Повышение качества знаний через развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках технологии( ДОКЛАД)
статья
Предварительный просмотр:
Повышение качества знаний через развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках технологии
« Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха »
Сухомлинский
Кто-то из « мудрых » сказал, что народ, который думает на один год вперёд – выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд – выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд – выращивает молодое поколение.
Учёные отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.
Но с точки зрения овладения логическими законами, процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что –то понять, в чём – то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?
Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно – урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Качества образования мы сводим к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход ( знаниевый или компетентностный ) признаётся оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования.
Школа была и остаётся обучающим учреждением, именно в обучении лежит сфера её зримой ответственности. От уровня подготовки учащегося зависит в конечном итоге, как его собственное будущее благополучие , так и качество жизни общества в целом.
Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те или иные поступки учащихся , подбор учебного материала и способы его подачи , использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся.
Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование – это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:
- Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль.
- Социально – экономические факторы.
- Психолого – педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека.
- Личностно – деятельностные факторы, которые влияют на социально – психологические новообразования в личности учащегося , в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.
- Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения: обученность, мотивация, творческие способности, здоровье, духовно – нравственное развитие.
На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью и интересом учащихся к учебному предмету. Способы познания должны стать предметом контроля, поскольку знания – это результат процесса их приобретения, а главный итог обучения – умение учащихся применять знания на практике ( в дальнейшей учёбе и жизни ).
Достичь качества знаний невозможно без системного изучения высших достижений в работе учителей и учащихся. В этом случае не обойтись без диагностики, причём такой диагностики, которая позволила бы наиболее полно оценить результаты обученности учащихся , выявляя не только знания и уровни их усвоения, но и познавательные умения, развитие творческих способностей. Поставленную задачу можно попытаться решить посредством диагностики поуровневого усвоения знаний и умений.
Методика диагностики поуровневого усвоения знаний и умений широко применяется в школьной практике и предполагает принцип составления двухмерных заданий ( на выявление знаний и умений одновременно ) и их распределение по степени восходящей сложности:
- На узнавание;
- На запоминание;
- На понимание;
- На внутритемное обобщение;
- На межтемное обобщение;
- На межпредметное обобщение.
Положительным моментом в применении данной диагностики обученности является возможность для учителя проанализировать соответствие результатов усвоения знаний и умений учащимися на каждом уроке и скорректировать задачи и технологии обучения. Применяя данную методику в системе уроков, учитель вооружает учащихся средством саморегуляции процесса познания и усвоения. Так создаются внутренние механизмы повышения качества образования, его результативности.
Модель образования 21 века – образовательное общество. Непрерывное образование должно стать основой жизни человека, условием его профессиональной мобильности, развития потенциала, творческой жизни.
Я на своих уроках также уделяю должное внимание развитию мыслительно – творческих способностей обучающихся. На заключительных уроках по изучению каждой темы я использую тематические кроссворды, викторины, ребусы, головоломки, задачи. Например: в 7 классе есть тема « Сечения и разрезы на чертежах деталей », я использую задачу « Найти правильные сечения »; в 6 классе есть тема « Чертёж детали цилиндрической формы », я использую кроссворд « Чертежи ».
Одним из путей формирования и развития графической культуры и творческих способностей обучающихся может стать выполнение проектов. Необходимо показать учащимся практическое применение полученных графических знаний и умений. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, - которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. В 11классе учащиеся выполняли индивидуально проект , в котором выполняли чертежи деталей тел вращения, рассчитывали массу и себестоимость детали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы развития мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории
в данном материале рассказывается о некоторых приёмах развития мыслительной деятельности на уроках истории: сравнении, беседе, планировании, самостоятельных письменных работах...
выступление "Повышение качества знаний через использование информационных технологии на уроках истории"
в данной статье описывается опыт использования информационнных технологии на уроках истории и повышение качества образования через использование ИТ-технологии....
Повышение качества знаний через развитие мотивации к учению
Статья о путях повышения качества знаний через развитие мотивации к учению на уроках географии...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ХИМИИ
Самостоятельная работа является важной и неотъемлемой частью любого урока, так как она заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разн...
Доклад на педагогическом совете "Повышение качества знаний преподаваемых предметов и подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ, ЕГЭ, написанию ВПР. Пути решения этих проблем"
В докладе говорится о проблемах на пути сдачи ОГЭ, ЕГЭ, написания ВПР, путях решения этих проблем....
Доклад на тему: «Повышение качества образования через развитие творческих способностей обучающихся: актуальный опыт, технологии, перспективы»
Современному обществу необходима система воспитания, формирующая в личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления. Основная особенность такого стиля мышления – умение анализировать лю...