которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. В 11классе учащиеся выполняли индивидуально проект , в котором выполняли чертежи деталей тел вращения, рассчитывали массу и себестоимость  детали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы развития мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории

в данном материале рассказывается о некоторых приёмах развития мыслительной деятельности на уроках истории: сравнении, беседе, планировании, самостоятельных письменных работах...

выступление "Повышение качества знаний через использование информационных технологии на уроках истории"

в данной статье описывается опыт использования информационнных технологии на уроках истории и повышение качества образования через использование ИТ-технологии....

Повышение качества знаний через развитие мотивации к учению

Статья о путях повышения качества знаний через развитие мотивации к учению на уроках географии...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ХИМИИ

Самостоятельная работа является важной и неотъемлемой частью любого урока, так как она заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разн...

Доклад на тему: «Повышение качества образования через развитие творческих способностей обучающихся: актуальный опыт, технологии, перспективы»

Современному обществу необходима система воспитания, формирующая в личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления. Основная особенность такого стиля мышления – умение анализировать лю...